Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №162787

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
1.1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 6
1.2. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста 16
1.3. Нарушения формирования грамматическогостроя речи у детей с
общим недоразвитием речи 26
Глава II. Экспериментальное изучение грамматического строя речи у детей
2.1.Организация и методика экспериментального изучения
грамматического строя речи у детей 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
Глава III. Методика логопедической работы по коррекции грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи
3.1.Основные направления коррекционной работы 52
3.2. Содержание формирующего эксперимента 54
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 60
Заключение 64
Список литературы 66

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Логопедия как наука позволяет изучить речевые нарушения, предупредить и преодолеть их в процессе воспитания и обучения ребенка.
Данная работа посвящена рассмотрению одной из проблем в развитии речи ребенка - формированию грамматического строя речи дошкольников и преодолению общего недоразвития речи.
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи.
Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье.
На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
Формирование практических грамматических умений осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя речи. Их цель - практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у дошкольников грамматических закономерностей и обобщений.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.
Объектом исследования является нормальный и нарушенный процесс формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности грамматического строя речи и содержание логопедической работы по его формированию у детей с общим речевым недоразвитием.
Гипотезой исследования является предположение о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются специфические недостатки морфологической и синтаксической системы языка, требующие логопедической работы по их коррекции.
Целью данной работы является изучение особенностей грамматического строя речи у дошкольников с общим речевым недоразвитием и разработка содержания коррекционной работы по его формированию.
Были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме речевого развития детей с общим недоразвитием речи;
2. Подобрать комплекс методик по изучению особенностей грамматического строя речи у детей изучаемой категории и провести сравнительное экспериментальное исследование грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи и их нормально развивающихся сверстников;
3. Разработать игры и упражнения по коррекции выявленных специфических грамматических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи и провести формирующий эксперимент;
4. Провести контрольный эксперимент с целью изучения эффективности проведенной работы.
В соответствии со спецификой предмета, объекта, цели, задач, гипотезы исследования использовались следующие методы:
организационные (лонгитюдинальный, комплексный); эмпирические (наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент); психодиагностические (тесты, беседы); биографические (анализ анамнестических сведений, изучение документации); математической статистики.
Организация исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Родничок» р.п. Мокшан, Пензенской области. В нем приняли участие 2 группы детей: 1 группа - дошкольники логопедической группы, 2 группа - дошкольники массовой группы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР и предложены методы изучения и методические рекомендации по коррекции грамматических нарушений.
Формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи происходит с большими трудностями. И это проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Актуальность нашего исследования обосновывалась
распространенностью нарушений грамматического строя речи у детей с ОНРи необходимостью его коррекции для успешного перехода к младшему школьному возрасту и обучению в школе.
В результате проведенного нами экспериментального изучения особенностей грамматического строя языка у детей с общим недоразвитием речи можно выделить следующие особенности оформления речи:
• неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных;
• неправильное употребление падежных, числовых и родовых окончаний существительных, прилагательных;
• неправильное употребление предлогов в речи;
• неправильное составление предложений по опорным словам;
• неправильное воспроизведение синтаксических конструкций различной степени сложности.
Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей, так как
трудности заключаются в выделении морфемы, соотнесения ее значения со звуковым образом. Дизонтогенез речи проявляется в длительном сосуществовании предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Хаотическое и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка.
Согласно данным экспериментального исследования, у этой категории дошкольников имеются специфические нарушения грамматики, требующие коррекционной работы логопеда, задача которой - формирование грамматических представлений:
• упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
• упражнения на употребление предлогов;
• упражнения на конструирование предложений (по картинкам и по опорным словам).
В ходе проведенного эксперимента у всех детей с общим недоразвитием речи наблюдалась положительная динамика формирования грамматического строя языка, хорошие результаты были достигнуты по всем параметрам исследования, что говорит об эффективности выбранной коррекционной программы и системы упражнений.
Однако следует отметить невысокие показатели в следующих направлениях коррекционной программы: умения строить грамматические конструкции. Это говорит о том, что у данной группы детей эти умения формируются в более замедленном темпе и требуется больше времени коррекционной работы по этим направлениям.
При реализации программы коррекционного обучения с учетом уровня речевого развития дошкольников, составленной в соответствии с принципами системности, комплексности, наглядности, будет возникать положительная динамика в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи.



1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. / А.Г. Арушанова. - М.: Гном и Д, 1999. - 272с.
2. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи. /
A. Г. Арушанова. - М.: Академия, 2005. - 296с.
3. Бородич, М.А. Методика развития речи детей. / А.М. Бородич. -
М.: Просвещение, 1984. - 72 с. -
https://sch2025.mskobr.ru/files/borodich_metodika_razvitiya_rechi.pdf
4. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995. - 527с. - http://pedlib.rU/Books/1/0453/1_0453-1.shtml
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. - М., Просвещение, 1961. - 472 с.
6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 105 с.
7. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 305 с.
8. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 305 с.
9. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. Селиверстова
B. И.-М.: Просвещение, 1987. - 195с.
10. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/1/0255/index.shtml?from page=1
11. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. / В.А. Ковшиков. - СПб.: Велес, 2006. - 304с.
12. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. - 175 с.
13. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. / Р.Е. Левина. - М.: Наука, 1987. - 300с.
14. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). / Л.В. Лопатина, Н.Н. Серебрякова. - СПб.: Аквариум, 2001. - 191с.
15. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Наука,1968. - 205с....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ