Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование представлений о художественном образе у школьников-подростков на примере освоения музыки композиторов романтиков

Работа №162977

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2023
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗЕ У ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРОВ РОМАНТИКОВ 8
1.1. Содержание категории «художественный образ» в психолого-педагогической и музыковедческой литературе 8
1.2. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста в аспекте формирования представлений о художественном образе... 18
1.3. Музыка композиторов романтиков как предмет освоения на уроках музыки в общеобразовательной школе 27
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗЕ У ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРОВ РОМАНТИКОВ 38
2.1. Критерии, показатели и уровни сформированности представлений о художественном образе у школьников-подростков. 38
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию представлений о художественном образе у школьников-подростков на примере освоения музыки композиторов романтиков 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 71

Специфическую, характерную разновидность искусства представляет собой музыка. Язык музыки выражает человеческий опыт исключительно на основе эмоционального содержания, абсолютно не обращаясь к конкретике. Благодаря этому художественный образ музыкального произведения бытует на уровне философского познания.
Художественный образ представляет собой одну из самых сложных и, в то же время, фундаментальных категорий в сфере искусства. Это широкое понятие искусствознания, обозначающее способ трансформации явлений материального или духовного мира и итог такой трансформации, выраженный языком искусства. При этом, то или иное направление искусства обладает своими особыми средствами воплощения художественного образа. Набор путей реализации образного содержания формируется в зависимости от специфики конкретного вида искусства.
Художественный образ представляет собой одну из фундаментальных категорий любого направления искусства, выступая не только результатом творчества, но и эталоном, позволяющим оценить степень художественной ценности произведения искусства. Поэтому процесс отражения художественного образа в сознании зрителя, слушателя закономерно является одним из центральных вопросов педагогики искусства. Рассматривая эту проблему, некоторыми педагогами и психологами сам художественный образ понимается как восприятие зрителем произведения искусства, а основной функцией искусства считается материализация художественного образа.
Практические вопросы формирования представлений о художественном образе у учащихся общеобразовательной школы тем или иным образом затрагивались многими педагогами-теоретиками. В частности, в области музыкального образования эта проблема разрабатывалась Э.Б. Абдуллиным, О.А. Апраксиной, В.Н. Шацкой и многими другими.
Работа по формированию представлений о художественном образе начинается с первого класса, с самых ранних уроков музыки, однако в старших классах эта часть музыкально-образовательной деятельности становится более насыщенной и интенсивной, поскольку у школьников накапливается опыт общения с искусством, а воспринимаемый художественный образ становится более глубоким и многогранным. Кроме того, важным фактором формирования представлений о художественном образе в старших классах становится развивающаяся способность долгое время оперировать абстрактным, отвлеченным материалом.
Старшеклассники, в отличие от учащихся младших классов, могут осознанно и подробно осуществлять анализ музыкального языка произведения, определять связь особенностей музыкального языка и образного содержания музыки.
Большое значение в формировании представлений о художественном образе важное значение имеет отбор музыкального репертуара. Обращаясь к изучению образного содержания музыки, школьники должны иметь возможность общаться с эмоционально наполненными сочинениями, активно влияющих на возникновение размышлений о них.
И, рассматривая процесс отбора музыкального материала с этой позиции, одним из наиболее эффективных направлений может являться музыкальное наследие композиторов-романтиков. Яркая индивидуальность музыкального творчества романтиков воплощается в особых композиторских решениях. Музыкальное творчество эпохи романтизма передает глубину эмоциональных личности, нюансы и тонкости человеческих чувств.
Художественно-образное содержание музыки эпохи романтизма чрезвычайно глубоко и эмоционально. Внимание композиторов романтиков обращено к красоте природы и эмоциям человека, доминирующим над интеллектуальной сферой....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вначале данного исследования нами была сформулирована гипотеза, согласно которой что формирование представлений о художественном образе у школьников-подростков может осуществляться наиболее эффективно при условии понимания категории «художественный образ» во взаимосвязи его познавательного и эмоционального компонентов, использования на уроках музыкальных произведений, обладающих особой художественно-образной ценностью и глубиной, а также включения в музыкально-образовательный процесс творческих заданий, направленных на активизацию эмоционально-ценностного отношения школьников к музыке.
В рамках теоретического обоснования предложенных педагогических условий был осуществлен анализа психологической и музыкально-педагогической литературы, музыковедческих исследований, касающихся различных аспектов разрабатываемой темы. Категория «художественный образ» была описана как явление в области искусствоведения, характеризующееся параллельным формированием теоретических знаний и эмоционального восприятия слушателем музыкального произведения.
Теоретически обосновано, что среди психологических особенностей подросткового возраста наиболее важными с точки зрения влияния на процесс формирования представлений о художественном образе музыкальных произведений являются возрастающий в этот период уровень эмоциональности и самосознания. Также дано описание художественно-образного содержания музыки эпохи Романтизма как эмоционально и эстетически ценного, передающего тончайшие чувственные нюансы.
В ходе организации практической части работы нами описаны критерии сформированности представлений о художественном образе у школьников- подростков: теоретический, эмоциональный и комплексно-конструктивный критерий. По каждому критерию обозначены и описаны показатели и уровни оценки.
На формирующем этапе эксперимента была осуществлена практическая проверка эффективности предложенных условий формирования представлений о художественном образе у школьников- подростков на примере освоения музыки композиторов романтиков, сформулированных в гипотезе работы. Контрольная оценка результатов работы доказала значительный рост показателей у учащихся экспериментальной группы, что подтверждает эффективность предложенных педагогических условий.


1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
2. Арчажникова С.Н. Развитие творческого, музыкального мышления младших школьников в процессе индивидуальных занятий / В сб.: Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. - М., 1999.
3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая «Музыка», 1971.
4. Берковский Н.Я. Проблемы романтизма. - М.: 1971, с.5-8,18.
5. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - М.: Азбука-классика, «Худож. лит.», 1973. - 568 с.
6. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм М.: Аспект Пресс, 2005. - 352 с.
7. Быков А.В. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия.- М.: Высшая школа , 1990 - 368 с.
8. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость// Восприятие музыки. - М.: Просвещение, 1980. - с. 229-242.
9. Возрастные и индивидуальные особенности развития образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. - М., 1991.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.
11. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 2007.
12. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. - М.:Просвещение, 1969.-77 с.
13. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
14. Дубровская Е.А. Теория и методика музыкального воспитания детей. — М.: Просвещение, 1991. - 210 с.
15. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.- Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы.- М., 1982...(41)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ