Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме развития организационно-коммуникативных умений подростков с помощью социально-психологического тренинга 6
1.1. Возрастные особенности подросткового возраста 6
1.2. Специфика коммуникативных и межличностных отношений в
подростковом возрасте 10
1.3. Роль социально-психологического тренинга в развитии организационнокоммуникативных умений подростков 15
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Развитие организационно-коммуникативных умений подростков с помощью социально-психологического тренинга 19
2.1. Описание процедуры и методов исследования 19
2.2. Анализ результатов диагностики межличностных отношений и организационно-коммуникативных умений детей подросткового возраста... 22
2.3. Описание формирующего эксперимента по развитию организационно-
коммуникативных умений подростков с помощью социальнопсихологического тренинга 35
2.4. Результаты исследования по развитию организационно-коммуникативных умений подростков 38
Выводы 45
Заключение 49
Список используемых источников 53
Приложение 57
Развитие организационно-коммуникативных возможностей детей подросткового возраста в современном обществе становится очень важной проблемой. Потребность в общении является одной из самых главных в жизни ребенка, но общение требует определенных знаний и умений.
Высокий уровень коммуникативности является главным звеном успешной адаптации ребенка к окружающей социальной среде. Кроме того, у детей подросткового возраста стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Ребенок начинает интенсивнее анализировать и оценивать свое поведение и поведение других людей.
Самооценка подростка является регулятором деятельности, поведения и показывает, насколько ребенок адаптирован к социальной среде. Самооценка подростка является осознанием личностной значимости индивида, проявлением самосознания. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка.
Коммуникация является важнейшей частью любого воспитательного процесса, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению, как учебно-воспитательного процесса, так и развитию личности ребенка.
В подростковом возрасте часто возникают межличностные конфликты. Они могу привести к нарушению нормального общения и к неадекватному поведению. Большое влияние на межличностные отношения оказывают типы поведения в конфликтных ситуациях и личностными особенностями участников. Можно сказать, что конфликты бывают достаточно часто в жизни каждого человека и уже к подростковому возрасту ребенок должен научиться правильно из них выходить.
Многие ученые занимались изучением проблем формирования личности подростка. Среди них можно выделить В.С. Мухину, А. Фрейд, Л.С. Выготского, Л.И Божович и др.
Цель исследования - изучение межличностных отношений детей подросткового возраста, развитие организационно-коммуникативных умений подростков с помощью социально-психологического тренинга для использования полученных результатов в практической деятельности педагога-психолога, по вопросам, касающимся коммуникативной сферы детей, поведения в конфликтной ситуации и самооценки подростков.
Объект исследования - межличностные отношения и коммуникативная сфера подростков.
Предмет - развитие организационно-коммуникативных умений подростков при помощи социально-психологического тренинга.
В исследовании выдвигается следующая гипотеза: 1) существует связь характера межличностных отношений детей подросткового возраста с самооценкой и типами поведения личности в конфликтных ситуациях, а также связь специфики межличностных отношений с коммуникативными умениями подростков;
2) социально-психологический тренинг, содержащий приемы саморегуляции, повышения самооценки, упражнения, направленные на оптимизацию межличностного взаимодействия, является эффективным для развития организационно-коммуникативных умений подростков.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме развития
организационно-коммуникативных умений детей подросткового возраста.
2. Провести первичную диагностику межличностных отношений детей подросткового возраста в классе, диагностику уровня самооценки и стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях.
3. Определить специфику влияния уровня самооценки и степени конфликтности на организационно-коммуникативные умения детей подросткового возраста.
4. На основе результатов диагностики подготовить и провести социально-психологический тренинг.
5. Экспериментально оценить эффективность социально
психологического тренинга путем повторной диагностики межличностных отношений детей подросткового возраста, их самооценки, стратегий поведения в конфликтных ситуациях, коммуникативных умений подростков.
6. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
В соответствии с гипотезой, целью и задачами были выбраны следующие методы исследования: анализ психологической литературы, наблюдение, опрос, формирующий эксперимент.
В качестве основного метода был использован констатирующий эксперимент с применением следующих методик:
1. Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»;
2. Методика «Социометрия»;
3. Методика исследование взаимоотношений в группе учащихся (Крутова Е.М., Богданова Д.Я., Ивашкин В.С.);
4. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации Прихожан А.М.);
5. Опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (В.В. Синявский, В.А Федорошин).
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей №55» г. Пензы. В исследовании приняли участие 32 человека (учащиеся 9 класса) в возрасте 15-16 лет.
В ходе изучения проблемы межличностных отношений детей подросткового возраста и развития у них организационно-коммуникативных умений с помощью социально-психологического тренинга, были рассмотрены вопросы, связанные с возрастными особенностями и спецификой коммуникативных и межличностных отношений в подростковом возрасте. Так же рассмотрели роль социально-психологического тренинга в развитии организационно-коммуникативных умений подростков.
Подростковый возраст чаще характеризуется как критический, переходный, переломный. Основным содержанием подросткового периода является физиологический и социальный переход от детства к взрослости.
Общение становится ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, то именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали. В общественно-полезной деятельности подросток может реализовать свое стремление к самостоятельности, удовлетворить потребность в признании со стороны взрослых, реализовать свои возможности.
Высокий уровень коммуникативности и адекватный уровень самооценки являются главными звеньями успешной адаптации ребенка к окружающей социальной среде.
В начале исследования была выдвинута гипотеза: 1) существует связь характера межличностных отношений детей подросткового возраста с самооценкой и типами поведения личности в конфликтных ситуациях, а также связь специфики межличностных отношений с коммуникативными умениями подростков;
2) социально-психологический тренинг, содержащий приемы саморегуляции, повышения самооценки, упражнения, направленные на оптимизацию межличностного взаимодействия, является эффективным для развития организационно-коммуникативных умений подростков.
В качестве основного метода был использован констатирующий эксперимент с применением следующих методик:
1. Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»;
2. Методика «Социометрия»;
3. Методика исследование взаимоотношений в группе учащихся (Крутова Е.М., Богданова Д.Я., Ивашкин В.С.);
4. Методика иследования самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации Прихожан А.М.);
5. Опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (В.В. Синявский, В.А Федорошин).
В результате проведенного исследования можно сказать, что существует связь характера межличностных отношений детей подросткового возраста с самооценкой, это говорит о том, что чем выше у подростков самооценка, тем более устойчивым является характер их межличностных отношений.
Так же нами была выявлена связь характера межличностных отношений детей подросткового возраста с типами поведения личности в конфликтных ситуациях. Так как в межличностном общении многое зависит от поведения людей в конфликтной ситуации и в их разрешении. Значительное влияние оказывает то, каким типом поведения в конфликтной ситуации руководствуется человек.
В ходе исследования нам удалось выявить связь характера межличностных отношений детей подросткового возраста с коммуникативными способностями. Это может говорить о том, что чем выше у детей выражен уровень дружбы, ответственности и альтруизма, тем выше коммуникативные способности.
По итогам констатирующего эксперименты выборка была разделена на контрольную и экспериментальную группы. В экспериментальную группу вошло 6 испытуемых с «заниженной» самооценкой, характеризующиеся такими личностными качествами, как замкнутость, недружелюбность, низкий уровень организаторских и коммуникативных склонностей, а также подростки с «завышенной» самооценкой (3 человека), но имеющие «низкий» и «средний» уровень организаторских и коммуникативных склонностей. Рассматривая статусы этих подростков в классах, все они относятся к категории «пренебрегаемые» и «отвергнутые».
Кроме того, в экспериментальную группу вошли дети, имеющие адекватный уровень самооценки (4 человека). На основании полученных результатов нами была проведена коррекционно-развивающая работы, содержащая приемы саморегуляции, повышения самооценки, упражнения, направленные на оптимизацию межличностного взаимодействия для подростков, испытывающих трудности в организационно-коммуникативной сфере.
После реализации коррекционной программы было выявлено, что:
- существуют значимые различия во взаимоотношениях учащихся. Подростки стали рассматривать свой класс, как более дружный и сплоченный коллектив. В классе стало больше взаимной помощи и увеличился уровень ответственности школьников за поступки всего класса. Так же в группе значимые различия были получены при диагностике уровня самооценки, ее уровень стал не ниже среднего. Но при этом большинство детей остались придерживаться того типа поведения в конфликтной ситуации, которому следовали ранее, значимые различия не наблюдаются. Так как он является для них наиболее комфортным и проверенным на раннем опыте. Что касается коммуникативной и организационной сферы школьника, то коррекционная программа и на нее оказала положительное влияние, о чем и говорят достоверные различия. Круг общения подростков в классе расширился и многие дети поменяли свой статус в группе, что подтверждает методика «Социометрия». Набольшая часть класса находится в благополучном положении, так как ни один испытуемый не вошел в группу отвергнутых и изолированных. Значимые различия наблюдаются только по количеству положительных выборов.
Таким образом, выдвинутая гипотеза: 1) существует связь характера межличностных отношений детей подросткового возраста с самооценкой и типами поведения личности в конфликтных ситуациях, а также связь специфики межличностных отношений с коммуникативными умениями подростков;
2) социально-психологический тренинг, содержащий приемы саморегуляции, повышения самооценки, упражнения, направленные на оптимизацию межличностного взаимодействия, является эффективным для развития организационно-коммуникативных умений подростков,
подтвердилась.
1. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков / В.Е. Абрамова // Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2001. - 29 с.
2. Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей «Я и мы» / И.Н. Агфонова. - СПб.: Питер, 2003.- 70 с.
3. Александрова О. А. Формирование коммуникативных способностей общения / О.А. Александрова. — М.: Просвещение, 2005. — 26 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов — 5 изд., /Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.
5. Аникеева Н.П. Обучение школьников способам общения //
Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1999. -
С. 131-183.
6. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
7. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие / О.А. Баева. - Минск: Новое знание, 2000. - 328 с.
8. Батаршев А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев. - М.: Владос, 2004. - 246 с.
9. Батищев Г.С. Единство деятельности и общения / Г.С. Батищев // Принципы материалистической диалектики как теории познания. - М.: Наука, 1994. - С. 194-210.
10. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся
/С.Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. -
С. 68-74.
11. Борисов А. Роскошь человеческого общения / А. Борисов. - М.: Менеджер, 2010. - 176 с.
12. Браим К.Н. Этика делового общения / К.Н. Браим. - Минск, 2006. - 325 с.
13. Брудный А. А Психология общения. Понимание и общение / А.А. Брудный. - М.: Лист, 1999. - 384 с.
14. Введение в практическую социальную психологию // Под.ред. Жукова Ю.М., Петровской Л.А., Соловьевой О.В. - М.: Инфра - М, 1996. - 356 с.
15. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения / Т.Г. Григорьева. - М.: Сентябрь, 2007. - 364 с....45