ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и характеристика элементарных математических представлений 7
1.2. Особенности формирования элементарных математических представлений
у детей младшего дошкольного возраста 12
1.3. Методика формирования элементарных математических представлений
у детей младшего дошкольного возраста в ДОО 16
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
2.1. Изучение сформированности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 23
2.2. Содержание работы по формированию элементарных математических
представлений у детей младшего дошкольного возраста с использованием
интерактивных игр 32
2.3. Проверка эффективности использования интерактивных игр в работе по
формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Дошкольное детство - это короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируется определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Поэтому в ДОО с младшей группы начинают специальную работу по формированию элементарных математических представлений, закладывают основы математического развития детей.
Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами. Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения [10].
Наиболее сложным для младших дошкольников является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные высказывания. Поэтому воспитатель вначале задает детям вспомогательные вопросы, а затем просит их рассказать сразу обо всем.
Для продуктивной работы по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников воспитателю необходимо находить новые наиболее эффективные средства. Одним из таких средств являются интерактивные игры, которые совмещают в себе ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста и ИКТ.
Использование в непрерывной образовательной деятельности интерактивных игр, нацеленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Использование интерактивных игр позволяет ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.
Благодаря интерактивным играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения [12].
В связи со всем вышесказанным, выбранную тему выпускной квалификационной работы можно считать актуальной и интересной для исследования.
Объект исследования - процесс формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста...
На сегодняшний день математика занимает значительное место в жизни ребенка. Уже с дошкольного возраста дети начинают обучаться счету, учатся решать задачи, ориентироваться в пространстве, различать геометрические фигуры и форму предметов, определять время суток. В связи с этим, очень важно еще в раннем периоде дошкольного детства правильно сформировать у ребенка элементарные математические представления.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [23, с. 7].
В непрерывной образовательной деятельности по математике у ребенка закладываются основы его интеллектуального развития, а также учебной деятельности в целом. На сегодняшний день в практике ДОО применяется большое количество разнообразных игровых и логических задач, направленных на обучение дошкольников математике. Однако для наиболее продуктивной работы по формированию
элементарных математических представлений у младших дошкольников воспитателю необходимо находить новые, наиболее эффективные средства, методы и приемы.
Одним из таких средств являются интерактивные игры, которые совмещают в себе ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста и ИКТ.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была организована и проведена экспериментально-исследовательская работа, включающая в себя три этапа.
Констатирующий этап эксперимента показал, что уровень сформированности элементарных математических представлений у большинства детей младшего дошкольного возраста ЭГ и КГ средний и низкий. Дети затруднялись в определении количества предметов (один - много, больше - меньше), их размера (длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий), формы (круг, квадрат, треугольник), времени суток (день - ночь, утро - вечер).
На формирующем этапе эксперимента нами была организована серия специально разработанных НОД, основанных на использовании интерактивных игр в качестве ведущего средства формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста, которые проводились с использованием мультимедийного оборудования. В интерактивной игре ребенку предлагалось, например, прослушать вопрос и выбрать правильный ответ, нажав мышкой на нужную половинку экрана. После правильного выбора дошкольник слышал соответствующий сигнал и картинки, изображающие предметы, менялись. Подобная работа была эффективна и интересна детям благодаря использованию звукового сопровождения, с помощью которого дошкольники учились слышать и выполнять действия по указанию. Кроме того, игра сопровождалась соответствующими мелодиями, указывающими на правильный или неправильный выбор ответа. Также в интерактивной игре использовалась анимация, которая привлекала и удерживала внимание ребенка.
Контрольный этап эксперимента показал, что уровень сформированности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста ЭГ значительно повысился по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Дети, составившие ЭГ, во время контрольного этапа эксперимента показали значительно лучшие результаты, чем дошкольники, вошедшие в КГ. Это позволило нам сделать вывод о том, что проведенная работа дала ощутимые положительные результаты, а, следовательно, доказала свою эффективность. Таким образом, цель исследования была достигнута, а гипотеза доказана практическим путем. Перспективы дальнейшей работы мы видим в разработке интерактивных игр и создании пособий по формированию элементарных математических представлений у дошкольников других возрастных групп.
1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. - М.: Просвещение, 2011. -124 с.
2. Беженова М.А. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, 2005. - 63 с.
3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
4. Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1998. - 303 с.
5. Блехер Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - С. 14-23.
6. Будько Т.С. Движение + математическое наполнение (обучение детей дошкольного возраста математике в комплексе с физическим воспитанием). // Пралеска. - 2005. - №1. - С. 52-54.
7. Будько Т.С., Леонюк Н.А. Феномен детства: социально -педагогические и методико-психологические проблемы. // Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию факультета дошкольного образования - Брест: Изд-во УО «БрГУ им.А.С. Пушкина», 2004. - С. 29-32.
8. Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду. // Информатика. - 2001. - №18. - С. 16-17.
9. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. соч. в 6 т., Т. 2. - М.: Педагогика, 1983. - 1136 с.
10. Галкина Л.Н. Современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. // Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований: сб. матер. XIV международной науч.-практ. конф. - Челябинск: Из-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2016. - 494 с.
11. Горвиц Ю.М. Зачем малышам компьютер? // Детский сад от А до Я. - 2003. - №1. - С. 126-130.
12. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 328 с.
13. Гризик Т.И., Доронова Е.В., Соловьева Е.В. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.
14. Гуляева Е.В., Ю.А. Соловьева Компьютерные игры в жизни дошкольников. // Психологическая наука и образование. - 2012. - №2. - С. 5-10.
15. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду: практические семинарские и лабораторные занятия. - М.: Академия, 1998. - 160 с...36