Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков кружевоплетения у обучающихся в 5 классе во внеурочной деятельности

Работа №162693

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2020
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования навыков кружевоплетения в 5 классе
1.1. Психолого-педагогические основы формирования
художественных навыков в 5 классе 6
1.2. История появления кружевного промысла в России 17
1.3. Возникновение и развитие кружевоплетения в Пензенском крае. . 26
Глава II. Методика работы по формированию навыков
кружевоплетения у учащихся 5 класса
2.1. Календарный план работы кружка «Русские узоры» в процессе
внеурочной деятельности 31
2.2. Методические рекомендации по формированию навыков
кружевоплетения у пятиклассников 39
2.3. Апробация методических рекомендаций в процессе внеурочной
деятельности в 5 классе 46
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения

Изучение национальных художественных промыслов на сегодняшний день очень актуально. Причиной повышенного интереса к своим традициям и стремление сохранить художественные промыслы и ремесла вызвано ростом национального самосознания граждан России. Декоративно-прикладное является неоценимым средством для эстетического, нравственного и трудового воспитания и развития школьников. Оно создавалось многими поколениями мастеров, традиции передавались из поколения в поколение и со временем совершенствовались благодаря их творческому поиску. Мастера создавали изделия необходимые в быту, несущие утилитарные функции, и одновременно являлись произведениями искусства. Поэтому народное искусство разнообразно по роду деятельности, оно несло в себе мечты народа о прекрасном, гармонии и совершенстве мира. Произведения декоративно¬прикладного искусства могут многое рассказать о месте и времени своего происхождения, о среде в которой были созданы, благодаря своему функциональному назначению, выразительной форме и приемами обработки материала. В них отражены религиозные представления народа, его психология, нравственно-эстетические идеалы, особенности быта. С древних времен происходило формирование художественных стиля произведений народного искусства. Предметы быта, костюм, убранство жилища, украшения, танец, устного народное творчество музыка характеризуют культуру и мировоззрение народа его создавшего. Поэтому так важно сохранять и изучать декоративно-прикладное творчество, прививать к нему любовь подрастающего поколения.
На первый план в системе образования выходит личностно ориентированный подход в педагогике, создающий благоприятные условия для самовыражения и саморазвития каждого ребенка. Приоритетом как общего так и дополнительного образования становиться развитие свободной творческой личности, которая в будущем сформирует творческий потенциал общества, будет способствовать интенсивному развитию науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Одним из самых древних и изящных видов декоративно-прикладного искусства России является кружевоплетение на коклюшках. Оно органично впитало богатство художественных форм, узоров, мотивов и традиций всего русского прикладного искусства: вышивки, вязания, керамики, резьбы по дереву, кости, художественной обработки металлов, камня и т.п. Кружевом украшали одежду и предметы домашнего обихода, оно занимало одно из ведущих мест в русском быту.
Объект исследования - процесс формирования навыков кружевоплетения у обучающихся в 5 классе во внеурочной деятельности.
Предметом исследования - эффективные приемы формирования навыков кружевоплетения у обучающихся в 5 классе во внеурочной деятельности.
Цель исследования: разработать методические пособия и задания по формированию навыков кружевоплетения во внеурочной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую и искусствоведческую литературу по теме исследования;
- провести экспериментальное исследование;
- выполнить творчески проект;
- разработать методические рекомендации по формированию навыков кружевоплетения у обучающихся в 5 классе во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанный дидактический комплекс будет способствовать формированию навыков кружевоплетения у обучающихся в 5 классе во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по теме исследования;
- наблюдение за процессом формирования учебных умений в кружевоплетении;
- анализ современных программ и учебных пособий;
- моделирование процесса учебной деятельности обучающихся;
- обобщение полученных данных.
Психологической основой для исследования сущности механизмов творческого мышления служат работы JI. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина.
Теоретической и методической основой исследования обучения учащихся прикладным художественным работам служат работы А. В. Бакушинского, Н. Н. Бахтина, Н. Я. Брюсова, Г. А. Рошаля. Вопросы теории и практики эстетического воспитания и образования средствами декоративно-прикладного искусства рассматривали в своих работах А. Д. Алехин, Г. В. Беда, Г. Г. Воробьев, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Б. Т. Лихачев, Б. В. Нешумов, С. Н. Новиков, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, А. С. Хворостов, Б. П. Юсов и др.
Практическая значимость ВКР заключатся в том, что разработанный дидактический материал может быть использован педагогами и студентами- практикантами в учебном процессе.
База исследования: МБОУ СОШ № 20 г.Пензы.
Структура работы: ВКР состоит из рукописи: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения; и творческого проекта - скатерти с оплетом из вологодского кружева.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие системы образования уделяет особое внимание задачам укрепления позиций личностно ориентированной педагогики, созданию благоприятных условий для самореализации каждого ребенка. Одним из приоритетных направлений деятельности в педагогике является развитие свободной творческой личности. Такую возможность предоставляет дополнительные образовательные программы во внеурочной деятельности. Одним из самых востребованных направлений внеурочной деятельности является декоративно-прикладное искусство - на его традициях выросло не одно поколение народных мастеров, создающих предметную среду окружающую людей по законам красоты и добра. В каждой российской местности были свои ремесла. Искусство кружевоплетения занимает достойное место среди художественных промыслов России. Его традиционными центрами стали Вологодская, Липецкая, Рязанская, Вятская и другие области. Плетение ажурного узора из нитей с помощью деревянных палочек-коклюшек было известно мастерицам давно, однако широкое распространение оно получило в России в конце XVIII-XIX вв. Этот сложный, но необычайно увлекательный вид творчества не исчез и в наши дни. Пензенская область в конце XIX начале XX вв. тоже славилась кружевами. К сожалению, в послевоенные годы этот промысел пришел в упадок, и сегодня стараниями энтузиастов он начинает постепенно возрождаться.
В рамках данной работы рассмотрены психолого-педагогические основы формирования художественных навыков в 5 классе. Изучена история развития кружевного промысла и его место в декоративно-прикладном искусстве России. Рассмотрена история кружевоплетения в Пензенской области.
Разработан календарный план работы кружка «Русские узоры» во внеурочной деятельности, который ориентирован на детей 11 лет и включает в себя 72 занятия. Занятия учитывают возрастные особенности обучающихся и построены по принципу нарастания сложности. Определены теоретические основы преподавания и проанализировано современное состояние обучения кружевоплетению детей среднего школьного возраста. Разработана методическая система обучения и даны методические рекомендации по формированию навыков кружевоплетения у пятиклассников. Методика прошла апробацию, которая подтвердила эффективность разработанной программы, и предложенных методов формирования умений и навыков кружевоплетения во внеурочной деятельности у пятиклассников, способствующих развитию их творческих способностей.
Сказанное позволяет считать исследование завершенным. Материал по истории кружевоплетения в России и Пензенской области может использоваться как учителями общеобразовательных школ в практике учебной деятельности на уроках изобразительного искусства, истории, технологии; так и преподавателями кружков и студий кружевоплетения, для развития творческих способностей и навыков кружевоплетения у детей 11-12 летнего возраста.



1. Белозёрова И.Е., Блинова Л. И. Русское кружево. Школа плетения на коклюшках. - М.: ИД «РИПОЛ классик», 2005. - 320 с.
2. Бондарчук С.А. Под стук коклюшек: Авторская программа // Народное творчество. - 2002. - №3. - С.18-24.
3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь // Современная версия. - М.: ЭКСМО, 2003. - 672 с.
4. Ванслов В. О декоративности // Творчество, 1972. - № 7.
5. Вахтеров В. П. Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1987. - С.269-283.
6. Выготский JI.C. Психология искусства. - Минск.: Современное слово, 1998. - 480 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
8. Галактионова А.К. Плетение кружев. - М.: Когиз, 1948. - 112 с.
9. Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 112 с.
10. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 с.
11. Давыдова С.А. Кружевная промышленность в России. - СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1902. - 163 с.
12. Давыдова С.А. Женские кустарные промыслы в России. - СПб.: Типо- лит. «Якорь» , 1913. - IV. - 440 с.
13. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. О. Е. Лебедева. - М.: Владос, 2000. - 302 с.
14. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический проспект: Культура, 2005. - 304 с.
15. Ильина Т.В., Станюкович-Денисова Е.Ю. Русское искусство XVIII века: учебник для бакалавриата и магистратуры. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 611 с.
16. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 462 с.
17. Кустарная промышленность в России по исследованиям «Комиссии для исследования кустарной промышленности в России» и другим источникам / Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России / Андреев Е.Н. - СПб.: тип. В. Киршбаума, 1885. - 97 с.
18. Лукашёва Р.А. Русское кружево. Основы художественного ремесла. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 144 с.
19. Макарова Ю.Н. Фонды Пензенского краеведческого музея // Пензенское краеведение - №3 (15), 2015. - С. 16.
20. Медкова М.Ч. Основы вологодского кружевоплетения: учебно-методическое пособие // Вып. 1. Сцепная техника плетения. - Вологда: ОНМЦК и ПК, 2011. - 76 с.
21. Митрофанова А.П. Кружевоплетение на коклюшках. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 89 с.
22. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. XX-XXI вв.: монография. - М.: Коллекция М, 2003. - 154 с.
23. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд :
с краткими методическими рекомендациями: 1-9 классы / Б.М.
Неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. - 3-е изд. - М.:
Просвещение, 2007. - 141 с.
24. Неменский Б.М. Изобразительное искусство: 5-9 классы. Рабочие программы / Б.М Неменский., Л.А. Неменская, Н.А. Горяева [и др.]. - М: Просвещение, 2011. - 176 с.
25. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. - М.: Высш. шк., 1986. - 209 с.
26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2017. - 460 с.
27. Партала В.Н. Кустарные промыслы по изготовлению текстильных
изделий / Пензенская энциклопедия. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inpenza.ru/kustamye-promysly-po-izgotovleniyu-
tekstilnyx-izdelij/
28. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -
М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 608 c.
29. Пономаренко Л. Старинные секреты плетения кружев. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 318 c.
30. Рожкова А.И. Сцепное кружево на коклюшках от А до Я. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 219 c.
31. Рожкова А.И. Секреты кружевоплетения на коклюшках: учебно-практическое пособие. - Рязань: РИРО, 2010. - 198 c.
32. Рожкова А.И. Коклюшечное кружево и «горошек»: учебно¬
практическое пособие. - Рязань: РИРО, 2014. - 252 с.
33. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 508 с. (Мастера психологии)
34. Сластенин В.А. Педагогика: учебник. - М.: Академия, 2019. - 400 c.
35. Сорокина М.А. Кружева России. Вологодское кружево [альбом]. - М., Интербук-бизнес, 2001. - 128 c.
36. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Горнова Л.В. [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
37. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 194 c.
38. Тюстин А.В. Славу Пензы умножившие: пензенская персоналия / А.В. Тюстин, И.С. Шишкин. В 3 т. Т. 1. : [А-Л]. - Пенза: Айсберг, 2012. - 207 с.
39. Тюстин А.В. Славу Пензы умножившие: пензенская персоналия / А.В. Тюстин, И.С. Шишкин. В 3 т. Т. 3: [У-Я]. Дополнения [А-Т]. - Пенза: Айсберг, 2013. - 221 с.
40. Урываева И.А. Кружевоплетение на коклюшках. - М.: Дом РДФ, 2001. - 201 с.
41. Фридман Л.И. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 287 с.
42. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ