Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

Работа №162907

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические основы использования произведений искусства для развития речевой компетенции обучающихся основной школы на уроках английского языка 7
1.1. Понятие и сущность речевой компетенции 7
1.2. Дидактический потенциал использования произведений искусства в
обучении иностранным языкам 14
Выводы по главе 1 21
2. Опытно-экспериментальная работа по применению произведений искусства на уроках английского языка в основной школе для развития речевой компетенции обучающихся 23
2.1. Особенности обучения иностранному языку в основной школе 23
2.2. Разработка уроков по развитию речевой компетенции обучающихся 9
классов на уроках английского языка с помощью произведений искусства 26
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 31
Выводы по главе 2 37
Заключение 39
Список использованных источников 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69

Согласно Федеральному государственному стандарту одной из первостепенных задач нынешнего обучения иностранным языкам является развитие иноязычной коммуникативной компетенции [ФГОС ООО].
Будучи комплексным явлением, коммуникативная компетенция включает в себя всестороннее воспитание успешной личности, осознающей культуру как целостное воплощение мира человеческих ценностей. Это становится возможным благодаря богатому арсеналу накопленных человечеством культурных знаний, через призму которых происходит осмысление социальной реальности. Трансляция мировых культурных ценностей в первую очередь осуществляется путем раскрытия потенциала искусства, которое является проверенным цивилизационным инструментом в преодолении невежества [Орехова, 2021, с. 89­90].
Произведения разных жанров, видов и направлений искусства являются ценным средством обучения на уроках английского языка ввиду присущего им большого дидактического потенциала. Методисты признают произведения изобразительного искусства эффективным дидактическим средством, так как они восстанавливают образность мышления, стимулируют когнитивные навыки и развивают интуицию, инициативу и коммуникативные компетенции. Работа с произведениями искусства также представляет собой действенный прием повышения учебной активности обучающихся. Она способствует «созданию интеллектуально-образовательной среды» [Степанова, 2018, с. 717].
Актуальность исследования состоит в том, что произведения искусства имеют большой дидактический потенциал для предъявления речевой задачи на уроках иностранного языка, которая побуждает обучающихся к осуществлению речевой деятельности.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в основной школе.
Предмет исследования: развитие речевой компетенции обучающихся основной школы на уроках английского языка с помощью произведений искусства.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно­
экспериментальным путем проверить дидактический потенциал произведений искусства на уроках английского языка для развития речевой компетенции обучающихся основной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить сущность речевой компетенции;
• определить дидактический потенциал произведений искусства в обучении иностранным языкам;
• разработать задания для уроков английского языка с использованием произведений искусства в 9 классе;
• выявить результаты опытно-экспериментальной работы по применению произведений искусства на уроках английского языка для развития речевой компетенции обучающихся основной школы.
Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы и публикаций в периодических изданиях, анализ учебно-методического комплекса, наблюдение, опрос обучающихся, изучение творчества обучающихся, сбор данных, статистическая обработка результатов исследования.
Теоретической базой исследования послужили труды И.А. Зимней [Зимняя, 2004], М.П. Манаенковой [Манаенкова, 2018], Т.И. Скрипниковой [Скрипникова, 2018], Н.П. Таюрской [Таюрская, 2015], Д.Д. Дмитриевой [Дмитриева, 2020], Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова [Верещагин, Костомаров, 1990] и др.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при отборе произведений искусства в ходе разработки уроков английского языка для развития речевой компетенции обучающихся основной школы.
Апробация исследования была проведена на XI Всероссийской научно­практической конференции КГПУ им. В.П. Астафьева с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 5-6 декабря 2022 года, в III Международном научно­исследовательском конкурсе «Лучшая исследовательская работа 2022» (23 ноября 2022 г.) в секции «Педагогические науки», во Всероссийском профессиональном конкурсе для педагогов «Современные технологии в образовательном процессе» в номинации урок/занятие/мероприятие в 5-9 классе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Во введении обозначаются обоснование выбора темы, ее актуальность и практическая значимость, а также цель, задачи, предмет и объект данного исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы понятия и сущности речевой компетенции, ее характерные черты и механизмы формирования и развития. В ней раскрываются особенности применения различных видов произведений искусства в обучении иностранным языкам и обосновывается их дидактический потенциал.
Во второй главе представлены результаты практического применения произведений изобразительного искусства на уроках английского языка в 9 классе. Выявлены особенности обучения иностранному языку в основной школе, которые учитывались в процессе проведения уроков английского языка. В результате практики были разработаны и проведены уроки с использованием фотографии и граффити, был проанализирован уровень владения устными видами речевой деятельности обучающихся по входному и итоговому тестированиям , результаты которых отражают успешность проведения нашего исследования и доказывают эффективность использования произведений искусства в обучении иностранным языкам.
В заключении указаны итоги проведенного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для достижения цели данной исследовательской работы нами был осуществлен теоретический анализ литературы, посвященной основам формирования и развития речевой компетенции.
В результате изучения различных источников мы пришли к выводу о том, что совокупность речевых умений, владение которыми позволяет осуществлять речевое общение как в непосредственной, так и в опосредованной формах является основным параметром при определении сформированности речевой компетенции. Активизации речевой деятельности способствует применение визуальных материалов, которые помогают в развитии умственных и речевых способностей обучающихся.
В ходе исследования мы выявили, что в роли таких материалов могут выступать различные виды произведения искусства. Интеграция работы с произведениями искусства и речевой деятельности способствует развитию у обучающихся как критического, так и творческого мышления, результаты которого реализуются в их речевой активности. Произведения искусства также развивают умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога. Грамотно подобранные визуальные виды искусства имеют прочную связь со структурой речевой деятельности, характеризующейся целенаправленностью, мотивированностью и осмысленностью.
Во второй главе были описаны особенности обучения иностранному языку в основной школе. Развитие как физиологических, так и психологических особенностей обучающихся является характерной чертой обучения иностранному языку в основной школе. Успешность применения методов обучения иностранным языкам во многом зависит от учебного сотрудничества преподавателя и ученика, воспринимаемого в глазах педагога как личность в совокупности всех своих потребностей, мотивов и т.д. Также были приведены требования к сформированности навыков говорения выпускника основной школы согласно четырем критериям: диапазон, точность, беглость, взаимодействие.
Разработанные нами уроки английского языка, посвященные теме современного искусства, в основу которых легло развитие навыков говорения посредством организации работы с изобразительными видами произведений искусства: фотографии и граффити, послужили базовым материалом в опытно­экспериментальной работе. Актуальность выбранных видов искусства обусловлена особенностями подросткового возраста нынешнего поколения и их тесной взаимосвязью с окружающей их современной культурой.
Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что применение произведений искусства на уроках английского языка оказывает положительное влияние на развитие навыков говорения, что является непосредственно показателем формирования речевой компетенции .
Таким образом, мы можем обозначить, что использование произведений искусства на уроках иностранного языка способствует развитию речевой компетенции обучающихся.


1. ФГОС основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 (ред. от 11.12.2020).
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
3. Альметев Ю.В. Современные методы обучения языкам народов мира, основанные на творческой деятельности // Социальная компетентность. 2019. Т. 4. № 4. С. 346-351.
4. Афанасьева И.С., Скрипкина Г.В. Психологические предпосылки включения произведений искусства в процесс обучения иностранному языку // Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков: актуальные вопросы и перспективы исследования: сб. тр. конф. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2021. С. 7-11.
5. Афанасьева О.В. Сущностная характеристика речевой компетенции //
Проблемы современной науки и образования. 2015. № 11 (41). С. 191-193.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
7. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Русский язык, 1990. 246 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 93 с.
9. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: АСТ: Астрель, 2005. 351 с.
10. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство, 1990. 224 с.
11. Дмитриева Д.Д. Использование произведений искусства в процессе обучения иностранных студентов русскому языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. С. 62-64.
12.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно -целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 41 с.
13. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
14.Золотых Л.Г., Лаптева М.Л., Кунусова М.С., Бардина Т.К. Методика преподавания русского языка как иностранного в китайской аудитории: учеб. пособие. Астрахань: АГУ, 2012. 91 с.
15.Зябкина Л.С. Видео как эффективное аудивизуальное средство обучения РКИ // Электронный сборник трудов молодых специалистов Полоцкого государственного университета. Новополоцк: ПГУ, 2021. №38 (108). С. 220­223.....46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ