Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие позитивных социальных представлений о родительстве у женщин репродуктивного возраста в процессе группового консультирования

Работа №162925

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы144
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Реферат 3
Введение 10
Глава1. Теоретические аспекты развития позитивных социальных представлений о родительстве у женщин репродуктивного возраста в процессе
группового консультирования 16
1.1. Понятие «родительства» в современной науке 16
1.2. Подходы к пониманию социальных представлений в современной
науке 23
1.3. Направления развития позитивных социальных представлений о
родительстве 31
1.4. Возможности группового психологического консультирования для
развития позитивных социальных представлений о родительстве 42
Выводы по Главе 1 51
Глава2. Эмпирическое исследование возможностей группового консультирования как средства развития позитивных социальных представлений о родительстве 53
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 53
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию
позитивных социальных представлений о родительстве 77
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 85
Выводы по Главе 2 90
Заключение 93
Список использованных источников 96
Приложение 104

Происходящие сегодня социальные изменения в разных сферах жизни общества, безусловно, затрагивают и сферу родительства.
В нашей стране несмотря на то, что принята масса законов и мер с целью улучшения демографической ситуации, поддержки деторождения и профилактике абортов, до сих пор сохраняется тенденция сокращения населения. По данным Росстата за время существования нового государства Российская Федерация (1992-2018 гг.) естественная убыль населения страны составила более 13 миллионов человек.
В последнее десятилетие естественная убыль населения нивелировалась иммиграцией, в результате чего происходил некоторый рост численности населения в стране. Однако в 2018 году было зафиксировано падение численности населения России на 93,5 тыс. человек. На 1 января 2019 года, по данным Росстата, в России проживало 146,8 млн. человек, что на 1,6 млн. человек меньше, чем в момент образования государства Российская Федерация.
Власть вынуждена реагировать на негативные демографические тенденции. Так, 7 мая 2012 года президент В. Путин подписал указ «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (№606). 7 мая 2018 года, президент РФ подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (№204).
Многие ученые из смежных областей: медицинской науки, социологии, демографии - активно включились в работу по исследованию данной проблемы, естественно, психологическая наука тоже не остается в стороне.
Теоретически почти каждый человек может стать родителем. Что провоцирует его на этот шаг, или, наоборот, останавливает? Каким он будет родителем? Это зависит от множества факторов. Одним из них, безусловно, является материальная поддержка государства, которая осуществляется в виде единовременного пособия по рождению ребенка и сертификата, так называемого, материнского капитала. Однако, как показывает практика, стимулирующие меры в большей степени срабатывают не на самой прогрессивной части населения. Государство же в большей степени заинтересовано в том, чтобы родительская роль выбиралась и выполнялась осознанно, поскольку от этого в большей степени зависит состояние общества, психологическое здоровье подрастающего поколения.
Вопросами семьи, определением роли родителей в воспитании детей, исследованием взаимоотношений детей и родителей, выявлением стилей и стратегий семейного воспитания занимались многие исследователи (Д. Вольф, В.Н. Дружинин, И.С. Кон, М.И. Лисина, Э. Мэин и др.).
Однако сегодня более актуальной становится понимание родительства как особой социальной роли. В западной литературе даже появился новый термин для определения этого явления - parenthood [52].
Изучение феномена родительства, c опорой на исторический подход, предполагает рассматривать его в соотношении с семейной системой. Но те социальные изменения, которые произошли в конце ХХ - начале XXI века, изменили представления о родительстве. Родительство сегодня отнюдь не означает тождественность семье: все чаще мы отмечаем тенденцию уменьшения состава семьи, стремительными темпами отмечается рост числа одиноких матерей, к тому же следует отметить еще очень важный тренд - совмещение материнства и полноценной рабочей занятости. Следует т акже упомянуть про тенденцию отложенного родительства, когда рождение ребенка откладывают до времени достижения определенного возраста, профессиональной реализации или материально обеспеченного благосостояния и про тенденцию отказа от рождения детей (childfree). Также имеет место, напротив, настойчивое желание иметь детей вопреки медицинским противопоказаниям.
Родительство сегодня изучается и как место родителя в широком социуме, и как практики воспитания детей, и как переживание собственной успешности как родителя. Конечно, феномен «родительство» продолжительное время рассматривался с точки зрения социологии. Е.Г. Смирнова в своем исследовании ставит акценты на анализ существующих работ, которые направлены на изучение феномена родительства. Ученый приходит к выводу, что на сегодняшний день более или менее исследованы лишь его социокультурные аспекты (Т.А. Гурко, И.С. Кон, М. Мид), общая структура (М.О. Ермихина, Р.В. Овчарова), гендерные аспекты (В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова) и отдельные компоненты (С.С. Жигалин, Е.В. Милюкова, A.C. Спиваковская, Л.Б. Шнейдер и др.).
Таким образом, родительство рассматривается как феномен, социально - психологической области, включающий в себя эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, а также представлений и убеждений относительно себя как родителя. Представления и убеждения могут быть реализованными во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства и характеризоваться высокой степенью осознанности.
Поскольку отталкивались мы от демографической ситуации в стране, которая нуждается в сознательном, образованном, успешном новом поколении и желательно в не отсроченном будущем, одним из возможных вариантов поддержки и стимулирования людей репродуктивного возраста на деторождение станет адекватное, ментально привязанное к России, социальное, позитивное представление о родительстве
Актуальность данной проблемы, а также необходимость поиска эффективных способов развития социальных представлений определила тему нашего исследования: «Развитие позитивных социальных представлений о родительстве у женщин репродуктивного возраста в процессе группового консультирования».
Цель исследования: составить и апробировать программу группового консультирования, направленную на развитие позитивных социальных представлений о родительстве.
Объект исследования: процесс развития позитивных социальных представлений о родительстве у женщин репродуктивного возраста.
Предмет исследования: групповое психологическое консультирование как средство развития позитивных социальных представлений о родительствеу женщин репродуктивного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме развития социальных представлений о родительстве у женщин репродуктивного возраста в процессе группового консультирования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения социальных представлений о родительстве.
3. Провести констатирующее исследование социальных
представлений о родительстве в экспериментальной группе, проанализировать и описать результаты.
4. Разработать и апробировать программу групповых консультаций, которая будет способствовать развитию позитивных социальных представлений о родительстве.
5. Проследить динамику в уровнях развития социальных представлений в исследуемой группе, с целью определения эффективности консультативных мер.
6. Проанализировать результаты исследования, проверить гипотезу исследования с помощью методов математической статистики, сделать выводы.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс развития позитивных социальных представлений о родительстве у женщин репродуктивного возраста, будет результативным, если:
1) организовать групповое консультирование, предоставив возможности открытого безопасного диалога с группой;
2) в процессе консультирования будут применены техники, способствующие расширению границ мировоззрения, обмена опытом и преобразования структурного наполнения представления о родительстве;
3) консультирование будет направлено на развитие самоценности роли родителя, принятию ответственности, формированию образа «я как родитель».
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Опросные методы.
3. Проективные методы.
4. Эксперимент.
5. Методы математической статистики для обработки полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: компания ООО «МФЦ Полюс» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте от 22 до 40 лет.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
• исследования феномена «социальное представление» С. Московичи, Д. Жодле, Л.Г. Почебут,К.А.Абульхановой-Славской и др.;
• исследования феномена «родительство» Овчаровой Р.В., Г.Г. Филипповой, Е.Г. Смирновой, К.Н. Поливановой и др.;
• исследования в области группового консультирования Дж. Кори, Р. Кочунаса, С. Глэддинга, Н.Н. Обозова и др.
Теоретическая значимость: рассмотрены современные подходы к определению понятиям «родительство» и «социальное представление» в психологии. Уточнены возможность и специфика развития позитивных социальных представлений о родительстве. Рассмотрены особенности процесса группового психологического консультирования как средства развития позитивных социальных представлений о родительстве, а также осуществлен анализ приёмов и средств, способствующих, комплексному развитию его компонентов.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы психологами-консультантами для определения путей и способов развития позитивных социальных представлений о родительстве у женщин репродуктивного возраста, а также для использования специалистами в рамках работы с детско-родительскими отношениями. Апробированная программа группового консультирования на базе одной из организаций г. Красноярска вошла в состав программ внутреннего обучения сотрудников.
Структура диссертации: работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертационного исследования составил 135 страниц текста,
проиллюстрированного 7 рисунками и 5 таблицами.
Итогом нашего исследования на данном этапе является подтверждение высказанной гипотезы: применение группового консультирования в процессе развития представлений о родительстве у женщин репродуктивного возраста будет эффективно.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время отмечается тенденция к увеличению обращений научных исследователей к изучению феномена родительства.
Родительство можно рассматривать как социально-психологический феномен, который представляет собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, а также представлений и убеждений относительно себя как родителя, которые реализуются во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства.
Актуальное состояние современного социума требует получения новых знаний о родительстве как самостоятельном явлении. В связи с этим возрастает значимость социальных представлений, на основе которых в социуме вырабатывается некоторая модель «родителя», идеального образа, отвечающего запросам времени эталона.
В данной работе были изучены теоретические основы п онятия родительства в современной науке: представлено описание различных определений родительства, освещены подходы к пониманию представлений о родительстве и возможности группового психологического консультирования для развития позитивных социальных представлений о родительстве.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей представлений о родительстве у женщин репродуктивного возраста и уровня сформированности этих представлений
Результатом констатирующего эксперимента было выявление у 11% респондентов низкого уровня развития социальных представлений о родительстве, у 59 % - среднего уровня и 30% респондентов
продемонстрировали высокий уровень развития представлений о родительстве.
Для родителей с высоким уровнем развития социальных представлений о родительстве характерна отчетливо выраженная потребность в
ответственном подходе к роли родителя, которая является для них наиболее приоритетной, для них важно понимание роли воспитания как системного процесса и сотрудничества. Поведение таких родителей характеризуется стабильностью и последовательностью.
Родителей со средним уровнем развития социальных представлений о родительстве отличает достаточно хорошее знание «существенных» качеств родительства, потребность понимания и осознания родительства реализуется наряду с остальными потребностями, поведение, главным образом, стереотипное, усвоенное в прародительской семье.
Родителям, демонстрирующим низкий уровень развития социальных представлений о родительстве характерно наличие недифференцированных, скудных, преимущественно периферийных составляющие представления о родительстве. Родительство для них не значимо. Поведение не подвергается прогнозу, поскольку весьма ситуативно, зависимо от случайных обстоятельств, не последовательно и зачастую не осознаваемо.
Родители со средним уровнем развития социальных представлений о родительстве, и тем более, группа с низким уровнем, на наш взгляд, нуждаются в целенаправленной организованной психологической помощи. Помощи, которая подразумевает формирование адекватных представлений о родительстве, представлений, сформированных в позитивном ключе, представлений, которые соответствуют потребностям реального времени и способны отражать реальную действительность.
В ходе формирующего эксперимента была разработана программа группового консультирования, направленная на развитие позитивных социальных представлений о родительстве.
С целью определения эффективности разработанной программы группового консультирования, было проведено контрольное исследование. Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений уровня развития социальных представлений о родительстве у участников консультирования. Это подтвердилось 94
статистической проверкой различия. Результаты контрольного исследования позволили говорить о том, что применение группового консультирования в процессе развития представлений о родительстве у женщин репродуктивного возраста, будет результативным.
Результаты исследования могут быть использованы психологами - консультантами для определения путей и способов развития позитивных социальных представлений о родительстве у женщин репродуктивного возраста, а также для использования специалистами в рамках работы с детско- родительскими отношениями. Апробированная программа группового консультирования на базе одной из организаций г. Красноярска вошла в состав программ внутреннего обучения сотрудников.


1. Абрамова А.А. Формирование культуры родительства в современном российском обществе: дисс. ... канд. культ. наук: 24.00.01. М., 2011. 176 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 224 с.
3. Акутина С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы. - Н. Новгород: НГПУ, 2009. 283 с.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания М.: Аспект Пресс, 2009. С. 303.
5. Антонов А.И. Проблемы методологии и методики исследования репродуктивного поведения семьи. М., 1983.
6. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. Издательство: Наука, Смысл. 1999. 350 с.
7. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. Автореферат докторской диссертации. Москва, 1987. 35 с.
8. Батуев А.С. Психофизиологичекие доминанты материнства. //Психология сегодня. 1996. вып.4. с.69-70.
9. Бердичевская Е.А. Семья и школа как партнеры: 8 вопросов для родителей // Классный руководитель. 2005. № 5. С. 113-115.
10. Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. М.: Мысль, 1988. 237 с.
11. Боровикова Л.Л. Проблемы современной семьи и мир детства //
Социальное обслуживание семей и детей: Научно-методический сборник. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургское ГБУ «Городской информационно-
методический центр «Семья». 2014. №2. С. 14-28.
12. Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций. М.: ПриорИздат, 2005. 240 с.
13. Глезденева О.В. Модели родительства и факторы их формирования в современной России: социологический анализ: дисс. ...канд. социолог. наук: 22.00.04. М., 2007. 242 С.
14. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998. 269 с.
15. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. С.8....83


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ