Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование связи психологических характеристик с показателями ксенофобии в разных возрастных группах

Работа №162898

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2021
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования 10
1.1. Подходы к изучению ксенофобии. Ее виды, структура, механизмы
возникновения и функции 10
1.2. Проблема образа и восприятия «чужого» в современной
науке 26
1.3. Данные исследований психологических особенностей лиц,
склонных к ксенофобии 31
1.4. Психологические особенности исследуемых возрастных групп.45
Глава II. Изучение связи психологических характеристик с показателями
ксенофобии в разных возрастных группах 62
2.1. Описание процедуры и методов исследования 62
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 67
Выводы 86
Заключение 90
Список используемых источников 93
Приложение 1 99
Приложение 2

Термин «ксенофобия» трактуется в двух значениях, достаточно близких по смыслу: навязчивый страх перед незнакомыми, и нетерпимость ко всему чужому, незнакомому, восприятие «инаковости» как несущее опасность и враждебность.
В работах отечественных исследователей наиболее часто встречается определение ксенофобии как некой негативной установки, имеющей в своей основе страх и ненависть ко всему чужому - к представителям иной религии, нации, государства и т.п. В современной психологии ксенофобия чаще рассматривается как негативное и иррациональное по своей природе отношение индивида к определенным человеческим общностям и их отдельным представителям. Ксенофобия часто ведет к агрессии, проявляемой в любом виде - физической, вербальной, зависти, мести, раздражении и др.
Наиболее полным и точным нам представляется определение ксенофобии, предложенное М.В. Кроз и Н.А. Ратиновой «ксенофобия - это негативное, эмоционально насыщенное, иррациональное по своей природе (но прикрывающееся псевдорациональными обоснованиями) отношение субъекта к определенным человеческим общностям и их отдельным представителям - «чужакам», «иным», «не нашим». Она проявляется в соответствующих социальных установках субъекта, предрассудках и предубеждениях, социальных стереотипах, а также в его мировоззрении в целом. В результате в сознании индивида формируется устойчивый «образ врага», являющегося для него источником опасности и угрозы. При этом субъект, как правило, не осознает иррациональной природы данного отношения. Она может быть выявлена лишь при анализе этого феномена «со стороны», так же как и защитный, псевдорациональный характер аргументов, выдвигаемых ксенофобом для обоснования своих убеждений» [27, с. 7].
Вместе с тем, содержание и причины феномена ксенофобии в разных направлениях трактуются по-разному. Сторонники биологизаторского подхода рассматривают ксенофобию как один из инструментов, который дает возможность человеку сохранить себя и свой род.
В рамках бихевиористкого подхода природа ксенофобии рассматривается исключительно как социальная, как приобретенная форма поведения, закрепляющая преимущество среди других.
С точки зрения клинического подхода ксенофобия относится к тревожным расстройствам, при которых тревога смещается на внешний объект, и человек с признаками, отличными от привычных, может вызывать фобические реакции. Истоки ксенофобии заложены в механизме смещения эмоции тревоги. Однако механизм этот не изучен в достаточной мере и, кроме того, клинический подход не объясняет причины враждебных действий в отношении объекта ксенофобии.
В соответствии с разными трактовками выделяют и разные функции ксенофобии.
Как положительную функцию исследователи отмечают, что ксенофобия является основой формирования человеческих общностей и способствует образованию чувства принадлежности - «мы» и противоположного ощущения «они» способствуют реализации механизмов самоидентификации.
Негативные функции проявляются в деструктивном, дестабилизирующем, изолирующем и дезориентирующем характере ксенофобии. Ксенофобия представляет препятствие для развития конструктивного межкультурного, межэтнического диалога, порождает конфликты и конфронтации, которые могут протекать латентно, но при провоцирующих обстоятельствах принимают открытую агрессивную форму.
На наш взгляд, особого внимания заслуживает классификация видов агрессии, в основу которой положена теория деструктивности. Основной в теории деструктивности является мысль Э. Фромма о том, что человек отличается от животных именно тем, что это «единственный представитель приматов, который без биологических и экономических причин мучает и убивает своих соплеменников и еще находит в этом удовольствие» [60]. По мнению Фромма, по мере развития цивилизации деструктивность нарастает.
Деструктивная агрессия сопровождающаяся стремлением к разрушительному эффекту, она свойственна только человеку и отсутствует у животных. Этот вид агрессии не связан с биологическим приспособлением, не способствует выживанию и продолжению рода и, по сути, является аномалией. Деструктивная агрессия составляет особенность человеческой психики, представляет собой страсть как биосоциальный феномен, возникающий в результате взаимодействия человеческих потребностей с социальными условиями [60].
Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме ксенофобии позволил нам выделить основные характеристики этого феномена:
- Ксенофобия является одной из древнейших форм социального взаимодействия.
- Центральным психологическим механизмом формирования ксенофобии является деление мира на «мы» и «они».
- Деление мира на «мы» и «они» соотносится с концептом социальной идентичности. Противопоставление своей общности другой способствует закреплению отличительных характеристик своей общности.
- Объектами ксенофобии могут выступать как отдельные индивиды, так и малые и большие группы, которые выделяются по расовому, этническому, конфессиональному, классовому и другим признакам.
К этим выводам следует добавить, что эскалация ксенофобии происходит в периоды социальных кризисов, глобальных перемен, когда для части людей становится неизбежным «кризис идентичности». В такие периоды ксенофобия превращается в очень опасное социальное явление. Сами по себе различия между людьми начинают восприниматься как угроза, люди начинают бояться различий, и тогда «чужие» из «других» превращаются в «чуждых», вызывающих страх, ненависть, неприязнь.
Выделяет три уровня ксенофобии: индивидуальный уровень, уровень малых и уровень больших социальных групп [5].
Источниками формирования ксенофобии на индивидуальном уровне являются особенности воспитания и социализации личности. Многими исследователями отмечается, что при анализе проблемы ксенофобии на этом уровне нельзя отрицать влияния индивидуально-психологических особенностей человека на формирование его поведения и негативного отношения к другим людям, имеющим отличительные признаки.
В основе ксенофобии, как свойства личности, лежат разные проблемы, среди которых низкая самооценка, неуверенность в себе; психологическая ригидность; узость мировосприятия, недостаточность интеллектуального развития; эгоизм и эгоцентризм; стереотипное мышление; страх потери социальной идентичности и др.
Э. Фроммом введено понятие «авторитарная личность», смысл которого в выделении типа личности, наиболее восприимчивого к усвоению идей нацизма [27, с. 5]. Эта идея была продолжена в работах Т. Адорно, который исследовал индивидуально-психологические особенности людей, склонных к ксенофобии. Для нашего исследования представляют интерес такие выделенные автором качества, как приверженность к традиционности, стереотипность и ригидность мышления, некритичное подчинение власти, агрессия по отношению ко всему, что имеет отличительные признаки, подчеркивание собственной силы и самоуверенности [3].
Исследования в русле этой проблемы имеют объективную популярность. И сегодня немалое число исследователей занимаются вопросами индивидуальных психологических особенностей, связанных с природой ксенофобии.
Целью исследования стало изучение связи психологических характеристик с показателями ксенофобии в разных возрастных группах для использования диагностических данных в консультативной, просветительской и коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога, направленной на гармонизацию развития личности и профилактику явлений ксенофобии и экстремизма.
Объект исследования - психологические характеристики личности.
Предмет исследования - связь психологических характеристик с показателями ксенофобии в разных возрастных группах.
Гипотеза исследования: Показатели ксенофобии связаны с такими психологическими характеристиками, как отношение индивида к собственной ценности, степень контроля над происходящими событиями, уровень социальной фрустрированности, а также с переживанием таких видов одиночества, как эмоциональное, поведенческое и когнитивное. В разных возрастных группах эта связь имеет разное выражение.
Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать теоретические и эмпирические данные по проблеме ксенофобии, ее видам, структуре, механизмам и факторам формирования. Рассмотреть разные подходы к изучению этого феномена. Изучить проблему образа «чужого» в современной науке. Проанализировать данные исследований психологических особенностей лиц, склонных к ксенофобии. Рассмотреть психологические особенности исследуемых возрастных групп.
2. Подобрать диагностический инструментарий для диагностики склонности к ксенофобии и таких психологических характеристик, как базисные установки личности (отношение к собственной ценности), уровень социальной фрустрированности, а также уровень и виды переживания одиночества.
3. Провести диагностическое исследование, проанализировать полученные результаты, интерпретировать выявленные связи, сформулировать выводы.
Для реализации цели исследования и проверки гипотезы были использованы такие методы, как анализ научной литературы, сравнение, обобщение и систематизация теоретических и эмпирических данных, тестирование.
В ходе тестирования были использованы следующие диагностические методики:
- «Шкалы склонности к экстремизму» - методика, предназначенная для изучения склонности к разным видам экстремизма, другим формам асоциального поведения, а также склонности к ксенофобии. Для оценки склонности к ксенофобии использовались шкалы «интолерантность», «социальный пессимизм» и «конвенциональное принуждение».
Для изучения психологических характеристик испытуемых были использованы такие методики, как:
- Шкала базисных убеждений (Р. Янофф-Бульман, адаптация О.А. Кравцовой);
- Методика диагностики уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман);
- Диагностика переживания одиночества (Е.Е. Рогова).
В качестве методов математической статистики применялись Т- критерий Стьюдента для независимых выборок и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В исследовании принимали участие респонденты двух возрастных групп: группа лиц юношеского возраста (от 17 до 22 лет); группа лиц зрелого возраста (от 35 до 45 лет). Общее число респондентов составило 63 человека, из них 36 человек юношеского возраста и 27 человек возраста зрелости.
Научная новизна исследования: уточнено определение ксенофобии как негативного, иррационального по своей природе отношения субъекта к определенным человеческим общностям и их отдельным представителям - «чужим», «иным», обусловленного такими психологическими характеристиками, как неадекватное отношение индивида к собственной ценности, устойчивая идея контроля над происходящими событиями, переживание социальной фрустрированности, а также уровнем переживания таких видов одиночества, как эмоциональное, поведенческое и когнитивное.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных диагностических данных в консультативной, просветительской и коррекционно-развивающей деятельности педагога- психолога, направленной на гармонизацию развития личности и профилактику явлений ксенофобии и экстремизма.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников и двух приложений. Список литературы включает 71 источник. Объем диссертации составляет 105 страниц машинописного текста

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследования проблемы ксенофобии имеют сегодня объективную популярность. Исследуются виды, структура, механизмы и факторы формирования этого феномена. Немалое число исследователей занимаются вопросами индивидуальных психологических особенностей, связанных с природой ксенофобии. Многие исследователи в качестве фактора формирования мировоззрения ксенофобов рассматривает тревожность. К числу психологических характеристик лиц, склонных к ксенофобии относят такие свойства мышления, как ригидность и полярность.
Наиболее часто склонность к ксенофобии изучается с позиции таких характеристик, как диффузная идентичность; высокая агрессивность, особенно в таких ее формах, как подозрительность и враждебность; доминирование примитивных механизмов защиты, таких как отрицание и проекция; преобладание незрелых паттернов реагирования и поведения.
Исследователи ксенофобии отмечают, что в основе этого явления лежит целый комплекс причин, среди которых наиболее частыми являются такие, как: стремление получить какие-то ресурсы; защитить свою самооценку; сохранить или повысить социальный статус. Поэтому мы можем заключить, что проявления ксенофобии многоплановые, и при их анализе необходимо учитывать разные психологические составляющие.
Проведенное исследование было направлено на изучение связи психологических характеристик с показателями ксенофобии в разных возрастных группах. Нами было выдвинуто предположение о том, такие психологические характеристики испытуемых, как отношение к собственной ценности, уровень социальной фрустрированности и ощущение одиночества связаны с показателями ксенофобии, но в разных возрастных группах эта связь имеет разное выражение.
Полученные в ходе исследования данные указывают на следующие связи склонности к ксенофобии с отдельными психологическими характеристиками лиц юношеского и зрелого возрастов:
У лиц юношеского возраста связь между склонностью к ксенофобии и показателями отношения к собственной ценности реципрокная: повышение ощущения самоценности снижает показатель склонности к ксенофобии. В группе лиц зрелого возраста корреляция между склонностью к ксенофобии и показателем отношения к собственной ценности отрицательная и значимая: восприятие других людей у представителей этой возрастной группы в большей мере зависит от субъективного переживания самоценности.
Лица юношеского возраста в отношении к другим людям не ориентируются на свою способность контролировать происходящие события, влиять на них. У лиц зрелого возраста связь между склонностью к ксенофобии и показателем степени контроля над происходящими событиями положительная, для толерантного отношения лиц зрелого возраста к людям, имеющим отличительные признаки, необходима убежденность в своей способности контролировать происходящие события, что, по их мнению, увеличивает вероятность благоприятного развития событий, и позволяет предотвращать негативные события.
В группе лиц юношеского возраста не обнаружено значимой связи между переживанием социальной фрустрированности и склонности к ксенофобии. Склонность к ксенофобии не связана с оценкой представителей этой возрастной группы своих социальных достижений и своего положения в социуме. В группе лиц зрелого возраста обнаружена положительная значимая связь между показателями социальной фрустрированности и склонностью к ксенофобии.
Полученные результаты указывают также на связь всех видов одиночества с показателями склонности к ксенофобии в обеих исследуемых группах.



1. Абакумова И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков // Вопросы психологии. - 2003. - №3. - С. 78-82.
2. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. - М.: Академия исследований культуры, 2001. - 412 с.
3. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности») // Социол. исслед. - 1993. - №3. - С. 75-85.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 384 с.
5. Апанасюк Л.А. Ксенофобия как социально-педагогическая
проблема современного общества - URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ksenofobiya-kak-sotsialnopedagogicheskaya-problema-soremennogo-obschestva(дата обращения 04.08.2020).
6. Асмолов А.Г. Диспозиционная структура регуляции социального поведения личности: от гипотезы к концепции - URL: https:ZZasmolovpsy.ru/publicationsZ6
7. Бажаев М.Ю. О причинах возникновения в российском обществе ксенофобии и этнической нетерпимости и путях их преодоления. www.op.kurgan.ruZimgZuploadZ1.rtf 8. Банайтис Н.Г. Исследование взаимосвязи межличностных отношений и ксенофобии // Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. 2018, т. 7. - С. 11-123.
9. Баньковская С.П. Социология маргинальности - URL: https:ZZpostnauka.ruZfaqZ4124(дата обращения 12.09.2020).
10. Беликов С. Антифа. Молодежный экстремизм в России. - М.: Алгоритм, 2012. - 256 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.
12. Букин К.А.,Левин М.И., Шилова Н.В. Выбор аддиктивного поведения: соблазны, риски и самоконтроль //Вопросы экономики, 2016.
13. Гурина О.Д. Методика диагностики ксенофобских установок у подростков // Молодые ученые - столичному образованию. Материалы XII городской научно-практической конференции с международным участием. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. - С. 268-270. URL: https: //psyj ournals.ru/psyandlaw/2016/n1/80669.shtml
14. Давыдов Д.Г. Причины молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной среде // Социология образования. 2013. № 10. - С. 4-18.
15. Дворянчиков Н.В., Ениколопов С.Н., Сокольская М.Д., Фурсова И.А. Ценностные ориентации правых экстремистов // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. - С. 92-103.
16. Дозорцева Е.Г., Маланцева О.Д. Ксенофобия и молодежный экстремизм: истоки и взаимосвязи // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 2. URL:https://psyj ournals.ru/psyedu ru/2012/n2/53445 full.shtml(дата обращения: 20.05.2019).
17. Дольник В.Р. Homo militaris URL:http://ethology.ru/library/?id=36(дата обращения 20.09.2020).
18. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы / В.Р. Дольник. - СПб.: Петроглиф, 2009. - 41 с.
19. Ениколопов С.Н. Психологические проблемы «преступлений ненависти» // Сборник тезисов городской научно-практической конференции «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде». - М.: Изд-во: МГППУ, 2009. - С. 16-21.
20. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2007. № 1. - С. 115-124.
21. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. - С. 37-47.
22. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма // Социологические исследования. 2009. № 1. - С. 78-88.
23. Иванищева Л.В. Нарциссическое расстройство личности. Образование «ложного - Сэлф» URL:http://bagirovemil.ru/dig0023.htm(дата обращения 18.09.2020).
24. Изард К.Э. Психология эмоций - СПб: изд-тво «Питер». - 1999. - 464 с.
25. Карнышев А.Д., Трофимова Е.Л. Психолого-экономические детерминанты ксенофобии и этнических конфликтов и механизмы их преодоления - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/psihologoekonomicheskie-determmanty-ksenofobii-i-etmcheskih-konfliktov-i-mehamzmy-ihpreodolemya(дата обращения 22.09.2020).
26. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
27. Кроз М.В., Ратинова, Н.А. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии. - М.: Academia, 2007. - 52 с.
28. Ксенофобия - что это: виды и формы, причины, профилактика URL:https://psychologist.tips/4715-ksenofobiya-chto-eto-vidy-i-formy-prichiny-profilaktika.html
29. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Сфера, 2006. - 464 с.
30. Левада Ю. Обобщенный чужой // Вестник общественного мнения. 2004. № 3.
31. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. - М.: Духовное познание, Калуга, 2012. -224 с.
32. Лихачева Л.С., Фадеева К.А. Смеховая культура как способ производства, трансляции и потребления - URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/35574/1/iurp-2015-144-18.pdf
33. Лоренц К. Агрессия, или так называемое зло - М.: АСТ, 2017. - 350 с.
34. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. - М.: Республика, 1998. - 393 с.
35. Маланцева О.Д. Психологические особенности формирования ксенофобских установок // Психология и право. - 2011. №4. - С. 21-32.
36. Маланцева О.Д. Современные направления исследования ксенофобии среди подростков // Современная зарубежная психология. 2012. № 3. - C. 14-25. URL:http: //psychlib .ru/mgppu/periodica/szp032012/szp-0141. htm(дата обращения 10.10.2020).
37. Медведева И.А., Кузнецова Д.А. Показатели психологической культуры представителей разных поколений в контексте исследований личностной зрелости URL:https://www.elibrary.ru/download/elibrary 44244944
52665078.pdf
38. Мешкова Н.В. Ситуативные и личностные особенности межгрупповой предубежденности: автореферат дис. ... канд. психол. наук / Мешкова Н.В. - М., 2009. - 34 с.
39. Муравьев А. Ксенофобия: от инстинкта к идее - URL: http://www.stranaoz.ru/2004/4/ksenofobiya-ot-instinkta-k-idee(дата общения 11.05.2019).
40. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 608 с.
41. Науменко М.В., Сливаева Т.А. Особенности взаимосвязи агрессии и одиночества у студентов с выраженной ксенофобией // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 378-381. https://www.elibrary.ru/download/elibrary 36399543 88976266.pdf
42. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. - С. 15-29.
43. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: Российский открытый университет, ТОО «Горбунок», 1992. - 224 с.
44. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 181 с.
45. Профилактика интолерантности и экстремизма в молодежной среде: коллективная монография - Тюмень: изд-ство Тюменского государственного университета, 2014. - 260 с.
46. Профилактика проявлений экстремизма и ксенофобии в образовательной среде: Методические рекомендации. - АСОУ, 2011. - 48 с.
47. Психологические особенности личности, склонной к проявлению экстремистских взглядов URL:https://studme.org/156925/menedzhment/psihologicheskie osobennosti lichnosti sklonnoy proyavleniyu ekstremistskih vzglyadov
48. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
49. Романова А.П., Хлыщева Е.В., Якушенков С.Н., Топчиев М.С. Чужой и культурная безопасность - М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. - 215 с.
50. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. - М: Аспект Пресс, 1999. - 429 с.
51. Сафуанов Ф.С. Агрессия на почве ксенофобии: проблема психологических механизмов // Сборник тезисов городской научно - практической конференции «Профилактика ксенофобии, экстремизма и
национализма в детской и подростковой среде». - М.: МГШ1У, 2009. - С. 30¬33.
52. Скарабис М., Шефер Б., Шледер Б. Социальнопсихологическая модель восприятия чужого: идентичность, знания, амбивалентность // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. № 1. - С. 24-51.
53. Скулкина Е.Н. Индивидуально-психологические детерминанты формирования социальных установок ксенофобии у подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 1(60). URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/individualno-psihologicheskie-determinanty-formirovaniya-sotsialnyh-ustanovok-ksenofobii-u-podrostkov.pdf
54. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. Книга 2: - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
55. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Портал психологических изданий [Подростково-юношеский кризис: форма субъектного переживания - Психология образования в XXI веке: теория и практика] http://psyjournals.ru/education21/issue/54165 full.shtml
56. Солдатова Г.У. Практическая психология толерантности URL: http://www.tolz.ru/library/?de=0&id=425(дата обращения 08.10.2020).
57. Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Тренинг по профилактике ксенофобии. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.
58. Теория реального конфликта Д. Кемпбелла и М. Шерифа URL: https://studfile.net/preview/4346517/page:2/
59. Фрейд З. Недовольство культурой URL:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/Freid/ned kult.php (дата
обращения 09.09.2020).
60. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности URL: http://www.aitrus.info/node/211(дата обращения 15.09.2020).
61. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1995. - 256 с.
62. Хухлаев О.Е., Бучек А.А., Зинурова Р.И., Радина Н.К., Тудупова Т.Ц., Хакимов Э.Р. Этнонациональные установки и ценности современной молодежи (на материале исследования студенчества нескольких регионов России) // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. - C. 97-106.
63. Шарый А.. Эксперты РС о корнях и всходах ксенофобии. - Сайт
Радио России: svobodanews.ru
http://www.svobodanews.ru/content/article/2249335.html
64. Шевченко О.М. Методология конструктивизма в социально-философском исследовании ксенофобии - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-konstruktivizma-v-sotsialnofilosofskom-issledovanii-ksenofobii(дата обращения 07.06.2020).
65. Шек Г. Зависть. Теория социального поведения / Г. Шек. - М.: ИРИСЭН, 2008. - 537 с.
66. Шнейдер Л.Б. Молодежный экстремизм: сущность, гендерная специфика, противодействие и профилактика: монография. М.: МПСУ, 2014. - 196 с.
67. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с.
68. Юрасова Е.Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии // Юридическая психология. - 2008. - № 4. - С. 56-60.
69. Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество. Куда идет Россия? Власть, общество, личность. - М., 2000. - 390 с.
70. Ялом И. Экзистенциональная психотерапия. - М.: Класс, 1999. - 325 с.
71. https://www.researchgate.net/publication/320161560 Metodika diagnostiki dispozicij nasilstvennogo ekstremizmaметодика «Шкалы склонности к экстремизму» (Violent Extremism Attitude Scales)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ