Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе и особенности его реализации в органах внутренних дел Российской Федерации

Работа №162774

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы83
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена теоретической и практической значимостью проблемных вопросов, связанных с обеспечением конституционных прав граждан России на равный доступ к государственной службе, в т.ч. к службе в органы внутренних дел.
В настоящее время в данной сфере существует ряд актуальных проблем, которые требуют научно обоснованных решений оптимизации деятельности органов внутренних дел с учетом особенностей современного этапа конституционного развития нашей страны.
Необходимо отметить, что, по сравнению с другими политическими правами и свободами, закреплённое нормами международного права и Конституцией России право граждан на равный доступ к государственной службе не получило достаточного обеспечения. Конституционные преобразования института государственной службы последних десятилетий, направленные на обеспечение его равнодоступности для граждан, носят незавершенный характер. В подобных обстоятельствах актуализируется потребность в исследовании конституционно-правового механизма реализации права граждан на равный доступ к государственной службе, в частности, в органах внутренних дел, эффективности его функционирования.
Следует также обратить внимание на обостряющееся противоречие между потребностью в модернизации российского общества и необходимым для этого обновлением государственного аппарата, в том числе органов внутренних дел, и отсутствием в настоящее время эффективно действующего механизма комплектования их кадрами, по своим морально-психологическим и профессиональным качествам соответствующим новым реалиям. Существующая система кадрового обеспечения органов внутренних дел не создает необходимых условий для реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе. Следствием тому является недостаточная эффективность функционирования МВД России и негативные оценки деятельности его сотрудников населением. Это определяет необходимость разработки новых подходов к обеспечению исследуемого права в органах внутренних дел с учетом современного состояния развития МВД России и интересов граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел.
Отмеченные выше обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы магистерского исследования и определяют необходимость в проведении комплексного конституционно-правового изучения особенностей реализации права граждан на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы. В отечественной юридической науке в целом и в частности в науке конституционного права проводилось значительное количество исследований, посвященных теме обеспечения прав граждан на доступ к государственной службе. Анализу конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе посвящены работы ряда ученых-юристов Н.М. Антоновой, С.А. Афанасьевой, А.С. Кац, Е.Ю. Киреевой, Е.Н. Ламанова, Л.А. Лариной, Н.И. Пигасовой, М.В. Преснякова, Т.В. Прокошиной, ОЛ. Сергевнина, Е.Ю. Соломатина, С.Е. Чаннова и др.
Различные аспекты службы в органах внутренних дел в контексте реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе исследованы в трудах Ю.Е. Аврутина, Н.М. Байкова, И.Н. Барцица, В.Н. Бойко, В.Г. Вишнякова, П.П. Сергуна, Ю.Н. Старилова, Л.А. Гришковца, А.Ф. Ноздрачева, С.А. Иванова, Т.В. Иванкиной, В.А. Куренного, А.В. Кудашкина, А.В. Оболонского, В.В. Черепанова, Д.М. Овсянко, Е.В. Охотского, В.И. Осейчук, О.В. Хабибулиной и др.
Цель магистерского исследования заключается в том, чтобы на основе комплексного научного анализа положений законодательства и сложившейся практики обеспечения конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе выявить правовую природу данного права и обосновать пути совершенствования конституционно-правового механизма его реализации в условиях современного периода реформирования органов внутренних дел в нашей стране.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
• раскрыть этапы становления и формирования законодательства, регулирующего доступ к государственной службе в России;
• исследовать правовое содержание конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе;
• выявить ограничения конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе в Российской Федерации, в т.ч. в органы внутренних дел;
• раскрыть особенности обеспечения конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел в позициях Конституционного Суда Российской Федерации;
• определить особенности реализации права женщинами на равный доступ к государственной службе;
• разработать и обосновать предложения, направленные на совершенствование конституционно-правового механизма реализации права граждан на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел
Объектом магистерской диссертации выступают конституционно­правовые отношения, возникающие в сфере реализации права на равный доступ граждан к государственной службе.
Предмет магистерского исследования составили правовая природа конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе, нормы российского законодательства, направленные на его обеспечение в органах внутренних дел, а также юридическая практика и правовые проблемы их реализации.
Нормативно-правовая основа исследования включает: Конституцию Российской Федерации, акты международного права, Федеральные законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Приказы МВД России.
В состав эмпирической базы магистерской работы входят решения высших судов Российской Федерации (Конституционного Суда, Верховного Суда).
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог проведенному исследованию конституционного права на равный доступ граждан к государственной службе и особенности его реализации в органах внутренних дел Российской Федерации можно констатировать, что законодательство о государственной службе в различные исторические периоды определяло разные условия доступа к государственной службе. Традиционно, можно выделить несколько периодов: допетровский период, имперский период, советский период и современный этап. Допетровский период характеризуется становлением так называемой «государевой службы». Государственная служба не имела четкого правового регулирования, но существовала система замещения должностей, при которой существенного значения не имели профессиональные качества кандидата.
Имперский период отличается проведением Петром I реформы в области службы, принятием «Табеля о рангах всех чинов». Приобретение служебного чина стало возможным независимо от происхождения, стал улучшаться механизм, посредством которого регламентировалась процедура ограниченного допуска представителей тех контингентов населения российского государства, которые представляли низшие классы. Продвижение по службе в имперский период осуществлялось за счет выслуги лет.
Советский период (с 1917 г. до 1991 г.) развития законодательства о государственной службе знаменовался тем, что принцип равенства при замещении должностей, несмотря на формальное закрепление, фактически не применялся. Государственная служба в указанный период позиционировалась как обычная трудовая деятельность. При приёме на службу в государственные органы и учреждения действовал так называемый «номенклатурный принцип».
Постсоветский период (с 1991 г. по 2003 г.) отличается объективной необходимостью построения эффективной и рациональной системы государственной службы. Именно в данный период был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с доступом граждан к государственной службе.
Право равного доступа к государственной службе представляет правомочие для всех граждан Российской Федерации на вступление с органами государства в служебные отношения, при реализации которого у граждан возникает возможность на профессиональной основе и без ограничений дискриминационного характера практического участия в управлении делами государства в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.
Конституционное право на равный доступ к государственной службе является политическим правом. Данное право относится к ограниченным правомочиям.
Оно регламентируется Конституцией РФ, международными договорами РФ, Конституциями республик, являющиеся субъектами РФ, уставами субъектов РФ, и многими другими, в т.ч. Постановлениями Конституционного Суда РФ.
Существуют разные подходы к определению отраслевой принадлежности равного права на доступ граждан к государственной службе. Представляется, что проблема определения отраслевой принадлежности исследуемого права может решаться в равной степени как трудовым правом, так и служебным правом. Таким образом, поступая на публичную службу, граждане Российской Федерации параллельно реализуют и право на свободное использование своих возможностей при осуществлении трудовой деятельности, и право на равную возможность поступления на государственную службу.
Формирование кадрового состава органа публичной власти исходит из наличия определенных критериев. Однако в данные критерии не входят признаки расы, пола, национальности, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии.
По общему правилу право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, которые установлены специальными федеральными законами, а также законодательством субъектов РФ.
Вместе с тем есть ряд ограничений реализации права на равный доступ к государственной службе. В основном данные критерии отбора кандидатов при поступлении на государственную службу, в т.ч. в органы внутренних дел, в большей своей части вполне обоснованы ввиду важности выполняемой государственным служащим деятельности. Вместе с тем существует ряд условий, которые, на наш взгляд, не являются оправданными. Самым неопределенным является ограничение при поступлении на государственную службу иных видов в виде способности гражданина по своим деловым и личным качествам выполнять возложенные на него обязанности. Однако ни в одном нормативном правовом акте не закреплены личные и деловые качества, которыми должен обладать претендент на государственную должность государственной службы. Поэтому в данном случае налицо необоснованное ограничение в реализации конституционного права на равный доступ к государственной службе. Кроме того, на практике применяются иные критерии отбора кандидатов на государственную должность государственной службы, не соответствующие законодательству. Так, отделы кадров отказывают в приеме документов о поступлении на службу в органы внутренних дел гражданам, чьи родители или родственники имели судимость. Отказывают в приеме на службу лицам, имеющих родственников за границей. Кроме того, при поступлении на службу в правоохранительные органы имеют место случаи неофициального основания отказа по признаку национальной принадлежности, религиозного вероисповедания.
Важная роль в обеспечении конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации.
Практика Конституционного Суда Российской Федерации по реализации права на равный доступ к государственной службе достаточно объемна. Так, в первые годы существования Конституционного Суда Российской Федерации им были рассмотрены споры об обнаружившейся неопределенности в вопросе о том, соответствуют ли Конституции России законоположения об увольнении государственных служащих. Другую группу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации образуют постановления и определения, в которых Судом давалась оценка законодательным нормам, стимулирующим ротацию кадров в военной и правоохранительной системах, в т.ч. и органах внутренних дел. К третьей группе правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации относятся постановления и определения, которые связывают дополнительные обязанности, запреты и ограничения по службе с возможностью осуществлять и продолжать службу. Четвертую группу правовых позиций российского конституционного правосудия образуют судебные решения с ответом на вопрос, вправе ли законодатель установить в отношении государственной службы (или какого-либо вида такой службы) специфичное правовое регулирование, которое отличается, например, от гарантий в трудовом праве или других правоотношениях .
Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации являлись обращения граждан о проверке п. 7 ч. 3 ст. 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с существовавшей неопределенностью соответствия Основному закону нашей страны. Неопределенность заключалась в том, что за одно и то же деяние сотрудник органов внутренних дел, имеющий значительный опыт и заслуги перед обществом и прошедший внеочередную аттестацию, и сотрудник полиции, только что пришедший на службу в полицию, ставились в заведомо неравное положение.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации признал, что сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел, в частности при возникновении случая прекращения в отношении него уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.
Для обеспечения интересов женщин, проходящих службу в органах внутренних дел, необходимо разработать специальный вид контракта о прохождении службы, нормы которого будут учитывать особенности прохождения службы женщинами-сотрудниками. Кроме того, нужно провести мониторинг работы кадровых подразделений с женским персоналом органов внутренних дел для прогнозирования кадровой ситуации в правоохранительных ведомствах.
Для повышение эффективности функционирования конституционного механизма реализации права граждан на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел Российской Федерации необходимо:
- совершенствовать нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок поступления службу в органы внутренних дел,
• оптимизировать структуру органов и подразделений, в компетенцию которых входит прием на данный вид государственной службы, а также их деятельность по приему на службу в органы внутренних дел.
В частности, предлагается:
• принять единый федеральный закон о правоохранительной службе, в котором следует предусмотреть и конкретизировать принцип равного доступа граждан к правоохранительной службе путем установления единого порядка замещения должностей правоохранительной службы, а также требований (возрастных, квалификационных и др.) к кандидатам, поступающим на правоохранительную службу;
• внести изменения в ст. 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», и п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и сформулировать их следующим образом: «осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие у него или его близких родственников судимости, в том числе снятой или погашенной»;
• внести изменения в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно: «квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава образования не ниже среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для должностей среднего начальствующего состава не ниже высшего образования - бакалавриат, старшего и высшего начальствующего состава не ниже высшего образования - специалитет, магистратуры, соответствующего направлению деятельности».
Кроме того, необходимо совершенствовать структуры органов и подразделений, в компетенцию которых входит кадровое обеспечение органов внутренних дел Российской Федерации, посредством:
• развития структуры и увеличение штатной численности подразделений, в компетенцию которых входит прием на службу в органы внутренних дел (инспекторского состава отделов по работе с личным составом);
• создания более открытого порядка поступления на службу в органы внутренних дел при помощи института независимых наблюдателей с обязательным соблюдением установленного режима секретности;
• усиления требований к психологическому состоянию кандидатов на службу в органы внутренних дел и привлечение независимых психологов и психиатров к процедуре профессионального отбора.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 14.03. 2020 . N 1-ФКЗ) // Российская газета. - 2020. - 4 июля.
2. Конвенция о ликвидации форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1982.
• № 25. - Ст. 464.
3. Конвенция СНГ о правах и свободах человека от 26 мая 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 13. - Ст. 1489.
4. Международная конвенция о ликвидации форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г. // Ведомости Верховного Совета СССР.
• 1969. - № 25. - Ст. 219.
5. Международный Пакт «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.
6. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
7. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
8. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
9. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 24.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 30 (часть I). - Ст. 4595.
10. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 49 (часть I). - Ст. 7020.
11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
12. Указ Президента РФ от 22 ноября 2012 г. № 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 27.03.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 48. - Ст. 6668.
13. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 56 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (ред. от 29.06.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 28. - Ст. 3831.
14. Приказ МВД России от 18 мая 2012 г. № 522 «Об утверждении Порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство» // Российская газета. - 2012. - 11 июля. - № 156.
15. Приказ МВД России от 18 июля 2014 г. № 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. - 2014. - № 223....72


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ