ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНОЯЗЫЧНЫХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1 Роль произносительных навыков в обучении иностранному языку 5
1.2 Технология обучения произносительным навыкам 11
1.3 Психофизиологические особенности обучающихся на этапе начального общего образования 22
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 29
2.1 Типология упражнений для обучения фонетической стороне речи на ИЯ на основе УМК «Spotlight» 29
2.2 Методические рекомендации для обучения фонетической стороне речи на ИЯ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Одним из ключевых аспектов в овладении иноязычной речью на этапе начального общего образования является правильное произношение звуков, то есть фонетическая сторона речи. Это особенно важно на начальном этапе, когда формируются основы языковой компетенции. В данной курсовой работе рассматриваются различные подходы в обучении фонетической стороне иноязычной речи на начальном этапе обучения, анализируются их преимущества и недостатки.
Актуальность исследования обусловлена важностью развития у учащихся навыков точного произношения, которые имеют основополагающее значение для овладения языком и эффективного общения. Раннее знакомство с фонетическим обучением помогает преодолеть трудности с произношением, свести к минимуму потенциальное запоминание неправильных звуков и повысить общий уровень владения языком. Внедрение соответствующих подходов к обучению фонетике в этом контексте может существенно способствовать лингвистической компетентности учащихся и будущим успехам в изучении языка.
Цель данного исследования является выявление особенностей в обучении фонетической стороне на этапе начального образования.
Объектом исследования обучению иноязычной речи на этапе начального общего образования.
Предмет рассмотрения является особенности обучения фонетической стороне иноязычной речи.
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо было решить следующие конкретные задачи:
1. Уточнить и обобщить роль произносительных навыков в обучении ИЯ;
2. Раскрыть технологию обучения произносительным навыкам на этапе начального общего образования;
3. Выявить технологию упражнения для обучения фонетической стороне речи на ИЯ на основе УМК «Spotlight»;
4. Сформулировать методические рекомендации.
Методы исследования: анализ, классификация, наблюдение, сравнение.
Теоретическая значимость заключается в изучении места и роли фонетике, а также психофизиологических способностей учащихся начальных классов. Понимая различные методы обучения, преподаватели могут эффективно решать проблемы с произношением на ранних этапах, способствуя точному и естественному воспроизведению речи. Эти знания помогают создать прочную основу для будущего изучения языка, позволяя учащимся лучше понимать и произносить звуки, слова и фразы на иностранном языке.
Теоретической базой работы являются исследования в области практической и теоретической фонетике, педагогики и психологии Васильев В. А. (1979), Выготский Л. С. (1966, 1978, 1991), Гальскова Н. Д. (2004, 2006), Зимняя И. А. (1991, 2004), Пассов Е.И. (1987, 2010), Соловова Е.Н. (2006) и другие.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы на уроках иностранного языка в начальной школе.
Работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Данная курсовая работа прошла апробацию на Ежегодной итоговой научной-образовательной конференции студентов Казанского университета (12 апреля 2024 года).
Проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном этапе является широко исследованной как в отечественной, так и зарубежной литературе. В ходе анализа этой проблемы было установлено, что формирование и развитие произносительных навыков на начальном этапе обучения английскому языку имеет ключевое значение. Неверное произношение звуков и неправильное ударение в речи могут привести к недопониманию и затруднениям в общении со слушающей стороной.
Таким образом, мы выявили особенности в обучении фонетической стороне на этапе начального образования. В результате исследования, мы уточнили и обобщили роль произносительных навыков в обучении иностранному языку. Затем, мы раскрыли технологию обучения произносительным навыкам на этапе начального общего образования. Затем, мы более подробно узнали о психофизиологических особенностей обучающихся начальной школы.
После изучения теории мы перешли к практике, где сначала выявили технологию упражнений для обучения фонетической стороне речи на ИЯ на основе одного из актуальных УМК «Spotlight» и сформулировали методические рекомендации. На основе классификации фонетических упражнений мы составили собственные. Представленные игры-упражнения нам удалось опробовать на младших школьников. После выполнения упражнений фонетические навыки стали намного лучше, а желание изучать язык повысилось. Учащиеся с удовольствием выполняли упражнения и даже не подозревали, что в процессе игры смогли запомнить достаточно сложный на данном уровне материал.
Подводя итоги, хочется отметить, что данные работы могут быть использованы на уроках иностранного языка в начальной школе, чтобы повысить фонетический уровень младшеклассников.
1. Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. УМК «Английский в фокусе» для 2 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. – 139 с.
2. Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. УМК «Английский в фокусе» для 3 класса. – 6-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. – 177 с.
3. Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. УМК «Английский в фокусе» для 4 класса. – 9-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2015. – 181 с.
4. Васильев В. А. Обучение английскому произношению в средней школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – 142с.
5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512с.
6. Выготский Л. С. Из записок конспекта Л. С. Выготского к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978. – 480 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
8. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2006. – 336 с.
9. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с.
10. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
11. Грузинская И. А. Методика преподавания английского языка в средней школе: 5-е изд. подготовленное к печати доц. Н. Н. Скородумовой. – М.: Учпедгиз, 1947. – 222 с.
12. Еремеева Г. Р., Баранова А. Р. Метод интервальных повторений при изучении иностранного языка. Бюллетень науки и практики. Ежемесячный рецензируемый электронный журнал. 2016. №7 (8), с. 294–298.
13. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
14. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И. А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества под- готовки специалистов, 2004. – 42 с.
15. Колосова Т. С. и др. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста / Т. С. Колосова, Н. В. Звягина,Л. В. Морозова; Под общ. ред. Т. С. Колосовой. – Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1997. – 159 с.
16. Корчажкина О.М.., Тихонова Р.М. «Мои любимые звуки», – М.: Гуманитарное издание центра ВЛАДОС, 1996. – 21-22с.
17. Логинова Л.И. Как помочь ребёнку заговорить по-английски. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 175 с.
18. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранного языка. – М.: Высшая школа, 1981. – 250с.
19. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – под редакцией Л. С. Мельник- Минск, Высшая школа, 2001.
20. Методика преподавания иностранных языков: Общий курс: [учеб. пособие] / Отв. ред. А.Н. Шамов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ: МОСКВА: Восток-Запад, 2008. – 253 с.
21. Миньяр-Белоручев, Р. К. Механизм билингвизма и проблема родного языка в обучении иностранному [Текст] / Р. К. Миньяр-Белоручев // Иностранные языки в школе. – 1996. – No 5. – С. 15–16.
22. Наумова В. А. Развитие аддитивной компетенции студентов // Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 10. 2012. С. 163-164
23. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростылёв В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // Иностранный язык в школе. – 1987. – № 6.
24. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. – Ростов н/ Д: Феникс; М: Глосса-Пресс,2010.
25. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Альянс, 2020. – 282 с.
26. Соколова М. А., Гинтовт К. П., Тихонова И. С., Тихонова Р. М. Теоретическая фонетика английского языка. – 3-е изд. – М.: Владос, 2006. – 285 с.
27. Соловова Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие для вузов / Е.Н.Соловова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
28. Тарлышева Е.А. Фонетическая зарядка на занятиях по русскому языку как иностранному// Вестник Дальвтуза. 2014. №1. С.94-98.
29. ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021, № 287. Зарегистрирован Минюстом России 05.07. 2021, рег. № 64101
30. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М. А., Шапиро Е. И. Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь. – СПб.: КАРО, 2006. – 128 с.
31. Чугаева, Т. Н. Перцептивная база иностранного языка: этапы становления и критерии совершенствования [Текст] / Т. Н. Чугаева // Вестник ЧелГУ. – 2007. – No 8. – С. 132–138.
32. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2006. 480 с.