РОЛЬ И МЕСТО ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 7
1.1 Межпредметные связи в обучении и воспитании 7
1.2 Функции межпредметных связей 13
1.3 Классификация межпредметных связей 14
1.4 Формы организации образовательного процесса
на основе интеграции знаний 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ШКОЛЬНИКОВ 21
2.1 Организационно-педагогические условия проведения
урока физической культуры на основе межпредметных связей 21
2.2 Изучение раздела по физической культуре и опорных тем
из программ и учебников других предметов для выявления межпредметной связи 25
2.2.1 Планирование учебного материала для интегрированных уроков по
физической культуре 29
2.3 Учет психолого-возрастных особенностей учащихся при подготовке
интегрированного урока по физической культуре 32
2.4 Формы, методы и средства реализации межпредметных связей на
уроках физической культуры 37
2.4.1 Виды уроков физической культуры на основе
межпредметных связей 49
2.4.2 Критерии анализа и оценки эффективности урока
с межпредметными связями 54
2.5 Особенности реализации междредметных связей на уроках
физической культуры с детьми младшего школьного возраста 58
ВЫВОДЫ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 7
1.1 Межпредметные связи в обучении и воспитании 7
1.2 Функции межпредметных связей 13
1.3 Классификация межпредметных связей 14
1.4 Формы организации образовательного процесса
на основе интеграции знаний 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ШКОЛЬНИКОВ 21
2.1 Организационно-педагогические условия проведения
урока физической культуры на основе межпредметных связей 21
2.2 Изучение раздела по физической культуре и опорных тем
из программ и учебников других предметов для выявления межпредметной связи 25
2.2.1 Планирование учебного материала для интегрированных уроков по
физической культуре 29
2.3 Учет психолого-возрастных особенностей учащихся при подготовке
интегрированного урока по физической культуре 32
2.4 Формы, методы и средства реализации межпредметных связей на
уроках физической культуры 37
2.4.1 Виды уроков физической культуры на основе
межпредметных связей 49
2.4.2 Критерии анализа и оценки эффективности урока
с межпредметными связями 54
2.5 Особенности реализации междредметных связей на уроках
физической культуры с детьми младшего школьного возраста 58
ВЫВОДЫ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Проблема совершенствования процесса обучения в школе остается актуальной в связи с тем, что под влиянием меняющихся условий жизни постоянно повышается уровень требований к образованию. Однако физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического развития человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности. Недостаточная ясность механизмов реализации единовременного решения задач физического и умственного совершенствования, возвращает теоретиков и практиков к развитию в основном двигательной сферы учащихся. При этом обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования [11].
Вместе с тем, многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у школьников. Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств. Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность. Таким образом, использование средств физического воспитания должно осуществляться не только для физического совершенствования учащихся, но и их интеллектуального развития, повышения уровня мотивации занятий физической культурой и спортом [14].
Однако следует отметить, что физическая культура - это та часть культуры, которая предполагает интеграцию знаний из смежных областей науки.
В условиях общеобразовательной школы опыт учащихся расширяется за счет знаний параллельно изучаемых предметов. Поэтому повышение эффективности обучения требует их объединения, так как расчлененность и изолированность получаемых детьми знаний не позволяет боле эффективно решать вопрос комплексного понимания темы.
Особенно это актуально при формировании основ здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья. Трудности в приобщении детей к ценностям здорового образа жизни, возможно, лежат в недостаточной разработанности этого вопроса на межпредметной основе. Ведь здоровый образ жизни - это совокупность физических и духовных компонентов.
Сам по себе вопрос об интеграции не является новшеством. Он неоднократно поднимался в педагогической литературе, но мало обсуждался в теоретическом плане. Тому есть причины: и недооценка актуальности проблемы интеграции, и трудности на путях его решения [22].
Необходимость в совершенствовании процесса обучения, повышения качества усвоения теоретических и практических знаний на уроках физической культуры способствует использованию межпредметной интеграции для закрепления ранее изученного материала и получения дополнительных сведений во время двигательной деятельности.
Таким образом, актуальность нашего исследования определена необходимостью повышения образовательной эффективности уроков физической культуры в школе на основе межпредметных связей.
Объект исследования - учебно-познавательная деятельность учащихся на уроках физической культуры.
Предмет исследования - интеграция межпредметных связей на уроках физической культуры.
Цель исследования - выявить организационно-педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования - выявленные организационно-педагогические условия реализации межпредметных связей на уроке физической культуры позволят повысить уровень учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры и обеспечат целостное восприятие физической культуры человека посредством интеграции знаний из других учебных дисциплин.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы на основе изучения специальной литературы.
2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию межпредметных связей на уроке физической культуры.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
Основные этапы исследования:
На первом этапе - (апрель-сентябрь 2017 г.) - осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования. Определены проблема, цель, гипотеза, задачи исследования.
На втором этапе - (октябрь-декабрь 2017г.) - были подробно изучены основные теоретические характеристики межпредметных связей и особенности их реализации в процессе обучения; выделены и описаны основные условия для организации и проведения урока физической культуры на межпредметной основе, разрабатывались рекомендации по организации и проведении уроков физической культуры на межпредметной основе.
На третьем этапе - (январь 2018г.) - проведено оформление материалов ВКР, осуществлялись конечное графическое оформление работы, были сформулированы основные выводы.
Вместе с тем, многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у школьников. Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств. Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность. Таким образом, использование средств физического воспитания должно осуществляться не только для физического совершенствования учащихся, но и их интеллектуального развития, повышения уровня мотивации занятий физической культурой и спортом [14].
Однако следует отметить, что физическая культура - это та часть культуры, которая предполагает интеграцию знаний из смежных областей науки.
В условиях общеобразовательной школы опыт учащихся расширяется за счет знаний параллельно изучаемых предметов. Поэтому повышение эффективности обучения требует их объединения, так как расчлененность и изолированность получаемых детьми знаний не позволяет боле эффективно решать вопрос комплексного понимания темы.
Особенно это актуально при формировании основ здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья. Трудности в приобщении детей к ценностям здорового образа жизни, возможно, лежат в недостаточной разработанности этого вопроса на межпредметной основе. Ведь здоровый образ жизни - это совокупность физических и духовных компонентов.
Сам по себе вопрос об интеграции не является новшеством. Он неоднократно поднимался в педагогической литературе, но мало обсуждался в теоретическом плане. Тому есть причины: и недооценка актуальности проблемы интеграции, и трудности на путях его решения [22].
Необходимость в совершенствовании процесса обучения, повышения качества усвоения теоретических и практических знаний на уроках физической культуры способствует использованию межпредметной интеграции для закрепления ранее изученного материала и получения дополнительных сведений во время двигательной деятельности.
Таким образом, актуальность нашего исследования определена необходимостью повышения образовательной эффективности уроков физической культуры в школе на основе межпредметных связей.
Объект исследования - учебно-познавательная деятельность учащихся на уроках физической культуры.
Предмет исследования - интеграция межпредметных связей на уроках физической культуры.
Цель исследования - выявить организационно-педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования - выявленные организационно-педагогические условия реализации межпредметных связей на уроке физической культуры позволят повысить уровень учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры и обеспечат целостное восприятие физической культуры человека посредством интеграции знаний из других учебных дисциплин.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы на основе изучения специальной литературы.
2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию межпредметных связей на уроке физической культуры.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
Основные этапы исследования:
На первом этапе - (апрель-сентябрь 2017 г.) - осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования. Определены проблема, цель, гипотеза, задачи исследования.
На втором этапе - (октябрь-декабрь 2017г.) - были подробно изучены основные теоретические характеристики межпредметных связей и особенности их реализации в процессе обучения; выделены и описаны основные условия для организации и проведения урока физической культуры на межпредметной основе, разрабатывались рекомендации по организации и проведении уроков физической культуры на межпредметной основе.
На третьем этапе - (январь 2018г.) - проведено оформление материалов ВКР, осуществлялись конечное графическое оформление работы, были сформулированы основные выводы.
В ходе проделанной работы, анализа изученной литературы по проблеме исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Одним из видов урока физической культуры, позволяющим повысить значимость и уровень интеллектуализации предмета, который помогает не только сохранить здоровье, но и учит, как познать себя, как рационально использовать свои знания и умения в жизни может стать интегрированный урок физической культуры, реализующий задачи межпредметных связей.
2. Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки физической культуры имеют следующие преимущества для учащихся: повышают познавательный интерес детей, который проявляется в активной и самостоятельной работе на занятии и во внеурочное время; повышают уровень знаний учащихся, который достигается благодаря многогранной интерпретации с использованием сведений из различных наук; способствуют развитию двигательных способностей детей; способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления и творческой деятельности учащихся.
3. Структура интегрированного урока обладает следующими особенностями: логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов; большой информативной емкостью учебного материала.
3. При комплексном подходе к формированию познавательных и двигательных способностей, учащихся педагогам, ведущим разные предметы, требуется тщательная координация действий при разработки интегрированного урока на уровне учебных программ, тем уроков.
4. Интегрированный уроки способствуют реализации принципа научности в содержании обучения по физической культуре. Они призваны довести до осознания учащимся общности всех предметов естественнонаучного цикла и показать специфику содержания и методов науки в каждом учебном предмете.
1. Одним из видов урока физической культуры, позволяющим повысить значимость и уровень интеллектуализации предмета, который помогает не только сохранить здоровье, но и учит, как познать себя, как рационально использовать свои знания и умения в жизни может стать интегрированный урок физической культуры, реализующий задачи межпредметных связей.
2. Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки физической культуры имеют следующие преимущества для учащихся: повышают познавательный интерес детей, который проявляется в активной и самостоятельной работе на занятии и во внеурочное время; повышают уровень знаний учащихся, который достигается благодаря многогранной интерпретации с использованием сведений из различных наук; способствуют развитию двигательных способностей детей; способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления и творческой деятельности учащихся.
3. Структура интегрированного урока обладает следующими особенностями: логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов; большой информативной емкостью учебного материала.
3. При комплексном подходе к формированию познавательных и двигательных способностей, учащихся педагогам, ведущим разные предметы, требуется тщательная координация действий при разработки интегрированного урока на уровне учебных программ, тем уроков.
4. Интегрированный уроки способствуют реализации принципа научности в содержании обучения по физической культуре. Они призваны довести до осознания учащимся общности всех предметов естественнонаучного цикла и показать специфику содержания и методов науки в каждом учебном предмете.
Подобные работы
- Художественно-эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусства
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эстетической культуры учащихся среднего школьного возраста средствами живописи на примере выполнения декоративного натюрморта
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические механизмы воспитания трудолюбия у младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Информационно-образовательная среда как условие оптимизации процесса ознакомления детей с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019



