Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение и адаптация пожилых людей в волонтерских клубах Пензенского региона

Работа №162672

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы обучения и адаптации лиц пожилого возраста через волонтёрское движение 7
1.1 Исследование проблемы обучения и адаптации лиц пожилого возраста в научной литературе 7
1.2 Психолого-педагогические особенности лиц пожилого возраста
1.3 Опыт «Серебряного волонтёрства» в Российской Федерации 16
Глава 2 Экспериментальное исследование процессов обучения и адаптации лиц пожилого возраста в волонтерских клубах Пензенского региона 28
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
(констатирующий эксперимента) 28
2.2 Реализация обучающей программы «Серебряный волонтёр - ум,
память и активное долголетие» (формирующий эксперимент) 41
2.3 Организация эмпирического исследования результатов
формирующего эксперимента 51
Заключение 64
Список использованных источников 66


В Российской Федерации отчётливо проявляется тенденция старения населения. Старение является проблемой не только мегаполисов, но и провинциальных городов и сёл. Государство и общество заинтересовано в том, чтобы пожилые люди как можно более длительный срок сохраняли физическое, духовное здоровье и были социально активны. В связи со старением населения возникает необходимость переоценки важности и необходимости участия пожилых людей в жизни общества и, как следствие, переоценки методов их адаптации. Социальный портрет современных пожилых людей существенно отличается от того, что было 15-20 лет назад. Современные «люди третьего возраста» хотят продолжать жить в привычном ритме жизни, будучи полноправными участниками общества даже после выхода на пенсию. Решение подобных задач невозможно без получения разнообразных знаний для дальнейшего полноценного существования в современном социуме. То есть необходимо развивать систему образования людей старшего возраста. На этом пути встречается большое количество проблем, в том числе и финансовых. Во многом это обуславливает определённый взгляд пожилых людей на властные структуры, не всегда позитивное их отношение к власти и современным социально-экономическим институтам.
Актуальность исследования в том, что образование в престарелом возрасте - важнейший механизм для поддержания способности к социальной адаптации и интеграции через получение на системной основе сведений об изменяющемся мире. Право на образование, одно из основных прав человека, не может быть ограничено по признаку возраста, что подразумевает его непрерывность и возможность продолжения в пожилом возрасте. Образование взрослых в пенсионном возрасте не преследует цели получения профессии, оно относится к неформальному образованию, имеющему цель персонального развития, социальной адаптации и общения людей, сохранения их активной жизненной позиции.
Между тем статистические данные показывают, что в настоящее время доля пожилого населения в мире по отношению к общему населению нашей планеты выше, чем когда бы то ни было, и она неуклонно растет. Этим пожилым людям предстоит внести значительный вклад в развитие общества. В связи с этим важно, чтобы они имели возможность учиться на равных условиях и соответствующим образом. Следует признать, по достоинству оценить и использовать их навыки и способности. Обеспечение доступа пожилых людей к образованию стало важнейшим принципом мирового сообщества: «Пожилые люди должны иметь доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха».
Российская система образования пожилых людей находится в стадии становления. Если обратиться к опыту Советского союза, то мы увидим, что образование взрослых было представлено многочисленными лекториями, открытыми народными университетами, обществом «Знание», кружками во Дворцах и домах культуры и так далее, в деятельности которых пожилые люди могли принимать активное участие. К сожалению, существовали недостатки, связанные с однообразностью мероприятий. А социально-экономические проблемы 1990-х годов практически привели к прекращению работы культурно-просветительских учреждений...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Государство и общество заинтересовано в том, чтобы пожилые люди как можно более длительный срок сохраняли физическое, духовное здоровье и были социально активны. В связи со старением населения возникает
необходимость переоценки важности и необходимости участия пожилых людей в жизни общества и, как следствие, переоценки методов их
адаптации. Социальный портрет современных пожилых людей существенно отличается от того, что было 15-20 лет назад. Современные «люди третьего возраста» хотят продолжать жить в привычном ритме жизни, будучи полноправными участниками общества даже после выхода на пенсию. Решение подобных задач невозможно без получения разнообразных знаний для дальнейшего полноценного существования в современном социуме. То есть необходимо развивать систему образования людей старшего возраста.
Существующее противоречие между стремлением пожилых людей к активному участию в общественной жизни и недостатком возможных вариантов самореализации, образования и самообразования определило проблему нашего исследования: какие способы продление социальной активности пожилых людей существуют и реализуются в России?
Была выдвинута гипотеза, что обучение и адаптация лиц пожилого возраста будет считаться успешной, если в результате участия в образовательных и волонтёрских программах волонтёрских клубов Пензенского региона они продемонстрируют такие качества, как удовлетворённость жизнью, осознанность выборов, самостоятельность оценок, внутренний локус контроля.
В результате эмпирического исследования с использованием специально подобранных психодиагностических методик мы изучили смысложизненные ориентации пожилых людей, выявили влияние социальной активности и обучения на удовлетворённость жизнью в пожилом возрасте. Была предложена и реализована программа по обучению лиц пожилого возраста в волонтёрских клубах Пензенского региона «Серебряный волонтёр».
Задачи исследования были реализованы в полном объёме, гипотеза получила своё подтверждение.



1. Алексеене Е.П., Лёгких С.А. Обучение пожилых людей декоративно-прикладному творчеству в «университете третьего возраста»// Человеческий капитал. 2021. № 9 (153). С. 106-111.
2. Атапина Е.А. Клубы общения как одна из форм повышения жизненного потенциала пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2003. № 1.
3. Беловол Е.В., Бойко З.В., Шурупова Е.Ю. Образование в пожилом возрасте как фактор сохранения здоровья // Сборник: Актуальные проблемы педагогики и психологии в современном мире // Сборник трудов участников III международной научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. 2017. С. 174-178.
4. Бордовский Г.А. Образование лиц старшего возраста: Российское измерение мировой проблемы // Высшее образование сегодня. 2020. № 2.
С. 7-10.
5. Винник А.А. Дополнительное образование пожилых людей в России: нормативно-правовая основа // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитурные науки. 2020. № 90. С. 60-63.
6. Вусович М.Н. Социальная активность граждан пожилого возраста в
муниципальном образовании: исследования мотивирующих и
сдерживающих факторов // Сборник «Социальные и психологические проблемы глазами молодых». 2020. С. 15-18.
7. Горчакова А.Е. Неформальное образование граждан пожилого возраста как эффективный инструмент развития активного долголетия // Молодой ученый. 2020. № 47 (337). С. 478-481.
8. Джуринский А.Н. Образование в «третьем возрасте» в России // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 10. С. 156-175.
9. Горшкова В.В. Повышение качества жизнедеятельности современного пожилого человека в контексте информального образования // Образование и качество жизни. 2020. № 2 (20). С. 17-20.
10. Доброхлеб В.Г. Развитие системы образования пожилых граждан в условиях демографического старения России // Отчет о НИР № 17-02-50064 // Российский гуманитарный научный фонд. 2019.
11. Дудко К.Ю. Образование пожилых людей как способ повышения качества их жизни // Russian Economik Bulletein. 2021. Т.4. № 3. С. 249-253.
12. Дута К.Н. Государственная политика в области дополнительного профессионального образования как элемента содействия занятости лиц пожилого возраста в РФ // Вестник Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского. 2023. № 5. С.83-91.
13. Елсаков С.С. Образование пожилых людей в России // Сборник научных трудов ежегодного городского научно-практического семинара «Экономика, право, организация и управление в социальной работе» // Под редакцией К.М. Оганян. 2016. С. 44-46.
14. Ермакова Е.А. Организационные проблемы образования пожилых россиян // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 76.
15. Ермакова Е.А. Проблемы непрерывного образования пожилых людей // Социальные и гуманитарные знания. 2020. Т. 6. № 4 (24). С. 358-367...48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ