Методика проведения тувинских народных игр во время однодневных туристических походов с учащимися начальных классов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ '*• ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА 11
1.1. Эффективное использование народных подвижных игр в физическом воспитании учащихся начальных классов национальной школы Республики Тыва как педагогическая проблема 11
1.2. Использование туризма в системе физического воспитания детей школьного возраста 16
1.3 . Мотивация физического совершенствования учащихся начальных классов Республики Тыва с использованием народных подвижных игр ...24
Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЕ 34
2.1. Цель и.задачи исследования 34
2.2. Методы исследования 34
2.3. Организация исследования . 44
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТУВИНСКИХ НАРОДНЫХ ИГР В ОДНОДНЕВНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДАХ 47
3.1. Классификация тувинских народных игр и их структура применена 47
3.2. Методика проведения тувинских народных игр в однодневных туристических походах с учащимися начальной школы 56
3.3. Полученные результаты и их обсуждении 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ '*• ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА 11
1.1. Эффективное использование народных подвижных игр в физическом воспитании учащихся начальных классов национальной школы Республики Тыва как педагогическая проблема 11
1.2. Использование туризма в системе физического воспитания детей школьного возраста 16
1.3 . Мотивация физического совершенствования учащихся начальных классов Республики Тыва с использованием народных подвижных игр ...24
Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЕ 34
2.1. Цель и.задачи исследования 34
2.2. Методы исследования 34
2.3. Организация исследования . 44
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТУВИНСКИХ НАРОДНЫХ ИГР В ОДНОДНЕВНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДАХ 47
3.1. Классификация тувинских народных игр и их структура применена 47
3.2. Методика проведения тувинских народных игр в однодневных туристических походах с учащимися начальной школы 56
3.3. Полученные результаты и их обсуждении 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Актуальность. В условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физическому развитию и физической подготовленности детей и молодежи, необходимой для их успешного обучения и в будущей трудовой деятельности. Целевая направленность школьной системы физического воспитания сводится к улучшению качества обучения, формированию физической культуры личности, разработке новых педагогических и организационных основ и положений.
В связи с этим одной из основных задач в подготовке будущего полноценного, здорового поколения является создание условий для активных занятий физической культурой и спортом и использование всевозможных форм и средств, в том числе народных подвижных игр.
Этому способствуют региональные особенности национальных республик и введение в школьную систему физической культуры специализаций по различным видам спорта как наиболее прогрессивной формы совершенствования физического воспитания человека.В настоящее время совершенствование системы образования формирует не только структурные и организационно-экономические изменения, но и обновляет его содержание. Поэтому введены новые федеральные государственные образовательные стандарты от 17 декабря | 2010 г. № 1897. В связи с этим особую актуальность представляют исследования, направленные на научное обоснование теоретических, методических и организационных подходов к реализации вариативной части в содержании школьного образования.
Большинство исследователей в области физической культуры i указывают на необходимость учета разнообразных особенностей регионов при разработке содержания программы физической культуры, что позволит существенно повысить эффективность физкультурного- образования учащихся конкретного региона (М.С. Чахнина, 2008; Е.М. Аг-оол, 1998; Ч.А. Дажы, 2005; Ю.С. Зорихина, 1999; Э.К. Кыргыс, 2008; В.Б. Тотров, 2006; Л.П. Лосева, 2000 и др.).
Перестроечные процессы коснулись и Республики Тыва. Например, ощутимым усовершенствованием в физическом воспитании детей младшего школьного возраста обоснованное и интенсивное введение в структуру их урочных занятий и организованно-досуговых мероприятий подвижных игр тувинцев.
Анализ научной литературы показал, что на данном направлении образовательно-воспитательной работы с учащимися начальных классов ведется целенаправленный поиск эффективных вариантов ее совершенствования по линиям: педагогической организации (труды С.М. Бажукова, В.П. Красильникова, В.В. Малышкина, В.И. Прокопенко и др.), разработки вопросов продуманной методической инструментария (публикации И.У. Самбуу, К.Б. Салчак, Н.Г. Курбатский, О.Ч. Ондар, Е.М. Аг-оол, Эмма Э. Мендот и др.), совершенствования методики исследования проблем интенсификации физического воспитания младших школьников Республики Тыва за счет внедрения в образовательно-воспитательный процесс народных подвижных игр (авторы: Е.М. Аг-оол, У.П. Допул, Х.Д-Н. Ооржак, ..Элла Э. Мендот, Т.В. Струльникова и др.).
При очевидном всплеске интереса ученых к данной проблеме пока практически вне поля зрения исследователей оказались организационно-педагогическое обеспечение и рациональные общеметодические приемы эффективного использования народных подвижных игр для повышения эффективности физического ' воспитания детей начальных классов в школах Республики Тыва.
Тематические опросы учителей физической культуры и начальных классов убеждают нас в том, что зачастую испытывают значительные затруднения в осуществлении по причине отсутствия в их распоряжении соответствующих учебно-методических пособий, рекомендаций.
В настоящее время регионы Сибири формируют содержание вариативной части программы по физической культуре в школе, включая народные подвижные игры, национальные виды спорта. На его основе определяются, какое влияние оказывают данные средства на физическое развитие учащихся в условиях конкретного региона, предлагаются пути совершенствования учебного процесса, разрабатываются региональные нормативные требования.
Подобных исследований в настоящее время проведены мало, в условиях Республики Тыва. Особое внимание в большинстве исследованиях, посвященных данному вопросу, делается акцент на этнонациональную концепцию содержания вариативной части (X. Д-Н. Ооржак, 1982; О.Ч. Ондар, 1985; Е. М. Аг-оол, 1998; Ч.А. Дажы, 2005; Э.К. Кыргыс, 2008). А основными средствами его реализации выступают национальные подвижные игры и танцы, что не только значительно ограничивают разнообразие используемых средств в образовательной среде учащихся начальных классов, но и не раскрывают целостного подхода к возможности использования в школьной системе физического воспитания, например, во время одно- двухдневных турпоходах.
Все большее значение в обучении и воспитании подрастающего поколения в последнее время придается оздоровительному туризму, в целом видам туризма, как универсальному средству активного познания окружающей среды человеком в природных условиях, эстетического и физического развития, морально-нравственного, патриотического воспитания детей и подростков (А.П. Бабченко, 2006; И. А. Дрогов, Д.В. Смирнов, 2002; А.В. Ильин, 2007; Т.А. Кравчук, 2009; Ю.В. Козлова, 2000; Ю.С. Константинов, 2009; P.P. Магомедов, 2003; В.А. Медведев, 2000; С.Э. Некляев, 2003; А.А. Остапец-Свешников, 2001; С. А. Сергеева, 1996; Н.М. Тарарушкин, 1999; Ф.И. Собянин, 2006; Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков, 2008; М.С. Чахнина, 2008 и др.). Некоторые исследователи указывают, что турпоходов можно использовать на уроках физической культуры и во
внеурочных формах занятий в школе как дополнительное средство реализации двигательной активности учащихся. Однако в настоящее время количество таких исследований в теории и методике физического воспитания школьников ограничено. Подобные исследования применительно к учащимся начальных классов национальных республик практически отсутствуют.
Поиск путей, организационно-педагогических условий совершенствования и повышения эффективности процесса физического воспитания учащихся начальной школы стимулируется обострившимися противоречиями между потребностью укрепления здоровья и улучшением физических кондиций и недостаточным научно-методическим обеспечением по оздоровительному одно-двухдневным походам (туризму). Наличие этих противоречий обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы (ВКР): «Содержание и методика проведения народных тувинских игр в однодневных туристических походах с учащимися начальных классов».
В современной педагогической теории и практике объективно существует проблема: каковы по своему составу и психолого-педагогическим характеристикам оптимальные совокупности методических приемов и педагогических условий, позволяющие учителям физической культуры начальных классов Республики Тыва эффективно использовать народные подвижные игры в однодневных туристических походах. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - физическое воспитание учащихся начальных классов национальных общеобразовательных школ Республики Тыва, приравненной к районам Крайнего Севера, как целостный процесс.
Предмет исследования - использование народных подвижных игр тувинцев в однодневных походах учащихся начальных классов.
национальных школ Республики Тыва, детерминируется: а) выявлением и внедрением в систему физической культуры начальной школы народных подвижных игр; б) обоснованным использованием в конкретных образовательно-воспитательных ситуациях комплекса рациональных методических приемов задействования народных подвижных игр во внеурочных формах проведения занятий (одно-двухдневные' туристические походы, экскурсии): ознакомление учащихся с народными подвижными играми; разъяснение детям значимости народных игр для физического и личностного развития; посильное включение учащихся начальных классов в специально организуемые на занятиях по физической культуре и внеклассно-досуговых мероприятиях народные подвижные игры.
Объект и предмет исследования, его цель и гипотеза обусловили круг подлежащих решению задач.
1. Найти доступные источники и научно описать информации по использованию народных подвижных игр в физическом воспитании учащихся начальных классов.
2. Охарактеризовать подвижных игр тувинцев и отобрать пригодных для использования в однодневных турпоходах с учащимися начальных
классов.
3. Разработать структуру и содержания проведения тувинских народных игр в однодневных турпоходах.
4. Проверить оптимальную совокупность педагогических условий, способствующих повышению эффективности использования народных подвижных игр в улучшении физической подготовленности учащихся начальных классов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: ведущие позиции диалектики последовательного самодвижения человека в соответствии со всеобщими законами развития (Гегель), учение о зоне ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), теория разностороннего самосовершенствования индивида в русле духовно-нравственных ценностей (В .А.Караковский, П.В. Конаныхин, Д.С. Лихачев, А. Мень), идея социальной обусловленности процесса и результатов подготовки юных поколений в национально-территориальных образованиях к полноценному участию в общественно-трудовых процессах укладом жизни и культурой местного- этноса (Г.Н. Волков, В.И. Прокопенко, Э.И. Сокольникова, М.Г. Тайчинов, Л.А. Ибрагимова и др.).
Методы осуществленных научных изысканий были сориентированы на его исходные теоретические позиции и общий исследовательский замысел. В группе эмпирических методов центральным являлся научно-педагогический эксперимент. Его цель, задачи и гипотеза определяли уместность использования индивидуальных и коллективных бесед с детьми младшего школьного возраста, учителями начальных классов и физической культуры, массовых опросов представителей разных категорий лиц, имеющих отношение к задействованию народных подвижных игр в структуре физического воспитания детей младшего школьного возраста, а также возможность осуществления пролонгированного наблюдения за подопечными из экспериментальных групп в рамках их монографического изучения и обращения к фактическим результатам их учебной и досуговой деятельности.
Использовались рефлексивно-оценочные процедуры.
В исследовании были заняты 42 учащегося национальных общеобразовательных школ, а также, 8 учителей физической культуры и руководителей школ. Это дало нам возможность получить в свое распоряжение содержательный экспериментальный материал для теоретического осмысления и качественной оценки.
Среди теоретических методов исследования наиболее продуктивными зарекомендовали себя анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование. Применялись также обработка статистических данных, генерирование информации и формулирование выводов.
Исследование проведено в три этапа.
На первом этапе поиска (январь-июнь 2013 г.) изучалась социологическая, специальная, психологическая, общепедагогическая и методическая литература по теме. Отрабатывался понятийно-термино-логический аппарат, осмысливались исходные позиции поисковой деятель-ности, анализировался, обобщался и оценивался опыт работы национальных общеобразовательных школ Республики Тыва по использованию народных подвижных игр для повышения эффективности физического воспитания и общеличностного развития учащихся начальных классов. Осуществлен диагностический эксперимент по выявлению и теоретическому обоснованию наиболее эффективных методических приемов и педагогических условий задействования народных подвижных игр во время однодневных туристических походов.
На втором этапе поиска (сентябрь 2013 - апрель 2014 гг.) выявлен уровни физического развития и подготовленности учащихся экспериментальной и контрольной групп. Был организован и целенаправленно проводился созидательно-преобразующий эксперимент со сконцентрированным применением выявленной совокупности методических приемов работы по использованию тувинских народных подвижных игр во время однодневных походов.
На третьем этапе поиска (май, июнь 2014 гг.) проводили однодневные туристические походы, тестирование, сравнительный анализ начальных и конечных результатов по физическому развитию и физической подготовленности детей. Осуществлялась математико-статистическая обработка результатов исследования, дополнительная проверка полученных теоретических положений, пропагандировались результаты проведенных изысканий, оформлялась дипломная работа.
Научная новизна и теоретическая ценность ВКР заключаются: в выявлении и научном представлении источников информации об использовании народных подвижных игр в физическом воспитании учащихся начальных классов национальной школы; в раскрытии сути и содержания противоречий процесса обращения к народным подвижным играм в контексте физического воспитания детей младшего школьного возраста; в определении эффективности использования народных тувинских игр в однодневных турпоходах; в совершенствовании двигательных качеств, улучшении физической подготовленности учащихся начальных классов национальных школ Республики Тыва.
Практическая значимость результатов проведенного исследования со-стоит: в характеристике опыта использования народных подвижных игр в целях физического совершенствования учащихся начальных классов Республики Тыва; в определении и научной характеристике оптимального комплекса общеметодических приемов задействования народных подвижных игр в контексте физической подготовки учащихся начальных классов к самостоятельной жизни и полноценному участию в общественно-трудовых процессах; в обнаружении и опытно-экспериментальном обосновании как вполне оправдывающей себя на практике совокупности организационно-педагогических условий применения в физическом воспитании учащихся начальных классов региона:.
Достоверность и обоснованность полученных в исследовании выводов и составленных практических рекомендаций обеспечены: использованием современной научной теории для понимания сути и содержания изучаемых психолого-педагогических феноменов и образовательно-воспитательных реалий; опорой на научную методологию при характеристике методических рекомендаций по использованию народных подвижных игр в физическом воспитании учащихся начальных классов Республики Тыва; применением комплекса методов научно-педагогического исследования, адекватного цели и задачам проводимых изысканий; достаточной репрезентативностью задействованного в исследовании контингента школьников; опытно-экспериментальным подтверждением выводов и рекомендаций.
В связи с этим одной из основных задач в подготовке будущего полноценного, здорового поколения является создание условий для активных занятий физической культурой и спортом и использование всевозможных форм и средств, в том числе народных подвижных игр.
Этому способствуют региональные особенности национальных республик и введение в школьную систему физической культуры специализаций по различным видам спорта как наиболее прогрессивной формы совершенствования физического воспитания человека.В настоящее время совершенствование системы образования формирует не только структурные и организационно-экономические изменения, но и обновляет его содержание. Поэтому введены новые федеральные государственные образовательные стандарты от 17 декабря | 2010 г. № 1897. В связи с этим особую актуальность представляют исследования, направленные на научное обоснование теоретических, методических и организационных подходов к реализации вариативной части в содержании школьного образования.
Большинство исследователей в области физической культуры i указывают на необходимость учета разнообразных особенностей регионов при разработке содержания программы физической культуры, что позволит существенно повысить эффективность физкультурного- образования учащихся конкретного региона (М.С. Чахнина, 2008; Е.М. Аг-оол, 1998; Ч.А. Дажы, 2005; Ю.С. Зорихина, 1999; Э.К. Кыргыс, 2008; В.Б. Тотров, 2006; Л.П. Лосева, 2000 и др.).
Перестроечные процессы коснулись и Республики Тыва. Например, ощутимым усовершенствованием в физическом воспитании детей младшего школьного возраста обоснованное и интенсивное введение в структуру их урочных занятий и организованно-досуговых мероприятий подвижных игр тувинцев.
Анализ научной литературы показал, что на данном направлении образовательно-воспитательной работы с учащимися начальных классов ведется целенаправленный поиск эффективных вариантов ее совершенствования по линиям: педагогической организации (труды С.М. Бажукова, В.П. Красильникова, В.В. Малышкина, В.И. Прокопенко и др.), разработки вопросов продуманной методической инструментария (публикации И.У. Самбуу, К.Б. Салчак, Н.Г. Курбатский, О.Ч. Ондар, Е.М. Аг-оол, Эмма Э. Мендот и др.), совершенствования методики исследования проблем интенсификации физического воспитания младших школьников Республики Тыва за счет внедрения в образовательно-воспитательный процесс народных подвижных игр (авторы: Е.М. Аг-оол, У.П. Допул, Х.Д-Н. Ооржак, ..Элла Э. Мендот, Т.В. Струльникова и др.).
При очевидном всплеске интереса ученых к данной проблеме пока практически вне поля зрения исследователей оказались организационно-педагогическое обеспечение и рациональные общеметодические приемы эффективного использования народных подвижных игр для повышения эффективности физического ' воспитания детей начальных классов в школах Республики Тыва.
Тематические опросы учителей физической культуры и начальных классов убеждают нас в том, что зачастую испытывают значительные затруднения в осуществлении по причине отсутствия в их распоряжении соответствующих учебно-методических пособий, рекомендаций.
В настоящее время регионы Сибири формируют содержание вариативной части программы по физической культуре в школе, включая народные подвижные игры, национальные виды спорта. На его основе определяются, какое влияние оказывают данные средства на физическое развитие учащихся в условиях конкретного региона, предлагаются пути совершенствования учебного процесса, разрабатываются региональные нормативные требования.
Подобных исследований в настоящее время проведены мало, в условиях Республики Тыва. Особое внимание в большинстве исследованиях, посвященных данному вопросу, делается акцент на этнонациональную концепцию содержания вариативной части (X. Д-Н. Ооржак, 1982; О.Ч. Ондар, 1985; Е. М. Аг-оол, 1998; Ч.А. Дажы, 2005; Э.К. Кыргыс, 2008). А основными средствами его реализации выступают национальные подвижные игры и танцы, что не только значительно ограничивают разнообразие используемых средств в образовательной среде учащихся начальных классов, но и не раскрывают целостного подхода к возможности использования в школьной системе физического воспитания, например, во время одно- двухдневных турпоходах.
Все большее значение в обучении и воспитании подрастающего поколения в последнее время придается оздоровительному туризму, в целом видам туризма, как универсальному средству активного познания окружающей среды человеком в природных условиях, эстетического и физического развития, морально-нравственного, патриотического воспитания детей и подростков (А.П. Бабченко, 2006; И. А. Дрогов, Д.В. Смирнов, 2002; А.В. Ильин, 2007; Т.А. Кравчук, 2009; Ю.В. Козлова, 2000; Ю.С. Константинов, 2009; P.P. Магомедов, 2003; В.А. Медведев, 2000; С.Э. Некляев, 2003; А.А. Остапец-Свешников, 2001; С. А. Сергеева, 1996; Н.М. Тарарушкин, 1999; Ф.И. Собянин, 2006; Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков, 2008; М.С. Чахнина, 2008 и др.). Некоторые исследователи указывают, что турпоходов можно использовать на уроках физической культуры и во
внеурочных формах занятий в школе как дополнительное средство реализации двигательной активности учащихся. Однако в настоящее время количество таких исследований в теории и методике физического воспитания школьников ограничено. Подобные исследования применительно к учащимся начальных классов национальных республик практически отсутствуют.
Поиск путей, организационно-педагогических условий совершенствования и повышения эффективности процесса физического воспитания учащихся начальной школы стимулируется обострившимися противоречиями между потребностью укрепления здоровья и улучшением физических кондиций и недостаточным научно-методическим обеспечением по оздоровительному одно-двухдневным походам (туризму). Наличие этих противоречий обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы (ВКР): «Содержание и методика проведения народных тувинских игр в однодневных туристических походах с учащимися начальных классов».
В современной педагогической теории и практике объективно существует проблема: каковы по своему составу и психолого-педагогическим характеристикам оптимальные совокупности методических приемов и педагогических условий, позволяющие учителям физической культуры начальных классов Республики Тыва эффективно использовать народные подвижные игры в однодневных туристических походах. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - физическое воспитание учащихся начальных классов национальных общеобразовательных школ Республики Тыва, приравненной к районам Крайнего Севера, как целостный процесс.
Предмет исследования - использование народных подвижных игр тувинцев в однодневных походах учащихся начальных классов.
национальных школ Республики Тыва, детерминируется: а) выявлением и внедрением в систему физической культуры начальной школы народных подвижных игр; б) обоснованным использованием в конкретных образовательно-воспитательных ситуациях комплекса рациональных методических приемов задействования народных подвижных игр во внеурочных формах проведения занятий (одно-двухдневные' туристические походы, экскурсии): ознакомление учащихся с народными подвижными играми; разъяснение детям значимости народных игр для физического и личностного развития; посильное включение учащихся начальных классов в специально организуемые на занятиях по физической культуре и внеклассно-досуговых мероприятиях народные подвижные игры.
Объект и предмет исследования, его цель и гипотеза обусловили круг подлежащих решению задач.
1. Найти доступные источники и научно описать информации по использованию народных подвижных игр в физическом воспитании учащихся начальных классов.
2. Охарактеризовать подвижных игр тувинцев и отобрать пригодных для использования в однодневных турпоходах с учащимися начальных
классов.
3. Разработать структуру и содержания проведения тувинских народных игр в однодневных турпоходах.
4. Проверить оптимальную совокупность педагогических условий, способствующих повышению эффективности использования народных подвижных игр в улучшении физической подготовленности учащихся начальных классов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: ведущие позиции диалектики последовательного самодвижения человека в соответствии со всеобщими законами развития (Гегель), учение о зоне ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), теория разностороннего самосовершенствования индивида в русле духовно-нравственных ценностей (В .А.Караковский, П.В. Конаныхин, Д.С. Лихачев, А. Мень), идея социальной обусловленности процесса и результатов подготовки юных поколений в национально-территориальных образованиях к полноценному участию в общественно-трудовых процессах укладом жизни и культурой местного- этноса (Г.Н. Волков, В.И. Прокопенко, Э.И. Сокольникова, М.Г. Тайчинов, Л.А. Ибрагимова и др.).
Методы осуществленных научных изысканий были сориентированы на его исходные теоретические позиции и общий исследовательский замысел. В группе эмпирических методов центральным являлся научно-педагогический эксперимент. Его цель, задачи и гипотеза определяли уместность использования индивидуальных и коллективных бесед с детьми младшего школьного возраста, учителями начальных классов и физической культуры, массовых опросов представителей разных категорий лиц, имеющих отношение к задействованию народных подвижных игр в структуре физического воспитания детей младшего школьного возраста, а также возможность осуществления пролонгированного наблюдения за подопечными из экспериментальных групп в рамках их монографического изучения и обращения к фактическим результатам их учебной и досуговой деятельности.
Использовались рефлексивно-оценочные процедуры.
В исследовании были заняты 42 учащегося национальных общеобразовательных школ, а также, 8 учителей физической культуры и руководителей школ. Это дало нам возможность получить в свое распоряжение содержательный экспериментальный материал для теоретического осмысления и качественной оценки.
Среди теоретических методов исследования наиболее продуктивными зарекомендовали себя анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование. Применялись также обработка статистических данных, генерирование информации и формулирование выводов.
Исследование проведено в три этапа.
На первом этапе поиска (январь-июнь 2013 г.) изучалась социологическая, специальная, психологическая, общепедагогическая и методическая литература по теме. Отрабатывался понятийно-термино-логический аппарат, осмысливались исходные позиции поисковой деятель-ности, анализировался, обобщался и оценивался опыт работы национальных общеобразовательных школ Республики Тыва по использованию народных подвижных игр для повышения эффективности физического воспитания и общеличностного развития учащихся начальных классов. Осуществлен диагностический эксперимент по выявлению и теоретическому обоснованию наиболее эффективных методических приемов и педагогических условий задействования народных подвижных игр во время однодневных туристических походов.
На втором этапе поиска (сентябрь 2013 - апрель 2014 гг.) выявлен уровни физического развития и подготовленности учащихся экспериментальной и контрольной групп. Был организован и целенаправленно проводился созидательно-преобразующий эксперимент со сконцентрированным применением выявленной совокупности методических приемов работы по использованию тувинских народных подвижных игр во время однодневных походов.
На третьем этапе поиска (май, июнь 2014 гг.) проводили однодневные туристические походы, тестирование, сравнительный анализ начальных и конечных результатов по физическому развитию и физической подготовленности детей. Осуществлялась математико-статистическая обработка результатов исследования, дополнительная проверка полученных теоретических положений, пропагандировались результаты проведенных изысканий, оформлялась дипломная работа.
Научная новизна и теоретическая ценность ВКР заключаются: в выявлении и научном представлении источников информации об использовании народных подвижных игр в физическом воспитании учащихся начальных классов национальной школы; в раскрытии сути и содержания противоречий процесса обращения к народным подвижным играм в контексте физического воспитания детей младшего школьного возраста; в определении эффективности использования народных тувинских игр в однодневных турпоходах; в совершенствовании двигательных качеств, улучшении физической подготовленности учащихся начальных классов национальных школ Республики Тыва.
Практическая значимость результатов проведенного исследования со-стоит: в характеристике опыта использования народных подвижных игр в целях физического совершенствования учащихся начальных классов Республики Тыва; в определении и научной характеристике оптимального комплекса общеметодических приемов задействования народных подвижных игр в контексте физической подготовки учащихся начальных классов к самостоятельной жизни и полноценному участию в общественно-трудовых процессах; в обнаружении и опытно-экспериментальном обосновании как вполне оправдывающей себя на практике совокупности организационно-педагогических условий применения в физическом воспитании учащихся начальных классов региона:.
Достоверность и обоснованность полученных в исследовании выводов и составленных практических рекомендаций обеспечены: использованием современной научной теории для понимания сути и содержания изучаемых психолого-педагогических феноменов и образовательно-воспитательных реалий; опорой на научную методологию при характеристике методических рекомендаций по использованию народных подвижных игр в физическом воспитании учащихся начальных классов Республики Тыва; применением комплекса методов научно-педагогического исследования, адекватного цели и задачам проводимых изысканий; достаточной репрезентативностью задействованного в исследовании контингента школьников; опытно-экспериментальным подтверждением выводов и рекомендаций.
На основе анализа научной и учебно-методической литературы, а также практического опыта учителей физической культуры школ республики, установлено, что в настоящее время недостаточно ведется работа по теории и методике проведения народных тувинских игр в однодневных туристических походах с учащимися начальных классов. В связи с этим назрела острая необходимость научного обоснования национально-регионального компонента в вариативной части программы по физической культуре для учащихся начальных классов.
Народные подвижные игры — элемент духовного потенциала народа, формировавшегося на протяжении длительного периода.. Знакомство сельских детей с народными играми целесообразно проводить во взаимосвязи с историческими, культурными особенностями республики, в котором бытуют. Именно такой подход приобщит современных детей школьного возраста к традициям, культуре народа. Использование народных подвижных игр в физическом воспитании стимулирует физическое развитие ребенка, повышает не только двигательную активность, но и формирует у детей этику межнациональных отношений, помогает сохранить народные традиции. В процесс игры эти проблемы решаются естественно, без давления на психику ребенка. Несмотря на то, что специалисты в области физической культуры признают важность применения народных подвижных игр для решения задач физического воспитания школьников, на практике эти возможности полностью не реализуются.
Разработанное содержание и методика проведения тувинских игр в однодневных туристических походах с учащимися начальных классов Республики Тыва является новой формой физического воспитания, что позволило повысить уровень теоретической подготовленности детей, а также умело использовать их для активного отдыха в целом и во время однодневных, туристических походов.
Результаты педагогического эксперимента по специально подобранным тестам для определения уровня физической подготовленности показали высокую достоверность и надежность тестов. При сопоставлении полученных результатов тестирования в конце эксперимента с показателями, полученными вначале эксперимента, отмечаются положительные сдвиги в динамике развития физической подготовленности учащихся начальных классов.
Методически правильное использование проведения народных тувинских игр в однодневных туристических походах с учащимися начальных классов позволило повысить уровень физической подготовленности учащихся как: координация, скоростно-силовые и силовые способности, а также выносливости. Достоверный прирост результатов в течение эксперимента наблюдался в обеих группах, но в ЭГ он был достоверно выше, чем в КГ-1 (при Р<0,05).
Результаты проведенного исследования используются в практической деятельности - в процессе изучения курса «Народные подвижные игры и забавы» на факультете физической культуре и спорта Тувинского государственного университета, в отделении физической культуры Кызылского педагогического колледжа, в начальной школе Республики Тыва.
Народные подвижные игры — элемент духовного потенциала народа, формировавшегося на протяжении длительного периода.. Знакомство сельских детей с народными играми целесообразно проводить во взаимосвязи с историческими, культурными особенностями республики, в котором бытуют. Именно такой подход приобщит современных детей школьного возраста к традициям, культуре народа. Использование народных подвижных игр в физическом воспитании стимулирует физическое развитие ребенка, повышает не только двигательную активность, но и формирует у детей этику межнациональных отношений, помогает сохранить народные традиции. В процесс игры эти проблемы решаются естественно, без давления на психику ребенка. Несмотря на то, что специалисты в области физической культуры признают важность применения народных подвижных игр для решения задач физического воспитания школьников, на практике эти возможности полностью не реализуются.
Разработанное содержание и методика проведения тувинских игр в однодневных туристических походах с учащимися начальных классов Республики Тыва является новой формой физического воспитания, что позволило повысить уровень теоретической подготовленности детей, а также умело использовать их для активного отдыха в целом и во время однодневных, туристических походов.
Результаты педагогического эксперимента по специально подобранным тестам для определения уровня физической подготовленности показали высокую достоверность и надежность тестов. При сопоставлении полученных результатов тестирования в конце эксперимента с показателями, полученными вначале эксперимента, отмечаются положительные сдвиги в динамике развития физической подготовленности учащихся начальных классов.
Методически правильное использование проведения народных тувинских игр в однодневных туристических походах с учащимися начальных классов позволило повысить уровень физической подготовленности учащихся как: координация, скоростно-силовые и силовые способности, а также выносливости. Достоверный прирост результатов в течение эксперимента наблюдался в обеих группах, но в ЭГ он был достоверно выше, чем в КГ-1 (при Р<0,05).
Результаты проведенного исследования используются в практической деятельности - в процессе изучения курса «Народные подвижные игры и забавы» на факультете физической культуре и спорта Тувинского государственного университета, в отделении физической культуры Кызылского педагогического колледжа, в начальной школе Республики Тыва.



