Введение 3
Глава I . Теоретические основы изучения гендерных различий учебной мотивации у школьников 7
1.1 . Проблема изучения учебной мотивации в отечественной и
зарубежной психологии 7
1.2. Возрастные и гендерные различия в школьном возрасте 12
1.3. Основные мотивы учения и отношение школьников к учению 17
1.4. Методы исследования учебной мотивации 23
Выводы по первой главе 30
Глава II . Эмпирическое исследование по выявлению гендерных
различий учебной мотивации школьников 32
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 32
2.2 . Анализ результатов исследования 34
2.3. Рекомендации педагогам и родителям по формированию
положительной учебной мотивации школьников в сельской школе 46
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложения
Актуальность. Учебная деятельность занимает все годы развития каждого человека и образование является важнейшим требованием к личности в современном обществе. Получение образования является обязательным требованием к любой личности в современном обществе. В настоящее время в Республике Тыва, на начало в 2015-2016 учебного года функционирует 181 общеобразовательных организаций, из них 171 дневных и 10 вечерних (сменных) школ. В городской местности расположено 37 (20,5%), в сельской - 143 (79,4%) школы. Из 171 дневной
общеобразовательной школы республики 39 школ (22,8 процента) являются малокомплектными, в которых обучаются 2 339 учащихся, или 4,2 процента от общего количества учащихся образовательных организаций [17]. Так как большинство школ республики находятся в сельской местности, остается особенно актуальной проблема учебной мотивации мальчиков в сельской школе, у которых наблюдается отсутствие желание учиться. По этой проблеме работает и Глава Республики Тыва, чтобы повысить престиж мужчин в жизни тувинского общества. По его инициативе в Кызыле во всех городах, районах и сельских поселениях ежегодно проводится Форум отцов, созданы Советы отцов [49].
А проблема изучения именно гендерных различий на мотивацию учебной деятельности школьников была выбрана потому, что в настоящее время фактор пола стал важнейшей составляющей многих серьезных социальных, педагогических и психологических исследований. Гендерные исследования помогают более четко акцентировать внимание на изучении различий и сходств в социальном поведении мужчин и женщин, на чертах, стереотипах, ролях, считающихся типичными для них. Следовательно, она всегда остаётся современной и актуальной.
Воспитывая и обучая детей, родители и педагоги должны учитывать их
половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только
внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового
3
созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола прежде всего объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим.
Проблема учебной мотивации школьников широко изучена, ей занимались такие авторы как Божович Л. И [8], Ильин Е. П. [22], Маркова А.К. [32], и др. Некоторые положения из их трудов и были положены в основу основных идей и позиций данной дипломной работы.
Проблема же гендерных различий в мотивации учебной деятельности практически не изучена. Большинство авторов, которые пишут о гендерных сходствах и различиях, только косвенно в своих трудах касаются данной темы. В настоящее время ощущается дефицит работ в области изучения качества, содержания и динамики мотивов учебной деятельности подростков, а также гендерных особенностей формирования мотивации учебной деятельности, в связи с чем определена следующая проблема исследования: каковы гендерные особенности мотивации учебной деятельности школьников в сельской школе.
Объектом исследования является учебная мотивация школьников.
Предмет исследования - гендерные особенности учебной мотивации сельских школьников
Цель исследования - изучить гендерные особенности учебной мотивации сельских школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у девочек высокий уровень внутренней мотивации, а у мальчиков высокий уровень внешней мотивации.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему учебной мотивации в отечественной и зарубежной психологии и возрастные и гендерные особенности в школьном возрасте.
2. Выявить мотивы и методы исследования учебной мотивации.
3. Провести диагностику по выявлению уровня учебной мотивации у сельских школьников.
4. Провести анализ и интерпретацию результатов исследования.
5. Разработать рекомендации педагогам и родителям по повышению учебной мотивации школьников в сельской школе.
Методы и методики исследования:
Для исследования учебной мотивации были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, опрос (опросник - методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой), тестирование (методика изучения направленности на приобретение знаний Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой).
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны педагогам и психологам, родителям по профилактике снижения учебной мотивации, студентам, классным руководителям в проведении родительского собрания, классного часа с целью оптимизации учебно-воспитательных воздействий по формированию положительной учебной мотивации учащихся в сельской школе.
Апробация исследования прошла на ежегодной научно-практической конференции студентов Тувинского государственного университета, посвященной Году гостеприимства в Республике Тыва и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки, фестиваля «Студенческая весна» в Тувинском государственном университете 16 апреля в 2016 году. По итогам конференции заняла II место в работе секции «Психология» и доклад «Гендерные особенности учебной мотивации сельских школьников» был рекомендован к печати в Сборнике научно-исследовательских работ студентов ТувГУ.
Базой исследования явилась муниципальное бюджетное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа с. Теве- Хая Дзун-Хемчикского кожууна. Всего в школе 316 учеников из них 158 девочек и 158 мальчиков. В начальной школе обучаются 108 учеников 68 девочек, 69 мальчиков, а в средних классах 110 из них 57 мальчиков и 53 девочек, в старших классах учатся 69 школьников 32 юношей и 37 девушек.
Выборку исследования составили 108 учащихся с 6 по 9 класс (из них 58 мальчиков и 50 девочек), возраст испытуемых с 12 до 15 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.
Проблема учебной мотивации школьников широко изучена, ей занимались такие авторы как Божович Л. И , Ильин Е. П. , Маркова А.К. , и др. Некоторые положения из их трудов и были положены в основу основных идей и позиций данной дипломной работы.
Мотив (фр. МойГ - двигаю, побуждаю) - внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности связанное с удовлетворением потребности.Мотивация - система факторов вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.
Учебная мотивация, с точки зрения И. А. Зимней,- частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Таким образом, под учебной мотивацией понимается процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
В кратком русско-тувинском толковом словаре психологических терминов понятие «мотив» переводится как «латин дылдан очулдурарга - ооскудер, идер. Кандыг бир херекче кижини угландырып турар иштики доктаамал психологтуг чылдагаан, идиг». А понятие «мотивация» - «организмнин идепкейин кодурер болгаш оон угланыышкынын тодарадып турар чылдагааннар, идиглер».
К мотивам учебной деятельности относят: познавательные и социальные мотивы, которые имеют различные уровни, проявления, проходят определённые этапы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.
Базой исследования явилась муниципальное бюджетное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа села Теве- Хая Дзун-Хемчикского кожууна. Всего в школе 316 учеников из них 158 девочек и 158 мальчиков. В начальной школе 108 учеников 68 девочек, 69 мальчиков, а в средних классах 110 из них 57 мальчиков и 53 девочек, в старших классах учатся 69 школьников 32 юношей и 37 девушек. В исследовании приняли участие ученики с 6 по 9 классы МБОУ Теве- Хаинская СОШ Дзун-Хемчикского района в количестве 108 учащихся.
Результаты исследования позволили оценить особенности учебной мотивации учащихся с учетом гендерного фактора. В результате проведенного эмпирического исследования было выявлено, что у девочек преобладает внутренняя учебная мотивация, у мальчиков она тоже присутствует, но меньше, чем у девочек. Это говорит о том, что у девочек в большей степени присутствует самостоятельное мотивирование себя на деятельность, чем у мальчиков этого же возраста. Мальчиков же больше привлекают внешние факторы. Выявлено, что мальчики и девочки обладают различной степенью направленности на приобретение знаний. Большинство мальчиков (59 %) обладают средней степенью направленности на приобретение знаний. Небольшое количество мальчиков (27% и 14%) обладают низкой и высокой направленностью на приобретение знаний. Большинство девочек (45%) обладают высокой направленностью на приобретение знаний. Низкой направленностью на приобретение знаний обладает 10 из 50 девочек (10 %). Это может говорить о том, что девочки в основном посещают школу ради приобретения знаний, а мальчики в меньшей степени направлены на приобретение знаний им свойственно получение хорошей отметки по предметам (рис. 3).
Итак, проблему мотивации учебной деятельности, а в частности ее гендерный аспект, нужно изучать, освещать в книгах, чтобы выяснить причины неуспеваемости учащихся, обеспечивать психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения. А также потому, что в настоящее время ощущается дефицит работ в области изучения содержания и динамики мотивов учебной деятельности, а также гендерных особенностей этих мотивов.
Таким образом, гипотеза исследования наши предположения, что у девочек высокий уровень внутренней мотивации, а у мальчиков высокий уровень внешней мотивации подтвердилось. И на основе полученных результатов исследования, разработали рекомендации педагогам и родителям по формированию положительной учебной мотивации.
Список использованной литературы
1. Аветисян, Э. Я не такой как все / Э. Аветисян // Школьный психолог. - 2006. - № 8. - С. 41 - 43.
2. Алексеев, В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста / В.А. Алексеев. - М. : Наука, 2009, - С. 103 107.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания: монографии / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2008. - 140с.
4. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М. : Просвещение, 2006. - 256 с.
5. Бахур, В.Т. Это неповторимое «Я»: монография / В.Т. Бахур. - М. : Наука, 2008. - 156 с.
6. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш.Берн. - СПб. : Сова, 2007. -
318 с.
7. Битянова, Н.Р. Психология личностного роста: учебное пособие / Н.Р. Битянова. - М. : Наука, 2007. - 314 с.
8. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М. : Меж.педагогическая академия, 2005. - 245 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2008. - 464 с.
10. Вартанова, И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности / И.И. Вартанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.
2007. №4. С. 33-41.
11. Вартанова, И.И. Развитие учебной мотивации и методы обучения в школе / И.И. Вартанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. - № 2. - С. 16 - 23.
12. Вострикова, Е.В. Дорога в страну профессий / Е.В. Вострикова // Школьный психолог. - 2009. - № 2. - С. 4 - 10.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготский. - М. : Наука, 2006. - 340 с.
14. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо. - М. : Наука, 2004. - 176 с.
15. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология индивидуальных различий / Ю.Б.Гиппенрейтер. - М. : «ЧеРо», 2012. - 776 с.
16. Гончарова, Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков / Е.Б. Гончарова // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С. 132 - 135.
17. Государственная программа «Развитие образования в Республике Тыва на 2014-2020 годы».
18. Джеймс, У. Психология: учебное пособие / У. Джеймс. - М. : Наука, 2009. - 356 с.
19. Домбровская, И.С. Мотивация учебной деятельности: уровни и типы. ЦКЪ: Ш t|»://li§ Ы дэsycЬиЛоgy. ru/mot ivасija-uchelп^oj-dпjate1nоsti- игоуш-Мру/ - 2014.
20. Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С. 42 -45.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М. : Издательская корпорация «Логос», 2010. - 384 с.
22. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 512 с.
23. Ильин, Е.П., Курдюкова Н.А. Методика «Направленность на приобретение знаний». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URI.: 1ЛЦЭ://УУУ. каа1пе1р5уНо1с^а.пагос1. ru/28psytest Lht т1 (дата обращения: 18.12.2014).
24. Ильчукова, Н.В. Исторический аспект развития проблемы мотивации в психологии и анализ проблемы мотивации учебной деятельности. / Н.В. Ильчукова // Вестник СГУ. - 2008. - № 6. - С. 167-169.
25. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности: монография / В.И. Ковалев. - М. : Наука, 2010. - 232 с.
26. Коваеевская, А.В . Влияние учебной мотивадии на ycпeвзeмoчть подростков // Концепт. - 2015. - Спец. выпуск № 01. - АКТ 75026. - 0,3 п. л. - ЦКБ: httр://е-Cопсер1.ги/2015/75026.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - 1S8N 2304-120Х.
27. Колсоов, Д. В . Современный подрото^: Bеpocлeние и пол / Д.В.Колесов - М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2013. - 200 с.
28. Колсоов , Д.В. Мякков И.Ф . Учителю о психолоиии подростке / Д.В. Колесов. - М. : Просвещение, 2003. - 80 с.
29. Кртткий русско-тувинский 'пхакошай словарь психолоиических терминов. Сагчак К.Б. , Ондар Л.М. , Сотпа К.К. Шшыл, редакционно¬издательский отдел ТывГУ, 2002. - 50 с.
30. Kpыжaнoвская , Н .В . , Меккоян , Л . А . Исследование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 121 125. - ЦКБ: Шр://е- копсе]^'^. ги/2016/56102. htm.
31. Леонтьвв , А.Н. ГHoтpе^аыoчаи, мотивы и эмоции е A.I I . Лнoнтзев . - М. : АСОУ, 2010. - 294 с.
32. Мирков,, А . К . Фopмиpoвание мотивадии учныи:: монография / А.К. Маркова. - М. : Педагогика. - 2015. - 212 с.
33. MеpввIнанкo , Ю . Познай себя е Ю . Марияннико /е Школьный психолог. - 2009. - № 4. - С. 36 - 40
34. Mopo:3OB,, Н.Г . Учителю о познввттельном интерсее е Н.Г . Морозова // Психология и педагогика. - № 2. - 2014. - 5 с.
35. Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2007. - № 5.- С. 42-47.
36. Мудрик, А. В.Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 200 с.
37. Нддолинская , Л . Н . Влияние еeыд,яpытIx стереотипов на воспитание и образование / Л.Н. Надолинская // Педагогика. 2007. - №5. - С. 30 - 35.
38. Проввирова, И.Г . Особенности мoиивации учебной деятельности у учащихся младшего подросткового возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2006. — № 10. — С. 61—64.
39. Птаяевa, Е.Ю. Моиивадия учнния : Заднино,, стихийное и самоопределяемое / Е.Ю. Патяева // Современная психология мотивации. Под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2009. - 343 с.
40. Подднякова, Т . Г. Ocoбоннoеии мотивадии учббной даятeльнoети младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 6-10. - ЦКЬ: Шр://е-
Cопсept.ии/2015/95045.htm.
41. Рогов , 12 . И. Hтетoльная книга пpскиичсскoгo психолога [Teкет] . В 2 кн. Кн. 1: Работа психолога в школе. Коррекционные приемы и упражнения : учеб.пособие / Е. И. Рогов. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,
2008. - 483 с.
42. Рубиншеейн , С.Л . Основы общей пииxoлииии . В 2-х т . [Тектт ] / С.Л. Рубинштейн. - М. : Наука, 2004. - 410 с.
43. Cимонвя, В.П. Учта оон.еяоIт- различий а oбpзгватоeлонтм процессе / В.П. Симонов // Педагогика. - 2007. Вып. 4. - С. 40-46.
44. Сиртюю,, е Aфтyльонтета еондяpнoй .ииффя|DOIIЦиаци и
обучения / А.Л. Сиротюк //Народное образование. 2009. - № 4. - С. 123-127.
45. Чсклиинa, . Гондяpная пииxoлииия : Учббное потоес. - М. :
«Ось-89», 2006. - 256 с.
46. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В.Д. Щадриков. - М. : Логос, 2007. - 210 с.
47. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Щадриков - М. : Логос, 2006. - 240 с.
48. Хабаров, И.П. Высшее психологическое образование в РФ: Гендерные особенности современных подростков в условиях нивелирования традиционных отношений мужчин и женщин (на материале изучения сельских подростков саха) : дис. ... канд. псих.наук : защищена 29.12.2003 : утв. 24.05. 2003 / И.П. Хабаров. - М : Изд-во МГУ ; СП МЫСЛЬ, 2008. - 289 с.
49. ууу.Ц|доп1те.щ