Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование меж культур ной компетентности обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы в процессе изучения английского языка

Работа №162792

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межкультурной компетентности обучающихся старших классов средней
общеобразовательной школы в процессе изучения английского языка ... 11
1.1. Содержание и структура межкультурной компетентности
старшеклассников 11
1.2. Теоретико-методологические и методические подходы к
формированию межкультурной компетентности старшеклассников в процессе изучения английского языка 18
1.3. Дисциплина «Английский язык» как средство формирования
межкультурной компетентности старшеклассников 24
1.4. Модель формирования межкультурной компетентности
старшеклассников в процессе изучения английского языка 29
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Реализация модели формирования межкультурной компетентности обучающихся старших классов средней
общеобразовательной школы в процессе изучения английского языка и экспериментальная проверка её эффективности 41
2.1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента 41
2.2. Описание экспериментальной работы по реализации модели
формирования межкультурной компетентности старшеклассников в образовательном процессе средней общеобразовательной школы 48
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию
межкультурной компетентности старшеклассников 60
Выводы по второй главе 69
Заключение 70
Литература 73
Приложение 1. «Фрагмент контрольной работы на определение уровня
сформированности когнитивного компонента» 80
Приложение 2. «Фрагмент контрольной работы на определение уровня
сформированности практического компонента» 83
Приложение 3. «Тест для определения уровня сформированности межкультурной компетентности старшеклассников» 84
Приложение 4. «Программа формирования межкультурной компетентности обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы» ... 87
Приложение 5. «Фрагменты дополнительных дидактических материалов к учебнику по английскому языку для 10 класса М.В. Вербицкой «Форвард» .... 97

Актуальность исследования. Современный период развития общества характеризуется масштабными глобализационными процессами во всех сферах жизнедеятельности человека, становлением глобального коммуникационного пространства, осознанием информации как
управляющего фактора общественного развития. В результате данных процессов современный человек, с одной стороны, подвергается процессу культурной интеграции, а с другой - чувствует и осознает свою принадлежность к родной культуре.
Осознание этого противоречия поставило перед обществом и государством необходимость реформирования системы образования. Вхождение России в Болонский процесс, принятие Национальной доктрины образования в РФ (до 2025 года) - поставили новые цели и задачи перед российскими образовательными учреждениями. В таких условиях предмет «Иностранный язык» приобрел особую значимость, а знание иностранного языка стало важным аспектом жизни современного человека, необходимым профессиональным навыком.
Согласно действующему Федеральному государственному
образовательному стандарту среднего общего образования главная цель «образования по иностранному языку» - развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Безусловно, в данную компетенцию входит социокультурный компонент, но он не в полной мере отражает те культурные аспекты, необходимые обучающимся для эффективного осуществления межкультурного общения. Так, согласно Н.Д. Гальсковой, межкультурная компетенция должна стать составной частью цели обучения иностранным языкам, наряду с другими компетенциями.
Зачастую на практике происходит пренебрежение культурной составляющей страны изучаемого языка, поскольку основное внимание сконцентрировано на изучении грамматических и лексических явлений. Следовательно, такое пренебрежение делает невозможным полноценное формирования межкультурной компетентности обучающихся, а впоследствии снижает способность обучающихся к диалогу культур, общению на межкультурном уровне.
Формирование образовательных компетенций, среди которых важное место отводится и межкультурной, является актуальным вопросом современной российской педагогической теории и практики. Ему посвящены исследования таких ученых как В.А. Болотов, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской и других. В данных условиях представляется актуальным исследование теоретических и практических основ, а также особенностей формирования межкультурной компетентности личности как системы знаний о культуре, умений практического взаимодействия с представителями иных культур, качеств личности, необходимых для достижения взаимопонимания и эффективного общения с представителями изучаемого языка.
Формирование межкультурной компетентности старшеклассников в процессе изучения английского языка в общеобразовательной школе является одним из нерешенных вопросов современного школьного образования. В старших классах большинство обучающихся начинают понимать свою ответственность перед будущим, выбирать профессиональный путь и осознавать роль английского языка в их личностном становлении. В связи с этим возникает проблема отбора содержания образования, поиска эффективных методов и средств обучения, форм организации педагогического процесса, направленных на формирование межкультурной компетентности старшеклассников.
Комплексное изучение состояния процесса обучения иностранному языку в старших классах средней общеобразовательной школы позволило выявить ряд противоречий:
- между национальным самосознанием, формирующимся на основе представлений об исключительности родной культуры, и необходимостью признать оригинальность, неповторимость и самодостаточность иной;
• между необходимостью изучать английский язык в старших классах в контексте культуры, образа жизни и языковой картины мира носителей языка для успешного осуществления межкультурной коммуникации и недостаточной представленностью лингвокультурного компонента в содержании учебной дисциплины «Иностранный язык» в старших классах средней общеобразовательной школы;
• между необходимостью целенаправленно формировать межкультурную компетентность старшеклассников в процессе изучения иностранного языка и недостаточной разработанностью педагогических условий и конкретных методических приемов, позволяющих решать эту задачу в процессе обучения.
Таким образом, проблема формирования межкультурной компетентности обучающихся является актуальной, поскольку обусловлена объективными условиями развития как российского общества, так и мирового сообщества в целом.
Идеи поликультурного образования исследованы достаточно разнообразно как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Основные положения поликультурного образования были изложены в работах британских и американских ученых М. Байрама, Дж. Бэнкса и К. Гранта. В отечественной науке проблемы поликультурного образования были рассмотрены в работах И.С. Бессарабовой, Б.С. Гершунского, А.Н. Джуринского и других.
В последнее время большое внимание уделяется проблемам развития межкультурной коммуникации и компетентности. Значимыми для нашего исследования явились работы, посвященные раскрытию понятий «компетенция», «компетентность», «межкультурная компетентность» в образовании Г.В. Елизаровой, Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, А.П. Садохина, С.Г. Тер-Минасовой, И.И. Халеевой, А.В. Хуторского и других.
В основе любой компетентности, в частности, межкультурной лежит культурная составляющая. Вопросы культуры, диалога культур и взаимодействия представителей разных народов раскрываются в ряде работ М.М. Бахтина, В.С. Библера, В.В. Сафоновой.
Все вышеизложенное позволило сформулировать тему исследования: «Формирование межкультурной компетентности обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы в процессе изучения английского языка».
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: формирование межкультурной
компетентности обучающихся старших классов средней
общеобразовательной школы в процессе изучения английского языка.
Цель исследования: выявить и обосновать общепедагогические и методические условия, обеспечивающие успешное формирование
межкультурной компетентности обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы в процессе изучения английского языка.
Гипотеза исследования. Межкультурная компетентность
старшеклассников в процессе изучения английского языка будет успешно сформирована, если:
• определено и обосновано содержание и структура межкультурной компетентности старшеклассников;
• определены теоретико-методологические и методические подходы к формированию межкультурной компетентности старшеклассников;
• выявлены возможности учебной дисциплины «Английский язык» в средней общеобразовательной школе для формирования межкультурной компетентности старшеклассников;
• разработана модель формирования межкультурной компетентности старшеклассников в процессе изучения английского языка;
• проведена экспериментальная работа по проверке эффективности разработанной модели.
Исследовательские задачи:
• раскрыть содержание и структуру межкультурной компетентности старшеклассников;
• определить теоретико-методологические и методические подходы к формированию межкультурной компетентности старшеклассников;
• выявить и описать возможности учебной дисциплины «Английский язык» в средней общеобразовательной школе для формирования межкультурной компетентности старшеклассников;
• разработать модель формирования межкультурной компетентности старшеклассников в процессе изучения английского языка;
• экспериментально проверить эффективность разработанной модели.
Методологическую основу исследования составляет совокупность представлений о человеке как высшей ценности общества и самоцели общественного развития, субъекте саморазвития и самосовершенствования, обоснованных в современной философии, гуманной педагогике, психологии, педагогической антропологии и педагогической аксиологии
(Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, В.В. Ильин, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин);
• существующие в современной социальной педагогике и социальной психологии представления о социализации человека; факторах, агентах, механизмах социализации (в том числе и языковой), их роли в становлении и развитии личности (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик);
• культурологический и культуроформирующий подходы к
формированию и развитию личности (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Б.Т. Лихачев, В.В. Сафонова).
Методической основой исследования являются:
• компетентностный подход к организации образовательного
процесса, его содержанию и оценке образовательных результатов
(В.А. Болотов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Р.П. Мильруд,
A. В. Хуторской);
• современные концепции обучения иностранным языкам, направленные на формирование коммуникативной компетентности и межкультурной компетентности как ее неотъемлемой части (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова,
B. В. Сафонова, В.П. Фурманова).
• исследования по проблемам межкультурной коммуникации и межкультурной компетентности (М. Байрам, Н.Н. Васильева, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, А.П. Садохин);
• теории языковой личности (Г.И. Богин, В.В. Виноградов, Ю.Н. Караулов и др.) и вторичной языковой личности (С.М. Андреева, Н.Д. Гальскова, И.И. Халеева и др.);
• исследования по проблеме национального характера и его проявления в языке, лингвокультурного кода (Л.А. Гунина, Н.Д. Паршина, А.А. Джиоева, А.В. Павловская, О.Г. Чупрына).
Методы исследования: анализ философской, педагогической,
психологической, лингвистической, культурологической литературы по теме исследования; наблюдение; анкетирование; педагогическое тестирование; педагогическое моделирование; педагогический эксперимент; методы количественного анализа.
Новизна и теоретическая значимость работы состоит в следующем:
• сформулировано определение межкультурной компетентности старшеклассников;
• уточнены представления о структуре межкультурной компетентности старшеклассников;
• разработана модель формирования межкультурной компетентности старшеклассников в процессе изучения английского языка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
• выявлены формы, средства, методы, позволяющие успешно формировать межкультурную компетентность старшеклассников в процессе изучения английского языка;
• разработаны методические приемы обучения английскому языку, позволяющие успешно формировать межкультурную компетентность старшеклассников в процессе изучения английского языка;
• разработан вариативный компонент программы по дисциплине «Английский язык» для обучающихся десятых классов;
- реализована на практике модель формирования межкультурной компетентности старшеклассников в процессе изучения английского языка в средней общеобразовательной школе; экспериментально проверена ее педагогическая эффективность.
Результаты исследования позволят усовершенствовать отдельные аспекты методики преподавания учебной дисциплины «Английский язык» в старших классах и увеличить ее значимость в формировании мировоззрения и межкультурной компетентности старшеклассников.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №47 г. Пензы».
Структура магистерской диссертации.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность; определены объект, предмет, цель исследования, исследовательские задачи и методы исследования; охарактеризована теоретическая и практическая значимость исследования; обозначена экспериментальная база.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования межкультурной компетентности обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы в процессе изучения английского языка» рассматриваются и уточняются содержание и структура межкультурной компетентности обучающихся старших классов; анализируются теоретико­методологические и методические подходы к формированию межкультурной компетентности обучающихся старших классов в процессе изучения английского языка; раскрываются возможности дисциплины «Английский язык» как средства формирования межкультурной компетентности обучающихся старших классов; представлена модель формирования межкультурной компетентности обучающихся старших классов в процессе изучения английского языка.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтверждает справедливость выдвинутой гипотезы и правильность решения исследовательских задач.
В теоретической главе работы нам необходимо было раскрыть содержание и структуру межкультурной компетентности старшеклассников. В качестве ключевых компонентов межкультурной компетентности были рассмотрены: когнитивный, практический, ценностно-смысловой,
деятельностно-поведенческий и диспозиционный. Межкультурную
компетентность старшеклассника мы определили как новообразование в структуре личности обучающегося, позволяющее ему успешно достигать целей межкультурной коммуникации на основе ценностно-смысловых ориентаций, отношений и установок, компетентностных знаний, умений, навыков, способности к адекватному пониманию, интерпретации и рефлексии межкультурного контента, психологической готовности к адекватному коммуникативному поведению, соответствующих его возрастным и психологическим особенностям, уровню культурного развития, степени владения иностранным языком.
Конкретизация данного определения представлена в двух аспектах: в содержательном и психолого-педагогическом. В содержательном аспекте мы выделяем психологическую готовность к межкультурной коммуникации и способность обучающегося к адекватной интерпретации и рефлексии межкультурного контента. В психолого-педагогическом аспекте мы рассматриваем уровень общего психофизического развития и уровень фактической образованности обучающихся старшего подросткового возраста.
Последовательная реализация совокупности методологических положений и методических подходов, определяющих теоретическую основу исследования, в образовательном процессе средней общеобразовательной школы позволила успешно сформировать межкультурную компетентность старшеклассников в процессе изучения английского языка.
Современное содержание учебной дисциплины «Английский язык» в средней общеобразовательной школе, в целом, обеспечивает становление толерантного сознания и поведения обучающихся, способствует усвоению общечеловеческих ценностей, формирует когнитивную основу, личностные качества обучающихся, позволяющие осуществлять межкультурную коммуникацию. Однако для целенаправленного формирования
межкультурной компетентности необходимо выстраивать особую модель образовательного процесса и дополнять содержание учебной дисциплины специально подобранными дидактическими материалами.
Модель формирования межкультурной компетентности
старшеклассников в процессе изучения английского языка состоит из целевого, методологического, содержательного и организационно­методического блоков. Такая структура позволяет наглядно представить весь образовательный процесс: цель, задачи, содержание изучаемой дисциплины, методы, формы и средства обучения, показатели и уровни сформированности межкультурной компетентности.
В ходе экспериментальной работы на этапе констатирующего эксперимента был выявлен исходный уровень сформированности межкультурной компетентности обучающихся десятых классов. Существенных различий в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах выявлено не было.
На формирующем этапе в ЭГ обучение осуществлялось на основе разработанной модели и с использованием дополнительных дидактических материалов. В КГ обучение осуществлялось по традиционной схеме. Эксперимент продолжался в течение одного учебного года.
Педагогическая диагностика на завершающем этапе обучения показала более высокий уровень сформированности межкультурной компетентности в ЭГ по сравнению с КГ по всем диагностируемым компонентам. Это дает основания считать разработанную нами модель педагогически эффективной.
Полученные в ходе исследования результаты нельзя считать окончательными. Для их верификации следует значительно расширить экспериментальную базу и увеличить продолжительность эксперимента, чтобы получить статистически достоверные результаты.
В процессе исследования возник ряд вопросов, решение которых может служить основой для продолжения настоящей работы. Некоторые из таких вопросов: какова роль родного языка и культуры в преподавании
иностранного языка, какие дистанционные образовательные программы эффективны для формирования межкультурной компетентности, как подготовить преподавателя иностранного языка к формированию межкультурной компетентности обучающихся и многие другие.
Таким образом, ценность настоящей работы состоит не только в поученных теоретических и практических результатах, но и в тех перспективах, которые открываются для дальнейших исследований в этой области.
Основные положения и результаты работы были рассмотрены в опубликованных статьях:
1. Красильникова Ю.А. Формирование вторичной языковой личности при обучении культуре страны изучаемого языка в общеобразовательной школе. // Авдеевские чтения. - 2018. - №6. - С. 261-264.
2. Красильникова Ю.А. Формирование вторичной языковой личности в аспекте межкультурной коммуникации // Профессиональное образование и общество. - 2019. - №4. - С. 147-153.
3. Красильникова Ю.А. Иноязычная межкультурная компетентность как проблема готовности школьников к межкультурной коммуникации // Авдеевские чтения. - 2019. - №7. - С. 285-289.
4. Красильникова Ю.А. Модель формирования межкультурной компетентности старшеклассников в процессе изучения английского языка // Авдеевские чтения. - 2020.


1. Андреева А.М. Учебный диалог: психологический аспект в процессе формирования «вторичной» языковой личности // Инновационная наука. - 2015. - №5. - С. 141-146.
2. Банарцева А.В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку // Самарский научный вестник. - 2017. - №1. - С. 22-28.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Изд-во
Искусство, 1986. - 444 с.
4. Бессарабова Н.В. Культурология. Курс лекция. - М.: Изд-во МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2010. - 228 с.
5. Библер С.В. Человек и культура: человек в системе наук. - М.: Изд- во Логос, 2004. - 157 с.
6. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы. Проблемы и перспективы. - М.: Изд- во Просвещение, 2007. - 168 с.
7. Бим-Бад Б.М. Антропологические основы образования
[Электронный ресурс] // Бим-Бад Б.М. Официальный сайт. URL: http:// bim- bad.ru/biblioteka/article (дата обращения: 3.01.20)
8. Богин Г.И. Современная лингводидактика. М.: Изд-во Просвещение, 1980. - 62 с.
9. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 67-74.
10. Будник А.С. Межкультурный подход в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе // Вестник БГУ. - 2016. - №10. С. 98­101.
11. Васильева Н.Н. Межкультурная компетенция: стратегии и техники ее достижения. - М.: Изд-во Юнити-Дана, 2012. - 86 с.
12. Вербицкая М.В. Forward. Английский язык 10 класс. - М.: Изд-во Вентана-Граф, 2014. - 148 с.
13. Вербицкая Н.О. Компетенции: педагогические проблемы
восприятия // Профессиональное образование. - 2013. -№ 5. - С. 19-22.
14. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. - М.: Изд-во Высшая школа, 1999. - 55 с.
15. Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. - 360 с....80


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ
Loading...