Введение 3
Глава 1. Экологическое воспитание учащихся на уроках математики в 5-6 классах 6
1.1. Экологические проблемы Республики Тыва 6
1.2. Взаимосвязь предметов экологии и математики 8
1.3. Экологическое образование, развитие и воспитание на уроках математики 10
1.4. Задачи как средство экологического воспитания учащихся 12
1.5. Методические особенности отбора задач с практическим содержанием на
различных этапах урока математики 14
1.6. Критерий отбора и результативности включения задач с экологическим
содержанием 16
Глава 2. Методика использования задач с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах 18
2.1 Анализ учебников математики 5-6 классов 18
2.2 Методика работы над текстовыми задачами с экологическим содержанием 20
2.3 Развивающие и обучающие задания на экологическую тему для уроков математики 28
2.4 Апробация материалов в школе с разработками уроков 37
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение 51
В настоящее время человек приобретает все большую власть над природой. Это связано, в первую очередь, с научно-техническим прогрессом. Человек вторгается в природные стихии, стараясь изменить в свою пользу.
С другой стороны, все это наносит огромный ущерб природе, что не оставляет любого жителя планеты Земля равнодушным наблюдателем.
Поэтому в наше время, как никогда раньше, особую важность приобретает нравственная сторона отношения человека к природе.
За примерами далеко ходить не надо, ведь это касается и экологических проблем в нашей Республике Тыва, где пожароопасная ситуация обостряется с каждым годом.
Исследования ученых в разных направлениях науки подтверждают актуальность проблемы защиты природы. Особое место при этом занимают вопросы экологического воспитания школьников .
Известно, что именно природе отводится особая роль в формировании нравственных качеств человека, бережного отношения к природе.
Каждый школьный курс может вносить свой посильный вклад в формирование экологического сознания, например, математика. Действительно, велика роль математики в обучении и развитии мышления, познавательной активности учащихся. Благодаря прикладной особенности математический аппарат используется при изучении различных предметов, что способствует их глубокому усвоению. При этом активизируется учебная деятельность школьников, в процессе которой они овладевают методами познания, расширяется их кругозор и формируется научное мировоззрение.
Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. При этом особую роль играют текстовые задачи.
Текстовые задачи, рассматриваемые в школьном курсе математики, позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. Поэтому в качестве содержания, на котором сделано исследование, выступают текстовые задачи с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах.
В учебниках математики недостаточно задач с экологическим содержанием. Как показывает опыт работы учителей математики, при решении задач с экологическим содержанием учителя в основном обращают внимание на выбор действия, посредством которого решается данная задача и учащиеся не видят в ней экологического содержания математической задачи. Поэтому учителю нужно обращать внимание школьников, что решение таких задач связано с реальными жизненными экологическими ситуациями.
На наш взгляд, если разработать систему задач с экологическим содержанием и использовать ее на уроках математики в 5-6 классах, то это вызвало бы интерес учащихся к изучению математики. При этом это способствовало бы формированию нравственных качеств и в целом экологическому воспитанию школьников.
Все сказанное выше указывает на актуальность рассматриваемой проблемы в ВКР и является одной из причин выбора темы: «Текстовые задачи с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах».
Цель дипломной работы: разработка методики использования задач с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5-6 классах
Предмет исследования: задачи с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах
Гипотеза исследования: разработка задач с экологическим содержанием и их использование на уроках математики в 5-6 классах способствуют формированию нравственных качеств учащихся,экологическому воспитанию, формированию интереса к изучению математики
Задачи исследования:
1) Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) Проанализировать школьные учебники по математике для 5-6 классов с целью выявления в них задач экологического содержания;
3) Осуществить отбор задач экологического содержания по математике в 5¬6 классах;
4) Разработать методику использования задач с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.В первой главе рассматриваются теоретические основы экологического воспитания школьников. А вторая глава посвящена методике использования задач с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах. Работа завершается описанием результатов апробации, проведенной в 6 классе в МБОУ СОШ с. Бурен-ХемКаа-Хемского района.
Были сделаны доклады на студенческой научно-практической конференции в ТувГу в 2014,2015 и 2016 г.Вышли статьи в Сборнике научных работ студентов ТувГУ (выпуск XIII) и в материалах III международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в 2015 г.
В процессе исследования можно сделать вывод о том, что на основе анализа соответствующей литературы по теме, показаны возможности использования элементов экологических знаний в преподавании математики. Использование задач с экологическим содержанием в преподавании курса математики в школе предоставляет возможность: воспитывать у учащихся экологическую культуру; создавать в их сознании целостную картину мира; выявлять связи между математическими понятиями и окружающей реальностью; повышать интерес к предмету математики.
Решение задач с экологическим содержанием влияет в целом на качество математических знаний учащихся, способствует их общему умственному развитию, в некоторой степени способствует развитию исследовательских навыков.
Задачи с экологическим содержанием могут быть использованы при проведении классных мероприятий по заранее составленным кроссвордам, ребусам, загадкам, это все усиливает познавательный интерес у учащихся.
Систематическое использование задач с экологическим содержанием на уроках математики у школьников способствует лучшему усвоению экологических знаний и понятий, расширяет кругозор школьников, помогает осознанию необходимости бережного отношения к природе, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
В перспективе можно продолжить исследование, составить сборник математических задач с экологическим содержанием в соответствии с программой для 5-6 классов.
1. Викторова Л.П. Методологические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников. - М.- Просвещение,- 2012.
2. Виленкин Н.Я., Чеснокова А.С, Шварцбурд С.П., Жохов В.И. Математика: Учебник для 5 класса средней школы. -М.: Просвещение,2013.- 223 с.
3. ВиленкинН.Я., Чесноков А.С, Шварцбурд С.И., Жохов В.И. Математика: Учебник для 6 класса средней школы. -М.: Просвещение, 2013.- 288 с.
4. Гласман Н. С. Дифференцированное обучение математике в 5-6 классах. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. - 67с.
5. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. Учебник в 2 ч. -М.: Просвещение, 2013г.
6. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 6 класс. Учебник в 2 ч. -М.: Просвещение, 2013г.
7. Жафяров А. Ж., Серегин Г. М. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. -Новосибирск: Изд-во НГПУ,
8. Зубарева, И.И., Мордкович А.Г. Математика 5. Учебник для средних школ - М.: Мнемозина, 2013.
9. Зубарева, И.И., Мордкович А.Г. Математика 6. Учебник для средних школ - М.: Мнемозина, 2013.
10. Кульчицкий А. Спроси у тайги// Российская газета №4505.-С.3-6
11. Куулар Х.Б., Понаморев Е.И., Сукачева В.М. Мониторинг пожаров растительности РТ// Журнал «Интерэкспо Гео-Сибирь», выпуск №2 / Том 3/ 2013г.
12. Логофет Д.О. Что такое математическая экология //Математическая экология, гл. 1 , Общие вопросы моделирования. М., Наука, 1981.
13. Макарова. Л.С. Использование визуальных задач на начальном этапе изучения обыкновенных дробей и процентов в 5-6 классах: - М., 2007.
14. Материалы газеты «Математика» (приложение к изданию «1 сентября»)
№32, 36, 40, 42, 43 за 2014 год.
15. Методика преподавания математике в средней школе: Общая методика: Учеб.пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканин и др. - М.: Просвещение, 1985
16. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ-мат. спец. / А.Я. Блох, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев и др; под ред. В.И. Мишина. - М.: Просвещение, 2005.
17. МонгушА. С. Прикладные задачи с региональным содержанием. - Кызыл, 2002. - 40с.
18. Моро М.И., Бантова М.А и д.р. Математика// Учебник для 4 класса начальной школы,- М.- Просвещение,- 2014г.
19. Набокина Е. М. Тема «Проценты», 5-6 классы. /Математика, приложение к газете «Первое сентября».-2013-№7. - с.2-4.
20. Одум Ю.М. Основы экологии М.: Мир, 1975.
21. Ортун С.В., Кара-Сал Н.М. Использование задач с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах.
22. Пойа Д. Как решать задачу,- Львов,- 1991г.
23. Попова Н. Г. Текстовые задачи. - Кызыл: Изд-во ТывГУ, 1998.
24. Свирижев Ю.М. Моделирование окружающей среды и проблема недостатка информации // Математическая экология, гл. 1 , Общие вопросы моделирования. М.: Наука, 1981. с. 17-31
25. Серегин Г. М. Понятие процента в школьном курсе //Математика, приложение к газете «Первое сентября».-2005-№8. - с. 12-15.
26. Фридман Л.М Теоретические основы методики обучения математике Пособие для учителей, методистов и высших учебных заведений.- М.-
1998г.-208с