Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в игре

Работа №162695

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ
1.1. Основные психологические новообразования в дошкольном
возрасте 6
1.2. Развитие воображения в дошкольном возрасте 14
1.3. Развитие воображения в игре 20
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИГР
2.1. Констатирующий этап эксперимента 32
2.2. Формирующий этап эксперимента 40
2.3. Контрольный этап эксперимента 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

Психическое развитие ребенка, полноценное проживание им каждого возрастного этапа онтогенеза, названное психологом Л.А. Запорожцем амплификацией детского развития, является актуальной психологической и педагогической проблемой в любом обществе. Социально-экономическое развитие общества на сегодняшний день, занятость родителей, обилие электронных игрушек и гаджетов не могут не отразиться на психологических портретах детей, выражающих особенности современных дошкольников. Представления детей об окружающем мире, ценности, игры задаются взрослыми, а интересы и мечты рождаются самими детьми, конечно, при наличии воображения.
Как известно, раннее проявление интересов и склонностей ребенка говорит о его одаренности. А мечты обогащают психическую жизнь ребенка и служат своеобразными «маяками» в море его жизни. Анализ периодической психолого-педагогической литературы показывает, что многие современные дети не умеют мечтать. Многие дети (это особенно проявляется в начальной школе) не имеют выраженных интересов. Послушные, дисциплинированные, они хорошо учатся, посещают дополнительные школы, кружки, секции, выбранные родителями, но всерьез ничем не увлекаются, больших достижений не показывают и легко оставляют эти занятия. Подобное отношение снижает жизненную активность ребенка и не может не отразиться на развитии у него самостоятельности, выражающейся в становлении произвольного и волевого поведения.
Существует известное утверждение психологов, что воображение как новообразование дошкольного возраста развивается в игре, так как она является ведущей для психического развития деятельностью. Однако связь игры и воображения не является однозначной. Одни авторы считают, что воображение появляется и развивается в игре и, соответственно, является ее результатом. Другие считают, что игра начинается с замысла, т.е. с 3
воображаемой ситуации, поэтому воображение предваряет игру и сопутствует ей. Третью точку зрения представляет Л.С. Выготский - игра и есть воображение.
Важность воображения в умственной деятельности человека, и ребенка в особенности, подчеркивали такие известные отечественные ученые, как: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие. Воображение как необходимое условие творчества ребенка отмечали Д. Родари, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.Б. Шумакова и др. Воображение как структурный компонент психологической готовности к школьному обучению рассматривали Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова.
Объект нашего исследования - воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - динамика развития воображения старших дошкольников с помощью специально подобранных игр.
Цель исследования - повышение уровня развития воображения старших дошкольников с помощью специально подобранных игр.
Задачи исследования:
1) исходная диагностика уровня развития воображения воспитанников старшей группы детского сада;
2) разработка и апробация цикла развивающих занятий на игровом материале;
3) итоговая диагностика воображения обследованных детей.
Методы исследования. Основным методом исследования был психолого-педагогический эксперимент, дополнительными - наблюдение и анализ продуктов деятельности детей . Для диагностики использовались методики «Где чье место?» Е.Е. Кравцовой и разработанная нами методика «Дополни картинку».
Теоретической основой исследования стали положения психологии: культурно-исторический подход к развитию психики Л.С. Выготского, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, периодизация психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, теория развития интеллекта Ж. Пиаже.
Практическое значение нашего исследования мы видим в следующем. Нами апробирована методика диагностики воображения Е.Е. Кравцовой применительно к детям г. Пензы. Разработана и апробирована собственная методика диагностики воображения у дошкольников. Игры и игровые упражнения, подобранные и придуманные самостоятельно, апробированы нами в ходе развивающих занятий с детьми. Все наши разработки, как диагностические, так и развивающие, могут представить интерес для воспитателей детских садов, психологов детских дошкольных учреждений, а также родителей дошкольников.
Структура работы. Текст работы состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения и списка литературы.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ №19 г. Кузнецк.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наша работа была посвящена развитию воображения старших дошкольников в игре. Согласно взглядам отечественных детских психологов, игра в своем развитии в онтогенезе ребенка проходит несколько стадий: 1) режиссерская (ранний возраст), 2) сюжетно-образная, 3) сюжетно-ролевая, 4) игра с правилами, 5) режиссерская. Первая стадия игры приходится на ранний возраст ребенка (2-3 года), 2-4 стадии - на дошкольный и 5-ая - на преддошкольный.
Диагностика воображения у воспитанников обследованной старшей группы детского сада показала, что уровень развития воображения у них оставляет желать лучшего, хотя вполне соответствует возрастной норме. Воссоздающее (репродуктивное) воображение было так или иначе у всех детей, а вот с творческого (продуктивного) воображения у детей мы почти не видели. И это не удивительно, так как специальных творческих задач перед детьми никто не ставил и не учил их соответствующим приемам.
В своей работе мы поставили задачу развитие воображения, в первую очередь, творческого, у детей в игре. В основу нашей диагностики и развивающей программы были положены идеи Е.Е. Кравцовой, которые мы дополнили и изменили в соответствии с нашими задачами и условиями.
В процессе эксперимента мы заметили следующее. Проводить диагностику и особенно формирование нам было интересно. Мы с удовольствием придумывали разные игры, разнообразили их, привносили изменения в развертывание сюжета. Видимо, наш интерес передался детям, так как они по мере вовлечения в занятия и игры все больше увлекались, проявляли ответный интерес. Дети с некоторого момента ждали «неожиданностей» от взрослого, весело включались в игру, радовались собственным придумкам, оценивали выдумки сверстников. Конечно, взрослый подавал примеры оригинального, необычного выполнения ролей и заданий и своим поведением в целом провоцировал детей к творчеству. Дети, даже погружаясь в воображаемый мир волшебства, с трудом отрывались от реальности, подтверждая еще раз утверждение Д.Б. Эльконина: ребенок не символист, ребенок - реалист. Даже в самой символической игре он воспроизводит реальные отношения вещей и людей.
В итоге эксперимента мы получили позитивную динамику в развитии воображения детей, хоть незначительную, но ценную для нас. У всех детей повысился уровень воссоздающего воображения, и только у некоторых - творческого. Это, на наш взгляд, вполне естественно. С задатками творческой личности надо родиться. Однако приемам творчества можно научить ребенка, относясь к творчеству как к умственной ценности и ставя перед ним соответствующие задачи. Мы уверены, что развитие воображения окажется небесполезным для дальнейшего развития ребенка в любом виде деятельности, каким бы он не занимался.
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Систематические выполнение детьми творческих заданий способствует развитию у них воображения.
Наиболее естественной деятельностью для развития воображения дошкольников является игра в силу ее ведущего значения для психического развития ребенка.
Воображение, как репродуктивное, так и продуктивное, может быть развито у каждого ребенка, различаясь диапазоном возможностей, исходящим от индивидуальных задатков.



1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
3. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2002. - 256 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1996. - 336 с.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения // Опыт теоретического и экспериментального-психологического исследования. - М., 1986. - 320 с.
6. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - 2-е изд. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 176 с.
7. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003. - 32 с.
8. Запорожец А.В. Мышление и деятельность ребенка. // Избранные психологические труды: В 2-х т. - Т. 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - С. 191-199.
9. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 240 с.
10. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 264 с.
11. Кравцова Е.Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 12. - С. 15-20.
12. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание. - 1997. №7, 10, 12; 1998. № 1, 4, 5-10, 11; 1999. № 3, 12.
13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 321 с.
14. Леонтьев А.А. Научите человека фантазии: творчество и развивающее образование. Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 25-30.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
16. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
17. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.
18. Основы дошкольной педагогики / Под. Ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М., 1980. - 206 с.
19. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 140 с.
20. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 140 с.
21. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1964. - 352 с.
22. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под. ред. А.А. Радугина. - М., 1999.
23. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.
24. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 188 с.
25. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 256 с.
26. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
27. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2004. - 336 с.
28. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.
29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика. 1989. - 560 с.
30. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1995. - 334 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ