РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения обучающихся основной школы 7
1.1 Понятие и содержание «профессиональное самоопределение» в
педагогике 7
1.2 Профессиональное самоопределение как важная составляющая
профессиональной социализации личности 13
Глава 2. Анализ организвции профессионального самоопределения в МБОУ Лицей №2 г. Красноярска 36
2.1 Характеристика образовательного учреждения 36
2.2 Анализ организации профессионального самоопределения учащихся
МБОУ Лицей №2 49
Глава 3. Совершенствование организации профессионального самоопределения в образовательных организациях 58
3.1. Методические рекомендации по совершенствованию профессионального
самоопределения 58
3.2. Апробация и эффективность предложений развитию профессионального
самоопределения основной школы 62
Заключение 66
Список используемых источников 69
Приложение 1 78
Приложение 2 79
Приложение 3 80
Приложение 4 90
Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения обучающихся основной школы 7
1.1 Понятие и содержание «профессиональное самоопределение» в
педагогике 7
1.2 Профессиональное самоопределение как важная составляющая
профессиональной социализации личности 13
Глава 2. Анализ организвции профессионального самоопределения в МБОУ Лицей №2 г. Красноярска 36
2.1 Характеристика образовательного учреждения 36
2.2 Анализ организации профессионального самоопределения учащихся
МБОУ Лицей №2 49
Глава 3. Совершенствование организации профессионального самоопределения в образовательных организациях 58
3.1. Методические рекомендации по совершенствованию профессионального
самоопределения 58
3.2. Апробация и эффективность предложений развитию профессионального
самоопределения основной школы 62
Заключение 66
Список используемых источников 69
Приложение 1 78
Приложение 2 79
Приложение 3 80
Приложение 4 90
Актуальность исследования: для современной жизни характерно нестабильная социально-экономическая ситуация, возрастание безработицы и образование рынка труда, резкая переориентация с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие, которые в итоге требуют улучшения подготовки профессионально компетентных, мобильных и конкурентоспособных специалистов, способных в короткое
время овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и перестроить свою деятельность.
Данная проблема связана с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению, поскольку наличие рынка труда, а также отсутствие социальной защищенности личности требуют от выпускников способности быстрой адаптации к окружающей социально-экономической среде. В настоящее время все труднее выбрать путь продолжения своего образования, приобрести желаемую профессию и обрести престижную работу.
В школьные годы проявляются и развиваются различные интересы и склонности, в которых закладываются основы общего и профессионального развития личности в современном мире. Научные исследования психологов доказало, что в школе формируется одно из важных качеств личности - профессиональное самоопределение.
В Законе РФ «Об образовании» [1] подчеркивается, что содержание школьного образования должно быть ориентировано на обеспечение условий для самореализации личности, а общеобразовательная подготовка призвана обеспечивать успешное овладение профессиональными знаниями и умениями в течение всего образовательного процесса.
В настоящее время рынок труда и особенности современной социально-экономической ситуации обуславливают необходимость более раннего профессионального самоопределения учащихся школ. К моменту
окончания основной школы у учащихся должно быть сформировано осознанное профессиональное самоопределение и определен путь
дальнейшего продолжения образования. Однако исследования показывают, что за последнее время возросло число учащихся
общеобразовательных школ, не имеющих профессионального
самоопределения, и оно составляет фактически около 50%.
Таким образом, в последнее время наметилась тенденция рассматривать профессиональное самоопределение не как единичный акт выбора профессии, а как длительный процесс развития личности в рамках будущей профессиональной деятельности.
Анализ педагогических исследований по данной проблеме позволил выявить ряд трудностей.
• нечеткость жизненных планов и профессиональных намерений
учащихся основной школы;
• неподготовленность большинства к овладению ситуацией выбора профессии в будущем;
• невостребованность потенциала образовательной среды школьных учреждений в процессе профессионального самоопределения личности. Таким образом, можно указать, что трудности определили проблему
исследования, которая заключается в обосновании условий, необходимых для успешного профессионального самоопределения старшеклассников и позволили сформулировать тему настоящего исследования: "Развитие культуры профессионального самоопределения обучающихся основной школы".
В соответствии с данной темой были определены объект, предмет, сформулирована цель исследования.
Цель исследования состоит в выявлении и обосновании возможностей развития профессионального самоопределения обучающихся основной школы.
Объект исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей №2 города Красноярска.
Предмет исследования: процесс профессионального самоопределения учащихся.
В соответствии с предметом, целью были поставлены следующие задачи:
• Провести теоретические основы понятия "самоопределение", "профессиональное самоопределение", и определить их характеристики;
• Анализ процесса профессионального самоопределения обучающихся основной школы;
• Разработать рекомендации для учащихся МБОУ Лицей №2.
• Оценка эффективности по развитию профессионального самоопределения.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов:
• теоретические (сравнительный анализ научной, психологической, педагогической, методической, специальной, экономической, справочной литературы);
• статистические (статистическая и аналитическая обработка данных и результатов исследования);
• эмпирические методы (наблюдение включающий в себе целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления или процесса в целостности и динамике его изменения), анкетирование.
В процессе диссертационного исследования получены следующие наиболее важные научные результаты:
• Уточнено понятие "профессиональное самоопределение",
раскрываемого как процесс построения индивидуального жизненного плана;
• Разработана программа профессионального самоопределения для учащихся МБОУ Лицей №2.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и экспериментально апробирована программа поддержки профессионального самоопределения учащихся, которая может быть использована в практической работе учителей школ.
Обоснованность и достоверность научных положений и выводов исследования обусловлены:
• использованием научной литературы по теме исследования, официальные данные Росстата учебные и методические источники информации;
• количественным и качественным анализом результатов исследования, полученным на основе использования взаимодополняющих методов, адекватных предмету, задачам и этапам исследования; длительностью и положительными результатами эксперимента.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
время овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и перестроить свою деятельность.
Данная проблема связана с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению, поскольку наличие рынка труда, а также отсутствие социальной защищенности личности требуют от выпускников способности быстрой адаптации к окружающей социально-экономической среде. В настоящее время все труднее выбрать путь продолжения своего образования, приобрести желаемую профессию и обрести престижную работу.
В школьные годы проявляются и развиваются различные интересы и склонности, в которых закладываются основы общего и профессионального развития личности в современном мире. Научные исследования психологов доказало, что в школе формируется одно из важных качеств личности - профессиональное самоопределение.
В Законе РФ «Об образовании» [1] подчеркивается, что содержание школьного образования должно быть ориентировано на обеспечение условий для самореализации личности, а общеобразовательная подготовка призвана обеспечивать успешное овладение профессиональными знаниями и умениями в течение всего образовательного процесса.
В настоящее время рынок труда и особенности современной социально-экономической ситуации обуславливают необходимость более раннего профессионального самоопределения учащихся школ. К моменту
окончания основной школы у учащихся должно быть сформировано осознанное профессиональное самоопределение и определен путь
дальнейшего продолжения образования. Однако исследования показывают, что за последнее время возросло число учащихся
общеобразовательных школ, не имеющих профессионального
самоопределения, и оно составляет фактически около 50%.
Таким образом, в последнее время наметилась тенденция рассматривать профессиональное самоопределение не как единичный акт выбора профессии, а как длительный процесс развития личности в рамках будущей профессиональной деятельности.
Анализ педагогических исследований по данной проблеме позволил выявить ряд трудностей.
• нечеткость жизненных планов и профессиональных намерений
учащихся основной школы;
• неподготовленность большинства к овладению ситуацией выбора профессии в будущем;
• невостребованность потенциала образовательной среды школьных учреждений в процессе профессионального самоопределения личности. Таким образом, можно указать, что трудности определили проблему
исследования, которая заключается в обосновании условий, необходимых для успешного профессионального самоопределения старшеклассников и позволили сформулировать тему настоящего исследования: "Развитие культуры профессионального самоопределения обучающихся основной школы".
В соответствии с данной темой были определены объект, предмет, сформулирована цель исследования.
Цель исследования состоит в выявлении и обосновании возможностей развития профессионального самоопределения обучающихся основной школы.
Объект исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей №2 города Красноярска.
Предмет исследования: процесс профессионального самоопределения учащихся.
В соответствии с предметом, целью были поставлены следующие задачи:
• Провести теоретические основы понятия "самоопределение", "профессиональное самоопределение", и определить их характеристики;
• Анализ процесса профессионального самоопределения обучающихся основной школы;
• Разработать рекомендации для учащихся МБОУ Лицей №2.
• Оценка эффективности по развитию профессионального самоопределения.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов:
• теоретические (сравнительный анализ научной, психологической, педагогической, методической, специальной, экономической, справочной литературы);
• статистические (статистическая и аналитическая обработка данных и результатов исследования);
• эмпирические методы (наблюдение включающий в себе целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления или процесса в целостности и динамике его изменения), анкетирование.
В процессе диссертационного исследования получены следующие наиболее важные научные результаты:
• Уточнено понятие "профессиональное самоопределение",
раскрываемого как процесс построения индивидуального жизненного плана;
• Разработана программа профессионального самоопределения для учащихся МБОУ Лицей №2.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и экспериментально апробирована программа поддержки профессионального самоопределения учащихся, которая может быть использована в практической работе учителей школ.
Обоснованность и достоверность научных положений и выводов исследования обусловлены:
• использованием научной литературы по теме исследования, официальные данные Росстата учебные и методические источники информации;
• количественным и качественным анализом результатов исследования, полученным на основе использования взаимодополняющих методов, адекватных предмету, задачам и этапам исследования; длительностью и положительными результатами эксперимента.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема связана с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению, поскольку наличие рынка труда, а также отсутствие социальной защищенности личности требуют от выпускников способности быстрой адаптации к окружающей социальноэкономической среде. В настоящее время все труднее выбрать путь продолжения своего образования, приобрести желаемую профессию и обрести престижную работу.
Подтверждено, что профессиональное самоопределение - это процесс поиска путей гармонизации интересов личности и профессии; процесс принятия решения о выборе профессии, обусловленный активной деятельностью субъекта и совокупностью воспитательных и обучающих действий; процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
В ходе исследования произведён междисциплинарный анализ понятия «профессиональное самоопределение», а также предпринята попытка дать собственную трактовку этого понятия.
В процессе диссертационного исследования было уточнено понятие профессионального самоопределения - как процесс построения индивидуального жизненного плана обучающихся.
Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессиональнотрудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов при выборе профессии в будущем.
Один из самых важных вопросов, который возникает в жизни каждого человека, является вопрос правильного профессионального самоопределения и выбора профессии.
Поэтому к числу основных задач профессионального самоопределения в условиях профильного обучения является создание педагогических условий для осуществления преемственности между общим и профессиональным образованием. Профильное обучение является логическим продолжением процесса развития профессионального самоопределения.
Профессиональная деятельность в жизни человека является основной его социального самоутверждения в жизненной самореализации. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессионального самоопределения обучающихся основной школы. С учетом тех, изменений которые произошли в образовательной системе - появление новых видов образовательных учреждений, разноуровневых образовательных программ, реализации профильного обучения.
Анализ проведенного нами исследования позволяет выделить уровни осмысления, описания профессиональной ориентации: методологический, научно-методический. Выявилась необходимость поиска новых подходов в организации профориентации в условиях рыночных отношений, смены парадигмы и мотивов выбора профессии у обучающихся основной школы.
Суть проблемы заключается в выявлении педагогических условий повышения профессиональной ориентации выпускников школ, способствующих правильному выбору старшими школьниками профессии с учетом их склонностей и способностей.
По результатам нашего исследования мы определили, что выдвинутая нами проблема подтвердилась: осознанный выбор профессии у обучающихся основной школы происходит в конце учебного года. Для этого был разработан элективный курс для учащихся 7 классов. Разработаны комплекс мер по профориентации учащихся и обеспечение конкретных целенаправленных действий на ориентацию выбора профессии. Данный курс способствует активизации процесса самопознания, позволит учащимся ориентироваться в профессиях и специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и реализоваться применительно к способностям, склонностям, характеру, темпераменту конкретной личности, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии.
Подтверждено, что профессиональное самоопределение - это процесс поиска путей гармонизации интересов личности и профессии; процесс принятия решения о выборе профессии, обусловленный активной деятельностью субъекта и совокупностью воспитательных и обучающих действий; процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
В ходе исследования произведён междисциплинарный анализ понятия «профессиональное самоопределение», а также предпринята попытка дать собственную трактовку этого понятия.
В процессе диссертационного исследования было уточнено понятие профессионального самоопределения - как процесс построения индивидуального жизненного плана обучающихся.
Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессиональнотрудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов при выборе профессии в будущем.
Один из самых важных вопросов, который возникает в жизни каждого человека, является вопрос правильного профессионального самоопределения и выбора профессии.
Поэтому к числу основных задач профессионального самоопределения в условиях профильного обучения является создание педагогических условий для осуществления преемственности между общим и профессиональным образованием. Профильное обучение является логическим продолжением процесса развития профессионального самоопределения.
Профессиональная деятельность в жизни человека является основной его социального самоутверждения в жизненной самореализации. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессионального самоопределения обучающихся основной школы. С учетом тех, изменений которые произошли в образовательной системе - появление новых видов образовательных учреждений, разноуровневых образовательных программ, реализации профильного обучения.
Анализ проведенного нами исследования позволяет выделить уровни осмысления, описания профессиональной ориентации: методологический, научно-методический. Выявилась необходимость поиска новых подходов в организации профориентации в условиях рыночных отношений, смены парадигмы и мотивов выбора профессии у обучающихся основной школы.
Суть проблемы заключается в выявлении педагогических условий повышения профессиональной ориентации выпускников школ, способствующих правильному выбору старшими школьниками профессии с учетом их склонностей и способностей.
По результатам нашего исследования мы определили, что выдвинутая нами проблема подтвердилась: осознанный выбор профессии у обучающихся основной школы происходит в конце учебного года. Для этого был разработан элективный курс для учащихся 7 классов. Разработаны комплекс мер по профориентации учащихся и обеспечение конкретных целенаправленных действий на ориентацию выбора профессии. Данный курс способствует активизации процесса самопознания, позволит учащимся ориентироваться в профессиях и специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и реализоваться применительно к способностям, склонностям, характеру, темпераменту конкретной личности, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Формы и методы организaции работы по профессиональному самоопределению обучающихся направления подготовки «Организация работы с молодежью» (Сургутский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Кейс-метод в профессиональном самоопределении обучающихся средней школы
при изучении предмета технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - Особенности профессионального самоопределения современных
старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017





