Использование тестов в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе
|
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты тестирования на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе 9
1.1 Сущность тестирования, его классификация 9
1.2 Функции и цели тестирования 20
1.3 Требование к содержанию и форме тестов 28
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Анализ современных УМК и разработка тестов к современным УМК по французскому языку 35
2.1 Анализ обучающих тестов в современных УМК по французскому языку 35
2.2 Разработка тестов к современным УМК по французскому языку 46
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты тестирования на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе 9
1.1 Сущность тестирования, его классификация 9
1.2 Функции и цели тестирования 20
1.3 Требование к содержанию и форме тестов 28
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Анализ современных УМК и разработка тестов к современным УМК по французскому языку 35
2.1 Анализ обучающих тестов в современных УМК по французскому языку 35
2.2 Разработка тестов к современным УМК по французскому языку 46
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Список литературы
Современное общество на своем этапе развития предъявляет все более высокие требования к качеству образования. Это подразумевает переосмысление процесса образования. Многие страны мира бьются над проблемой повышения надежности и эффективности управления качеством образования. Для решения этой проблемы были проведены исследования результатов обучения школьников, разработаны и апробированы различные системы педагогического мониторинга с упором на нормативное тестовое управление знаниями и навыками учащихся. Разработка надежных и объективных инструментов оценки качества образования, отвечающих меняющимся концепциям обучения и управления и практическим подходам к индивидуальным образовательным потребностям, является одной из важнейших задач в сфере образования.
Возникнув как название специфической формы контроля знаний, навыков и умений, английский термин «test» стал использоваться в зарубежной методике для обозначения любого контрольного задания, как синоним понятий тест, опрос, экзамен. В отечественной методике под термином тест понимается набор заданий, подготовленных в соответствии с определенными требованиями, позволяющих выявить степень их языковой и речевой компетенции у испытуемых, результаты выполнения которых могут быть оценены по заранее установленным критериям. Данный комплекс заданий существует в виде набора вопросов, обеспечивающих однозначность ответов испытуемых.
Роль тестирования постоянно возрастает, интерес к нему объясняется тем, что оно может служить средством диагностики трудности освоения учащимися языкового материала, мерой определения качества усвоения обучение и способ прогнозирования успеха или неудачи обучения. Тестовый метод отличается объективностью измерения результатов обучения, так как они ориентируются не на субъективное мнение учителя, а на объективные эмпирические критерии. Также очень важно, что школьная аттестация, а именно ЕГЭ, проводится в виде тестов, к которым, безусловно, учащихся необходимо подготовить. Это определяет актуальность выбранной темы.
Однако не нужно забывать о том, что для гармоничного течения учебного процесса между введением новых знаний и их контролем должен идти этап отработки нового материала. Тесты для этого хорошо подходят, так как позволяют кратко и быстро установить успешность или не успешность донесения информации до учащихся (лексический или грамматический материал, аудирование или чтение).
Оптимизация процесса подготовки к тестированию заключается в усилении обучающей функции тестирования, ориентации на учебный процесс, а не только на результат, путем оказания педагогической поддержки обучающимся, индивидуализации процесса подготовки, расширения методического обеспечения подготовки к тестированию, формирование положительного мировоззрения учащихся.
По мнению многих исследователей, тест является наиболее перспективным для создания системы управления, отвечающей требованиям, предъявляемым современной образовательной системой. Педагогическое тестирование занимает важное место в современной методике обучения, оно является предметом исследования многих специалистов, таких как В. С. Аванесов, В. А. Коккота, А. Н. Майоров, Р. П. Мильруд, И. П. Подласый и других, так как содержит разнообразные и далеко не исчерпанные возможности педагогического образования.
Объектом нашего исследования является тест как средство обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Предметом исследования проектирование комплекса рекомендаций по использованию тестов в процессе обучения иностранному языку.
Цель данной работы - разработать рекомендации по использованию тестов в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) выявить особенности тестирования как средства обучения иностранному языку;
2) изучить цели и функции тестирования;
3) рассмотреть классификации тестирования;
4) выполнить сравнительный анализ тестов в современных учебно-методических комплексах по французскому языку;
5) разработать рекомендации по использованию тестов на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе.
Для выполнения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) изучение и анализ специальной литературы;
2) изучить опыт профессоров и методистов;
3) сравнительный анализ учебных материалов на французском языке;
4) разработать комплекс тестов с учётом требований к методической организации урока французского языка в общеобразовательной школе.
Структура исследования включает введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется его объект, предмет, формулируются цели и задачи.
В первой главе рассматриваются «Теоретические аспекты тестирования на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе», рассматриваются сущность тестирования и изучаются функции, виды, формы и требования к содержанию тестов.
Вторая глава посвящена анализу учебно-методических комплексов по французскому языку и разработке собственного тестирования. Заключение содержит выводы, основанные на результатах исследования. Список использованной литературы содержит 53 источника, в том числе 8 научных работ, опубликованных за последние 5 лет по теме исследования.
В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что созданный тест может быть использован в практике преподавания французского языка. Теоретические основы, рассмотренные в данной работе, могут быть полезными преподавателям других дисциплин.
Апробация исследования. Материалы и промежуточные результаты работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Авдеевские чтения» (2023 г.)
Содержание проведённого исследования изложено в 1 публикации статуса РИНЦ.
Возникнув как название специфической формы контроля знаний, навыков и умений, английский термин «test» стал использоваться в зарубежной методике для обозначения любого контрольного задания, как синоним понятий тест, опрос, экзамен. В отечественной методике под термином тест понимается набор заданий, подготовленных в соответствии с определенными требованиями, позволяющих выявить степень их языковой и речевой компетенции у испытуемых, результаты выполнения которых могут быть оценены по заранее установленным критериям. Данный комплекс заданий существует в виде набора вопросов, обеспечивающих однозначность ответов испытуемых.
Роль тестирования постоянно возрастает, интерес к нему объясняется тем, что оно может служить средством диагностики трудности освоения учащимися языкового материала, мерой определения качества усвоения обучение и способ прогнозирования успеха или неудачи обучения. Тестовый метод отличается объективностью измерения результатов обучения, так как они ориентируются не на субъективное мнение учителя, а на объективные эмпирические критерии. Также очень важно, что школьная аттестация, а именно ЕГЭ, проводится в виде тестов, к которым, безусловно, учащихся необходимо подготовить. Это определяет актуальность выбранной темы.
Однако не нужно забывать о том, что для гармоничного течения учебного процесса между введением новых знаний и их контролем должен идти этап отработки нового материала. Тесты для этого хорошо подходят, так как позволяют кратко и быстро установить успешность или не успешность донесения информации до учащихся (лексический или грамматический материал, аудирование или чтение).
Оптимизация процесса подготовки к тестированию заключается в усилении обучающей функции тестирования, ориентации на учебный процесс, а не только на результат, путем оказания педагогической поддержки обучающимся, индивидуализации процесса подготовки, расширения методического обеспечения подготовки к тестированию, формирование положительного мировоззрения учащихся.
По мнению многих исследователей, тест является наиболее перспективным для создания системы управления, отвечающей требованиям, предъявляемым современной образовательной системой. Педагогическое тестирование занимает важное место в современной методике обучения, оно является предметом исследования многих специалистов, таких как В. С. Аванесов, В. А. Коккота, А. Н. Майоров, Р. П. Мильруд, И. П. Подласый и других, так как содержит разнообразные и далеко не исчерпанные возможности педагогического образования.
Объектом нашего исследования является тест как средство обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Предметом исследования проектирование комплекса рекомендаций по использованию тестов в процессе обучения иностранному языку.
Цель данной работы - разработать рекомендации по использованию тестов в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) выявить особенности тестирования как средства обучения иностранному языку;
2) изучить цели и функции тестирования;
3) рассмотреть классификации тестирования;
4) выполнить сравнительный анализ тестов в современных учебно-методических комплексах по французскому языку;
5) разработать рекомендации по использованию тестов на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе.
Для выполнения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) изучение и анализ специальной литературы;
2) изучить опыт профессоров и методистов;
3) сравнительный анализ учебных материалов на французском языке;
4) разработать комплекс тестов с учётом требований к методической организации урока французского языка в общеобразовательной школе.
Структура исследования включает введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется его объект, предмет, формулируются цели и задачи.
В первой главе рассматриваются «Теоретические аспекты тестирования на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе», рассматриваются сущность тестирования и изучаются функции, виды, формы и требования к содержанию тестов.
Вторая глава посвящена анализу учебно-методических комплексов по французскому языку и разработке собственного тестирования. Заключение содержит выводы, основанные на результатах исследования. Список использованной литературы содержит 53 источника, в том числе 8 научных работ, опубликованных за последние 5 лет по теме исследования.
В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что созданный тест может быть использован в практике преподавания французского языка. Теоретические основы, рассмотренные в данной работе, могут быть полезными преподавателям других дисциплин.
Апробация исследования. Материалы и промежуточные результаты работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Авдеевские чтения» (2023 г.)
Содержание проведённого исследования изложено в 1 публикации статуса РИНЦ.
Тестирование знаний обучающихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Ежедневно осуществляется контроль учебной деятельности учащихся путем устного опроса в классе и оценивания письменных работ. Тестирование является значительным шагом на пути к разработке методики контроля и отработки знаний, умений и навыков усвоения учебного материала учащимися, поскольку позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным.
Тестирование имеет большое воспитательное и развивающее значение, так как способствует всестороннему изучению программы, расширению, углублению и совершенствованию знаний, развитию познавательных интересов учащихся. Роль тестирования как одного из универсальных инструментов контроля и отработки педагогических знаний стремительно возрастает, что создает условия для создания конструктивной и эффективной системы образования. Развитие технологической базы образования позволяет сделать тесты не только средством обучения, но и самообучения, становясь необходимой частью любого образовательного процесса, с помощью которого можно получить информацию об уровне знаний, тренировать навыки и умения учащихся и применять эти знания на практике.
Тесты позволяют объективно оценить знания и умения учащихся в баллах по единым критериям, что помогает преподавателю определить уровень владения учебным материалом согласно требованиям программы. Ценность проверочной деятельности заключается в том, что каждый обучающийся имеет возможность ознакомиться с объемом обязательных требований к усвоению знаний по каждой теме, объективно оценить свою успеваемость и получить указания для дальнейшей работы над учебным материалом.
Тестовый метод обуславливает постоянную обратную связь, наличие информации о промежуточных результатах учебной деятельности. Если целью педагогического процесса является передача знаний и умений от учителя к ученику, то средствами достижения этой цели являются, с одной стороны, регулярная работа ученика в течение года, а с другой стороны, систематическое наблюдение, которое позволяет ему оценить полученные знания. Использование тестовых заданий на уроках иностранного языка дает неоспоримые преимущества с точки зрения снижения как эмоционального напряжения, так и времени на проверку результата. Кроме того, появляется возможность систематизировать знания учащихся, выявить их потенциал и определить возможные причины затруднений и можно добиться повышенного интереса учащихся к образовательному процессу.
Анализ современных УМК по французскому языку «L'oiseau bleu», показал, что тестовых заданий в учебниках достаточное количество, но они отвечают 1 или 2 функциям тестирования. Чаще всего это обучающая и контролирующая функции, что несомненно мало для такого вида деятельности.
Опираясь на функции тестирования нам удалось составить собственный тест, который соответствует многим функциям.
Тестирование имеет большое воспитательное и развивающее значение, так как способствует всестороннему изучению программы, расширению, углублению и совершенствованию знаний, развитию познавательных интересов учащихся. Роль тестирования как одного из универсальных инструментов контроля и отработки педагогических знаний стремительно возрастает, что создает условия для создания конструктивной и эффективной системы образования. Развитие технологической базы образования позволяет сделать тесты не только средством обучения, но и самообучения, становясь необходимой частью любого образовательного процесса, с помощью которого можно получить информацию об уровне знаний, тренировать навыки и умения учащихся и применять эти знания на практике.
Тесты позволяют объективно оценить знания и умения учащихся в баллах по единым критериям, что помогает преподавателю определить уровень владения учебным материалом согласно требованиям программы. Ценность проверочной деятельности заключается в том, что каждый обучающийся имеет возможность ознакомиться с объемом обязательных требований к усвоению знаний по каждой теме, объективно оценить свою успеваемость и получить указания для дальнейшей работы над учебным материалом.
Тестовый метод обуславливает постоянную обратную связь, наличие информации о промежуточных результатах учебной деятельности. Если целью педагогического процесса является передача знаний и умений от учителя к ученику, то средствами достижения этой цели являются, с одной стороны, регулярная работа ученика в течение года, а с другой стороны, систематическое наблюдение, которое позволяет ему оценить полученные знания. Использование тестовых заданий на уроках иностранного языка дает неоспоримые преимущества с точки зрения снижения как эмоционального напряжения, так и времени на проверку результата. Кроме того, появляется возможность систематизировать знания учащихся, выявить их потенциал и определить возможные причины затруднений и можно добиться повышенного интереса учащихся к образовательному процессу.
Анализ современных УМК по французскому языку «L'oiseau bleu», показал, что тестовых заданий в учебниках достаточное количество, но они отвечают 1 или 2 функциям тестирования. Чаще всего это обучающая и контролирующая функции, что несомненно мало для такого вида деятельности.
Опираясь на функции тестирования нам удалось составить собственный тест, который соответствует многим функциям.
Подобные работы
- Использование песенного материала как средство формирования иноязычных языковых навыков в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА ОСНОВЕ ВЕБ-СЕРВИСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2024 - Формирование лексических навыков на уроке немецкого языка в средней общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Использование ИКТ как средства контроля в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Организация контроля при обучении английскому языку в средней
общеобразовательной школе на примере театральной постановки
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Использование дистанционных технологий обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Использование Интернет-ресурсов в процессе обучения английскому
языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Использование компьютерных программ для обучения английскому языку в
средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Методическая организация самоконтроля учащихся на основе письменных текстов на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2020



