ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ОРГАНАМИ
ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Понятие и классификация прав человека в Российской Федерации 8
1.2 Понятие и сущность защиты прав человека 17
1.3 Понятие органов государственной власти как субъектов защиты прав
человека 24
1.4 Формы защиты прав человека 35
2 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 50
2.1 Проблемы защиты социальных прав человека органами государственной
власти 50
2.2 Проблемы способов защиты гражданских прав в свете развития
цифровых правоотношений 59
2.3 Пути совершенствования законодательства в сфере защиты прав
человека органами государственной власти 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Подводя итоги проделанной работы, логически необходимо сделать некоторые выводы:
1. Конституция РФ заложила основу конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с положениями статей 2, 7, 15, 17—19, 33, 45, 46, 48, 55 российской Конституции можно выделить государственную, правовую, судебную, общественную, социальную, международно-правовую защиту и самозащиту своих прав и свобод. Все перечисленные категории, характеризующие различные стороны правозащитной деятельности, раскрываются и уточняются в действующем законодательстве. Вместе с тем конституционные нормы не только определяют четкие границы правозащиты, но и ориентируют граждан, общество и государство на реализацию основополагающих конституционных принципов. В частности, государственная защита прав и свобод человека и гражданина есть главная обязанность государства.
2. Согласованная работа и постоянное взаимодействие всех ветвей
власти, всех государственных органов, осуществляющих власть в России, - Президента, Федерального собрания, Правительства, судов России, органов, не имеющих властных полномочий, - необходимое условие реализации государственной защиты прав и свобод человека. Провозглашая права и свободы человека, государство берет на себя юридические обязательства гарантировать эти права не только правовыми, но и экономическими, политическими и социально-культурными средствами. Поэтому
законодательное закрепление прав и свобод человека должно повлечь за собой эффективную систему организационно хозяйственных и социально-культурных мероприятий, направленных на их обеспечение.
3. Под формами защиты права человека понимают урегулированную законном совокупность специальных процедур и мер, исполняемых правоприменительными органами, разработанными в соответствии с Конституцией РФ, и самим человеком, в рамках правозащитного процесса, и нацеленных на восстановление (подтверждение) нарушенного (оспоренного) права. От того, какой субъект права применяет меры принудительного характера к нарушителю прав человека, формы защиты права делят на юрисдикционную и не юрисдикционную. Юрисдикционные формы защиты основного права человека подразделяют на судебные и несудебные (административную и общественную). Что касается неюрисдикционной формы защиты права, то она проявляется в самозащите человека своего права...
Подводя итоги проделанной работы, логически необходимо сделать некоторые выводы:
1. Конституция РФ заложила основу конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с положениями статей 2, 7, 15, 17—19, 33, 45, 46, 48, 55 российской Конституции можно выделить государственную, правовую, судебную, общественную, социальную, международно-правовую защиту и самозащиту своих прав и свобод. Все перечисленные категории, характеризующие различные стороны правозащитной деятельности, раскрываются и уточняются в действующем законодательстве. Вместе с тем конституционные нормы не только определяют четкие границы правозащиты, но и ориентируют граждан, общество и государство на реализацию основополагающих конституционных принципов. В частности, государственная защита прав и свобод человека и гражданина есть главная обязанность государства.
2. Согласованная работа и постоянное взаимодействие всех ветвей
власти, всех государственных органов, осуществляющих власть в России, - Президента, Федерального собрания, Правительства, судов России, органов, не имеющих властных полномочий, - необходимое условие реализации государственной защиты прав и свобод человека. Провозглашая права и свободы человека, государство берет на себя юридические обязательства гарантировать эти права не только правовыми, но и экономическими, политическими и социально-культурными средствами. Поэтому
законодательное закрепление прав и свобод человека должно повлечь за собой эффективную систему организационно хозяйственных и социально-культурных мероприятий, направленных на их обеспечение.
3. Под формами защиты права человека понимают урегулированную законном совокупность специальных процедур и мер, исполняемых правоприменительными органами, разработанными в соответствии с Конституцией РФ, и самим человеком, в рамках правозащитного процесса, и нацеленных на восстановление (подтверждение) нарушенного (оспоренного) права. От того, какой субъект права применяет меры принудительного характера к нарушителю прав человека, формы защиты права делят на юрисдикционную и не юрисдикционную. Юрисдикционные формы защиты основного права человека подразделяют на судебные и несудебные (административную и общественную). Что касается неюрисдикционной формы защиты права, то она проявляется в самозащите человека своего права.
4. Конституционно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина - это взятая в единстве система взаимодействующих правовых средств, при помощи которых государство осуществляет юридическое воздействие на правоотношения между субъектами права в целях признания, соблюдения и реализации прав человека. То есть - это вся совокупность юридических форм и средств (нормативных, процессуальных и институциональных), позволяющих эффективно восстановить нарушенные права. В настоящее время механизм защиты прав и свобод человека достаточно сложен, и в него ученые обычно включают:
- внутригосударственные (или национальные) учреждения и институты защиты прав и свобод человека;
- международные учреждения и институты защиты прав и свобод человека, включая, естественно, европейские.
5. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина — наиболее эффективное средство восстановления нарушенных прав. Установленное Конституцией РФ место судебной власти, обеспечивающее ее самостоятельность и независимость, конституционные требования к судьям, демократические принципы судопроизводства, возможность получения квалифицированной юридической помощи делают суд доступным для каждого человека органом правовой защиты личности, ее прав и законных интересов.
6. Несудебная защита прав человека - это самостоятельный правовой институт, регулирующий общественные отношения, связанные с защитой субъективного права человека и гражданина без помощи судебных органов. Институт несудебной защиты является межотраслевым, охранительным, процессуальным институтом, имеющим особое нормативно-правовое регулирование. Субъектами права на несудебную защиту прав и законных интересов являются как государственные органы (прокуратура, Уполномоченный по правам человека РФ, органы исполнительной власти, государственный нотариат), так и негосударственные (частный нотариат, общественные организации, третейский суд), а так же сами лица, чьи права и законные интересы нарушены (самозащита).
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.
2. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. Ст. 898.
3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1011.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
5. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 7. - Ст. 776.
Научная и учебная литература
6. Авакьян, С.А. Конституция России: природа, эволюция,
современность / С.А. Авакьян. 2-е изд. - М.: РЮИД, 2000. - 528 с.
7. Алебастрова, И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие / И.А. Алебастрова. - М.: Юрайт-М, 2001. - 638 с.
8. Бондарь, Н.С. Аксиология судебного конституционализма: конституционные ценности в теории и практике конституционного правосудия / Н.С. Бондарь. - М.: Юристъ, 2013. - 174 с.
9. Викторук, Е.Н. Неклассические модели этической аргументации: Диссертация доктора философских наук / Е.Н. Викторук. - Красноярск, 2004.
- 285 с.
10. Выдрин, И.В. Имплементация международно-правовых норм в российском законодательстве: отдельные аспекты теории и практики: Монография / И.В. Выдрин. - М.: РУСАЙНС, 2016. - 467 с.
11. Дудко, И.Г. Влияние европейского права на конституционное право государств Центральной и Восточной Европы: Монография / И.Г. Дудко, И.А. Гагаева. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 278 с.
12. Зорькин, В.Д. Конституционный Суд России: доктрина и практика: Монография / В.Д. Зорькин. - М.: Норма; ИНФРА-М, 2017. - 591 с.
13. Игитян, М.Ю. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / М.Ю. Игитян, С.Г. Камолов, А.В. Павлюк; Ответственный редактор С.Г. Камолов. - Москва: Издательство Фонда поддержки международных программ. 2017. - 520 с.
14. Калашников, С.В. Применение общепризнанных принципов и норм в сфере защиты прав человека в России: вопросы теории и практики / С.В. Калашников. - М.: ДМК Пресс, 2010. - 162 с.
15. Камолов, С.Г. Информационные технологии для государственных служащих: Учебное пособие / С.Г. Камолов, П.В. Артемова. - Москва, 2017. - 215 с...29