Реферат
Введение 5
1 Исследование рынка студенческого туризма 8
1.1 Исследование спроса и предложения на рынке студенческого
туризма в РФ 8
1.2 Анализ спроса студенческой молодёжи на путешествия по
Пензенской области 15
1.3 Анализ современного состояния и перспектив развития
студенческого туризма в Пензенской области 22
2 Разработка рекомендаций по развитию студенческого туризма в
Пензенской области 29
2.1 Рекомендации по развитию студенческого туризма в
Пензенской области 29
2.2 Разработка проекта студенческого тура по Пензенской области ... 34
2.3 Разработка проекта туристического студенческого путеводителя
по г. Пенза 44
2.4 Расчет затрат на внедрение и оценка результативности
предложенных рекомендаций 50
Заключение 54
Глоссарий 56
Список использованных источников 58
Приложения 64
Туризм - одно из специфических направлений качества современной экономики, направленное на удовлетворение различных потребностей людей и улучшение жизни населения. На сегодняшний день на туристическом рынке сформировался отдельный сегмент - студенческий туризм. Сегодня туризм среди молодежи и студентов занимает особое и важное значение, так как играет важную роль в развитии туризма в регионе, так позволяет региону не стоять на месте, а двигаться вперед вместе с современными тенденциями развития.
Цель данной работы - разработать рекомендации по развитию студенческого туризма в Пензенской области.
Исходя из поставленной цели, требуется решить следующие задачи:
• исследовать спрос и предложение на рынке студенческого туризма в РФ;
• проанализировать спрос студенческой молодёжи на путешествия по Пензенской области;
• проанализировать современное состояние, выявить проблемы и перспективы развития студенческого туризма в Пензенской области;
• разработать рекомендации по развитию студенческого туризма в Пензенской области;
• разработать проект студенческого тура по Пензенской области;
• разработать проект туристского путеводителя по г. Пензе для студенческой молодежи;
• выполнить расчет затрат и оценить результативность предложенных рекомендаций;
Объект исследования - Пензенская область, как туристская дестинация.
Предмет исследования - туристские ресурсы, технологии и инфраструктура Пензенской области с позиции развития студенческого туризма.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы прослеживается заметный рост спроса на студенческий туризм в стране. Государственная политика регулирует и стимулирует развитие внутреннего студенческого и молодежного туризма, благодаря программам и мероприятиям, реализуемым Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодежи «Росмолодежь», Федеральным агентством по туризму «Ростуризм». На региональном уровне развитием студенческого туризма занимаются министерства и ведомства, чей функционал направлен на реализацию государственной молодежной политики, организацию функционирования системы образования и развитие индустрии туризма и гостеприимства.
В Пензенской области задача развития студенческого туризма входит в круг интересов Министерства культуры и туризма Пензенской области. Однако для решения этой задачи необходима вовлеченность не только органов управления туризмом, но и образовательных учреждений региона, организаций индустрии туризма и гостеприимства и ряда смежных отраслей (досуг, рекреация и пр.). В силу указанных обстоятельств необходимо определить «узкие места», сдерживающие развитие студенческого туризма в регионе; выявить особенности спроса студенческой молодежи для формирования актуальных туристских продуктов и услуг с использование туристских ресурсов Пензенской области.
При подготовке работы были проанализированы публикации периодических научных изданий и монографии на тему развития студенческого туризма, аналитические материалы Ростуризма, статистические данные Росстата и Пензастата, проведено собственное исследование в форме опроса потенциальных потребителей - студенческой молодежи.
Для решения поставленных задач в бакалаврской работе были применены методы научного исследования, которые помогли обеспечить научный подход при написании работы.
Практическая значимость результатов работы заключается в возможности применения предложенных рекомендаций по развитию студенческого туризма в деятельности Министерства культуры и туризма Пензенской области; проекты студенческого тура и туристского путеводителя по городу Пенза будут интересны региональным туроператорам, чья сфера интересов связана с внутренним туризмом и организацией путешествий для молодежной целевой аудитории.
Объём бакалаврской работы составляет 64 страницы формата А4 (без учета приложений). Работа содержит семь таблиц, 24 рисунка и 10 приложений, список использованных источников содержит 57 наименований.
Целью выпускной квалифицированной работы является разработка рекомендаций развития студенческого туризма в Пензенской области.
Для достижения цели были проанализированы материалы, которые касаются состояния студенческого туризма в мире, России и Пензенской области спрос и предложение на рынке студенческого туризма в РФ, изучено современное состояние и перспективы развития студенческого туризма в Пензенской области.
Для решения существующих проблем был разработан комплекс мероприятий:
1) Был выявлены особенности спроса на рынке студенческого туризма Пензенской области. С помощью маркетингового исследования в форме анкетного опроса среди студентов Пензенской области. Были выявлены основные сдерживающие факторы совершения путешествий студентами Пензенской области, а также мотивы путешествий среди обучающихся.
Разработаны рекомендации по развитию студенческого туризма в Пензенской области в рамках деятельности министерства культуры и туризма Пензенской области, по итогам которого создан туристский продукт «В ритме Пензы» для молодежи, в том числе и студентов (от 18 до 35 лет). Туристский маршрут позволит погрузиться в атмосферу студенчества области, для туристов будет предложено посещение высших учебных заведений г. Пенза, а также проведение мастер-классов и интерактивной программы.
Путеводитель для студентов по г. Пенза. В путеводителе будет содержаться информация об историко-культурных объектах, которые можно посетить с помощью Пушкинской карты, а также представлены объекты досуга и предприятия питания, которые пользуются спросом у студенческой молодежи Пензенской области.
Оценка результативности разработанного комплекса мероприятий показала, что данные мероприятия смогут решить проблемы, существующие в настоящий момент в деятельности Министерства культуры и туризма в Пензенской области по отношению к студенческому туризму, а также способствуют улучшению качества его работы и развитию студенческого туризма в регионе.
Данный комплекс мероприятий может быть использован региональными туроператорами, а также министерством культуры и туризма для развития студенческого туризма в регионе.
1 ГОСТ Р 56197-2014 Туристские информационные центры. ФГУП «Стандартинформ» от 02.03.2015 г. Москва.
2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 .12.15 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата)».
3 ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ
4 Федеральный закон «О защите прав потребителей».
5 Быстров С. А. Организация туристской деятельности. Управление турфирмой : учеб. пособие. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М , 2014. - 400 с.
6 Государственное и муниципальное управление в сфере туризма : учеб. / А. Г. Бобкова [и др.] ; под общ. ред. Е. Л. Писаревского. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 192 с.
7 Есина Л. Б, Н. В. Уткина, С. В. Латынова Прохождение учебной и производственных практик [Текст] : метод. рекомендации для студ. направления 100400 "Туризм" (квалификация (степень) «Бакалавр») / сост. - Пенза : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2012. - 64 с.- 70 экз.
8 Кайманова Т.А. Литературное краеведение в создании турпродукта : учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Туризм». - Пенза : ИИЦ ПГУ, 2008. - 614 с.
9 Кайманова Т. А. Экскурсоведение : учеб. пособие. - Пенза : ИИЦ ПГУ, 2004. - 185 с.
10 Кормишова А. В., Стригунова Д. П. Организационно-правовые вопросы развития туристских информационных центров в качестве субъектов управления туристскими коммуникациями // Инновации и Инвестиции. 2013. № 8. С. 192 -195.
11 Морозов М. А., Морозова Н. С. Информационные технологии в социально- культурном сервисе и туризме. Оргтехника : учеб. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 240 с.
12 Морозова Н. С., Морозов М. А. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. - М. : Академия, 2003. - 336 с.
13 Моллекер А.П., Брыкина В.А, Развитие молодёжного туризма в России // Наука-2020. 2021. № 4.
14 Никонова Е.Р., Чурляев Б.А. Архитектурное решение Туристско- информационного центра как возможность продвижения туристской навигации по Пензе и Пензенской области // Перспективы науки и образования. 2014. № 5(11). С. 145-151.
15 Никонова Т.В., Веслогузова М.В., Ибатуллова Ю.Т. Современные факторы и проблемы развития молодежного образовательного туризма в регионах России (По материалам Республики Татарстан)...54