Введение 3
Глава I. Понятие и формирование связной речи
1.1. Психологическая природа связной речи 6
1.2. Формирование связной речи в онтогенезе 12
1.3. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста 20
с общим недоразвитием речи
Глава II. Экспериментальное изучение состояния связной
речи детей с речевым недоразвитием
2.1. Цель, задачи, методы исследования 25
2.2. Изучение состояния связной речи 27
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения 31
Глава III. Коррекционная работа по формированию связной речи детей с речевым недоразвитием
3.1. Методические основы коррекционной работы 36
3.2. Организация обучающего эксперимента 40
3.3. Контрольный эксперимент 53
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение
Важным показателем готовности детей к школьному обучению является владение связной речью. Органической составной частью связной речи является связное высказывание. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка. От уровня овладения ребенком навыков связного высказывания, зависит его успешность обучения в школе.
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который, необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Однако пути такого обучения недостаточно ясны, так как научно обоснованная теория развития речи, по оценке Т.А. Ладыженской, только начинает формироваться, в ней еще недостаточно разработаны осно¬вополагающие категории и понятия, такие как разделы работы по развитию связной речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития этого вида коммуникации.
Вместе с тем если в общеметодических работах уже накоплен известный экспериментально-исследовательский материал, позволяющий подойти к созданию современной научно обоснованной базы для формирования связной речи нормально развивающихся детей, то специальная педагогика подобными данными фактически не располагает. Это вынуждает логопедов обращаться к общедидактическим рекомендациям и опираться подчас на приемы, рассчитанные на нормально развивающихся детей. Однако эти приемы оказываются недостаточно эффективными, а в ряде случаев и неприемлемыми для обучения детей с системным недоразвитием речи. Так, широко распространенный в практике обучения метод формирования описательно-повествовательной речи направлен преимущественно на развитие навыка связного изложения через усвоение образцов связной речи путем «прилаживания», интуитивного «схватывания» отдельных закономерностей построения связного сообщения. Такой путь обучения, как показывают наблюдения, мало способствует достижению цели: связная речь, усвоенная через неосознаваемый перенос по аналогии, изобилует ошибками как в последовательности передачи мысли, т.е. смысловыми, так и в оформлении мысли средствами языка, т.е. речевыми...
Изучив теоретическую литературу по теме работы, мы пришли к выводу о том, что у детей с речевыми нарушениями связная устная речь претерпевает ряд патологических изменений, которые отражаются не только на речевом процессе, но и накладывают специфический отпечаток на все высшие психические процессы. И наоборот, особенности мышления, внимания, восприятия, памяти, присущие детям, страдающим тяжелым нарушением речи, оказывают отрицательное воздействие на содержательную сторону их речи и в значительной степени тормозят их речевое развитие.
Таким образом, самостоятельная связная речь у детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей. У детей недостаточно развито умение связно излагать свои мысли, они затрудняются с подбором лексических средств выражения мысли, затрудняются в понимании и словесном обозначении сложных логико-грамматических отношений, не могут использовать в своей речи описательные, повествовательные модели высказываний, высказывания-рассуждения. Наиболее трудна для использования детьми с речевыми нарушениями монологическая речь, как требующая построения внутреннего плана высказывания.
Во второй части нашего исследования нами было проведено обследование связной речи и выявление уровней актуального владения связной речью детьми дошкольного возраста с нарушением речи.
Было обнаружено, что связная речь у испытуемых нарушена в значительном плане, преобладает низкий уровень владения связной речью. Нами была поставлена задача разработать такую программу обучения, которая позволила бы вывести уровень развития связной речи на более высокий этап.
В третьей части исследования проводился формирующий эксперимент с использованием вышеуказанной программы, направленной на повышение 44
уровня актуального владения связной речью.
По результатам формирующего обучения связному высказыванию был проведен контрольный эксперимент, который показал, что при применении предложенной системы упражнений дети достигли более высокого уровня овладения связной речью. Было отмечено улучшение владения средствами связной речи по следующим критериям:
1. Смысловая целостность.
2. Лексико-грамматическое оформление высказывания.
3. Самостоятельность выполнения задания.
Все это доказывает выдвинутую гипотезу.
1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова - М., -2006. - 222 с.
2. Вильшанская, А.Д. Организация и содержание специальной педагогической помощи младшим школьникам с ЗПР / А.Д.Вильшанская / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. №1. - С 18-23.
3. Воробьева, В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи / В.К. Воробьёва / Дефектология. - 1990. - № 4. - С. 40-46.
4. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С Выготский - М., 1982. -211 с.
5. Граб, Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Л.М. Граб - М., 2005. - 56 с.
6. Демичева, В.В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию / В.В. Демичева, И.А. Устименко / Начальная школа. - М., - 1994. - № 12. - С. 16-20.
7. Матвеева, А.С. Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет / А.С. Матвеева. - М., 2017. - 336 с.
8. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Кисилёва. - М. , 2006. - 576 с.
9. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова - М., 2001. - 335 с.
10. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. - М., 1991. - 239 с.
11. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова - М., 1972. - 131 с.
12. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин - М., 1956. -156 с.
13. Зикеев, А.Г. Формирование и коррекция речевых навыков и умений в употреблении сложносочиненных предложений младшими школьниками с нарушениями в развитии / А.Г. Зикеев / Дефектология. -№ 5. - 2004.- С. 15-18.
14. Козырева, А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения / А.С. Козырева. - М., - 1990. - 69 с.
15. Кислова, Т.Р. Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушениями речи / Т.Р. Кислова / Дефектология.- 1994. - № 4. - С. 25-23...39