Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование исполнительской свободы у учащихся старших фортепианных классов детских музыкальных школ на примере фортепианных миниатюр Ф. Шопена

Работа №162648

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

музыка

Объем работы71
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ СВОБОДЫ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ ФОРТЕПИАННЫХ КЛАССОВ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ НА ПРИМЕРЕ ФОРТЕПИАННЫХ МИНИАТЮР Ф. ШОПЕНА 7
1.1. Исторические традиции и современная практика формирования
исполнительской свободы в фортепианной педагогике 7
1.2. Психолого-педагогические условия формирования исполнительской
свободы у учащихся старших фортепианных классов детских музыкальных школ 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ СВОБОДЫ У
УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ ФОРТЕПИАННЫХ КЛАССОВ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ НА ПРИМЕРЕ ФОРТЕПИАННЫХ МИНИАТЮР Ф. ШОПЕНА 21
2.1. Педагогический анализ возможностей фортепианных миниатюр Ф.
Шопена в процессе формирования исполнительской свободы у учащихся старших фортепианных классов детских музыкальных школ 21
2.2. Ход и содержание опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67

Фортепианная педагогика - одна из важнейших областей музыкального искусства, имеющая богатую историю. История преподавания фортепиано ведет многовековую историю поиска наиболее эффективных и действенных форм взаимоотношений педагога и учащегося, которые дают возможность более полному раскрытию творческого замысла композитора в изучаемом произведении, развитию творческих способностей учеников и, прежде всего, развитию и совершенствованию их исполнительских навыков.
Большое значение в фортепианной педагогике имеет развитие исполнительских навыков учащихся. Это является основой формирования первичных навыков, которые впоследствии определяют весь дальнейший путь развития исполнителя. При недостаточном уровне владения системой исполнительских навыков, невозможно развитие музыкальной компетентности учащихся, а, следовательно, и их музыкального образования в целом.
Данная работа посвящена обобщению основных методов и приёмов работы в классе фортепиано, направленных на формирование исполнительской свободы у учащихся, которые были разработаны известными отечественными педагогами-музыкантами. Она состоит из анализа способов организации и проведения занятий по игре на фортепиано с учащимися старших классов детских музыкальных школ, а также подбора репертуара, соответствующего их возрасту и техническим исполнительским возможностям.
В современном мире музыка является не только способом для того, чтобы исследовать различные оттенки эмоций и состояний человека, но и инструментом для постижения красоты и глубины человеческих отношений, а также их прекрасного в окружающей действительности.
В детских музыкальных школах на уроках по фортепиано учащиеся знакомятся с музыкальным искусством различных исторических стилей и направлений. В число этих направлений входит музыкальный романтизм. Уровень развития фортепианной педагогики значительно повысился во второй половине XIX века. Это связано с появлением Ф. Шопена - великого музыканта, который стал одним из основателей мирового пианизма. Музыка Ф. Шопена является мощным инструментом, который способствует развитию исполнительской свободы и творческого потенциала учащихся. Его фортепианные миниатюры будут интересны для исполнения учащимися старших фортепианных классов благодаря своей яркой выразительности и эмоциональности.
В связи с этим, актуальность темы исследования обусловлена не только высокой художественной и технической ценностью шопеновского фортепианного наследия, но и его высокой педагогической направленностью.
Цель исследования: определить теоретические и методические основы формирования исполнительской свободы у учащихся старших фортепианных классов детских музыкальных школ на примере фортепианных миниатюр Ф. Шопена...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, подтвердили выдвинутую нами в начале исследования гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
Осуществление теоретического обоснования проблемы формирования исполнительской свободы у учащихся старших фортепианных классов детских музыкальных школ на примере фортепианных миниатюр Ф. Шопена потребовало анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, рассмотрения личности и творчества Ф. Шопена как представителя национальной школы западноевропейского романтизма XIX века.
Нами были определены педагогические условия формирования исполнительской свободы у учащихся старших фортепианных классов детских музыкальных школ на примере фортепианных миниатюр Ф. Шопена:
- осуществление целенаправленной и систематической работы педагога-музыканта в данном направлении;
- правильной организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся;
- рационального отбора произведений Ф. Шопена и определения основных методов и приемов работы, способствующих эффективному процессу формирования исполнительской свободы у учащихся старших классов;
- использования методов, приемов, а также комплекса специальных упражнений ведущих педагогов-музыкантов, направленных на формирование исполнительской свободы у учащихся старших фортепианных классов детских музыкальных школ.
Основываясь на методических разработках и учебных программах, а также на описанных выше физиологических особенностях учащихся старших фортепианных классов детских музыкальных школ мы можем
систематизировать и вывести принципы, обуславливающие реализацию комплекса методов формирования исполнительской свободы с учетом целостного подхода к педагогическому процессу:
- принцип гуманистической направленности, предполагающий подчинение образовательно-воспитательной работы задачам формирования личности;
- принцип сообразности особенностям психического развития учащихся, требующий соответствия предлагаемого учебного материала его развитию;
- принцип дифференциации и индивидуального подхода, требующий учета индивидуальных особенностей учащихся;
- принцип последовательности и систематичности знаний, умений и навыков, их развития и совершенствования, предполагающий систематичность обучение на основе личностно ориентированного подхода;
- принцип координации «педагог - ученик - семья», основывающийся на согласовании взаимодействия в обучении.
В ходе опытно-экспериментальной работы, был подобран комплекс методов формирования исполнительской свободы у учащихся старших фортепианных классов детских музыкальных школ, который включал в себя правильную посадку за инструментом, гибкость и свободу движения рук, координацию движений и качественное звучание как конечный результат всего образовательного процесса. Комплекс методов и приемов, включающий в себя специальные упражнения и наглядные примеры педагога, был использован для достижения поставленной цели исследования. Эти игровые методы и приемы помогли развить и сформировать исполнительскую свободу и координацию движений у учащихся старших классов, а также способствовали формированию их исполнительских навыков...


1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: учебное пособие: в 3 частях. Части 1 и 2. 2-е изд. М.: Музыка, 1988. - 415 с.
2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. М.: «Советский композитор», 1992. - 101 с.
3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1973. - 180 с.
4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1971 г. - 376 с.
5. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. - 288 с.
6. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. - 335 с.
7. Баренбойм Л.А. На уроках Антона Рубинштейна. М.-Л.: Музыка, 1964. - 100 с.
8. Баренбойм Л.А. Николай Григорьевич Рубинштейн. Москва: Музыка, 1982. - 277 с.
9. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. Ч.1. Москва: Музгиз, 1937. - 212 с.
10. Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах. Том 2-й. М.: 1948. - 800 с.
11. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. - 494 с.
12. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973. - 140 с.
13. Бэлза И.Ф. Шопен. М.: Наука, 1968. - 380 с.
14. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. ин-ов / Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1975. - 288 с.
15. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с...80


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ