Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №16295

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1508
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности 13
1.3. Работа педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников 23
ГЛАВА 2 . ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2 .1 Констатирующий этап 33
2.2 Формирующий этап 36
2.3 Контрольный этап 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58


Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания дошкольников. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания дошкольников, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Ребенок не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе воспитания он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое.
Актуальность этой проблемы бесспорна и главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческого потенциала. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что этот период является сензитивным для формирования основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).
Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному организацию (Т.Н. Филютина).
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно¬педагогическим путем проверить условия воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: будет более эффективным, если:: целенаправленная и систематическая работа педагога способствует эффективному воспитанию самостоятельности у детей старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности формирования самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
3. Проверить орытно-педагогическим путем условия ловиятания самостоятельности с детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент, математическая обработка данных.
База и этапы исследования: Оуытно-эксуериментальная работа проводилась на базе МАДОУ №40 г. Кызыла. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования, формирование основного положения исследования, подбор методик для определения самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап - на данном этапе была осуществлена проверка гипотезы, проверены педагогические условия организации работы по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап - обработка результатов эксперимента, письменное оформление работы, подготовка ее к защите.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста является актуальной в наши дни, так как большое значение имеет влияние семейной и предметно-развивающей среды на ребенка. Своей главной воспитательной задачей в детском саду должна быть целенаправленная работа педагога, побуждающая ребенка к проявлению самостоятельности.
Самостоятельность - очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
В первой главе работы мы рассмотрели теоретические аспекты по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.
Во второй части исследования мы провели опытно-педагогическую работу по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.
После повторного исследования уровня самостоятельности дошкольников и анализа полученных результатов мы можем сделать вывод о важности воспитании самостоятельности старших дошкольников, но это при условии систематической целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности.
Таким образом, наша цель достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.



1. Акимова, Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева В.Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб.: Речь, 2002. - 245 с.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология: СПб.: Речь, 2004. - 213 с.
3. Акулова, Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. // Дошкольное воспитание. - 2009. - №9 - с. 52-58.
4. Белошистая, А.В., Жукова О.Г. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома. // Детский сад от А до Я. - 2007. - №1 - с. 148¬158.
5. Бехтерева, Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №8 - с. 36-45.
6. Блонский, П.П. Дошкольный возраст. // Блонский П.П. Педология. - М., 2006. - с. 89-119.
7. Борисова, О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2010. - №1 - с. 124-132.
8. Букина, Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №12 - с. 28-33.
9. Буре, Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. - 3-е изд., перераб. И доп.- М.- : Издательство «Ювета», 2008. - 280 с.
10. Веракса, Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология. - М.: 2008. - 475 с.
11. Волженина, Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. // Журнал «Виноград». - 2010. - №37. - с. 20-23.
12. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы 4-е издание, переработанное: Питер; СПб., 2009. - 503 с.
13. Горшенина, В. В, Самошкина И.В, Черкасова Н.П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. / Волгоград: Панорама. 2007. - 216 с.
14. Гуськова, Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок. // Дошкольное воспитание. - 2009. - №11 - с. 60-64.
15. Детская практическая психология: Учебник./ Под редакцией Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 348 с.
16. Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: «Просвещение», 2007. - 365 с.
17. Дошкольная педагогика. /Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2008. - 320 с.
18. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. - 179 с.
19. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье. Методические рекомендации. - М.: «Просвещение», 2009. - 155 с.
20. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 2009.-220 с.
21. Зеньковский, В.В. Психология детства. - М.: Школа - Пресс, 2006. -270 с.
22. Иванов, В.Д. Самодеятельность, самостоятельность,
самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников. - М., 2008.- 315 с.
23. Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. Санкт- Петербург. Издательство «Речь», 2007. - 148 с.
24. Каплан, Л.И. Первые проявления самостоятельности. /Каплан Л.И. Посеешь привычку - пожнёшь характер. - М., 2010. - 209 с.
25. Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль. «Академия развития», 2009. - 300 с.
26. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений - 4-е издание, стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 425 с.
27. Кон , И.С. Психология самостоятельности. // Педагогика здоровья. - М., 2005. - 287 с.
28. Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 405 с.
29. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2009. - 495 с.
30. Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 2007. - 475 с.
31. Малик, О.А. Условия развития самостоятельности детей на занятиях аппликацией. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 142 - 147.
32. Маркова, Т.А. Воспитание дошкольника в семье. - М., 2011. - 166 с.
33. Микляева, Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 17-23.
34. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 197 с.
35. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 430 с.
36. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик. Изд. Центр «Эльфа», 2007. - 205 с.
37. Платохина, Н.А. Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с историей и культурой родного края. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 108-115.
38. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Под ред. Райгородского, Д.Я. - Самара: Бахрах, 2009. - 395 с.
39. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др. М.: Просвещение, 2009. - 200 с.
40. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / В 2-х т. - Т.1. - М.: Педагогика, 2012. - 340 с.
41. Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2006. - 445 с.
42. Смирнова, Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. - М.: Дрофа, 2008. - 375 с.
43. Смирнова, Е.О., Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. - М.: Дрофа, 2006. - 162 с.
44. Смирнова, Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика отношения в онтогенезе ребенка. // Вопросы психологии - 2007. №2. - с. 28.
45. Соколов, В.С. Ступеньки в большой мир. // Дошкольное воспитание-2008. - №9. - с. 122.
46. Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2006. - 293 с.
47. Теплюк, С. Истоки самостоятельности // Дошкольное воспитание. 2005. - №7 - С. 67.
48. Толковый словарь русского языка. / Под редакцией Дмитриева, Д.В.
- М.: Астрель, 2006. - 499 с.
49. Трубайчук, Л.В. Социальная компетентность дошкольника. // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации социального развития детей дошкольного возраста: Материалы V Международной научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - с. 300-307.
50. Целуйко, В.М. Психология современной семьи. М., 2009. - 235 с.
51. Чехонина, О.И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 101 - 107.
52. Шапарь, Б.В., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2007. - 321 с.
53. Шептихина, Г.В. Семейные взаимоотношения как условие развития активной жизненной позиции у детей старшего дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - С. 32-39.
54. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №8 - С. 28-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ