ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности 13
1.3. Работа педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников 23
ГЛАВА 2 . ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2 .1 Констатирующий этап 33
2.2 Формирующий этап 36
2.3 Контрольный этап 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности 13
1.3. Работа педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников 23
ГЛАВА 2 . ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2 .1 Констатирующий этап 33
2.2 Формирующий этап 36
2.3 Контрольный этап 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания дошкольников. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания дошкольников, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Ребенок не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе воспитания он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое.
Актуальность этой проблемы бесспорна и главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческого потенциала. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что этот период является сензитивным для формирования основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).
Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному организацию (Т.Н. Филютина).
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно¬педагогическим путем проверить условия воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: будет более эффективным, если:: целенаправленная и систематическая работа педагога способствует эффективному воспитанию самостоятельности у детей старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности формирования самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
3. Проверить орытно-педагогическим путем условия ловиятания самостоятельности с детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент, математическая обработка данных.
База и этапы исследования: Оуытно-эксуериментальная работа проводилась на базе МАДОУ №40 г. Кызыла. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования, формирование основного положения исследования, подбор методик для определения самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап - на данном этапе была осуществлена проверка гипотезы, проверены педагогические условия организации работы по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап - обработка результатов эксперимента, письменное оформление работы, подготовка ее к защите.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания дошкольников, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Ребенок не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе воспитания он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое.
Актуальность этой проблемы бесспорна и главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческого потенциала. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что этот период является сензитивным для формирования основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).
Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному организацию (Т.Н. Филютина).
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно¬педагогическим путем проверить условия воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: будет более эффективным, если:: целенаправленная и систематическая работа педагога способствует эффективному воспитанию самостоятельности у детей старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности формирования самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
3. Проверить орытно-педагогическим путем условия ловиятания самостоятельности с детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент, математическая обработка данных.
База и этапы исследования: Оуытно-эксуериментальная работа проводилась на базе МАДОУ №40 г. Кызыла. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования, формирование основного положения исследования, подбор методик для определения самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап - на данном этапе была осуществлена проверка гипотезы, проверены педагогические условия организации работы по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап - обработка результатов эксперимента, письменное оформление работы, подготовка ее к защите.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста является актуальной в наши дни, так как большое значение имеет влияние семейной и предметно-развивающей среды на ребенка. Своей главной воспитательной задачей в детском саду должна быть целенаправленная работа педагога, побуждающая ребенка к проявлению самостоятельности.
Самостоятельность - очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
В первой главе работы мы рассмотрели теоретические аспекты по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.
Во второй части исследования мы провели опытно-педагогическую работу по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.
После повторного исследования уровня самостоятельности дошкольников и анализа полученных результатов мы можем сделать вывод о важности воспитании самостоятельности старших дошкольников, но это при условии систематической целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности.
Таким образом, наша цель достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.
Самостоятельность - очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
В первой главе работы мы рассмотрели теоретические аспекты по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.
Во второй части исследования мы провели опытно-педагогическую работу по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.
После повторного исследования уровня самостоятельности дошкольников и анализа полученных результатов мы можем сделать вывод о важности воспитании самостоятельности старших дошкольников, но это при условии систематической целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности.
Таким образом, наша цель достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Трудовая деятельность как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста (Уральский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ АППЛИКАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание самостоятельности в совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2018 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024



