ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ГЕРОЕВ О СЧАСТЬЕ И СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 9
1.1. Пути осознания истинного и мнимого счастья 9
1.2. Поиски и обретение счастья и смысла жизни 15
ГЛАВА 2. ШМЕЛЕВСКОЙ КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА В «ЛИТЕРАТУРНЫХ» НАЗВАНИЯХ ГЛАВ РОМАНА 26
2.1. Путь к духовности в «литературных» заглавиях первой книги 27
2.2. «Говорящие» названия второго тома 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Концепция человека в духовном романе И.С.Шмелева «Пути небесные»
определяется несколькими причинами. Во-первых, это неослабевающий интерес к творчеству русского писателя ХХ века Ивана Сергеевича Шмелева (1873 - 1950). В последние два десятилетия в литературоведении были опубликованы новые исследования, посвященные рассмотрению творчества писателя, покинувшего Россию после революционных событий и Гражданской войны, чьи сочинения стали широко известными только в конце ХХ века.
Современные ученые считают, что необходимо рассматривать произведения Шмелева с точки зрения следования традициям русской классической литературы, как воплощение духовных и нравственных основ человека, с точки зрения христианской морали, анализировать художественные особенности текстов как совершенных по форме и глубоких по содержанию.
Российские и зарубежные исследователи во многом опираются на суждения друга Шмелева философа И.А.Ильина, считавшего писателя продолжателем традиции православного христианства, русского искусства и русской литературы [Ильин, 1991]. Материалы многолетней переписки Шмелева с Ильиным были впервые опубликованы в России в трех книгах в 2000 году. Интересны взгляды В.В.Кожинова, изложенные в книге «Грех и святость в русской истории» [Кожинов, 2010].
Монография А.П.Черникова «Проза И.С.Шмелева: Концепция мира и человека» [Черников, 1995] стала первой в России работой, дающей общее представление о творчестве писателя. Автор, анализируя произведения Шмелева, выявил основные черты его художественного стиля и обратил внимание на философско-эстетическую концепцию мира и человека, Ученый утверждает, что она обусловлена в произведениях Шмелева «единством двух начал материального и духовного, бытового и религиозного» [Черников, 1995, с. 316].
М.М.Дунаев в своих работах утверждал доминанту православного фактора в творчестве Шмелева [Дунаев, 2003]. И.Е.Есаулов рассуждает о категории соборности в русской литературе, приводя в пример произведения писателя [Есаулов, 1995; 2012].
Известны статьи и книги А.М.Любомудрова: его докторская диссертация и монография «Духовный реализм в литературе русского зарубежья (Б.К.Зайцев, И.С.Шмелев)» [Любомудров, 2003], «Иван Шмелев между светской и духовной традициями» [Любомудров, 2006] и другие, в которых произведения Шмелева анализируются как воплощающие идеи духовности и православия.
Богатый фактический и научный материал публикуется в сборниках Крымских международных Шмелевских чтений, которые ежегодно проводятся литературно-мемориальным музеем писателя в Алуште.
Во-вторых, актуальность темы определяется возросшим интересом именно к незаконченному последнему роману Шмелева «Пути небесные» уже в новом веке. Можно отметить научные диссертации, статьи и монографии: Я.О.Дзыги, анализирующей традиции русского классического романа в «Путях небесных» [Дзыга, 2001]; А.Г.Сергеевой, рассмотревшей «Пути небесные» как духовный роман [Сергеева, 2003], Е.А.Ухиной, исследовавшей жанровую специфику прозы И.С.Шмелева [Ухина, 2011]; О.О.Селянской. показавшей духовно-аксиологическую парадигму романа Шмелева «Пути небесные» в контексте переписки автора с философом и другом И.А.Ильиным [Селянская, 2004; работы Н.А.Герчиковой [Герчикова, 2004, 2007], О.Е.Галаниной [Галанина, 2006], И.А.Строгановой [Строганова, 2014] и некоторых других.
некоторым классикам XIX и XX веков. Признаки «духовного реализма» еще в 1995 году А.П.Черников усматривал в «цельном православном воззрении» писателя и «устремленности его творчества к Абсолюту» [Черников, 1995, с. 316]. Исследователь определил художественный метод Шмелева как «воплощение в художественном произведении неразрывной связи Земли и Неба, устремленность писателя к Абсолюту и глубокий интерес к делам земным, к образу воцерковленного человека, к его жизни и духовным исканиям, к историческим судьбам Родины [Черников, 2002, с. 137].
М.М.Дунаев видел особенности духовного реализма в «освоении пространства вне душевной сферы бытия, над нею» [Дунаев, 2003, с. 663].
А.М.Любомудров также считал необходимым введение в научный оборот понятия «духовный реализм» как «наиболее точно характеризующую суть описываемого явления культуры», а именно как «художественного освоения духовной реальности, т.е. реальности духовного уровня мироздания и духовной сферы бытия человека» [Любомудров, 2003, с. 38]. Это «такое художественное творчество, основой которого является не та или иная горизонтальная связь явлений, а духовная вертикаль. В этом случае имеется в виду даже не столько духовное мировоззрение художника или героя, но духовное мировосприятие, миропонимание. Если предметом такого творчества являются духовные реалии, воссозданные в рамках христианской картины мира, если признается онтологический статус Бога, идея бессмертия души и как важнейшее делание - ее спасение в вечности, то такое искусство относится к сотериологическому типу культуры» [там же, с. 34].
Исследование творческого метода Шмелева не входит в задачи данной выпускной квалификационной работы, хотя он рассматривается как один из основополагающих для произведений русской литературы последнего времени: «В литературе XX столетия обозначились три выхода за пределы традиционного реализма ... в модернизм (во всех вариантах) и через него в постмодернизм; в социалистический реализм; и в то искусство, которое за неимением пока лучшего термина можно обозначить как духовный реализм» [Дунаев, 2003, с. 415].
Неоднократно становилась предметом исследования литературоведов поэтика последнего романа Шмелева [Борисова, Дзыга, 2000; Дзыга. 2000; Черников, 2003; Любомудров, 2006]. Ученых интересовала, прежде всего, новизна в области жанра духовного романа [Любомудров, 2000].
Сам автор свою книгу называл «первым опытом православного романа»: «...все должно быть вобрано в ткань эпического романа, духовного романа <...> Знаю: такое не удалось ни Достоевскому, ни Леонтьеву, ни Лескову, ни Гоголю» [Ильин, 2000, т. 2, с.381, 479].
Литературоведами подробно исследовалась также проблема классических традиций в романе Шмелева, его творческое взаимодействие с Толстым, Достоевским, Лесковым, авторами антинигилистических романов [Борисова, Дзыга, 2000]. Среди ученых не вызывает сомнений связь романа с «золотым веком» русской литературы.
В.В.Абашев назвал роман «Пути небесные» «синтетической цитатой русской литературы»: в нем цитируются ситуации, описания, цитаты «подсвечивают» образы персонажей. Герои погружены не столько в гущу русской жизни, сколько в стихию литературы (Пушкин, Толстой, Тургенев, Фет, Достоевский) [Абашев, 1993].
Е.А.Коршунова в одной из последних монографий «Между классикой и модерном» показала традиции и интертекстуальность в поэтике прозы Ивана Шмелева [Коршунова, 2013].
Также современными учеными отмечено, что в произведениях, созданных писателем в эмиграции, религиозные идеи стали доминировать, что целью Шмелева стало «изобразить в жизни план, руку ведущую, проявить влияние мира иного» [Осьминина, 1993, с.134]. С этой позиции закономерно выбранное писателем название создававшегося в эмиграции незаконченного романа «Пути небесные». Известно, что авторский вариант названия несколько иной - «Пути Небесные», но в данной работе будет использовано более распространенное в научной литературе написание - «Пути небесные».
Роман «Пути небесные» стал объектом данной выпускной квалификационной работы.
И.С.Шмелев работал над романом «Пути небесные» более 15 лет (1935-1950). Первый том печатался отдельными главами с марта 1935-го по июнь 1936 года и в 1937 году вышел отдельным изданием. Второй том писался с марта 1944-го по январь 1947 года. Отдельным изданием второй том вышел в 1948 году. Роман так и остался незаконченным. Смерть писателя в 1950 году не позволила завершить работу над третьим томом.
Текст романа цитируется без указания страниц, в связи с их отсутствием в интернет-публикации: том 1:
http: //lib. pravmir.ru/library/book/1829; том 2:
http://lib.pravmir.ru/library/book/1830 [Шмелев, ЭР].
Предмет исследования - концепция человека в духовном романе Шмелева «Пути небесные»
Предмет исследования - наиболее важные показатели этой концепции, которая обнаруживается в ставшем итоговым произведении, отразившем умонастроения одного из самых необычных писателей русской литературы первой половины ХХ века.
Цель данной работы - представление становления личности в жанре духовного романа как целостной концепции и духовно-эстетической системы. Данная цель будет достигнута через решение поставленных задач.
Задачи исследования:
- проследить процесс поисков и обретения героями истинного счастья и смысла жизни, чему посвящена первая глава данной работы;
- рассмотреть особенности идейно-композиционного решения концепции человека через «литературные» названия глав романа Шмелева
- и показать связь духовного романа «Пути небесные» с произведениями русской литературы во второй главе дипломной работы.
Решение поставленных задач позволит понять нравственно¬философскую концепцию человеческого бытия, отразившуюся в итоговом романе Шмелева, проникнуться его пафосом, для того, чтобы наиболее глубоко понять специфику самого выстраданного произведения писателя.
Научно-методологической основой послужили работы ученых и философов русского зарубежья: И.А.Ильина, А.В.Карташева,
Ю.А.Кутыриной, О.Н.Сорокиной; классические литературоведческие исследования, посвященные общим вопросам истории и теории русской литературы, а также работы М.Н.Эпштейна, О.Михайлова, В.В.Кожинова и других; исследования жизни и творчества И.С.Шмелева: книги и статьи Е.А.Осьмининой, А.П.Черникова, М.М.Дунаева, Е.А.Есаулова, А.М.Любомудрова, Е.А,.Коршуновой, а также книги, статьи и диссертации, посвященные изучению и интерпретации романа Шмелева «Пути небесные», что отражено в библиографии.
Список использованной литературы включает 70 источников.
Основными методами исследования стали историко-литературный и сравнительно-типологический анализ художественного произведения.
Научная новизна определяется попыткой представить шмелевскую концепцию человека в духовном романе «Пути небесные» как процесс духовно-нравственного становления личности, «рождение Бога в душе человека».
Практическая значимость. Материалы данной работы могут быть использованы при чтении вузовских курсов по литературе русского зарубежья, в спецкурсах и семинарах по истории русской литературы, в научных работах студентов и школьников, изучающих творчество Шмелева.
Апробация выпускной квалификационной работы прошла во время предварительной защиты на кафедре русского языка и литературы филологического факультета ТувГУ в 2017 году.
Структура традиционна: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Известно, что сам Шмелев считал роман «Пути небесные» своим «романом-завещанием»: «Ведь я должен закончить свой путь, - закончить «Пути Небесные», отчитаться перед русскими людьми. Я их завел, повел, вел... надо довести»; «мне надо же завершить главное - Пути, я хотел бы гимн Творцу пропеть в полный голос» [Шмелев, 2000, т. 2, с. 239}.
Проведенный в первой главе данной дипломной работе анализ особенностей понимания героями истинного и мнимого счастья, поисков и обретения ими смысла жизни, а также отмеченные во второй главе особенности использования «литературных» названий позволяет сделать нижеследующие выводы.
1. Предлагаемая в романе «Пути небесные» Шмелевым концепция человека может быть сформулирована следующим образом: в жизненной гармонии может существовать только принявший Бога человек, человек, способный измениться, способный на покаяние.
2. В творчестве Шмелёва после вынужденного отъезда в эмиграцию доминирующей становится идея преображения человеческой души, жизнь человека осмысляется как путь к Богу. В художественной манере писателя данная тенденция воплотилась в создании новой эстетики, формировании нового творческого метода, который в современных исследованиях определяется как «духовный реализм».
3. Шмелев использует в «Путях небесных» новаторский жанр «духовного романа» для того, чтобы наглядно доказать концепцию, позволяет идее пути спасения человека, воскресения и преображения его души предстать не отвлеченной схемой, а видимым воплощением обретаемого жизненного опыта героев в литературном тексте.
4. Шмелев показывает в романе духовные пути преображения человека как его восхождение из греха через страдание к покаянию, смирению,святости.
5. В повествовании доминируют два героя, чьи жизненные пути одновременно связаны и различны. Одной из главных героинь является Дарья Королева, неслучайно Шмелев хотел дать роману подзаголовок «Даринькин роман». Основой сюжета становятся нравственные искания героини. Даринька согрешила и должна пройти через покаяние, искупить грех. Этот сюжет ориентирован на ценности высшей, небесной жизни. Его исследователи сравнивают с житийными текстами. Шмелевская героиня сознательно принимает крест самоотверженного служения ближнему. Героиня проходит путь от погруженности в удовлетворение собственных прихотей и греховных влечений до приятия крестоношения как идеи жизненного пути. В шмелевском романе героиня является главной движущей силой в процессе постижения того, «какая должна быть жизнь», она увлекает неверующего героя в «свой мир» и ведет бывшего скептика-рационалиста к признанию в качестве смысла жизни духовных ценностей бытия
6. В романе Шмелевым показана трансформация представлений о счастье и смысле жизни главных героев. Разрушение семьи и традиционных форм быта, отрицание христианской морали, утверждение приоритетов меркантильного и телесного счастья в личной жизни приводит героев Шмелева, в частности Вайденгаммера, к опустошению и «нигилизму» Шмелев в романе также показывает противоречие между частной жизнью и предначертанной судьбой героя Виктора Алексеевича Вайденгаммера: неудача в семейной жизни ставит героя в тупиковую ситуацию, и он стремится обрести былое эмоциональное благополучие. Этот сюжет ориентирован на ценности мирской жизни, но в них герой не может обрести истинное счастье. Согласно замыслу писателя, Виктор Алексеевич смиряется с потерей Дариньки и сам удаляется в монастырь. Шмелев только намечает путь преодоления. Герой отказывается от жизни в миру, что означает, что он становится выше своей личной мирской судьбы.
7. В романе Шмелев использует достижения русской классической литературы. Ссылки на произведения Пушкина, Лермонтова. Чехова, возникают в «Путях небесных» как обоснование необходимости соединить в художественном творчестве «земное и небесное», противостоять разрушительным тенденциям нового времени. Многочисленные литературные реминисценции носят в романе не только характер предсказания, но являются элементами творческой связи с писателями-классиками в выполнении задачи показать преображение, воскресение человека, стоявшего «на перепутье», но обретшего «пути в небе».
Шмелев И.С. Пути небесные. Т. 1. [электронный ресурс] URL:
http: //lib. pravmir.ru/library/book /1829 (дата обращения: 1 февраля 2017 г.).
Шмелев И.С. Пути небесные. Т. 2. [электронный ресурс] URL:
http: //lib. pravmir.ru/library/book /1830 (дата обращения: 1 февраля 2017 г.).
Шмелев И.С. Собр. соч. В 5 т. Т. 5. Пути небесные: Роман. / подгот. текста, вступ. ст. Е.А.Осьмининой; ред. тома В.П.Шагалова]. М.: Русская книга: Известия, 2004. 480 с.
Научная литература
1. Абашев В.В. Литературная цитата в прозе И.С.Шмелева // И.С.Шмелев. Мир ушедший - мир грядущий: II межд. конф., посвящ. 120-летию со дня рожд. И.С.Шмелева, 21-25 сент. 1993 г.: тез. докл. Алушта, 1993. С. 7-14.
2. Бальмонт К. Иван Сергеевич Шмелев // Шмелев И.С. Родное. М.: ГУП Издатцентр «Старая Басманная», 2000. 150 с
3. Басинский П. Иван Сергеевич Шмелев (1873-1950) // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). 1996. № 27. июль
4. Борисов Ю.Н. Шмелев // Русские писатели: биобиблиографический словарь. В 2 т. Т. 2. М-Я / Под ред. П.А.Николаева. М.: Просвещение, 1990. URL: http://az.lib.ru/s/shmelew_i_s/text_0010.shtml (дата обращения: 7 апреля 2017 г.)
5. Борисова Л., Дзыга Я. Продолжение «золотого века»: «Пути небесные» И.С.Шмелева и традиции русского романа. Симферополь, 2000. 141 с.
6. Борисова Л., Дзыга Я. Продолжение «золотого века»: «Пути небесные» И.С. Шмелева и традиции русского романа. Симферополь, 2000. 141 с
7. Венок Шмелеву: сб. ст., посвящ. дням памяти Ивана Сергеевича Шмелева, 25 мая - 2 июня 2000 г. / Российский Фонд Культуры, ИМЛИ РАН, Фонд «Москва - Крым». М.: Аванти, 2001. 352 с.
8. Галанина О.Е. Лейтмотив в структуре романа И.С.Шмелева «Пути небесные»: Дис. ... канд. филол. наук. Н. Новгород, 2006 165 с. URL:
http://www.dslib.net/russkaja-literatura/lejtmotiv-v-strukture-romana-i-s- shmeleva-puti-nebesnye.html#2017424 (дата обращения: 7 апреля 2017 г.)
9. Герчикова Н.А. Роман «Пути небесные» - итог творческого пути И.С.Шмелева // Наследие И.С.Шмелева: проблемы изучения и издания: Сб. мат. межд. науч. конф. 2003 и 2005 гг. М.: ИМЛИ РАН, 2007. С. 308¬314.
10. Герчикова Н.А. Роман «Пути небесные» - итог творческого пути И.С.Шмелева // Наследие И.С. Шмелева: проблемы изучения и издания / Под ред. Л.А Спиридоновой. М., 2007. С. 308-313.
11. Герчикова Н.А. Роман Шмелева «Пути небесные»: жанровое своеобразие.
СПб., 2004. 173 с. URL: http://www.dissercat.com/content/roman-shmeleva- puti-nebesnye-zhanrovoe-svoeobrazie (дата обращения: 7 апреля 2017 г.)
12. Горький М. Письмо Шмелеву между 7 и 27 января. Капри 1910 г. // Собр. соч.: в 30 т. Т. 29. - М. 1955.
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: «Терра», 1995.
14. Дзыга Я.О. «Пути небесные» И.С.Шмелева и традиции русского классического романа: дис. . к. филол. н. М., 2000. 196 с. URL:
http://www.dslib.net/russkaja-literatura/tvorchestvo-i-s-shmeleva-v-kontekste- tradicij-russkoj-literatury.html (дата обращения: 8 апреля 2017 г.).
15. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6 ч. Ч. V. (т. IV). М.: Христ. лит., 2003. С. 594-768. URL: http://mdunaev.ru/index.php/knigi/119- pravoslavie-i-russkaya-literatura-chast-v-iv-tom (дата обращения: 8 апреля 2017 г.)
16. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ. Становление жанра. СПб.,
1995. 239 с
17. Есаулов И. А. Текст, традиция и предание // Нижегородский текст русской словесности. Нижний Новгород, 2007. С. 8-17. [Электронный ресурс] URL: http://jesaulov.narod.ru/Code/vortrag_text_tradicija_i_predanie. html (дата обращения: 8 апреля 2017 г.).
18. Есаулов И.А. Поэтика литературы русского зарубежья (Шмелев и
Набоков: два типа завершения традиции). // Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. 288 с. С. 238-266. [Электронный ресурс]
http://www.jesaulov.narod.ru/Code/sobornost_text_0.html (дата обращения: 8 апреля 2017 г.).
19. Есаулов И.А. Русская классика: новое понимание. СПб: Алетейя, 2012.
448 с. URL: http://esaulov.net/portfolio/russkaja-klassika-novoe-ponimanie/
(дата обращения: 8 апреля 2017 г.).
20. И.С.Шмелев и духовная культура православия: сб. материалов IX Крымских междунар. Шмелевских чтений, (Алушта, 12-16 сент. 2000). Симферополь: Таврия-Плюс, 2003. 400 с.
21. И.С.Шмелев и духовные традиции славянской культуры: сб. материалов XI Крымских междунар. Шмелевских чтений, (Алушта, 11-15 сент. 2002). Алушта, 2004. 300 с.
22. И.С.Шмелев и О.А.Бредиус-Субботина: Роман в письмах: В 2 т. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003-2005. http://ru- lib.3dn.ru/publ/shmelev_ivan_sergeevich_perepiska_i_s_shmeleva_i_o_a_bred ius_subbotinoj/1-1-0-188 (дата обращения: 19 апреля 2017 года)
23. Ив Жантийом-Кутырин. Мой дядя Ваня. Воспоминания об Иване Шмелеве. Письма Ив. Шмелева Иву Жантийому-Кутырину. М. 2001
24. Иван Сергеевич Шмелев: краткий биографический очерк / сост. Ю.А.Кутырина // Шмелев Ив. Избранные рассказы. Нью-Йорк, 1955 [электр. ресурс] URL: http://az.lib.ru/s/shmelew_i_s/text_1955_bio.shtml (дата обращения: 7 апреля 2017 г.)
25. Ильин И.А. О Тьме и Просветлении: книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т.6: Кн.1. М.: Русская книга, 1996. С.359 - 400.
26. Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов: в 3 кн. Кн. 1: (1927-1934) / Сост. и ком. Ю.Лисицы. М.: Русская книга, 2000. 560 с.
27. Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов: в 3 кн. Кн. 2: (1935-1946) / Сост. и ком. Ю.Лисицы. М.: Русская книга, 2000. 576 с.
28. Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов: в 3 кн. Кн. 3: 1947-1950) / Сост. и ком. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 2000. 528 с.
29. Ильин И.А. Творчество Шмелева // Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. / Сост. и ком. Ю.Т.Лисицы. Т.6. кн.2. М.: Русская книга, 1996. С. 110¬123.
30. Климова М. От протопопа Аввакума до Федора Абрамова: жития «грешных святых» в русской литературе. М.: ИНДРИК, 2010. 113 с.
31. Кожинов В.В. Грех и святость в русской истории. М.: Эксмо, 2010. 530 с. URL: https://profilib.com/chtenie/114009/vadim-kozhinov-grekh-i-svyatost-
russkoy-istorii.php (дата обращения: 7 апреля 2017 г.)
32. Компанеец В.В. Антиномичность характера в романе И.С.Шмелева «Пути небесные» // Русское зарубежье - духовный и культурный феномен: В 2 ч. / Под ред. В.Л.Гопман. М., 2003. Ч. 1. С. 68-71.
33. Корецкая И.В. Символизм // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Кн. 1. М.: Наследие, 2000. С.688 -732.
34. Коровин В.И. Герой и миф (по драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад») // Анализ драматического произведения : межвуз. сб. Л., 1988. С. 122-135.
35. Коршунова Е.А. Между классикой и модерном: традиция и
интертекстуальность в поэтике прозы Ивана Шмелева: монография. Харьков: ФОП Бровин А.В., 2013. 216 с. URL:
http://www.academia.edu/18089320/Между_классикой_и_модерном_тради ция_и_интертекстуальность_в_поэтике_прозы_Ивана_Шмелева (дата обращения: 11 апреля 2017 г.).
36. Кутырина Ю. «Пути небесные»: заметки к третьему ненапечатанному тому // Шмелев И. Собр. соч.: в 5 т. Т. 5. С. 439-442.
37. Леонидов В. «Знаю, придет срок. Россия меня примет.» // Независимая газета. 2000. 08. 10 http://www.ng.ru/ng_exlibris/2000-08-10/2_shmelev.html (дата обращ.: 7 апреля 2017 г.)
38. Литература о жизни и творчестве И.С.Шмелева // http://textarchive.ru/c- 2061340-p28.html (дата обращ.: 7 апреля 2017 г.)
39. Литературный энциклопедический словарь терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. - С. 1068-1069.
40. Любомудров A.M. Духовный реализм в литературе русского зарубежья (Б.К.Зайцев, И.С.Шмелев): автореф. дис. д-ра филол. наук. СПб, 2001. 25с.
41. Любомудров A.M. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К.Зайцев, И.С.Шмелев. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 280 с.
42. Любомудров А.М. Иван Шмелев между светской и духовной традициями // Христианство и русская литература. Сб. 5. СПб., 2006. С. 321-429.
43. Любомудров А.М. Оптинский монах Виктор Вейденгаммер - персонаж романа И.С.Шмелева «Пути небесные» // Шмелев И.С. Пути небесные: Роман. М., 2005. С. 793 - 837. URL: http://www.optina.ru/pub/p15/
44. Махновец Т.А. Концепция мира и человека в зарубежном творчестве И.С. Шмелева. Йошкар-Ола, 2004.
45. Михайлов О. Иван Шмелев // Шмелев И.С. Избранное. М.: Правда, 1989. URL: http://az.lib.ru7s/shmelew_i_ s/text_0200.shtml (7 мая 2017г.).
46. Михайлов О. Об Иване Шмелеве // Шмелев И.С. Соч. В 2 т. Т. 1. Повести
и рассказы. М.: Худож. лит., 1989. 463 с.
http://az.lib.ru7s/shmelew_i_s/text_0040.shtml(gата обращ.: 7 апреля 2017 г.)
47. Осьминина Е. Иван Шмелев - известный и скрытый // Москва. 1991. №4.
48. Осьминина Е. Пути земные и пути небесные. // Москва. 1995. №1.
49. Осьминина Е.А. Проблемы творческой эволюции И.С.Шмелева: дис. . канд. филол. наук. М. 1993
50. Осьминина Е.А. Радости и скорби Ивана Шмелева // Шмелев И. Лето господне. М.: АСТ «Олимп», 1996. http://az.lib.ru/s/shmelew_i_s/text_0020. shtml (дата обращ.: 7 апреля 2017 г.)
51. Пак Н.Н. Пути обретения России в произведениях Б.К.Зайцева и И.С.Шмелева (образ монастыря) // Литература в школе. 2000. №2
52. Поэтика: слов, актуал. терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. 358 с.
53. Селянская О.В. Духовно-аксиологическая парадигма романа И.С.Шмелева «Пути небесные» в контексте переписки автора с И.А.Ильиным: дис. . канд. филол. наук. Тамбов, 2004. 167 c.
54. Селянская О.В. Роман И.С.Шмелева «Пути небесные» в контексте
творчества писателя // Вестник Тамбовского университета. IV Державинские чтения. 2001. №3. С. 85. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/roman-i-s-shmeleva-puti-nebesnye-v-kontekste- tvorchestva-pisatelya (дата обращ.: 7 апреля 2017 г.)
55. Сергеева А.Г. «Пути небесные» И.С.Шмелева как духовный роман: дис. ... канд. филол. наук. М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки) [Электронный ресурс] URL: http://diss.rsl.ru/diss/03/0975/030975040.pdf (дата обращ.: 7 апреля 2017 г.)
56. Солженицын А. Иван Шмелев и его «Солнце мертвых» // Новый мир. 1998. №7. http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1998/7/dnpisat.html (7 мая 2017).
57. Сорокина О.Н. Московиана: жизнь и творчество Ивана Шмелева. М.: Московский рабочий, 2000. 408 с.
58. Строганова И.А. «Пути небесные» И.С.Шмелева: жанровый синтез // Rhema Рема. 2014. №3. С. 20-26.
59. Суматохина Л.В. Типология чудесного в произведениях И.С.Шмелева // Наследие И.С. Шмелева: проблемы изучения и издания / Под ред. Л.А. Спиридоновой. М., 2007. С. 247-252.
60. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н.Ушакова. М.: Русские словари, 1994.
61. Ухина Е.А. Жанровая специфика прозы И.С.Шмелева: автореф. дис. . к.филол.н. СПб., 2011. 20 с. http://diss.seluk.ru/av-filologiya/808629-1- zhanrovaya-specifika-prozi-shmeleva-1918-1950.php (7 мая 2017 г.).
62. Фомичева А. И пришло то сияние через муку и скорбь // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). №7. 1999.
63. Черева Е.А. Жанрообразующее значение мотива «преображения» в романном творчестве И.С.Шмелева // Пушкинские чтения: Материалы Х международной конференции: Сб. научных ст. СПб., 2005. С. 183-189.
64. Черников А.П. Духовно-нравственные искания в автобиографической прозе русского зарубежья (Бунин - Шмелёв - Зайцев) // Лит-ра в шк.. 2008. № 6. С. 3-6.
65. Черников А.П. Опыт духовного романа. «Пути небесные» // Лит-ра в шк.
2003. №2. С. 13-18.
66. Черников А.П. Проза И.С.Шмелёва: Концепция мира и человека. Калуга: Калужский обл. ин. усовершенствования учителей, 1995. 344 с.
67. Черников А.П. Проза И.С.Шмелева: Концепция мира и человека: дис. в виде опубликов. моногр... д-ра филол. наук. М., 1996. 343 с.
68. Черников А.П. Традиции русской литературы XIX в. в прозе И.С. Шмелева // Художественный мир И.С. Шмелева и традиции славянской культуры / Под ред. В.П. Цыганник. Симферополь, 2004. С. 20-28.
69. Чумакевич Э.В. Духовно-нравственное становление героев в дилогии
И.С.Шмелева «Богомолье» и «Лето Господне»: автореф. дис. . канд. филол. н. Минск, 1993. 196 с. URL:
http://www.dissland.com/catalog/duhovno_nravstvennoe_stanovlenie_lichnosti _geroya_v_dialogii_i_s_shmeleva_bogomole_i_leto_gospodne.html
70. Шмелев И.С. Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918¬1940): писатели русского зарубежья / Под ред. А.Н.Николюкина. М.: РОССПЭН, 1997. С.454-458.
71. Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе: уч. пос для вузов. М.: Высш. шк. 2005. 495 с.