Введение 3
1. Организационно-правовые основы деятельности органов прокуратуры РФ по надзору за исполнением федерального законодательства 7
1.1. Становление и развитие прокурорского надзора за исполнением
федерального законодательства 7
1.2. Зарубежный опыт организации прокурорского надзора за исполнением
законодательства 17
1.3. Место, виды и система прокурорского надзора за исполнением
федерального законодательства в деятельности прокуратуры РФ 25
2. Реализация прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства при взаимодействии с другими органами государственной власти. Проблемы и перспективы его развития 44
2.1. Взаимодействие органов прокуратуры с иными органами при осуществлении прокурорского надзора за исполнением федерального
законодательства 44
2.2. Проблемные вопросы и перспективы развития прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства 55
Заключение 64
Список литературы 68
Конституцией РФ, а именно второй главой, были провозглашены основные права и свободы человека и гражданина. Помимо их закрепления, Конституция РФ обязала государство защищать эти права от всякого рода противоправных действий. По этому общему правилу, государство через свои органы и с помощью должностных лиц, используя все правовые средства, обеспечивает защиту конституционных прав и свобод человека. Система правозащитных органов в России представлена широким спектром, во главе которой стоит Президент РФ, являющийся гарантом прав и свобод человека и гражданина. Правительство РФ также наделено полномочиями в сфере обеспечения прав и свобод. Функция по защите прав и свобод является основополагающей для всей судебной системы. Таким образом, можно сказать, что функция защиты распределена на все государственные органы страны. Но для эффективной работы в стране необходим специальный орган, который бы сконцентрировал в своей деятельности всю власть по контролю и надзору за исполнением законов, иных нормативных актов, а также за соблюдением Конституции РФ.
Этим органом в системе российской правовой системы была и остается на сегодняшний момент прокуратура РФ. В соответствии с ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура в системе механизма государственных органов выступает как федеральная централизованная система, цель которой осуществление надзора за исполнением законодательства на территории РФ от имени государства по принципу единоначалия. Как видно из определения главным направлением ее деятельности является надзор за исполнением законодательства, и зашиты нарушенных в связи с этим прав и свобод человека и гражданина, который в прошлом именовался «общим надзором».
Данное направление включает в себя огромное количество законов и иных нормативно-правовых актов, которые издаются в государстве государственными органами и органами местного самоуправления, касающиеся почти всех сфер общественной жизни...
В результате проведенного исследования установлено, что прокурорский надзор за исполнением федерального законодательства крайне необходим для обеспечения национальной безопасности.
Это подтверждается тем, что в любом государстве обеспечение законности реализуется органами прокуратуры или же органами, которые их заменяют.
Эффективность работа по надзору за исполнением законодательства зависит от:
- правового обеспечения (нормативно-правовые акты, изданные на территории РФ),
- методической составляющей их деятельности (методические пособия, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ и подведомственными ей прокуратурами),
- информационного обеспечения, под которым подразумевается сбор, обработка, хранение различных сведений, которые непосредственно связаны с данной деятельностью, в частности информация о выявленных случаях нарушения законодательства.
Проанализировав прокурорский надзор за исполнение законодательство нами были выявлены основные проблемы и предложены возможные пути решения. Проблемными аспектами, на наш взгляд, выступают:
- большое количество принимаемых государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативно-правовых актов, которые должным образом не предоставляются в органы прокуратуры;
- необязательность принимаемых органами прокуратуры мер реагирования на выявленные нарушения;
- неполная база данных нормативных правовых актов, вступивших в законную силу;
- подмена сотрудниками прокуратуры функций других государственных органов;
- отсутствие на федеральном уровне закрепления положения о взаимодействии органов прокуратуры и контрольно-надзорных органов;
- слабая работа органов прокуратуры с общественностью.
На основании выявленных проблем, предлагается внести следующие изменения:
1. В Приказ Генерального прокурора от 2 октября 2007 г №155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления» внести корректировку, изменив п. 2.1 в следующей редакции: «на органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления налагается обязанность своевременно и в полном объеме предоставлять проекты и уже изданные нормативно-правовые актов на проверку соответствия федеральному законодательству»...
1. Российской Федерации Конституция (1993) // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Кодекс об административном правонарушении РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31. 12. 2017) - Российская газета. - 2001. - № 256.
3. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197 - ФЗ (ред. от
31.12.2017) . Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 (часть I). - Ст. 3.
4. О прокуратуре РФ: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. -1995. - №47. - Ст.4472.
5. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: фед. зак. от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №33(Часть1). - Ст. 3418.
6. О персональных данных: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017). - Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3451.
7. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: федер. закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Российская газета. - 2011. - № 29.
8. Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики: Указ Президента РФ от 03.03.1998 № 224 (ред. от 25.07.2000). URL: http://base.garant.ru/12110878/ (дата обращения: 28.02.2018).
9. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867. URL: http://base.garant.ru/5331756/#block 1700 (дата обращения: 01.02.2018).
10. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 (ред. от 26.
10.2017) - Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 28. - Ст. 2882.
11. О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка: Указ Президента РФ от 11.12.2010 № 1535. - Российская газета. - 2010. - № 281.
12. О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404 (ред. от
13.12.2017) . - Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 22. - Ст. 2581.
13. О Федеральном агентстве по рыболовству: Постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 444 (ред. от 11.12.2017) - Собрание законодательства РФ - 2008. - № 25. - Ст. 2979.
14. О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 (ред. от 11.12.2017) - Собрание законодательства РФ -2008. - № 25. - Ст. 2983.
15. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 (ред. от 09.02.2012) - Российская газета. - 2007. - № 276...84