Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОЛОНТЁРСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Работа №162939

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Экологические вопросы - вопросы культурного развития современного человека для его жизни на Земле 7
1.1. От экологической грамотности - к экологической культуре.... 7
1.2. Экологические волонтерские благотворительные проекты для
формирования экологической культуры молодежи 18
1.3. Современные возможности организации и поддержки волонтерской
экологической социально-проектной деятельности учащихся 23
Глава 2. Современные возможности и перспективы решения
экологических проблем с участием молодежи в Таджикистане 27
2.1. Географические, экономические и социокультурные особенности
подходов к экологическим вопросам в Таджикистане 27
2.2. Современные проблемы и возможности участия населения Таджикистана
в решении экологических проблем 29
2.3. Организация и проведение эмпирического исследования для изучения
возможностей и перспектив решения экологических проблем в с. Гезани Боло силами местного сообщества при участии молодежи 35
2.4. Перспективная разработка волонтерского экологического проекта,
реализуемого с участием школьников населенного пункта Гезани Боло 46
Заключение 55
Список использованной литературы 57

Экологические вопросы и экологические проблемы - исключительно важная часть современной жизни всей нашей планеты, ее биосферы. Без серьезного осмысления и комплексного решения этих проблем может в будущем стать невозможным само существование человека на Земле. Непонимание и нерешение экологических проблем является угрозой для стремлений людей к благополучной и здоровой жизни. В этой связи актуализируется вопрос о роли и значимости экологической просвещенности и грамотности современного человека.
Экологическая грамотность человека - это его особая качественная личностная образовательная характеристика, позволяющая ему осознанно бережно и хозяйственно относиться к окружающему миру, природе, биосфере, не вредить и не разрушать их. Формирование экологической грамотности - необходимая первая культурно-образовательная ступень, которая должна быть включена в образовательные и социальные компоненты современной подготовки школьников любой страны к будущей взрослой жизни в техногенном обществе.
Формирование экологической грамотности учащихся необходимо для создания у всех государств перспектив устойчивого будущего, участниками и организаторами которого как раз и должны будут в скором времени стать сегодняшние школьники. Им в будущем предстоит решать вопросы улучшения жизни людей, и поэтому вопросы экологии всегда будут оставаться на первом плане.
Экологическая грамотность является необходимым условием для развития экологического мышления личности, без чего невозможно формирование экологического мировоззрения и экологической культуры людей. Экологическое мышление - неотъемлемый атрибут экологического мировоззрения, видимым проявлением которого становится экологическая культура человека, которую он демонстрирует социуму не только через свои слова, но в первую очередь через свое общественное поведение, действия, поступки.
Наиболее эффективным способом формирования любой культуры человека, экологической в том числе, является включение его в те социальные отношения и виды деятельности, где эта культура присутствует и характерно проявляется. Для проявлений экологической культуры одним из наиболее ярких пластов жизнедеятельности людей является их социально­проектная общественная активность. В экологической сфере, соответственно, это организация и проведение социально -экологических проектов.
Проблема вовлечения молодежи, школьников, студентов, в экологические социально-проектные активности оказывается одной из серьезных задач работы современной образовательной сферы. Особенно ценно в общественном отношении участие молодежи в социально значимых проектах на добровольных, волонтерских началах. Такое участие это особый вид практической благотворительности, которая обеспечивается не денежным вкладом, а личностным деятельностным участием. И это формирует особые культурно-личностные основания человека.
Создание возможностей для участия школьников в экологических волонтерских проектах, творящих благо для природы: Земли и людей, непростая социальная и образовательная задача, которая в явном виде не решается официальными системами образования. Эта культура в первую очередь формируется в общественном, гражданском культурном секторе жизни. Такие вопросы актуальны для всех стран, в том числе и для России, и для Таджикистана.
Поиск современных возможностей приобщения молодежи, школьников к экологической культуре через участие в разработке и реализации реальных экологических проектов, значимых для населения конкретных городов и сел в России и Таджикистане, является основным научно-проблемным планом исследования.
Объект исследования - экологические вопросы жизни современного общества и вопросы развития экологической культуры населения.
Предмет исследования - вопросы экологического образования и формирования экологической культуры молодежи, школьников.
Цель исследования - выявление востребованности в волонтерских социально-экологических проектах в Республике Таджикистан (РТ), в которых участвуют школьники и другое население, и создание разработки такого проекта для реализации в с. Гезани Боло (РТ) для решения реальных экологических проблем села при активном участии школьников .
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ научно -педагогических источников по всем
значимым аспектам проблематики исследования (экология, экологическая грамотность, экологическая культура, экологические проекты, волонтерство, благотворительность и др.).
2. Определение основного перечня наиболее распространенных в мире экологических проблем.
3. Определение основного перечня наиболее распространенных в Республике Таджикистан экологических проблем и возможных способов их решения.
4. Разработка и проведение эмпирического исследования (анкетного опроса) для выявления отношения населения с. Гезани Боло (РТ) к вопросам экологии, экологической культуре и общественным экологическим инициативам.
5. Статистический анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования (опроса жителей с. Гезани Боло), определение на этой основе предпосылок для реализации разработки и реализации социально - экологического волонтерского проекта с участием школьников .
6. Выполнение перспективной разработки социально-экологического благотворительного проекта для с. Гезани Боло, привлекающего к участию школьников и других жителей села на волонтерских началах.
При решении поставленных задач использовались следующие теоретические и эмпирические методы исследования: комплексно-целевой анализ научных источников (анализ терминов и понятий, социокультурных концепций, опыта социальных практик и др.); разработка опросной анкеты; проведение анкетного опроса, методы количественной и качественной обработки данных анкетирования; статистический и интерпретационный анализ результатов анкетного исследования; сравнение; обобщение.
Основная практическая значимость исследования заключается в создании прецедента стимулирования социально-экологических активностей, процессов формирования экологической грамотности и культуры населения РТ (одного государства), практически инициированных из другого государства (России), а также в разработке конкретного социально - экологического проекта для с. Гезани Боло, привлекающего к участию школьников, который будет реализован в 2024 г.
Эмпирической базой исследования являлось социальное пространство с. Гезани Боло (РТ), сообщество его жителей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В исследовании обуславливалась и решалась общекультурная задача создания особых социально-активностных условий для формирования у молодых людей экологической грамотности и развития их экологической культуры через их приобщение к экологической волонтерской социально­проектной деятельности.
Для этого в ходе исследования рассмотрены современные трактовки понятия «экология» и представления о существующих экологических проблемах. Рассмотрен опыт организации экологического образования в России и Таджикистане. Отмечена важность социально -проектных технологий для этого образования.
Освещены и в достаточной степени раскрыты в научно-педагогическом смысле понятия «экологическая грамотность», «экологическое мышление», «экологическое мировоззрение» и «экологическая культура». Высвечена взаимосвязь и смысловые различия этих понятий.
На основе материалов научных и иных информационных источников проявлены картины основных типичных экологических проблем в России и Таджикистане, характеризующиеся геграфическими, климатическими, экономическими, социокультурными и другими спецификами.
В приоритетном целевом фокусе исследования были вопросы инициации экологических социокультурных практик с участием молодых людей, школьников в Таджикистане. Исходная возможность такой инициации рассматривалась через использование инструментов опроса на экологическую тему населения одного населенного пункта Таджикистана - села Гезани Боло, с последующим выходом на перспективную разработку экологического проекта, в котором будут участвовать школьники этого села.
Для анкетного опроса была разработана специальная опросная анкета. В реальной практике она имела две языковых версии - русскую и таджикскую, так как анкета разрабатывалась в России для проведения опроса в Таджикистане, где есть немало населения, особенного молодого, совсем или почти не знающего русского языка.
Проведенный опрос позволил выявить, какие с точки зрения жителей Гезани Боло, есть экологические проблемы в их населенном пункте, в чем они видят причины их наличия и нерешенности. Было изучено мнение населения, кто должен заниматься экологическими проблемами в городах и селах. А также была составлена аналитическая картина готовности и стремлений жителей села, участвовать в решении его экологических проблем. Большинство респондентов указывали на необходимость участия самих жителей села в решении проблем экологии. И все отвечавшие на вопросы анкеты выражали готовность лично участвовать в экологических проектах у себя на малой родине. В опросе участвовало 24 жителя села разных возрастов - от 16 до 52 лет.
Анализ данных эмпирических опроса показал не только потенциальную готовность людей Гезани Боло к участию в экологических акциях и мероприятия, но и наличие у некоторых из них своих проектно - экологических идей и желания их реализовывать, в том числе идей у молодых людей - школьников и студентов.
С учетом полученной в опросе информации была выполнена перспективная разработка социально-экологического проекта для Гезани Боло и его жителей, включающая несколько эколого-проектно­деятельностных составляющих - очистка, облагораживание и окультуривание земельных территорий села, озеленение, создание зон досуга. Практическая реализация этого проекта запланирована на весну -лето 2024 г.
Особым реальным эффектом-следствием проведения эмпирического исследования - опроса жителей села, стал тот реальный факт, что 15 июля 2023 г. в Гезани Боло будет проходить экологическое мероприятие - общепоселковая акция по уборке мусора и очистке территории села. Такой социокультурный эффект не был и не мог быть первоначально запланирован.


1. Алексеева. Учебник «Экология»- М, Просвещение, 2002 г. - 98 с.
2. Асламов Б.С., Ашуров С.Г., Экологическая безопасность в Республике
Таджикистан //Экологические проблемы и рациональное использование природных ресурсов, Душанбе, 2012. -с 146-151 (2)
3. Артеменко, В.В. Планировка сельских населенных мест [Текст]: учебник / В.В. Артеменко [и др.]. - М.: Колос, 1997. - 272 с.
4. Бадарчы Д.М. В сборнике: студенческая наука - взгляд в
будущее. материалы XVII Всероссийской студенческой научной конференции. Красноярск, 2022. С. 138-141.
5. Береснева Н.Б., Михайлова А.А. Ландшафтное проектирование
пришкольного участка. //Первое сентября, Биология. 2007. - №8, 9. 6.
Бобрецова В.М. Решение проблем экологии путем современных систем озеленения // Международный студенческий научный вестник. - 2018. -№5
7. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой
8. В сборнике: Строительство - формирование среды
жизнедеятельности. Сборник трудов Семнадцатой Международной межвузовской научно -практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. 2014. С. 987-992.Лиляк А.И., Егорова Л.В., Асхадуллин А.А., Нуриев Р.Р., Семенов В.С.
9. Виноградова, Е. В. Конституционные приоритеты экологического образования и воспитания экологической культуры - инвестиции в будущее России // Правовая политика и правовая жизнь. - 2022. - № 3. - С. 199-206.
10. Грибков В.А., Даниэльс Дж. Константинович. Экологическое мышление -
основа преемственности при высшем образовании: учебно -методическое пособие. Саратов: Изд-во СГТУ, 2015. Ссылка:
http://elib.sstu.rU/bitstream/10995/42222/2/Gribkov.pdf
11. Дмитриева П.В.В сборнике: Студенческая наука - взгляд в
будущее. Материалы ХУ! Всероссийской студенческой научной
конференции. Красноярск, 2021. С. 95-97
12. Дроган М.В. Основы школьного декоративно -оформительского искусства: учебно-методическое пособие. - М.: Просвещение, 1983
13. Ильин, И. В. Образование, общество, природа. Эволюционный подход и глобальные перспективы / И. В. Ильин, А. Д. Урсул. - Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" Издательский Дом (типография), 2016. - 560 с. - ISBN 978-5-19-011141-5. - EDN PPWZDT. (8)
14. Левоча - село мое родное. https://pandia.ru/text/80/377/3369.php
15. Коробкин В.Н., Передельский Л.В., «Экология в вопросах и ответах»....47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ