Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программно-целевой механизм управления физической культурой и спортом в Пензенской области

Работа №162767

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретико-методологические аспекты понятия программно- 10
целевого механизма в развитии физической культуры и спорта
1.1. Понятие и сущность программно-целевого управления 10
1.2. Программно-целевой подход в управлении развитием физической 20 культуры и спорта: понятие и содержание
2 Содержание и итоги использования программно-целевого 34
механизма в развития физической культуры и спорта Пензенской области
2.1 Организационный механизм программно-целевого управления 34
развитием системы физической культуры и спорта в Пензенской области
2.2. Анализ состояния развития физической культуры и спорта в 49
Пензенской области
3 Рекомендации по совершенствованию государственного 66
управления физической культурой и спортом
Заключение 76
Список использованных источников информации 82
Приложения 90

Актуальность исследования. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Однако в начале XXI века сфера физической культуры и спорта столкнулась с рядом серьезных проблем, связанных: во- первых, с ухудшением здоровья людей, их физическим развитием и физической подготовленностью; во-вторых, с необходимостью модернизации системы подготовки спортивного резерва; в-третьих, с возросшей конкуренцией в спорте высших достижений.
Об изменении роли физической культуры и спорта в обществе можно судить по основным направлениям государственной политики, зафиксированной в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016­2020 годы» и др. В Концепции отмечается, что распространение здорового образа жизни предполагает внедрение в жизнь физической культуры и спорта, формирование у населения стремления к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом.
Для решения обозначенных проблем государственным и общественным органам управления всех уровней необходимо предпринимать адекватные организационно-управленческие, нормативно-правовые и экономические меры.
Сложившиеся подходы и методы управления физической культурой и спортом начали активно разрабатываться в середине XX века. За прошедший период учеными получены не только научные данные, но достигнуты определенные положительные результаты в практической управленческой деятельности. Однако, несмотря на достигнутые результаты в области управления отраслью, в современных социально-экономических условиях они уже не отвечают объективным потребностям общества. Поэтому в «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» к числу задач, требующих решения, отнесено совершенствование управления физической культурой и спортом на региональном и муниципальном уровнях.
Развитие физической культуры и спорта Пензенской области является составной частью социально-экономической политики исполнительных и законодательных органов власти региона. Целевые ориентиры деятельности в регионе направлены на: эффективное использование возможностей отрасли в формировании у населения ценностей здорового образа жизни; вовлечение жителей области в регулярные занятия физической культурой и спортом; увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом; повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями; увеличение количества спортивных клубов и центров физкультурно-спортивной подготовки; увеличение количества спортсменов края, входящих в составы сборной команды России и др.
Степень научной разработки проблемы. Анализ научных работ по управлению разными объектами физической культуры и спорта позволяет заключить следующее. В основе большинства подходов к управлению физической культурой и спортом лежат положения общей теории управления. В середине XX века в отечественных исследованиях доминировали работы по формированию теоретических основ управления отраслью (были определены принципы, функции и методы управления), исследовалась управленческая деятельность руководителей государственных и общественных физкультурно­спортивных организаций и ряд других проблем.
Существенное влияние на развитие теоретико-методологических основ государственного управления физической культурой и спортом в обозначенный выше период времени внесли работы В.У. Агеевца, С.Н. Братоновского, С.И. Гуськова, В.И. Жолдака, В.Н. Зуева, В.Г. Камалетдинова, В.В. Кузина, И.И. Переверзина, В.С. Родиченко, С.Г. Сейранова, С.С. Филиппова, В.А. Черепова и др.
Определенный вклад в разработку вопросов управления современными общественными физкультурно-спортивными организациями внесли Л.Я. Аркаев, С.С. Драчев, В.В. Ермилова, Л.В. Михно, И.М. Сидоркевич и др.
Формирование современной отечественной системы физической культуры и спорта, представляющей собой многоуровневую структуру на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также физкультурно - спортивных организаций различных форм собственности и организационно­правовых форм, управление ими потребовало проведения соответствующих научных исследований.
В конце XX века и в начале XXI века было проведено несколько крупных исследований по вопросам управления различными объектами физической культуры и спорта. Управление развитием региональных систем физической культуры и спорта рассматривались в научных работах С.А. Важенина; В.А. Голова, М.Д. Гуляева, В.В. Новокрещенова, В.И. Михалева, В.К. Пельменева, И.А. Соколова и др.
Развитие систем физической культуры и спорта на муниципальном уровне исследовались в работах Г.З. Аронова, М.С. Братановской, В.В. Жгутовой, А.П. Лопатина, Ю.Д. Мологина, С.С. Филиппова и др.
Однако, несмотря на эти и другие научные работы в области управления и развития системы физической культуры и спорта различного уровня, в настоящее время отсутствуют исследования по управлению региональной системой физической культуры и спорта на основе программно-целевого подхода. Вместе с тем, как отмечается в Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», опыт реализации Программы на 2006-2015 годы доказал эффективность применения программно-целевого метода для рационального использования выделенных ресурсов и обеспечения комплексного решения проблемы.
Комплексное решение указанных выше задач представляет собой сложную проблемную ситуацию, которая затрагивает совершенствование управления процессами развития физической культуры и спорта на региональном уровне и поиском путей преобразований для этого совершенствования. Наличие проблемной ситуации обусловлено существующими противоречиями:
• между сложившейся практикой управления региональной системой физической культуры и спорта и отсутствием соответствующих теоретических знаний о новых возможностях данной деятельности;
• между существующими в теории управления подходами к развитию систем физической культуры и спорта и не разработанностью организационных механизмов реализации программно-целевого подхода в управлении региональной системой физической культуры и спорта;
• между необходимостью использования существующих
инновационных механизмов управления и слабой адаптацией их к условиям регионального управления развитием физической культуры и спорта.
Актуальность исследования и выявленные противоречия определили проблему диссертации, состоящую в необходимости теоретического обоснования и методологического сопровождения реализации программно­целевого подхода к управлению развитием региональной системы физической культуры и спорта.
Исходя из актуальности темы, степени ее разработки, постановки проблем в магистерской работе выбраны объект и предмет, определены цель и задачи исследования.
Объект исследования - региональная система физической культуры и спорта.
Предмет исследования - управление развитием сферы физической культуры и спорта в Пензенской области на основе программно-целевого подхода.
Целью магистерской диссертации является теоретическое обоснование системы управления развитием физической культуры и спорта в Пензенской области на основе программно-целевого подхода.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую и методологическую основы программно-целевого управления региональной системой физической культуры и спорта.
2. Охарактеризовать организационный механизм программно­целевого управления массовой физической культурой и спортом в Пензенской области.
3. Разработать рекомендации по совершенствованию государственного управления физической культурой и спортом в РФ.
Новизна исследования заключается в следующем:
• обосновано использование программно-целевого подхода как наиболее эффективного в управлении развитием региональной системой физической культуры и спорта;
• разработан организационный механизм программно-целевого управления развитием региональной системой физической культуры и спорта, который рассмотрен как сложный многокомпонентный объект, включающий совокупность органов государственного и муниципального управления физической культурой и спортом, общественных организаций, разрабатывающих и реализующих целевую программу, а также информационно-аналитическую систему, обеспечивающую обратную связь.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• раскрыты сущность и содержание программно-целевого управления развитием региональной системой физической культуры и спорта, что вносит заметный вклад в теорию управления физической культурой и спортом;
• выявлены и обоснованы принципы программно-целевого управления развитием региональной системой физической культуры и спорта: научности, объективности, ограниченности региональных ресурсов, стимулирования, сочетания государственных и общественных начал в управлении.
Для решения поставленных задач использовались следующие группы методов исследования:
• методы теоретического анализа: изучение федеральных и
региональных отраслевых законов, нормативно-правовых документов в сфере физической культуры и спорта; изучение литературных источников по проблемам государственного управления физической культуры и спорта, управлению отраслью;
• эмпирические методы: наблюдение, сравнение;
• методы математической обработки и анализа результатов исследования: корреляционный анализ, определение достоверности различий, статистическая обработка абсолютных показателей для определения относительных.
Информационная и эмпирическая база исследования:
а) информационная база основана на разнообразных источниках, включающих в себя анализ текстов: материалы монографических исследований, научных статей, публикации отечественных и зарубежных авторов; законодательные акты Российской Федерации; официальные документы и материалы Министерства спорта Российской Федерации; нормативно-правовая база, регулирующая процессы развития физической культуры и спорта Пензенской области; данные статистических наблюдений органов государственного управления о состоянии и развитии региональной системы физической культуры и спорта.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Организационный механизм программно-целевого управления представляет собой линейно-программную структуру управления целевой программой развития региональной системы физической культуры и спорта. Она включает в себя следующие блоки: общее руководство целевой программой «Развитие физической культурой и спортом в Пензенской области «; управление разработкой ЦКП; управление исполнением ЦКП; исполнители программных мероприятий; информационно-аналитическая система.
Функционирование организационного механизма осуществляется с учетом факторов: политических, организационных, правовых, финансовых,
демографических.
2. Эффективность развития региональной системы физической культуры и спорта достигается на основе реализации целевых комплексных программ, являющихся инструментом программно-целевого управления, содержащим совокупность необходимых и достаточных мероприятий для выполнения актуальных задач различного уровня и направленности.
3. Программно-целевое управление массовой физической культурой и спортом осуществляется на основе комплексной программы, предусматривает определенную роль муниципальных образований в достижении целевых показателей с помощью стимулирующих мер, определения рейтинга муниципальных территорий по итогам массовой физкультурно­оздоровительной работы. Социально-педагогическими эффектами такого управления являются увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом, развитие материально-технической базы массового спорта, увеличение количества спортивных и физкультурных мероприятий и т. д.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современные тенденции развития сферы физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях характеризуются:
• изменением и усложнением функций органов, составляющих вертикаль управления отраслью, и усилением государственного регулирования;
• созданием достаточно полной отраслевой нормативно-правовой базы, регулирующей многообразные общественные отношения в рассматриваемой сфере;
• стремительным развитием системы коммерческих физкультурно­спортивных организаций, физкультурно-оздоровительные услуги которых востребованы населением;
• получением официального статуса российским профессиональным спортом;
• изменением положения в отрасли общественных физкультурно­спортивных объединений.
В исследовании установлено, что в научных работах и в практике управления развитие физической культуры и спорта на конкретной территории связано с разработкой целевых комплексных программ, дающих возможность решения стоящих проблем комплексно, с учетом межотраслевого взаимодействия. Однако в современной литературе редко встречаются работы, в которых в полной мере используется методология программно-целевого управления как наиболее эффективного вида управления.
Анализ существующих концепций и подходов к совершенствованию управления физической культурой и спортом позволили разработать методологическую основу программно-целевого управления. Ее суть заключается в органической целостности программного и целевого подходов, объединение которых конкретизирует разработку целевой комплексной программы, включающей программные мероприятия для достижения поставленной цели, концентрацию необходимых ресурсов, согласование сроков и ответственных исполнителей.
Сущность программно-целевого управления состоит в том, что для достижения целей и конкретных результатов развития региональной системы физической культуры и спорта реализуются целевые комплексные программы.
В результате проведенного исследования дано определение «региональная система физической культуры и спорта».
В данном исследовании дано понятие организационному механизму программно-целевого управления, который включает в себя несколько компонентов, каждый из которых является сложным образованием. Принципиально важным является взаимодействие этих компонентов, обеспечивающих функционирование организационного механизма, придавая им органическую связь между собой и целенаправленное воздействие на объект управления. Это достигается различными средствами и методами как индивидуального, так и коллективного влияния.
Организационный механизм программно-целевого управления включает следующие компоненты:
• общее руководство целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области»;
• исполнители мероприятий программы;
• управление разработкой целевых комплексных программ;
• управление исполнением целевых комплексных программ;
• исполнители программных мероприятий;
• информационно-аналитическая система.
В исследовании установлено, что функционирование механизма программно-целевого управления физической культурой и спортом осуществляется с учетом ряда факторов. В работе к таким факторам отнесены:
• политические - усиление роли государственных структур по управлению отраслью, все большее использование в стране плановых начал в управлении отраслью, через систему федеральных и региональных целевых комплексных программ развития физической культуры и спорта;
• организационные - функционирование государственного органа управления отраслью в ранге министерства с возложением на него функций регулирования и контроля, а также разработки стратегии развития физической культуры и спорта;
• правовые - формирование отраслевого законодательства на федеральном и региональном уровнях;
• финансовые - финансирование отрасли за счет использования государственного бюджетного финансирования, а также постоянное повышение объемов внебюджетного финансирования, спонсорства и личных средств населения на оплату физкультурно-спортивных услуг и приобретение спортивного инвентаря;
• демографические - социально-демографическая структура региона, характеризующая состав населения по полу, возрасту, семейному состоянию, месту проживания, миграции и т.д. и являющаяся основанием для планирования количества занимающихся физическими упражнениями на данной территории.
В Пензенской области 38,8% от численности населения занимаются физической культурой и спортом, благодаря чему она занимает 3 место среди субъектов ПФО и 7 место в РФ.
Область имеет лидирующие позиции по развитию материально­технической базы для развития физической культуры и спорта. В регионе функционирует 3811 спортивных сооружений.
Единовременная пропускная способность объектов спорта согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации в 2015 году определена в размере 30% от норматива. В Пензенской области в настоящее время она составляет 42,4% (10 место в РФ).
За период, начиная с 2003 года, в Пензенской области построено 47 ФОКов, 27 бассейнов, 18 футбольных полей с искусственным покрытием, 5 крытых ледовых катков, 4 дворца спорта. За последние 10 лет по ФЦП «Развитие физической культуры и спорта Российской Федерации» в регионе построено 22 спортивных объекта, на строительство которых из средств федерального бюджета поступили 2 млрд. 135 млн. рублей.
В настоящее время в Пензенской области функционируют 72 плавательный бассейн, в т.ч. 5 бассейнов - 50 метровых, 30 - 25 метровых в 24 районах области, 2 бассейна для прыжков в воду в г. Пензе.
Материально-техническая база является основой развития спорта высших достижений. В настоящее время 133 пензенских спортсмена состоят в списках спортивных сборных команд Российской Федерации по 24 видам спорта.
На XXXI летних Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро пензенцами завоевано 7 медалей (2 - золотых, 3 - серебряных, 2 - бронзовые). В итоговом рейтинге субъектов Российской Федерации по количеству завоёванных спортсменами золотых олимпийских медалей на Играх в Рио-де-Жанейро Пензенская область заняла 9 место, а по общему количеству завоёванных олимпийских медалей - 6 место.
В 2016 году на Чемпионатах и первенствах мира и Европы пензенские атлеты завоевали 23 медали. Из них 10 высшей пробы, 8 серебряного достоинства и 5 бронзовых. 176 медалей на чемпионатах и первенствах России, из которых 60 золотых, 59 серебряных, 57 бронзовых.
В целях развития видов спорта в области созданы и действуют региональные общественные организации - спортивные федерации. В 2016 году Государственную аккредитацию получили 28 региональных спортивных федераций. В настоящее время в Пензенской области функционируют 65 региональных федераций.
Большое внимание уделяется привлечению населения старшего и среднего возраста к занятиям физической культурой и спортом. С 2011 года в Пензенской области реализуется проект «Скандинавская ходьба», который рассчитан на население 45 лет и старше. В области создано 42 секции в которых занимаются более 900 человек.
Основной целью управления в сфере физической культуры и спорта является формирование ценностей здорового образа жизни и создание доступных условий для активного отдыха людей, адаптации к условиям современной жизни, формировании потребности в регулярных занятиях физической культурой путем развития инновационной инфраструктуры массового спорта в Пензенской й области. Можно в данной работе выделить несколько приоритетных направлений в области развития массовых видов спорта в Пензенской области:
• создание необходимых условий для развития физической культуры, физического воспитания населения, приобщение населения Новосибирской области к занятиям массовым спортом;
• развитие детско-юношеского спорта, как целенаправленной системы отбора и подготовки спортивного резерва для развития спорта высших достижений;
• формирование новой технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогике, психологии, биомеханики и биотехнологий, медицины, информатики, нанотехнологий и управления;
• повышение эффективности управления в сфере физической культуры;
• регулирование информационно-пропагандистской и
просветительно-образовательной политики в области развития физической культуры и спорта, занятий массовым спортом и продвижение ценностей здорового образа жизни;
• сохранение и развитие кадрового потенциала в области физической культуры и спорта;
• постоянное совершенствование нормативно-правовой базы в сфере физической культуре и спорте.
Для того, что бы все эти направления превратить в жизнь, необходимо укрепление материально-технической базы. В области развития материально­технической базы физической культуры и спорта можно определить следующие приоритетные направления:
• развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и
спортом в образовательных учреждениях;
• развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и
спортом по месту работы и жительства;
• развитие спортивных центров по различным видам спорта, в том числе баз олимпийской подготовки, для подготовки спортсменов высокого класса (включая паралимпийские и сурдлимпийские виды спорта).
Актуальным направлением в сложившейся ситуации становится развитие новых научно-технических методов, расширение спектра социальных услуг, предоставляемых населению области, совершенствование существующих форм предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта, развитие новых социальных технологий которые будут способствовать укреплению здоровья населения и расширению человеческого потенциала Пензенской области.


1. Конституция РФ от 12.12. 1993 г. [Электронный ресурс] Дата
обновления: 21.07.2014. Доступ из системы ГАРАНТ (дата обращения
15.11.2016)
2. О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации: федеральный закон от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.07.2014. Доступ из системы ГАРАНТ (дата обращения 15.11.2016)
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из системы ГАРАНТ (дата обращения 10.11.2016)
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: федеральный закон от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.05.2016. Доступ из системы ГАРАНТ (дата обращения 10.11.2016)
5. О физической культуре и спорте в Российской Федерации:
федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329- ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из системы ГАРАНТ (дата обращения
20.11.2016)
6. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 09.03.2016. Доступ из системы ГАРАНТ (дата обращения 15.11.2016)
7. О стратегическом планировании в Российской Федерации»: федеральный закон от 28.06. 2014 г. № 172-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата
обновления: 23.06.2016. Доступ из системы ГАРАНТ (дата обращения
15.11.2016)
8. О совете при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорте: Указ Президента РФ от 14.09.2002 г. № 895. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.09.2016. Доступ из системы ГАРАНТ (дата обращения 05.11.2016)
9. Федеральная целевая программа «Строительство 1000
физкультурно-спортивных комплексов (ФСК) в Российской Федерации (2004­2010 годы)»: постановление Правительства РФ от 29.05.2002 г. № 586.
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 20.10.2009. Доступ из системы ГАРАНТ (дата обращения 10.10.2016)
10. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и
спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»: постановление Правительства РФ от 11.01.2006 г. № 7. [Электронный ресурс]. Дата
обновления: 29.09.2015. Доступ из системы ГАРАНТ (дата обращения
10.10.2016)
11. Вопросы министерства спорта Российской Федерации:
постановление Правительства РФ от 31.05.2012 г. № 536. [Электронный
ресурс]. Дата обновления: 07.06.2014. Доступ из системы ГАРАНТ (дата обращения 10.11.2016)
12. О министерстве спорта Российской Федерации: постановление
Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 607. [Электронный ресурс]. Дата
обновления: 01.07.2016. Доступ из системы ГАРАНТ (дата обращения
10.11.2016)
13. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 21.01. 2015 г. N 30 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 21.05.2016. Доступ из системы ГАРАНТ (дата обращения 10.11.2016)
14. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической
культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»: Распоряжение Правительства РФ от 02.01. 2014 г. № 2. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 02.01.2014 г. Доступ из системы ГАРАНТ (дата обращения
10.10.2016)
15. О физической культуре и спорте в Пензенской области: закон Пензенской области от 21.04. 2007 г. № 800-ЗПО [Электронный ресурс]. Дата обновления: 18.02.2016 г. Доступ из системы ГАРАНТ (дата обращения
10.11.2016)...66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ
Loading...