Реферат
Введение 3
1 Теоретические основы методики операционного анализа прибыли и затрат 5
1.1 Сущность операционного анализа и особенности его применения 5
1.2 Использование операционного анализа на предприятиях с
различными способами калькулирования себестоимости 12
1.3 Методы и модели операционного анализа 18
2 Операционный анализ прибыли и затрат ООО «Спичечная фабрика
«Победа» 25
2.1 Анализ объёма и структуры продаж и финансовых результатов
предприятия 25
2.2 Операционный анализ продаж и оценка вклада в покрытие
отдельных товаров 40
3 Использование методов операционного анализа для управления
массой и динамикой прибыли 46
3.1 Прогнозирование финансовых результатов по группе товаров и услуг
для целевой структуры продаж 46
3.2 Определение оптимального объема и цены продаж 49
3.3 Планирование прибыли по группе продуктов и услуг с
использованием калькуляционного выравнивания 54
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение
Развитие рыночных отношений обуславливает появление новых производств, технологий, товаров и видов услуг. Возрастающие потребности покупателей и усиление конкуренции приводят к тому, что серьезным изменениям подверглись стратегия и тактика в деятельности предприятий, в том числе по оперативному управлению ассортиментом и сбытом.
Значимую роль в принятии и обосновании управленческих решений на производственном предприятии играет операционный анализ, методика которого основана на изучении соотношения между тремя важнейшими экономическими показателями: издержки - объем производства
(реализации) - прибыль. Данный метод управленческих расчетов называют анализом безубыточности или содействия доходу. В его основу положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства предприятия на переменные и постоянные и использование такой категории, как вклад на покрытие.
Операционный анализ широко используется в экономически развитых странах. Он позволяет:
• эффективно управлять процессами формирования и прогнозирования прибыли на основе ее факторного анализа;
• определить критический уровень объема продаж (порог рентабельности, точка безубыточности), позволяющий покрыть постоянные издержки предприятия;
• установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
• вычислить необходимый объем продаж для получения определенной величины прибыли.
Поэтому его применение позволяет выработать оптимальные управленческие решения, связанные с изменениями в производственных мощностях, в ассортиментной политике предприятия, в ценовой политике и в других вопросах с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Целью данной работы является использование методов операционного анализа для управления прибылью и затратами на производственном предприятии путем оптимизации его ассортимента. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• исследовать принципы управления ассортиментом;
• провести операционный анализ производства на примере ООО «Спичечная фабрика «Победа»;
• определить оптимальную структуру ассортимента
производственной программы;
• провести планирование продаж с использованием
калькуляционного выравнивания.
Результаты работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в плановых расчетах.
В выпускной работе рассматриваются вопросы, посвященные управлению ассортиментом предприятия с использованием операционного анализа. Применение данного инструмента позволяет определить резервы повышения эффективности работы предприятия за счет изменения объема и структуры продаж. В результате использования операционного анализа возможно изменение ценовой и сбытовой политики предприятия, а также политики формирования затрат и финансовых результатов.
В соответствии с целью работы были исследованы основные методологические подходы к управлению ассортиментом в рамках системы внутрифирменного планирования, состоящей в учете внешних и внутренних ограничений для оценки возможностей улучшений структуры продаж, приводящих к оптимизации соотношения между объемами производства, затратами и прибылью. Для этого подробно были исследованы сущность операционного анализа, его использование на предприятиях с различными способами калькулирования себестоимости, методы и модели операционного анализа.
В работе на примере конкретного предприятия ООО «Спичечная фабрика «Победа» был проведен анализ и оптимизация продуктового портфеля, включающего 4 номенклатурные группы. Были проведены расчеты основных показателей: точки безубыточности, порога рентабельности, запаса финансовой прочности. В ходе проведения анализа все издержки обращения были разделены на постоянные и переменные, как по предприятию в целом, так и по товарным группам.
Полученные данные позволили выявить сильные и слабые стороны в ассортиментной политике организации и на основе проведенного анализа принимать соответствующие управленческие решения путем оптимизации выпуска товарной продукции, повышения уровня рентабельности, как всего предприятия, так и отдельных видов продукции и, тем самым, повышая прибыль предприятия. Кроме того, во второй части работы был проведен анализ объема, динамики и структуры производства продукции и ее реализации, который также позволил наглядно представить проблемы предприятия в расчете ряда показателей, как по всему предприятию, так и по отдельным позициям ассортимента. Был непосредственно проведен операционный анализ и проанализирован вклад в покрытие отдельных групп продукции, предоставивший информацию для последующего планирования продаж и определения оптимальной структуры ассортимента.
В третьей части с учетом плановых данных по возможностям производства и по спросу на выпускаемую продукцию было произведено планирование продаж, которое позволило получить оптимальную структуру производственной программы. Также были исследованы возможности выравнивания цены и объема продаж для сохранения и наращивания прибыли на основе методики калькуляционного выравнивания.
Таким образом, оптимизация продуктового ассортимента позволила предприятию ООО «Спичечная фабрика «Победа» повысить эффективность и прибыльность деятельности, избежать «замораживания» средств в запасах, повысить оборачиваемость капитала.
В целом работа имеет практическую значимость, и ее результаты могут быть использованы при формировании ассортиментной, сбытовой и ценовой политики предприятия. При дальнейшей реализации спичечной продукции предприятию необходимо задуматься над снижением ее себестоимости, не ухудшая качество. Важным является расширение ассортимента и рынка сбыта продукции, не относящейся к традиционной и являющейся более рентабельной. Также можно возможным для данного предприятия является исключение из ассортиментной политики убыточных товаров (спички газовые и спички каминные), так как они не занимают большой доли в совокупных постоянных издержках, или поиск новых рынков сбыта для них.