Текстовые задачи с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах
|
Введение 3
Глава 1. Экологическое воспитание учащихся на уроках математики в 5-6 классах 6
1.1. Экологические проблемы Республики Тыва 6
1.2. Взаимосвязь предметов экологии и математики 8
1.3. Экологическое образование, развитие и воспитание на уроках математики 10
1.4. Задачи как средство экологического воспитания учащихся 12
1.5. Методические особенности отбора задач с практическим содержанием на
различных этапах урока математики 14
1.6. Критерий отбора и результативности включения задач с экологическим
содержанием 16
Глава 2. Методика использования задач с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах 18
2.1 Анализ учебников математики 5-6 классов 18
2.2 Методика работы над текстовыми задачами с экологическим содержанием 20
2.3 Развивающие и обучающие задания на экологическую тему для уроков математики 28
2.4 Апробация материалов в школе с разработками уроков 37
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение 51
Глава 1. Экологическое воспитание учащихся на уроках математики в 5-6 классах 6
1.1. Экологические проблемы Республики Тыва 6
1.2. Взаимосвязь предметов экологии и математики 8
1.3. Экологическое образование, развитие и воспитание на уроках математики 10
1.4. Задачи как средство экологического воспитания учащихся 12
1.5. Методические особенности отбора задач с практическим содержанием на
различных этапах урока математики 14
1.6. Критерий отбора и результативности включения задач с экологическим
содержанием 16
Глава 2. Методика использования задач с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах 18
2.1 Анализ учебников математики 5-6 классов 18
2.2 Методика работы над текстовыми задачами с экологическим содержанием 20
2.3 Развивающие и обучающие задания на экологическую тему для уроков математики 28
2.4 Апробация материалов в школе с разработками уроков 37
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение 51
В настоящее время человек приобретает все большую власть над природой. Это связано, в первую очередь, с научно-техническим прогрессом. Человек вторгается в природные стихии, стараясь изменить в свою пользу.
С другой стороны, все это наносит огромный ущерб природе, что не оставляет любого жителя планеты Земля равнодушным наблюдателем.
Поэтому в наше время, как никогда раньше, особую важность приобретает нравственная сторона отношения человека к природе.
За примерами далеко ходить не надо, ведь это касается и экологических проблем в нашей Республике Тыва, где пожароопасная ситуация обостряется с каждым годом.
Исследования ученых в разных направлениях науки подтверждают актуальность проблемы защиты природы. Особое место при этом занимают вопросы экологического воспитания школьников .
Известно, что именно природе отводится особая роль в формировании нравственных качеств человека, бережного отношения к природе.
Каждый школьный курс может вносить свой посильный вклад в формирование экологического сознания, например, математика. Действительно, велика роль математики в обучении и развитии мышления, познавательной активности учащихся. Благодаря прикладной особенности математический аппарат используется при изучении различных предметов, что способствует их глубокому усвоению. При этом активизируется учебная деятельность школьников, в процессе которой они овладевают методами познания, расширяется их кругозор и формируется научное мировоззрение.
Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. При этом особую роль играют текстовые задачи.
Текстовые задачи, рассматриваемые в школьном курсе математики, позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. Поэтому в качестве содержания, на котором сделано исследование, выступают текстовые задачи с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах.
В учебниках математики недостаточно задач с экологическим содержанием. Как показывает опыт работы учителей математики, при решении задач с экологическим содержанием учителя в основном обращают внимание на выбор действия, посредством которого решается данная задача и учащиеся не видят в ней экологического содержания математической задачи. Поэтому учителю нужно обращать внимание школьников, что решение таких задач связано с реальными жизненными экологическими ситуациями.
На наш взгляд, если разработать систему задач с экологическим содержанием и использовать ее на уроках математики в 5-6 классах, то это вызвало бы интерес учащихся к изучению математики. При этом это способствовало бы формированию нравственных качеств и в целом экологическому воспитанию школьников.
Все сказанное выше указывает на актуальность рассматриваемой проблемы в ВКР и является одной из причин выбора темы: «Текстовые задачи с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах».
Цель дипломной работы: разработка методики использования задач с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5-6 классах
Предмет исследования: задачи с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах
Гипотеза исследования: разработка задач с экологическим содержанием и их использование на уроках математики в 5-6 классах способствуют формированию нравственных качеств учащихся,экологическому воспитанию, формированию интереса к изучению математики
Задачи исследования:
1) Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) Проанализировать школьные учебники по математике для 5-6 классов с целью выявления в них задач экологического содержания;
3) Осуществить отбор задач экологического содержания по математике в 5¬6 классах;
4) Разработать методику использования задач с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.В первой главе рассматриваются теоретические основы экологического воспитания школьников. А вторая глава посвящена методике использования задач с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах. Работа завершается описанием результатов апробации, проведенной в 6 классе в МБОУ СОШ с. Бурен-ХемКаа-Хемского района.
Были сделаны доклады на студенческой научно-практической конференции в ТувГу в 2014,2015 и 2016 г.Вышли статьи в Сборнике научных работ студентов ТувГУ (выпуск XIII) и в материалах III международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в 2015 г.
С другой стороны, все это наносит огромный ущерб природе, что не оставляет любого жителя планеты Земля равнодушным наблюдателем.
Поэтому в наше время, как никогда раньше, особую важность приобретает нравственная сторона отношения человека к природе.
За примерами далеко ходить не надо, ведь это касается и экологических проблем в нашей Республике Тыва, где пожароопасная ситуация обостряется с каждым годом.
Исследования ученых в разных направлениях науки подтверждают актуальность проблемы защиты природы. Особое место при этом занимают вопросы экологического воспитания школьников .
Известно, что именно природе отводится особая роль в формировании нравственных качеств человека, бережного отношения к природе.
Каждый школьный курс может вносить свой посильный вклад в формирование экологического сознания, например, математика. Действительно, велика роль математики в обучении и развитии мышления, познавательной активности учащихся. Благодаря прикладной особенности математический аппарат используется при изучении различных предметов, что способствует их глубокому усвоению. При этом активизируется учебная деятельность школьников, в процессе которой они овладевают методами познания, расширяется их кругозор и формируется научное мировоззрение.
Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. При этом особую роль играют текстовые задачи.
Текстовые задачи, рассматриваемые в школьном курсе математики, позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. Поэтому в качестве содержания, на котором сделано исследование, выступают текстовые задачи с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах.
В учебниках математики недостаточно задач с экологическим содержанием. Как показывает опыт работы учителей математики, при решении задач с экологическим содержанием учителя в основном обращают внимание на выбор действия, посредством которого решается данная задача и учащиеся не видят в ней экологического содержания математической задачи. Поэтому учителю нужно обращать внимание школьников, что решение таких задач связано с реальными жизненными экологическими ситуациями.
На наш взгляд, если разработать систему задач с экологическим содержанием и использовать ее на уроках математики в 5-6 классах, то это вызвало бы интерес учащихся к изучению математики. При этом это способствовало бы формированию нравственных качеств и в целом экологическому воспитанию школьников.
Все сказанное выше указывает на актуальность рассматриваемой проблемы в ВКР и является одной из причин выбора темы: «Текстовые задачи с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах».
Цель дипломной работы: разработка методики использования задач с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5-6 классах
Предмет исследования: задачи с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах
Гипотеза исследования: разработка задач с экологическим содержанием и их использование на уроках математики в 5-6 классах способствуют формированию нравственных качеств учащихся,экологическому воспитанию, формированию интереса к изучению математики
Задачи исследования:
1) Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) Проанализировать школьные учебники по математике для 5-6 классов с целью выявления в них задач экологического содержания;
3) Осуществить отбор задач экологического содержания по математике в 5¬6 классах;
4) Разработать методику использования задач с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.В первой главе рассматриваются теоретические основы экологического воспитания школьников. А вторая глава посвящена методике использования задач с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах. Работа завершается описанием результатов апробации, проведенной в 6 классе в МБОУ СОШ с. Бурен-ХемКаа-Хемского района.
Были сделаны доклады на студенческой научно-практической конференции в ТувГу в 2014,2015 и 2016 г.Вышли статьи в Сборнике научных работ студентов ТувГУ (выпуск XIII) и в материалах III международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в 2015 г.
В процессе исследования можно сделать вывод о том, что на основе анализа соответствующей литературы по теме, показаны возможности использования элементов экологических знаний в преподавании математики. Использование задач с экологическим содержанием в преподавании курса математики в школе предоставляет возможность: воспитывать у учащихся экологическую культуру; создавать в их сознании целостную картину мира; выявлять связи между математическими понятиями и окружающей реальностью; повышать интерес к предмету математики.
Решение задач с экологическим содержанием влияет в целом на качество математических знаний учащихся, способствует их общему умственному развитию, в некоторой степени способствует развитию исследовательских навыков.
Задачи с экологическим содержанием могут быть использованы при проведении классных мероприятий по заранее составленным кроссвордам, ребусам, загадкам, это все усиливает познавательный интерес у учащихся.
Систематическое использование задач с экологическим содержанием на уроках математики у школьников способствует лучшему усвоению экологических знаний и понятий, расширяет кругозор школьников, помогает осознанию необходимости бережного отношения к природе, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
В перспективе можно продолжить исследование, составить сборник математических задач с экологическим содержанием в соответствии с программой для 5-6 классов.
Решение задач с экологическим содержанием влияет в целом на качество математических знаний учащихся, способствует их общему умственному развитию, в некоторой степени способствует развитию исследовательских навыков.
Задачи с экологическим содержанием могут быть использованы при проведении классных мероприятий по заранее составленным кроссвордам, ребусам, загадкам, это все усиливает познавательный интерес у учащихся.
Систематическое использование задач с экологическим содержанием на уроках математики у школьников способствует лучшему усвоению экологических знаний и понятий, расширяет кругозор школьников, помогает осознанию необходимости бережного отношения к природе, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
В перспективе можно продолжить исследование, составить сборник математических задач с экологическим содержанием в соответствии с программой для 5-6 классов.
Подобные работы
- РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Внеклассные мероприятия как элемент среды для формирования познавательного интереса второклассников МАОУ СШ №55 г.Красноярска при решении занимательных задач
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Теоретико-методологические основы исследования инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры безопасности учащихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7100 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2020



