Введение
1 Теоретико-правовые аспекты содержания проблемы наркомании
и правовых основ борьбы с нею. 6
1.1 Распространение и оборот наркотиков как социальная проблема. 7
1.2 Современное российское законодательство в сфере оборота
наркотических средств и психотропных веществ. 20
2 Оценка состояния и динамика результатов деятельности органов
власти Пензенской области по противодействию распространения наркотиков. 33
2.1 Анализ и оценка ситуации в сфере противодействия незаконного
оборота наркотиков в Пензенской области. 31
2.2 Содержание и итоги деятельности в сфере профилактики
немедицинского потребления наркотиков (по линии органов образования, физкультуры и спорта, культуры Пензенской области). 42
3 Рекомендации по совершенствованию механизма противодействия
немедицинского потребления наркотиков и профилактику наркомании. 60
Заключение 64
Список использованных источников информации 70
Приложения 77
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» среди основных угроз государственной и общественной безопасности выделяется деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 5 ст.43 раздел IV Стратегии) [11].
Незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ помимо прямого вреда жизни и здоровью граждан наносит непоправимый ущерб институтам общества и государства, выражающийся в увеличении расходов бюджетов различных уровней, снижении качества и уровня жизни конкретных домохозяйств и граждан, ухудшении криминогенной ситуации в стране.
Торговля наркотиками является глобальной проблемой, поскольку широкий круг участников, начиная с бедных распространителей и заканчивая богатыми дилерами, получают прибыль.
Важным, отягчающим ситуацию, фактором являются появление синтетических наркотиков, возможность быстрого синтезирования новых аналогов, что позволяет производителям мгновенно реагировать на конъюнктуру наркорынка. Общемировой современной тенденцией является расширение масштабов злоупотребления фармацевтическими препаратами, содержащими вещества, которые находятся под международным контролем.
С каждым годом и в России наркомания получает все большее развитие, а ее последствия позволяют говорить об угрозе национальной безопасности.
Незаконный оборот наркотических средств подрывает доверие граждан к институтам власти, оказывает негативное влияние на бизнес страны, препятствуя его развитию, поощряет рост незаконно деятельности.
Наркотики затрагивают все слои общества во всех странах, в частности, злоупотребление наркотиками наносит ущерб свободе и развитию молодежи. Наркотики представляют серьезную угрозу для здоровья и благополучия всего человечества, независимости государств, демократии, стабильности наций, а также лишают надежд миллионов людей и их семей на достойную безопасную жизнь.
Степень разработанности проблемы
Проблема незаконного оборота наркотиков интересовала и продолжает интересовать современных ученых, политиков, юристов и других исследователей, занимающихся данным исследованием. Почти у каждого ученого, деятеля в научных работах можно найти позицию, предположения по данной теме, в которых находят свое подтверждение тенденция наркотизации населения.
Изучение и разработка указанной проблемы российскими деятелями, учеными началось в середине XX века. Первым, кто в качестве предмета исследования выбрал вопросы, связанные с незаконным оборотом наркотиков явились А.Ю. Абрамов, Е.С. Витовская, В.О. Иванов, Д.Р. Гастфренд, Ю.Б. Шевцова, Ю.В. Михайлова, Н.М. Николаева, И.С. Цыбульская.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработки комплекса социальных, организационных, медицинских и процессуально- правовых механизмов, направленных на совершенствование механизма государственного регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации в целом и отдельных ее субъектах, противодействие их немедицинскому потреблению, как базовых условий профилактики наркомании среди населения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- охарактеризовать суть социальной проблемы разных стран мира и России, в том числе по распространению и употреблению наркотиков не в медицинских целях;
- проанализировать содержание современного российского
законодательства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ;
- провести анализ и оценка ситуации в сфере противодействия незаконного оборота наркотиков в Пензенской области;
- охарактеризовать содержание и итоги деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков (по линии органов образования, физкультуры и спорта, культуры Пензенской области);
- разработать рекомендации по совершенствованию механизма противодействия немедицинского потребления наркотиков и профилактику наркомании.
Объектом исследования является незаконный оборот наркотических средств как социальная проблема.
Предмет данного исследования - взаимодействие государственных структур, общественных организаций и граждан в борьбе с незаконным распостранением наркотиков.
Теоретико-методологические основы исследования составляют общенаучные методы познания. Среди них диалектический метод, системный, исторический методы, а также частные методы познания - сравнительно-правовой, формально-юридический. Для достижения объективности научных результатов использовался комплекс общенаучных, специальных и частных методов. Выводы построены в соответствии с требованиями формальной логики.
Исследование основано на использовании материалов деятельности органов государственной власти, частности органов образования, физкультуры и спорта, культуры Пензенской области.
Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения, так отмечается в «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 г. № 690 [12].
В России масштабы незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков возросли до степени угрозы здоровью нации, стабильности не только общества, но и государства. В настоящее время почти нет ни одно города или населенного пункта, где бы не было лиц, допускающих немедицинские потребление наркотиков.
Нормативно-правовая база Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ опирается на нормы и принципы международного права, рекомендованные для принятия государствами, присоединившимися к международным Конвенциям ООН в сфере оборота этих средств [36].
Современное российское законодательство в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ включает в себя: Конституцию РФ, Федеральные законы, подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти).
Первоочередным законом является ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» - базовый правовой акт, устанавливающий правовые основы, как антинаркотической государственной политики, так и политики в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, а так же определяющий структуру законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование в обозначенной сфере [4].
К сожалению, содержащиеся в федеральных законах нормы, регламентирующие оборот наркотических средств и психотропных веществ, являются явно недостаточными для осуществления комплексного системного регулирования данной сферы. Наличие большого числа противоречий между законодательными актами приводит зачастую к неоднозначному пониманию правоприменителем норм на практике.
Указы Президента в основном определяют направления общей политики государства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Пожалуй, наиболее многочисленную группу подзаконных актов, регламентирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ, составляют нормативные акты федеральных органов исполнительной власти отраслевой компетенции. Именно эти акты отвечают потребностям обеспечения оперативного регулирования изменяющихся общественных отношений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Участие в правовом регулировании легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, принимают следующие министерства и федеральные службы: Министерство юстиции РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная таможенная служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Министерство экономического развития РФ; Министерство внутренних дел РФ; Министерство здравоохранения РФ; Министерство труда и социальной защиты РФ; Министерство финансов РФ и некоторые другие.
В соответствии с официальными данными уголовно-правовой статистики, предоставленными Главным информационно-аналитическим центром МВД России в Пензенской области, регистрируется стабилизация криминогенной ситуации и снижение, как общего уровня преступности, так и уровня преступности в сфере незаконного оборота наркотиков в сравнении с 65
аналогичными показателями Приволжского федерального округа и Российской Федерации.
Так, уровень общеуголовной преступности в расчете на 100 тысяч населения в Пензенской области за 2017 год составил 917 преступлений, что на 60% ниже среднероссийского значения (1471) и на 49% ниже окружного уровня (1367).
Уровень наркопреступности в расчете на 100 тысяч населения в Пензенской области составил 96 преступлений, что на 43% ниже федерального показателя (137) и на 23% ниже окружного показателя (117).
Как показывает практика оперативно - розыскной деятельности в 2016-2017 годов крупные каналы поступления наркотических средств были организованы из регионов, входящих в Центральный федеральный округ, а именно Московской и Рязанской областей.
Ежегодно на территории Пензенской области проводится оперативно - профилактическая операция «Мак», целью которой является снижение доступности наркотических средств растительного происхождения путем выявления незаконных посевов, уничтожения очагов дикорастущих наркосодержащих растений.
Одним из факторов, оказывающих влияние на развитие наркообстановки в Пензенской области, является распространение синтетических наркотиков и новых видов психоактивных веществ. В 2017 году удельный вес синтетических наркотиков в общей массе изъятых веществ составил 32%, а по количеству фактов изъятий 70%.
Наркотизации населения способствует интенсивное использование бесконтактных способов распространения наркотических веществ с использованием современных интернет-технологий, что позволяет вовлекать в наркотрафик различные слои населения, в том числе и жителей районов Пензенской области [31].
Наиболее популярные сайты - форумы такие как - legalrc.biz, которые имеют большую популярность среди пользователей, еще до введения в законную силу Единого реестра запрещенных интернет-ресурсов, разместили на своих страницах подробные инструкции по обходу фильтров интернет- провайдеров, использованию сайтов анонимайзеров, технологии - VPN, либо Tor-браузера.
Системообразующим звеном в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков является деятельность антинаркотической комиссии Пензенской области.
Основными направлениями профилактической работы стали:
- организация первичной и вторичной профилактической работы не только с несовершеннолетними, но и с их родителями (законными представителями);
- обеспечение максимальной занятости несовершеннолетних, в том числе состоящих на профилактических учетах;
- использование форм профилактической работы, направленной на раннее выявление употребления наркотических и психотропных средств;
- вовлечение подростков и молодежи в профилактическую работу;
- организационно-методическое обеспечение профилактической работы с несовершеннолетними, допускающими употребление наркотических средств и психотропных веществ.
Правовое воспитание молодежи антинаркотической направленности также организовано ГАУ ПО «Многофункциональный молодежный центр Пензенской области» (далее - ГАУ ПО «ММЦ») в рамках работы Дискуссионного клуба «Хочу все знать».
В образовательных организациях и детских оздоровительных лагерях Пензенской области подготовлено и роздано более 10 тыс. листовок, 1700 буклетов, 1200 флаеров, размещено более 500 плакатов.
В рамках вторичной антинаркотической профилактики в образовательных организациях Пензенской области выстроена индивидуальная работа со всеми детьми, состоящими на внутреннем учете, учете в ПДН за табакокурение, распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств.
Большое внимание уделялось внеурочной занятости подростков, состоящих на учете в ПДН: посещению ими кружков, секций на базе образовательных организаций, ФОКов, бассейнов, спортивных школ, домов и центров творчества.
Одной из форм работы по раннему выявлению немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними является проведение ежегодного социально-психологического тестирования обучающихся.
Для оказания методической помощи муниципальным районам области по организации мероприятий антинаркотической направленности среди молодежи областной библиотекой для детей и юношества в 2017 году была дана методическая консультация на выездных семинарах «Работа библиотек по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения».
В условиях интенсивной информатизации общества в системе ранней профилактики наркомании ключевую роль играет информирование с использованием современных телекоммуникационных технологий населения, в том числе несовершеннолетних, о правилах поведения при попытке приобщения к наркотическим средствам, о правовых, социальных, медицинских последствиях их употребления, о положительных примерах противодействия наркопреступности.
Проведенное исследование позволило выработать ряд рекомендаций.
С нашей точки зрения необходимо дополнить пункт 5 раздела II приказа Министерства здравоохранения России от 18.12.2015 № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» пунктом 11 «Осуждённых, подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в учреждениях УИС, в целях установления состояния алкогольного, наркотического либо иного токсического опьянения».
Считаем целесообразным внесение изменений в законодательство Российской Федерации о прохождении водителями, задержанными в состоянии алкогольной или наркотической интоксикации, обязательного профилактического курса наблюдения в наркологическом учреждении на срок лишения права управления транспортным средством
1. Конституция РФ от 12декабря 1993: [Электронный ресурс]. Дата
обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант плюс» - 2018.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня1996 № 63-ФЗ: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 19.02.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 03.04.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
4. О наркотических средствах и психотропных веществах:
федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ: [Электронный ресурс]. Дата
обновления: 29.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант плюс» - 2018.
5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
6. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон 12 апреля 2010 № 61-ФЗ: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 28.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
7. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 № 390-ФЗ: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.10.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
8. О полиции: Федеральный закон от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ:
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 07.03.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
9. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04 мая 2011 № 99-ФЗ: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 31.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
10. О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Указ Президента РФ от 5 июня 2003 № 613: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
11. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 № 537: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 01.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
12. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 9 июня 2010 № 690: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 23.02.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
13. Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими
средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Постановление Правительства РФ от 06 августа 1998 № 892: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 25.05.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
14. О порядке представления сведений о деятельности, связанной с
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Постановление Правительства РФ от 04 ноября 2006 № 644: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
15. О порядке перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов: Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 года № 449: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
16. Об установлении государственных квот на наркотические средства
и психотропные вещества: Постановление Правительства РФ от 22 июня 2009 № 508: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.11.2017. Доступ из
Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
17. О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 № 1148: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
18. Об утверждении положения о лицензировании деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу I списка IV в соответствии с федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»: Постановление Правительства РФ от 11 мая 2010 г. № 318: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
19. О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом: Постановление Правительства РФ от 09 июня 2010 № 419: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
20. Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения
прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ: Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 N 640: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.06.2017. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант плюс» - 2018.
21. О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Постановление Правительства РФ от 21 марта 2011 № 181: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.06.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
22. О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 599: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.06.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
23. О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений: Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1085: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 04.07.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018..
24. Регламент ограничения доступа к сайтам, содержащих информацию о способах, методах разработки, изготовлении и использовании наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств и веществ: постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 №1101: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 21.03.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
25. Об утверждении Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества: Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 N 562н: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 17.05.2012. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
26. О профилактике зависимости от психоактивных веществ натерритории Пензенской области: Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года № 1183-ЗПО: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.10.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
27. О противодействии потреблению и распространению курительных
смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан на территории Пензенской области: Распоряжение Губернатора Пензенской области от 08 октября 2014 № 314-р: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 08.10.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
28. Об утверждении государственной программы Пензенской области
«Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области в 2014 - 2020 годах»: Постановление Правительства
Пензенской области от 22 октября 2013 года N 782-пП: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 20.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
29. Абрамов А.Ю. Наркотизация детей, подростков и молодежи
России. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://vestnik.mednet.ru/content/view/572/30/lang,ru/ (дата обращения 10.05.2018)
30. Абрамов А.Ю. Правовые признаки наркотических средств и психотропных веществ // Медицинский вестник Северного Кавказа. - Т. 9. - №1. - 2014. - С.108-112
31. Антинаркотическая комиссия Пензенской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.pnzreg.ru/offense/drugs_commission(дата обращения 10.05.2018)
32. Антинаркотическая стратегия государств — членов Шанхайской организации сотрудничества на 2011-2017годы Информационно-правовой
портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ufo.fskn.gov.ru/?articleID=776(дата обращения 10.05.2018)
33. Бабаян Д. Путевка в ад. - М.: Международные отношения, 1974. - 144 с.
34. В ПГУ прошел круглый стол «Профилактика наркомании в
молодежной среде». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://pnzgu.ru/news/2018/02/15/11045743 (дата обращения 10.05.2018)
35. Витовская Е.С. К вопросу о понятии «наркотик» и егоклассификаций в системе. // Национальная безопасность и стратегическоепланирование. - 2014. - №3. - С.87-90.
36. Даниелян А.А. Международно-правовые основы сотрудничества в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропныхвеществ: диссертация кандидата юридических наук. - М., 2006. - 180 с.
37. Дейвенпорт-Хайнс Р. В поисках забвения: Всемирная история наркотиков. / Пер. с англ. А.В. Савинова. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2014. - 622 с.
38. Егоров И. Виктор Иванов: Россия готова возглавить
антинаркотическую коалицию. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.rg.ru/2010/06/07/ivanov.html. (дата обращения 13.05.2018)
39. Иванов В.О. Наркоситуации в Российской Федерации: новые вызовы и угрозы. Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.narkotiki.ru/5_6614.htm(дата обращения 15.05.2018)
40. Гастфренд Д.Р., Шевцова Ю.Б. Международные подходы к организации системы комплексной реабилитации наркозависимых // Наркология. - 2013. - № 3. - С. 16-20
41. Колотилин М.Г. Сравнительный анализ клинико¬
психопатологических расстройств и качества жизни при формировании опиоидной наркомании для разработки дифференцированных подходов к терапии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. - М., 2014. - 21 с.
42. Михайлова Ю.В. Международно-правовое регулирование оборота
наркотических средств и психотропных веществ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/462/30/lang,ru/ (дата
обращения 13.05.2018)
43. Михайлова Ю.В. Наркотизация детей, подростков и молодежи
России. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://vestnik.mednet.ru/content/view/572/30/lang,ru/ (дата обращения 13.05.2018)
44. Органами прокуратуры Пензенской области организована и
проведена пятая ежегодная антинаркотическая акция «Сурский край - без наркотиков. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.procpenza.ru/news/2017/04/20/16033676 (дата обращения 04.05.2018).
45. Основные показатели по преступности. Официальный сайт
Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru/free_doc/new_site/population/pravo(дата
обращения 04.05.2018).
46. Основные технологии профилактики наркомании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: lib.znate.ru/docs/index-227317.html (дата обращения 04.05.2018).
47. Система помощи наркозависимым в России. Справка.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://ria.ru/beznarko_help/20111213/515844204.html (дата обращения
04.05.2018)
48. Состав антинаркотической комиссии Пензенской области для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Пензенской области и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.pnzreg.ru/offense/drugs_commission/off_commission/composition_commission(дата обращения 04.05.2018)
49. Цыбульская И.С. Роль неблагоприятных средовых факторов в формировании девиантного поведения детей. Меры предупреждения и коррекции. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://vestnik.mednet.ru/content/view/610/27/lang,ru (дата обращения 04.05.2018)