Грамматические ошибки в построении предложения с причастным оборотом в работах учащихся: причины проявления и пути преодоления (Уральский государственный педагогический университет)
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...……………….3
ГЛАВА 1. ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ…………….5
1.1.Общее категориально-грамматическое значение причастия….....5
1.2. Морфологические признаки причастия……10
1.3. Специфика синтаксического функционирования причастий и причастных оборотов...13
1.4. Грамматические нормы употребления причастий в речи……….14
1.4.1. Нормы образования причастий……14
1.4.2. Синтаксическое нормы функционирования причастий и причастных оборотов…16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ В РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ…18
2.1. Сопоставительный анализ теоретических основ школьных учебников по теме: «Грамматические нормы употребления причастий в речи»… 28
2.2. Типология грамматических ошибок……20
2.3 Факторы, обусловливающие появление грамматических ошибок в речи учащихся...22
2.4. Дидактические материалы по теме: «Грамматические нормы употребления причастий в речи»….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………… ……...……….…28
Современная государственная образовательная система предъявляет высокие требования к учителю и ученику, побуждает преподавателей искать эффективные методы и приемы обучения для формирования грамотного человека, умело владеющего своей речью, способного избегать грамматических ошибок, в том числе при употреблении причастий и причастного оборота. Нарушение грамматической языковой нормы у старшеклассников при написании сочинения по русскому языку в рамках единого государственного экзамена – далеко не редкое, к сожалению, явление.
Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию, относится к существительному или местоимению и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (белеющий, решивший, слушающий) [3, с.11].
В старших классах у учащихся должно быть сформировано представление о языке как многофункциональной развивающей системе, а также умение применять знания о языковой норме в практической деятельности. Об этом говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в котором формулируются требования:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения [1, с.41].
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, актуальность исследования заключается в необходимости путей преодоления грамматических ошибок в построении предложений с причастным оборотом.
Объектом исследования являются грамматические нормы употребления предложения с причастным оборотом.
Предмет: причины появления и пути преодоления грамматических ошибок в предложениях с причастным оборотом в работах обучающихся.
Цель: рассмотреть грамматические нормы употребления предложений с причастным оборотом, причины появления и пути преодоления грамматических ошибок в предложениях с причастным оборотом в работах обучающихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать причастие как часть речи;
2) изучить особенности функционирования причастий и причастных оборотов;
3) познакомиться с нормами употребления причастных оборотов;
4) охарактеризовать классификацию грамматических ошибок обучающихся, их причины и частоту нарушения грамматических норм;
Методы: анализ литературных источников и педагогического опыта, сайтов ФИПИ и РЕШУ ЕГЭ, сборников заданий и учебников.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка источников, приложения.
Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Морфология является одним из важнейших разделов школьного курса русского языка. В задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики (грамматическая форма, грамматическая категория, грамматическое значение), распределение слов по частям речи, а внутри частей речи - по семантико-грамматическим разрядам, рассмотрение грамматических категорий и формообразования отдельных частей речи, а также основных случаев употребления грамматических форм в контексте. Морфология, будучи одним из разделов грамматики, тесно соприкасается с лексикологией, словообразованием и синтаксисом.
2. В курсе морфологии в 6 классах изучаются части речи и их формоизменение.
3. Познавательной целью изучения морфологии является усвоение основных морфологических понятий. Практические цели изучения морфологии заключаются в формировании морфологических умений и навыков.
4. Для формирования учебно-языковых умений выработаны специфические методы - упражнения. Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков.
5. Специфика морфологических понятий является причиной затруднений, возникающих у школьников при формировании понятий. Для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития абстрактного мышления, который создается в процессе обучения и требует специальных упражнений.
6. Основными методическими условиями, способствующими усвоению грамматических понятий, являются: активная умственная деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового, опора на их речевой опыт, системность знаний, целенаправленная работа над формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам.
7. Основные задачи изучения частей речи заключаются в том, чтобы сформировать первоначальные понятия «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», развить умение осознанно употреблять их в устных и письменных высказываниях, повысить уровень умственного развития учащихся, выработать навыки правописания. Основная задача изучения предлогов сводится к развитию умения выделять предлог как слово из потока речи и писать его отдельно от других слов.
1. Андреева, Е.А. Русский язык. Суперрепетитор для подготовки к ЕГЭ / Е.А. Андреева. - М.: АСТ, 2017. - 320 c.
2. Бабайцева, В.В. Русский язык. Рабочая тетрадь для 9 класса. К: Учебнику В.В.Бабайцевой "Русский язык. Теория. 5-9 классы": углубленное изучение / В.В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2012. - 142 c.
3. Балкуш, Т.В. Русский язык на "отлично". 10 кл.: пособие для учащихся: Учебное пособие / Т.В. Балкуш. - Мн.: Попурри, 2019. - 128 c.
4. Батырева, С.Г. Русский язык. 80 диктантов для подготовки к Всероссийской проверочной работе / С.Г. Батырева. - М.: АСТ, 2016. - 128 c.
5. Бисеров, А.Ю. ЕГЭ-2016: Русский язык: 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / А.Ю. Бисеров, И.В. Текучева. - М.: АСТ, 2017. - 384 c.
6. Бисеров, А.Ю. ЕГЭ-2019. Русский язык. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / А.Ю. Бисеров, И.В. Текучева. - М.: АСТ, 2018. - 128 c.
7. Болотнова, Н.С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. Контрольно-тренировочные задания: Учебное пособие / Н.С. Болотнова, А.В. Болотнов. - М.: Флинта, 2016. - 224 c.
8. Буторина, Е.П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. - М.: Форум, 2017. - 64 c.
9. Вараксин, Л.А. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения: сб. упражнений / Л.А. Вараксин. - М.: Флинта, 2016. - 184 c.
10. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи (СПО): Учебное пособие / Л.А. Введенская. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 16 c.
11. Воителева, Т.М. Русский язык в старших классах: книга для учителя: методическое пособи / Т.М. Воителева. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
12. Воителева, Т.М. Русский язык и литература: Русский язык (базовый уровень). 11 кл.: Учебник / Т.М. Воителева. - М.: Academia, 2018. - 145 c.
Гаврилова, Н.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Н.А. Гаврилова. - СПб.: Лань, 2017. - 264 c.
13. Гайбарян, О.Е. Русский язык для ЕГЭ: работа с текстом / О.Е. Гайбарян. - РнД: Феникс, 2017. - 221 c.
14. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык: Фонетика и морфология (теоретический курс) / А.Н. Гвоздев. - М.: КД Либроком, 2015. - 472 c.
15. Н.А. Русский язык как иностранный. Есть женщины. .. в русской культуре: Учебное пособие / Н.А. Герцен. - М.: Флинта, 2016. - 188 c.
Голуб, И.Б. ЕГЭ-2019. Русский язык без репетитора / И.Б. Голуб. - М.: Эксмо, 2018. - 400 c.
16. Гольдин, В.Е. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов-нефилологов / В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина, М.А. Ягубова. - М.: Издательство ЛКИ, 2016. - 216 c.
17. Ефимов, С.Е. Русский язык в кармане: справочник для 7-11 кл / С.Е. Ефимов. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 16 c.
18. Железнова, Е.В. Русский язык. Наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ / Е.В. Железнова, С.Е. Колчина. - М.: Эксмо, 2018. - 16 c.
19. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учебное пособие / Е.А. Земская. - М.: Флинта, 2013. - 328 c.
20. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: Учебное пособие / Н.А. Ипполитова. - М.: Проспект, 2016. - 344 c.
21. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. - М.: Проспект, 2016. - 440 c.
22. Исаева, Н.А. Дидактический материал (упражнения) к: Учебнику "Русский язык". 8 кл / Н.А. Исаева. - М.: Баласс, 2012. - 256 c.
23. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: КД Либроком, 2017. - 264 c.
24. Касаткин, Л.Л. Современный русский литературный язык: Учебник / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. - 766 c.
25. Колесникова, С.М. Современный русский язык в 3 т. том 2. морфология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / С.М. Колесникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 208 c.
26. Крысин, Л.П. Современный русский язык. Лексическакя семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.П. Крысин. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 c.
27. Львова, С.И. ОГЭ-2019. Русский язык. Сборник заданий: 500 заданий с ответами / С.И. Львова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
28. Макарова, Б.А. Русский язык. Орфография и пунктуация в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ / Б.А. Макарова. - М.: АСТ, 2019. - 384 c.
Обернихина, Г.А. Русский язык и литература. Литература: Учебник / Г.А. Обернихина. - М.: Academia, 2019. - 192 c.
29. Рогачева, Е.Н. Русский язык: синтаксис и пунктуация: второй уровень владения языком: Учебное пособие, стер / Е.Н. Рогачева, О.А. Фролова, Е.А. Лазуткина. - М.: Флинта, 2016. - 136 c.
30. Розенталь, Д.Э. Русский язык. Сборник правил и упражнений / Д.Э. Розенталь. - М.: Эксмо, 2018. - 256 c.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации-5-е изд., перераб. - М.: Просвящение, 2017-53 с.