Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Процессуальные особенности расследования преступлений коррупционной направленности, совершенных должностными лицами и лицами, обладающими особым правовым статусом

Работа №16271

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы74
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основы коррупции и коррупционной преступности 7
1.1. Коррупция как уголовно-правовая категория 7
1.2. Коррупционная преступность и его признаки 13
Глава II. Понятие, классификация, субъекты преступлений коррупционной направленности 18
2.1. Понятие, классификация преступлений коррупционной направленности 18
2.2. Субъекты преступлений коррупционной направленности 24
Глава III. Процессуальные особенности расследования преступлений коррупционной направленности 34
3.1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам о
коррупционных преступлениях 34
3.2. Возбуждение уголовного дела и первоначальные процессуальные действия 39
3.3.Особенности производства следственных действий при расследовании преступлений коррупционной направленности 47
Заключение 64
Список использованных источников права и литературы 69


Актуальность темы исследования. На протяжении последнего десятилетия при характеристике, складывающейся общественно¬политической и экономической ситуации в России с неизменным постоянством констатируется негативный факт активного распространения коррупции, и усиления ее внедрения во все сферы жизнедеятельности государства и общества. Коррупция приобрела размах, реально угрожающий безопасности государства, нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.
В 2009 г. в своем Послании Федеральному Собранию РФ Президент Д.А. Медведев назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития. Борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям этого социального зла. Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества.
Наиболее типичными проблемами, возникающими при расследовании должностных преступлений коррупционной направленности, предусмотренных являются: установление статуса должностного лица, определение круга его полномочий, что вызывает затруднения в отграничении их от иных составов преступлений; отграничение деяний, связанных с использованием служебного положения от деяний, предусмотренных ст. 285, 289 Уголовного кодекса РФ. Результаты анализа расследуемых уголовных дел свидетельствуют, что большая часть преступлений коррупционной направленности совершается организованными преступными группами и сообществами, иерархически структурированными со строго распределенными ролями.
Другой причиной повышенной актуальности темы исследования является проблема методического обеспечения расследования этой группы преступлений. Расследование должностных преступлений коррупционной направленности является одним из самых сложных вопросов криминалистической методики. Достаточно сказать, что коррупционные преступления, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, существенно нарушают права и законные интересы граждан или организаций, охраняемые законом интересы общества или государства включают в себя сразу несколько составов, каждый из которых может рассматриваться и как самостоятельное деяние, и как часть другого преступления, что вызывает существенные затруднения.
Следующей причиной актуальности темы исследования являются последние изменения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, затронувшие организацию процесса расследования, а также составы преступлений в данной сфере.
Таким образом, актуальность проведенного исследования заключается в объективной необходимости получения системы научных знаний о должностных преступлениях коррупционной направленности, о проблемах практики их раскрытия и расследования, а также в совершенствовании типовой методики расследования данных преступлений с учетом особенностей развития современных социальных отношений.
Степень разработанности темы. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с злоупотреблением должностными полномочиями, незаконном участии в предпринимательской деятельности и взяточничеством являлись предметом исследования многих российских ученых. К ним следует отнести, Б.В. Волженкина, Ф.П. Васильева, А.И. Долгову, С.В. Максимова, Н.А. Лопашенко, В.С. Комиссарова, В.Е. Эминова, и др.
Теоретическим фундаментом предпринятого исследования послужили фундаментальные труды ученых-юристов: Д.И. Аминова, О.Я. Баева, Р.С. Белкина, В.И. Гладких, С.К. Илий, О.И. Короткова, Н.Ф. Кузнецовой, Л.Я. Драпкина, И.М. Лузгина, В.К. Максимова, С.В. Максимова, Е.Р. Россинской, К.С. Соловьева и других.
В настоящее время типовая методика расследования должностных преступлений коррупционной направленности, ориентированная на современные условия следственной практики, изменившиеся правой режим и социальные отношения, является востребованной.
Целью исследования является выявление коррупции, коррупционных преступлений и процессуальных особенностей расследования преступлений коррупционной направленности.
Для эффективного достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- исследовать коррупцию как уголовно-правовую категорию и раскрыть понятие коррупционной преступности и выявить их признаки;
- сформулировать определение преступлений коррупционной направленности, раскрыть классификацию данных преступлений, выявить их особенности;
- исследовать субъектов преступлений коррупционной направленности;
- определить обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам о коррупционных преступлениях;
- выявить особенности возбуждения уголовных дел о должностных преступлениях коррупционной направленности, проанализировать исходные следственные ситуации;
- исследовать особенности производства следственных действий при расследовании преступлений коррупционной направленности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи расследованием преступлений коррупционной направленности.
Предметом исследования являются уголовно-правовые нормы, определяющие состав преступлений коррупционной направленности и уголовно-процессуальные характеризующие процессуальные особенности расследования коррупционных преступлений.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, важнейшие правовые акты органов государственной власти и управления России. Выводы и предложения, содержащиеся в работе, основаны на анализе уголовного и уголовно-процессуального законодательства, пленума Верховного суда РФ. В процессе подготовки дипломной работы анализировались и другие документы, относящиеся к расследованию рассматриваемых преступлений.
Структура данной работы соответствует логике построения научного исследования и обеспечивает последовательное изложение анализируемого материала, аргументированных и формулируемых выводов. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников права и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам, имеющим теоретическое и практическое значение.
Главная опасность коррупции заключается в том, что она «разрушает» государственную власть, делает ее немощной, фиктивной, слабой. Коррупция формирует такие негативные качества общественного правосознания, как неверие в справедливость, правовой нигилизм, возрастание недоверия к правоохранительным органам. Коррупция оказывает влияние на все сферы общества, его политическое, экономическое и культурное развитие.
Коррупция - это сложное социально-правовое явление, связанное с подкупом лиц, находящихся на государственной или общественной службе, получением ими дополнительных доходов, благ и привилегий за совершение умышленных действий или бездействия (в том числе в интересах третьих лиц) вопреки интересам государства и общества.
Коррупционное преступление - это незаконное получение преимуществ государственным или муниципальным служащим либо предоставление последним таких преимуществ, которые характеризуются такими признаками как:
- они всегда представляют собой сделку между должностным или служащим лицом и лицом, заинтересованным в их определенном поведении;
- эта сделка носит обоюдно возмездный характер - от нее выигрывают обе стороны;
- эта сделка заведомо незаконна, так как она противоречит позитивному законодательству;
- эта сделка в большинстве случаев предопределяет поведение должностного лица или служащего при исполнении им своих служебных обязанностей, вне зависимости от того, действует ли он в соответствии с этими обязанностями, или нарушает их.
К числу коррупционных преступлений относит: мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и ряд других преступлений, совершаемых государственными служащими или служащими органов местного самоуправления с использованием своего служебного положения (в широком смысле этого слова) в корыстных, иных личных или групповых целях.
Субъектом большинства коррупционных преступлений являются должностные лица. Существуют две разновидности должностных лиц:
1) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти;
2) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
специфика обстоятельств, подлежащих доказыванию по должностным преступлениям коррупционной направленности, определяемая:
1) данными о личности преступника: должностное лицо, статус которого закреплен в нормативных правовых актах, обладающее правом совершать юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения; с высоким уровнем образования, его возраст, характеризующееся безупречным послужным списком, деловыми качествами, устоявшимся мировоззрением, имеющее хороший материальный достаток;
2) целью преступной деятельности - получения незаконного вознаграждения или иных выгод имущественного и неимущественного характера (карьеризм, избежать ответственности, получение взаимной услуги и пр.), посредством злоупотребления должностными полномочиями, незаконного участия в предпринимательской деятельности, получения взятки;
3) мотивом преступления, который ограничивается корыстной или иной личной заинтересованностью;
4) причинением существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, посредством безвозмездного обращения чужого имущества в свою пользу или уклонения от неизбежных материальных затрат, покровительства или попустительства по службе, полного или частичного освобождения организации от публичного обременения, предоставления ей преимуществ либо незаконной помощи со стороны должностного лица;
5) обстановкой события, которая обусловлена:
- нестабильностью общественных отношений в сфере экономической деятельности государства;
- низкой эффективностью контроля деятельности государственных и муниципальных служащих, создающей условия должностным лицам для извлечения выгоды имущественного и неимущественного характера;
- наличием у должностных лиц широких распорядительно- разрешительных полномочий для принятия решений по своему усмотрению, которое им дает возможность создавать лишние осложнения, преувеличивать свою роль в решении вопросов, связанных с обращениями граждан;
- распространенностью замещения должностей не на основании деловых и моральных качеств, а через знакомство, личную преданность, близость политических интересов;
- формальным наличием либо отсутствием отдельных подразделений или специально выделенных работников, исполняющих обязанности организации работы по выявлению и предотвращению коррупционных деяний и других должностных правонарушений;
6) способом совершения преступления, который находится в прямой зависимости от сферы деятельности должностного лица, его положения, предмета преступного посягательства.
Особенностью деятельности следователя при расследовании должностных преступлений коррупционной направленности является планирование расследования на первоначальном этапе, которое представляет собой основу рациональной деятельности следователя, включает в себя:
1. изучение сложившейся следственной ситуации;
2. анализ исходных данных известных к моменту возбуждения уголовного дела и установленных в процессе неотложных следственных действий;
3. определение круга вопросов и обстоятельств, подлежащих решению, установлению и доказыванию в ходе предварительного расследования;
4. выдвижение следственных версий;
5. формулирование обоснованного фактическими данными предположения о факте совершенного преступления;
6. прогнозирование расследования.
Средствами сбора информации для установления всех обстоятельств совершенного преступления и создания его мысленной модели, которая позволит следователю собрать криминалистически значимую информацию, будут являться:
- следственный осмотр;
- допрос свидетелей, подозреваемого (обвиняемого);
- очная ставка;
- обыск и выемка;
- назначение и производство судебных экспертиз;
- проведение иных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Тактические приемы и способы, используемые при производстве следственных действий, позволяют следователю определить оптимальную последовательность их проведения.
Особенностью расследования коррупционных преступлений является оказание противодействия расследованию со стороны виновных и их окружения. Это противодействие выражается в различных формах:
1. подкуп свидетелей,
2. уничтожение служебной документации,
3. физическая расправа с лицами, изобличающими коррупционеров;
4. сокрытие их за рубежом и т. п.
Приступая к расследованию коррупционных преступлений, следователь должен предвидеть возникновение подобных ситуаций и, предупреждая их, своевременно принимать меры по их нейтрализации.
К таким мерам относятся:
• сохранение тайны следствия, шифровка установочных данных лиц, изобличающих коррупционеров;
• своевременность изъятия служебной и иной документации, являющейся доказательством преступной деятельности коррупционера;
• дача поручения оперативно-розыскному органу по выявлению мер противодействия предварительному следствию и т. п.
В случае оказания противодействия расследованию необходимо собрать и подтвердить доказательствами этот факт.
Можно сделать вывод, что Федеральный закон «О противодействии коррупции» Российской Федерации, а также другие нормативные правовые акты включающих вопросы коррупционной преступности поставили значительное количество вопросов, которые предстоит решить российским ученым и специалистам-практикам.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г., с учетом поправок, внесенных 04.08.2014 года) //Собрание законодательства РФ, №31, ст.4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ с изм. от 31.03.2015-№63-ФЗ //Собрание законодательства РФ, №25.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ, в ред. от 30.03.2015 №62-ФЗ, №2861//Российская газета.
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» изм. от 5 февраля 2014 г. N 4- ФКЗ//Российская газета, 07.02.2014 года, №6299.
5. Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 29.12.2008.№ 52 (ч. 1).-ст.6228.
6. Федеральный закон РФ от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе
государственной службы Российской Федерации» (ред. от 11.11.2003г.) //Собрание законодательства РФ.02.06.2003. №22.
7. Федеральный закон РФ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 02.02.2006г.) //Собрание законодательства РФ.02.08.2004. №31.
8. Федеральный закон от 06.02.97. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» изм. от 04.03.2013 года, №18-ФЗ//Российская газета, от 06.03.2013 года №6024.
9. Федеральный закон от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» изм. от 20.04.2014 года, №75-ФЗ//Российская газета, от 23.04.2014 года, №6364.
10. Федеральный закон от 21.07.97 № 118-ФЗ «О судебных приставах» изм. 19.07.2009 года, № 194-ФЗ//Российская газета, от 22.07.2009 года, №4957.
11. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»//Российская газета. 7 марта 2007 г.
12. Закон РФ от 21.07.93 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»//Российская газета, от 25.08.1993 года.
13. Конвенция ООН против коррупции. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. Ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» //СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1231).
14. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.). Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125- ФЗ. Конвенция вступила в силу 1 июля 2002 г. Российская Федерация подписала настоящую Конвенцию 27 января 1999 г. // Распоряжение Президента РФ от 25 января 1999 г. №18рп //Совет Европы и Россия. - 2002. - №2.
2. Научная литература:
1. Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути его преодоления: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2002.
2. Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика: Научно-практическое пособие. М.: Изд-во «Экзамен», 2003.
3. Белкин, Р. С. Тактика следственных действий. Лифшиц. - М.: Новый юрист, 1997.
4. Белкин, Р. С. Криминалистическая энциклопедия - М.: БЕК, 1997.
5. Веретенников Н.В. Обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Ростов- на-Дону, 2009.
6. Волженкин Б.В. Коррупция. - СПб. Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 1998.
7. Власова Н.А. Доказательства и доказывание. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий. /под рук. О.И. Цоколовой, И.Б. Колчевского - М., 2008.
8. 5.Гирько С.И., Елисов П.П. Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, как центр исследования научных проблем правоохранительной направленности, включая противодействие коррупции. Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства: методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитикопрогностический аспекты: межведомственный научный сборник. — М., 2010. — Том 2 (40).
9. Данилова С.И. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий. /Под рук. О.И. Цоколовой, И.Б. Колчевского. М., 2008.
10. Драпкин, Л. Я. Методика расследования отдельных видов преступлений: учеб. пособие. - Вып. 2. - Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2000.
11. Долгова А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней. Коррупция и борьба с ней. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2000.
12. Илий С.К. Должностная преступность: криминологическая
характеристика и предупреждение: монография. — М.: ВНИИ МВД России, 2007.
13. Корноухов, В. Е. Предмет раздела науки криминалистика «Методика расследования отдельных видов преступлений». - Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2007.
14. Клюковская И.Н. Теоретические основы криминологического исследования антикоррупционной политики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2004.
15. Лузгин, И. М. Методологические проблемы расследования. - М.: Юрид. лит., 1973.
16. Лупинская П.А. Доказательства и доказывания. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009.
17. Лупинская П.А. Комментарий к УПК РФ / отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. М., 2002.
18. Максимов В.К. Понятие коррупции (криминологический аспект) и меры ее предупреждения в государственном аппарате: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2005.
19. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000.
20. Масленникова Л.Н. Возбуждение уголовного дела. Уголовно¬процессуальное право Российской Федерации: учебник /отв. ред. П.А. Лупинская. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009.
21. Овчинский В.С., Овчинский С.С. Борьба с мафией в России: пособие в вопросах и ответах для сотрудников органов внутренних дел. — М.: СИМС, 1993.
22. Омигов В.И. Криминология: курс лекций. — Пермь, 2000.
23. Осипов, Ю. Ю. Деятельность следователя в условиях тактического риска. - Саратов: СВШ МВД РФ, 1996.
24. Петров В.И., Тихонова С.Н. Коррупция в Российской Федерации: мировые оценки. Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства: методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты. Межведомственный научный сборник. — М., 2010. — Том 2 (40).
25. Петуховский A.A. Проблемы доказывания в уголовном процессе (совершенствование законодательства и правоприменительной практики): Монография. М.: Академия управления МВД России, 2009.
26. Пиджаков А.Ю. Классификация коррупции и ее исследования. Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства: методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты: межведомственный научный сборник.— М., 2010.— Том 2 (40).
27. Позднякова Е.В. Коррупция в органах внутренних дел: понятие и пути преодоления. О роли правоохранительных органов в реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного 13 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации: Материалы круглого стола (Москва, 29 апреля 2010 г.). — М.: ФГУ «ВНИИ МВД России», 2010.
28. Россинская, Е. Р. Криминалистика: вопросы и ответы: учеб. пособие для вузов/ - М.: Юнити-Дана, 2000.
29. Седова Т.А., Эксархопуло А. А. Криминалистика: учебник- СПб.: Лань, 2001.
30. Соловьев А.Б. Доказывание по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (досудебные стадии). М., 2003.
31. Чупахин, Р. В. Особенности производства обыска при расследовании взяточничества. Безопасность бизнеса. - 2008. - №4.
32. Шаталов, А. С. Использование в сыске специальных технических средств: правовые и организационные вопросы /Практика уголовного сыска: науч.-практ. сб. - М. : Лига - Разум, 1999.
33. Шмонин, А. В. Методика расследования преступлений: учеб. пособие¬М.: Юстицинформ, 2006.
3. Научные статьи:
1. Быков, В. М. Фактические основания производства следственных действий
по УПК РФ. //Журнал российского права. - 2005. - № 6. - С. 52 - 56.
2. Быков В.М. Проблемы стадии возбуждения уголовного дела // Журнал
российского права, 2006. № 7. - С. 25 - 28.
3. Васильев Ф.П. Вопросы борьбы с коррупцией и ее проблемы. Безопасность
бизнеса. - 2009. - № 4. - С. 72 - 76.
6. Гуськова, А. П. Особенности соблюдения правовых гарантий
неприкосновенности жилища при производстве обыска. // Российский следователь. - 2008.- № 18. - с. 57 - 63.
7. Короткова, О. И. Борьба с коррупцией - одна из основных задач органов
государственной власти // Безопасность бизнеса. - 2009. - № 3. - с. 81 - 84.
8. Комиссаров В.С. Коррупция и уголовный закон // Вест. Моск. ун-та. - 1993.
- Серия 11: Право. - №1. - с. 37 - 42.
9. Кузнецова Н.Ф. Коррупция в системе уголовных наказаний / Вест. Моск.
ун-та. - 1993. - Серия 11: Право. - №1. - с. 28 - 34.
10. Национальный план противодействия коррупции: утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 г. № Пр-1568 // Российская газета. - 2008. - 5 авг. (№ 64). - с. 62 - 68.
11. О мерах по противодействию коррупции: указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 // Российская газета. - 2008. - 22 мая (№ 108). - с. 2.
12. Пахомов, С. Н. Психология обыска. // Юридическая психология. - 2007. - № 4. - с. 52 - 59.
4. Электронные ресурсы:
1. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. Официальный сайт Президента Российской Федерации
2.Официальный сайт организации Transparency International.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ