Формирование у учащихся основной школы интереса к геометрии и экспериментальной математике с помощью задач на разрезание, решаемых с использованием среды Живая математика
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования у учащихся основной школы интереса к геометрии и экспериментальной математике 5
§ 1 Исторический обзор представлений об экспериментальной математике, основы её методологии 5
§2 Об особенностях решения задач на разрезание и опыте их использования при обучении 9
§3 Дидактические возможности среды Живая математика как эффективного средства компьютерного сопровождения решения задач на разрезание 11
§4 Теоретические основы формирования у учащихся интереса к предмету. ... 15
Глава II. Содержание элективного курса «Задачи на разрезание и Живая математика», методика формирования с его помощью интереса к геометрии и
экспериментальной математике 19
§ 1 Простейшие задачи на клетчатой бумаге, классическая и электронная версии их решения 19
§2 Задачи древнекитайской игры Танграм, классическая и электронная версии их решения 30
§3 Задачи на разрезание фигур сложной формы и превращение одних фигур в другие, сопровождение в среде Живая математика 38
§4 Измерение площадей геометрических фигур с помощью разрезания, сопровождение в среде Живая математика 42 §5 Методика формирования интереса к геометрии и экспериментальной математике с помощью элективного курса, итоги апробации результатов
исследования 46
Заключение 51
Список используемых источников 53
Приложение А 57
«Экспериментальный исследовательский подход к изучению математики является перспективной мировой тенденцией» . Там же отмечается, что этот подход особенно эффективен при использовании компьютерных инструментов и сред. Виртуальные инструменты математической деятельности рекомендуется съездом включать в примерные основные образовательные программы на всех уровнях образования в части предмета «Математика». Существует большое количество компьютерных сред, которые с успехом можно использовать при обучении математике, например, Cabry Geometri, GeoGebra, maximatic, GeoNext и другие. Однако наиболее популярной при обучении геометрпии можно считать систему динамической математики «Живая математика». Исследованию возможностей этой компьютерной среды как средства формирования интереса к геометрии и экспериментальной математике с помощью решения задач на разрезание и посвящено исследование.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально подтвердить методику формирования у учащихся основной школы интереса к геометрии и экспериментальной математике с помощью задач на разрезание, решаемых, в том числе с использованием Живой математики
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в основной школе, ориентированный на использование на уроках математики и во внеурочной деятельности систем динамической геометрии.
Предмет исследования: методика формирования у учащихся основной школы интереса к геометрии и экспериментальной математике с помощью задач на разрезание, решаемых, в том числе с использованием среды Живая математика.
Какой наиболее целесообразный методический путь формирования интереса к предмету «Геометрия» выбрать? Для ответа на данный вопрос нами планируется теоретически обосновать, разработать и экспериментально подтвердить методику формирования у учащихся основной школы интереса к геометрии и экспериментальной математике с помощью нестандартных задач, а именно задач на разрезание фигур, с использованием динамической среды Живая математика.
Задачи исследования:
а) проанализировать феномен экспериментальной математики как один из трендов современной математической науки и математического образования;
б) познакомиться с одним из актуальных направлений классической экспериментальной математики, а именно, с решением задач на разрезание, с историей решения таких задач, методическими и учебными пособиями по этой теме, с исследованиями равновеликих и равносоставленных многоугольников, методикой решения задач на разрезание, опытом организации и проведения всероссийского турнира для учащихся 7-9 классов по экспериментальной математике;
в) изучить конструктивные, анимационные и исследовательские возможности среды Живая математика как средства моделирования решения задач на разрезание;
г) разработать содержание элективного курса «Задачи на разрезание и Живая математика» для 8 класса, методику формирования интереса к геометрии и экспериментальной математике с помощью этого элективного курса;
д) провести апробация разработанной методики и оценить её эффективность.
Таким образом, задачи на разрезание призваны заполнить пробелы учащихся по начальным геометрическим представлениям, кроме того, они развивают практические навыки, повышают интерес к геометрии и математике, развивают фантазию, логику, формируют и совершенствуют исследовательские умения и навыки.
При решении таких задач систематически у учащихся есть предпосылки для развития гибкости ума, что позволит ему проще воспринимать изменения во внешнем мире, поможет своевременно принимать рациональные и правильные решения. [4].
Введение элективных курсов в практику средней школы актуализирует проблему проектирования элективных курсов, отвечающих основным целям профильного обучения. На наш взгляд, основанием такой работы может служить изучение и обобщение многолетнего передового опыта проведения факультативных занятий, накопленного школами .
Резюмируя изложенное выше, отметим, что в выпускной квалификационной работе нами:
- проанализирован феномен экспериментальной математики как один из трендов современной математической науки и математического образования;
- проведено исследование истории решения задач на разрезание, дан анализ методических и учебных пособий по этой теме, рассмотрены различные способы решения задач на разрезание, осуществлено знакомство с опытом организации и проведения всероссийского турнира для учащихся 7-9 классов по экспериментальной математике (САФУ, г. Архангельск);
- изучены конструктивные, анимационные и исследовательские возможности среды Живая математика как средства моделирования решения задач на разрезание;
- разработано содержание элективного курса «Задачи на разрезание и Живая математика» для основной школы, методика формирования интереса к геометрии и экспериментальной математике с помощью этого элективного курса;
- проведена частичная апробация разработанной методики, дана оценка ее эффективности.
Таким образом, поставленные задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
1) Абдулкин В.В., Калачева С.И., Кейв М.А., Ларин С.В., Майер В.Р.
М 142 Компьютерная анимация в обучении математике в педагогическом вузе; монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - 149 с.
2) Артамонов М. А. Элективные курсы по математике и их функции в условиях профильной дифференциации //Успехи современной науки. - 2016. - Т. 2. - №. 12. - С. 75-77.
3) Баранников А. В. Элективные курсы в профильном обучении //Первое сентября. - 2004. - №. 102. - С. 1.
4) Бердюгина О. Н., Платонов М. Л., Абиева С. А. ЗАДАЧИ НА
РАЗРЕЗАНИЕ, КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ УМА ШКОЛЬНИКОВ //В сборнике: Проблемы и перспективы информатизации физико-математического образования: материалы Всероссийской
научно-практической конференции. - 2016. - С. 212-214.
5) Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма
внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.
6) Болтянский В.Г. Равносоставленные фигуры. -М : Гос. изд. Технико-теоретическая литература,1956.
7) Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014.
8) Владимирова Е. Е., Васильева С. Н. Танграм: от истории к современности // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 88-94. [электронный ресурс] URL: http://yun.moluch.ru/archive/2/119/ (дата обращения: 16.05.2019).
9) Гордиенко Е.И., Позднякова Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ. / Новокузнецк 2017 5 с
10) Диагностика интереса и способностей у учащихся к предмету
[электронный ресурс]: https://studwood.ru/1065414/pedagogika/diagnostika_interesa_sposobnostey_uchaschih sya_predmetu (дата обращения: 14.06.2019).
11) Екимова М. А., Кукин Г. П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002. 120 с.:
12) Живая математика. Виртуальная математическая лаборатория [электронный ресурс] http://www.int-edu.ru/content/rusticus-0 (Дата обращения 23.04.2019)
13) Жучкова В. П. ОСОБЕННОСТИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА //И 57
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НАУКИ XXI. - 2015. - С. 200.
14) Захарова Т.В. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ // ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. Лелосибирск : УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО. №11(25). , 2009. С. 32-39.
15) Каширская А. Ю. Приложение 1 Материалы для организации индивидуальной работы учащихся. 73-75 1. РОЛЬ И МЕСТО ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ.
... всего 33 источников