Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНСТРУИРОВАНИЕ УСТРОЙСТВ И ПРИБОРОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ

Работа №162708

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2020
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. САМОДЕЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА И
ПРИБОРЫ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 9
1.1. Секундомер 9
1.2. Прибор для демонстрации свободного падения тел 14
1.3. Стробоскоп 15
1.4. Прибор механического нагрева 17
ГЛАВА 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ (МОДИФИЦИРОВАНИЕ) ФИЗИЧЕСКИХ
УСТРОЙСТВ И ПРИБОРОВ, ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 21
2.1. Конструирование и применение машины Атвуда 21
2.2. Конструирование и применение гироскопа 36
2.3. Конструирование и применение устройства для демонстрации выигрыша в силе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Физика - один из самых многокомпонентных учебных предметов школьной программы. Эксперименты, теоретические расчёты, необходимость поиска качественных объяснений происходящим вокруг явлениям, история открытий и изобретений - это лишь некоторые элементы этой дисциплины. Школьный курс позволяет развивать у обучающихся умения решать практические задачи, проявлять себя в ходе теоретических исследований, находить неординарные подходы при изучении физических процессов и явлений.
Современная школа предлагает большое число способов демонстрации опытов при изучении нового материала. Конечно, «умные» доски и специализированные программы позволяют наблюдать за недоступным для восприятия в лабораторных условиях ходом событий. Экономия времени и простота подготовки подобных демонстраций позволяют им закрепиться в качестве основных, часто используемых. Здесь не может возникнуть проблем с нехваткой или отсутствием нужного оборудования, неудачей при проведении опыта, неточностями, приводящими к неправильному пониманию сути физических явлений и процессов. Однако современные мультимедийные средства должны дополнять, а не вытеснять традиционные методы, и в частности, традиционную постановку и проведение демонстрационного и лабораторного эксперимента.
Для правильного формирования инженерно-технического мышления недостаточно работать только с компьютерными идеализированными моделями - только оперирование с реальными устройствами и приборами позволит обучающемуся правильно понять особенности их устройства и эксплуатации, даст необходимые практические навыки.
Кроме того, самостоятельное конструирование и модернизация имеющихся установок развивает способность к научному творчеству, поиску нетривиальных инженерных решений, созданию новых объектов, позволяет проявить свои скрытые таланты и наклонности.
Как показал сравнительный анализ школьных учебников по физике для 7-11-х классов Л.Э. Генденштейна, В.А. Грачева, В.В. Белаги, С.В. Громова, Н.С. Пурышевой, В.А. Касьянова, для изучения предлагается достаточно большое количество приборов и опытных установок. Однако заданий, а особенно детальных рекомендаций и инструкций, по их самостоятельному конструированию очень мало.
В учебниках 7 класса обычно изучаются такие приборы, как динамометр, барометр, шар Паскаля, трубка Ньютона. Для демонстрации законов физики используются простейшие устройства: различные тележки, рычаги, блоки. Опыты проводятся в основном на оборудовании, не требующем специальной подготовки. [1]
Для самостоятельного изготовления, например, в учебнике Л.Э. Генденштейна предложено изготовить динамометр. Довольно известен опыт и с магдебургскими полушариями, подготовить который без специального оборудования школьнику будет невозможно.
В 8 классе обучающиеся знакомятся с амперметром, вольтметром, реостатом и другими электротехническими приборами, калориметром, термометром и другими приборами для изучения тепловых явлений. В учебнике Н.С. Пурышевой предложено изготовить электроскоп, телескоп - в учебнике Л.Э. Генденштейна. [2]
В 9 классе изучается большое количество приборов и установок: крутильные весы, камертон, электроскоп, динамометр, трубка Ньютона, амперметр, вольтметр, гальванометр, электроскоп и др. Можно встретить сегнерово колесо и установку для проведения опыта Юнга. В учебнике С.В. Громова даётся задание по самостоятельному изготовлению электромагнита и камеры-обскуры. [3]
Десятиклассники знакомятся с установкой Штерна, служащей для определения скорости молекул газа. Интересными и необычными являются опыты по созданию искусственного тумана и добыче пламени при помощи воздушного огнива. Из практических заданий можно выделить самостоятельное изготовление сегнерова колеса. [4]
В 11 классе к достаточно простым приборам из блока «Электричество» добавляется осциллограф. Изучается установка для проведения опыта Резерфорда, но её применение возможно только в специализированных научных лабораториях. Изучается микроскоп, простейшую модель которого можно изготовить самостоятельно, но этого не предлагается. [5]
Цель бакалаврской работы: показать методическую целесообразность самостоятельного конструирования обучающимися устройств и приборов при изучении физики в школе; расширить возможности учителя физики при организации учебного процесса в части, касающейся конструирования физических устройств и приборов и их дальнейшего использования.
Задачи бакалаврской работы:
- сделать обзор научной и учебно-методической литературы по данной тематике;
- выявить методические особенности организации образовательного процесса в части, касающейся изучения и конструирования устройств и приборов в школьном курсе физики;
- разработать конструкцию и изготовить опытные образцы некоторых из рассмотренных устройств для демонстрации физических явлений/процессов, проведения физических экспериментов, лабораторных работ;
- составить методические рекомендации по использованию сконструированных устройств/приборов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения бакалаврской работы были решены все поставленные задачи.
- сделан обзор научной и учебно-методической литературы по данной тематике, проведён сравнительный анализ школьных УМК по физике различных авторов в части, касающейся изучения и конструирования физических устройств и приборов;
- выявлены методические особенности организации образовательного процесса при изучении и конструировании устройств и приборов в школьном курсе физики;
- разработана конструкция и изготовлены опытные образцы некоторых из рассмотренных устройств для демонстрации физических явлений/процессов, проведения физических экспериментов, лабораторных работ, а именно гироскопа, устройства для изучения и демонстрации выигрыша в силе, машины Атвуда;
- составлены краткие методические рекомендации по использованию сконструированных устройств/приборов.
Кроме того, были разработаны подробные технологические карты по изготовлению указанных выше устройств, инструкции по их использованию. Также стоит отметить, что на базе слесарно-токарных мастерских факультета физико-математических и естественных наук Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета были изготовлены и другие физические устройства (маятник Максвелла, скамья Жуковского, модель абсолютно чёрного тела и др.), которые стали экспонатами «Музея занимательных наук», о чём докладывалось на научно-практических студенческих конференциях.



1. Генденштейн, Л.Э. Физика 7 класс: учебник для
общеобразовательных учебных заведений. / Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов. - М.: Мнемозина, 2012.
2. Громов, С.В. Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. / С. В. Громов, Н. А. Родина. - М.: Просвещение, 2013.
3. Белага, В.В. Физика 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. В. Панебратцев. - М.: Просвещение, 2019.
4. Касьянов, В.А. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. / В. А. Касьянов. - М.: ДРОФА, 2013.
5. Пурышева, Н.С. Физика 11 класс: учебник для
общеобразовательных учебных заведений. / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важевская, Д. А. Исаев, В. М. Чагурин. - М.: Дрофа, 2014.
6. Анциферов, Л.И. Самодельные приборы для физического практикума в средней школе. / Л. И. Анциферов. - М.: Просвещение, 1985.
7. Албычев, П.В. Самодельные приборы по физике. / П. В. Албычев. - М.: Учпедгиз, 1950.
8. Смирнов, В.А. Опыты и самоделки по физике. / В. А. Смирнов. - ЁЁ Медиа, 1955.
9. Аксененко, Н.И. Лабораторный практикум по кинематике и динамике материальной точки. / Н. И. Аксененко, Р В. Зайцев, А. А. Киндаев. - Пенза: Изд-во ПГПУ, 2007.
10. Лунц, Я.Л. Введение в теорию гироскопов. / Я. Л. Лунц. - М.: Наука, 1972.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ