Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнение некоторых характеристик эмоциональной сферы курсантов военного вуза и солдат по призыву

Работа №162799

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоционального состояния военнослужащих 6
1.1. Основные характеристики юношеского возраста 6
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы военнослужащих... 18
1.3. Социально-психологическая адаптация военнослужащих
к военно-профессиональной деятельности 32
Вывод по 1 главе 47
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы курсантов вуза и солдат по призыву 49
2.1. Описание процедуры и методов исследования 49
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных 54
Выводы 63
Заключение 65
Список используемых источников 66
Приложения 71

Актуальность исследования - в настоящее время практически во всех современных армиях признается особая роль высокой морально - психологической готовности и способности личного состава войск к защите национальных интересов и безопасности государства. Без соответствующего эмоционального настроя всех категорий военнослужащих, без их психологической готовности добросовестно исполнять свои служебные обязанности вряд ли можно ожидать весомых результатов в реформировании современной Российской армии. Выдвижение на первый план человека, который управляет оружием и боевой техникой, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социально-эмоционального самочувствия - решающее условие успеха любой социальной деятельности, в том числе военной.
Проблеме эмоций посвящали свои исследования известные отечественные и зарубежные психологи И. Кант, К. Изард, Г. Селье, П. К. Анохин, К. К. Платонов, Г. М. Бреслав, А. В. Вальдман и другие. Изучение, анализ и оценка эмоционального состояния военнослужащих в условиях адаптации к военной службе, поиск мер по формированию подлинной духовности и патриотизма защитников Отечества приобретают сегодня особую актуальность [3].
Для людей профессии риска, такой как военнослужащий равно непригодны как чрезмерно эмоционально возбудимые, так и эмоционально пассивные люди. Это было доказано уже давно. Отсюда закономерен интерес к различным аспектам психоэмоциональной характеристики людей этой профессии, что и повышает актуальность исследования. К сожалению, в последнее время исследований по данной проблеме немного, поэтому данное исследование может внести определенный вклад в современные разработки эмоциональных состояний людей профессий риска - военнослужащих.
Цель исследования - сравнение характеристик эмоциональной сферы курсантов вуза и солдат по призыву для использования полученных результатов в практической деятельности психологов, должностных лиц воинских подразделений.
Объект исследования - эмоциональная сфера военнослужащих.
Предмет исследования - характеристики эмоциональной сферы курсантов военного вуза и солдат по призыву.
Гипотеза исследования состоит в том, что у солдат по призыву, по сравнению с курсантами военного вуза, будут обнаружены более высокие показатели по таким характеристикам эмоциональной сферы, как социальная фрустрация, тревожность, стресс, эмоциональная неустойчивость, эмоциональная чувствительность.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические и эмпирические исследования по вопросам специфики эмоциональной сферы курсантов и солдат по призыву.
2. Подобрать комплекс диагностических методик, адекватных объекту и предмету исследования.
3. Провести диагностику эмоциональной сферы у курсантов вуза и солдат по призыву.
4. Проанализировать и интерпретировать диагностические данные.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Диагностический эксперимент с использованием следующих методик:
- экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации (В.В. Бойко)
- методика исследование тревожности, тест-опросник Спилбергера- Ханина;
- методика определения психологического стресса PSM -25;
- 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла (шкала C и шкала I).
3. Методы обработки данных:
- t-критерий Стьюдента.
Организационная база исследования. В исследовании приняли участие 28 курсантов первого курса обучения филиала Военной академии материально-технического обеспечения (г. Пенза) и 28 солдат по призыву учебного центра (подготовки младших специалистов) (г. Пенза). Исследование проводилось на начальном этапе, в период адаптации (1 месяц) к военной службе.
Научная новизна исследования состоит в том, что: проведённая исследовательская работа позволила уточнить и конкретизировать характеристики эмоциональной сферы курсантов военного вуза и солдат по призыву, провести сравнение данных характеристик эмоциональной сферы у военнослужащих, а также систематизировать научные знания относительно психологических особенностей эмоциональной сферы военнослужащих.
Практическая значимость исследования заключается в получении диагностических данных о различии некоторых характеристик эмоциональной сферы у курсантов военного вуза и военнослужащих по призыву. Полученные данные могут быть использованы в профессиональной деятельности преподавателями вуза при разработке учебных курсов по военной психологии, а также они должны учитываться психологом и могут быть использованы в практической деятельности при работе по адаптации военнослужащих на начальном этапе службы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования были проанализированы данные теоретических и эмпирических исследований по вопросу эмоциональной сферы курсантов и солдат, подобран комплекс методик для диагностики эмоциональной сферы, сформирована выборка и проведена диагностика уровня социальной фрустрации, тревожности, стресса, эмоциональной чувствительности и устойчивости, проведен анализ диагностических данных и по результатам выявлены различия в эмоциональной сфере испытуемых.
Подводя итог проделанной работы, можно сделать следующий вывод. Основная цель - организация и проведение диагностического исследования, обработка и анализ диагностических результатов, формулирование выводов - была достигнута, задачи выполнены в полной мере. Работа проходила в несколько этапов, каждый из которых был полностью реализован.
По данным, полученным в диагностическом исследовании, результаты курсантов и военнослужащих по призыву отличаются, курсанты имеют показатели социальной фрустрации, тревожности, психологического стресса, эмоциональной чувствительности, эмоциональной неустойчивости в целом ниже, чем солдаты по призыву.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что что у солдат по призыву, по сравнению с курсантами военного вуза, будут обнаружены более высокие показатели по таким характеристикам эмоциональной сферы, как социальная фрустрация, тревожность, стресс, эмоциональная неустойчивость и эмоциональная чувствительность подтверждена.
Полученные данные могут быть использованы в практической деятельности психологами, должностными лицами воинских подразделений при работе с курсантами вузов и солдатами по призыву.



1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. - 1989. - № 4.
2. Александрович П.И., Малютин А.Г., Сенокосов Ж.Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. - Рига: Рижское высшее военно-политическое училище им. Бирюзова С.С., 1991. - 89 с.
3. Алехин И.А. Психология и педагогика // Электронный учебник, Москва: ФГКВОУ ВО «Военный университет», 2016. - 684 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева, - М.: Аспект Пресс, 2014. - 364 с.
5. Аллахвердов В. М., Безносов С. П., Богданов В. А. [и др.] Психология: учебник / авт. кол.; отв. ред. д-р психологических наук, проф., засл. деятель науки РФ Крылов А. А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 752 с.
6. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.:издательства: Академия, Смысл:2007. - 528 с.
7. Батаршев А. В. Диагностика пограничных психических расстройств личности и поведения. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 320 с.
8. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984
9. Вальдман А.В., Звартау Э.Э., Козловская М.М. Психофармакология эмоций. - М.: Медицина, 1976.
10. Витт Н.В. Личностно-эмоциональная опосредованность
выражения эмоций // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 95-107.
11. Выбойщик И.В., Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла. Челябинск, Издательство ЮУрГУ, 2000. - 54 с.
12. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2012. - 675 с.
13. Глемба Л.В. Методика работы заместителя командира по воспитательной работе по организации и обеспечению условий адаптации и социализации военнослужащих в подразделении: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НВВКУ, 2008. - 98 с.
14. Григорович Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого¬социальный университет, 2017. - 248 с.
15. Дубровина И.В. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Гумер,1998. - с.
16. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / - Москва // Психология мотивации и эмоций: учебное пособие / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. - Издание 2-е, стереотипное. - Москва: ЧеРо: Омега-Л: МПСИ, 2006. - С. 273-285. - (Хрестоматия по психологии)
17. Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии.-1975.-№ 6.
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства // Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
19. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.
20. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. «Социально-психологический тренинг: учебное пособие». Л., изд. ЛГУ,1989
21.Зверева Н. В. Патопсихология детского и юношеского возраста / Н.В. Зверева, О.Ю. Казьмина, Е.Г. Каримулина. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
22. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др. Саморегуляция поведения в норме и патологии//Психологический журнал. Т.10, №2 - с.
23. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. - СПб.: Речь, 2001.
24. Караяни А. Г. Психология служебной деятельности: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.Г. Караяни, Е.Л. Солдатовой; М-во образования и науки Рос. Федерации, Южн. -Урал. гос. ун-т, Каф. психологии развития. - Челябинск: ЮУрГУ, 2014. - 211 с.
25. Коломинский Я.Л. Психология эмоциональных отношений // Вопросы психологии. - 1988. - № 5
26. Кон И.С. Психология юношеского возраста. (Проблемы формирования личности). //Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М., 1979. — 175 с.
27. Корчемный П. А. Психология человека: учебное пособие / П.А. Корчемный; Военный университет. - М.: Военный университет, 2014.-284 с.
28. Куликов Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. Ч. 1 / Ред. А. А. Крылова. - СПб., 1995.
29. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - 304 с.
30. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3. С. 4-21.
31. Леонова А. Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний // Психологический журнал. 1988. Т. 10. № 3. С. 43-52.
32. Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения. - Л.: ЛГУ, 1988.
33. Маклаков А. Г. Общая психология: Учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб. и др.: Питер, 2013. - 582 с.
34. Можгинский, Ю. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм / Ю. Можгинский. - М.: Лань, 2018. - 128 с.
35. Мухаметжанов А.М., Смагулов Н.К. Особенности адаптации военнослужащих в процессе прохождения воинской службы//Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №3.
36. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. ВУЗов. - изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 - с.
37. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник: / - Юрайт, 2014. 443 с.
38. Памфилова С.А., Голоюс Е.А. Практикум по психолого-педагогической диагностике. - Пенза, 2017. - 170 с.
39. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с продуктивностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. -2006. - № 1.- С.67-76.
40. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. - М., 1998.
41. Пинигин В.Г. Возрастные изменения эмоциональных свойств личности // Ананьевские чтения-2001: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2001г.
42. Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. - 1986. - № 1. - С. 62-72.
43. Прохоров А. О. Методики диагностик и измерения психических состояний личности. - М.: ПЕР-СЭ, 2004. С. 44, 64-64.
44. Райс Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс. - М.: Питер, 2016. - 277 с.
45. Тугушев Р. Х. Общая психология: учебник / под ред. Р. Х. Тугушева, Е. И. Гарбера; авт. кол.: Р. Х. Тугушев, И. Е. Гарбер, Б. А. Зильберт и др. - Эксмо, 2007. -559 с.
46. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М.: МПСИ, 1999. - с.
47. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - 490 с.
48. Шаповаленко И.В. Возрастная психология Издательство: Гардарики, 2007. - 352 - с.
49. Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков /М., 1967.
50. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / [Пер. с. англ.] — М.: Когито-центр, 1996.
51. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996).
52. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр. / П. М. Якобсон; Под ред. [и с предисл.] Е. М. Борисовой; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. - 304 с. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ