Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты гэмблинга как формы девиантного поведения 11
1.1. Гэмблинг: понятие, признаки и причины 11
1.2. Специфика развития гэмблинга у детей и подростков 24
Глава 2. Выявление и профилактика гэмблинга как формы девиантного поведения среди детей и подростков 30
2.1. Методика выявления гэмблинга как формы девиантного поведения среди
детей и подростков 30
2.2. Профилактика гэмблинга среди детей и подростков 39
Глава 3. Методическая разработка по профилактике гэмблинга среди детей и подростков 47
3.1. Рабочая программа декады воспитательных мероприятий по профилактике гэмблинга 47
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 66
Приложение
Выпускная квалификационная работа «Гэмблинг как форма девиантного поведения среди детей и подростков» посвящена проблеме развития гэмблинга среди детей и подростков, которая приводит к негативным последствиям во всех сферах их жизни.
Актуальность темы исследования продиктована тем, что ситуация развития гэмблинга (игровой зависимости) как вида девиантного (отклоняющегося) поведения среди детей и подростков носит весьма острый и негативный характер. Гэмблинг с каждым годом распространяется все сильнее. По мере развития компьютеров, технологий, графики и компьютерных игр, люди всё больше погружаются в виртуальный мир. Иногда люди погружаются в этот мир настолько глубоко, что уже не в состоянии отличить его от реального, особенно этому подвержены дети и подростки в силу неустойчивости их психики.
Важно понимать, что гэмблинг скрывает за собой ряд серьезных проблем, таких как психологическая зависимость, социальная отстранённость, суицидальные наклонности, возникновение вредных привычек, клептомания, психические расстройства, вспыльчивость, потеря социальных ориентиров, неуверенность в себе, упадок моральных и духовных сил и т.д.
Со временем вышеперечисленные проблемы вытекают в более общие: социальные, экономические, демографические и многие другие. В связи с этим, есть веское обоснование заниматься этим вопросом и развивать данную тему, чтобы как можно лучше и быстрее предотвратить страшные последствия освещаемой проблемы.
Объект исследования - гэмблинг как форма девиантного поведения среди детей и подростков.
Предмет исследования - понятие и причины возникновения гэмблинга как формы девиантного поведения, особенности развития гэмблинга у детей и подростков, методы его выявления и профилактики.
Степень изученности проблемы. Количество работ по данной теме достаточно большое, имеются значимые научные труды и у зарубежных, и у российских ученых, посвящённые теоретическим и практическим аспектам гэмблинга среди детей и подростков. Особое внимание данной проблеме начали уделять в начале XXI века...
Гэмблинг представляет собой склонность человека к игре, в первую очередь, в азартные игры. Он бывает различных видов, начиная от социального, не представляющего собой зависимость, заканчивая патологическим, который уже является психическим расстройством человека.
Развитие гэмблинга происходит в несколько стадий, каждая из них характеризуется своими особенностями. Проблемный гэмблинг у человека проявляется особыми признаками, которые становятся более выраженными по мере развития игровой зависимости.
Основными видами игр, которые вызывают зависимость, являются азартные, компьютерные и онлайн игры. Причины игровой зависимости могут быть различными: генетическая склонность, отношения в семье, желание заработать деньги, неудовлетворенность своей жизнью и т.д. Игровой зависимости подвержены все возрастные категории, однако наиболее уязвимыми являются дети и подростки.
Проблемный гэмблинг или игровая зависимость является одним из видов девиантного поведения. Девиантное поведение по своей сути поведение, которое отклоняется от правовых и общепринятых норм. Оно может быть как положительным, так и отрицательным, однако в данной работе рассматривается именно отрицательная девиация - проблемный гэмблинг. На его развитие могут влиять ряд факторов: биологический, психологический, социальный и семейный.
Аддиктивное поведение является одной из форм девиантного, оно характеризуется уходом от реальности различными путями. Часто в этих целях используют игру. Человек начинает играть, погружается в виртуальный мир, так как там нет проблем, там все так как ему нужно. Однако прекращая играть, он возвращается в реальный мир, где скучно, сложно, много проблем, и конечно, сразу возникает желание вернуться
обратно. Так появляется игровая зависимость. Также зависимость возникает в итоге жажды людей к большим деньгам.
Категорией риска в формировании игровой зависимости являются дети и подростки, в силу неустойчивости их психики, а с учетом того, что эта проблема в настоящее время становится все более распространенной, она требует особого внимания.
Развитие игромании чаще всего происходит у детей и подростков с низкой переносимостью трудностей повседневной жизни. Подросток чувствует, что не справляется со своими обязанностями, не может разрешить проблемы, с которыми сталкивается - это также может привести к «комплексу неполноценности». Подросток страдает от того, что он отличается от других людей, не вписывается в рамки обыденной жизни...
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. (с изм. и доп. от 26.10.2021). - [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-плюс». URL.: https://clck.ru/AZ9jQ (дата обращения: 05.02.2023).
2. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 г. (с изм. и доп. от 24.11.2022). -
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант-плюс». URL.: https://clck.ru/C3duV (дата обращения: 11.02.2023).
3. Приказ «Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 18.05.2017 № ММВ-7-2/461. - [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-плюс». URL.: https://clck.ru/34i7qh (дата обращения: 05.02.2023).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 (с изм. и доп. от 08.12.2022). - [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-плюс». URL.: https://clck.ru/AYThW (дата обращения: 11.02.2023).
5. Федеральный закон «О государственном регулировании
деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244 (с изм. и доп. от 28.04.2023). - [Электронный ресурс] //
СПС «Консультант-плюс». URL.: https://clck.ru/34gjnW (дата обращения: 08.05.2023).
6. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436 (с изм. и доп. от 28.04.2023). - [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-плюс». URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 01.05.2023).
7. Федеральный закон «О лотереях» от 11.11.2003 № 138 (с изм. и доп. от 02.07.2021). - [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-плюс». URL.: https://clck.ru/34nSTM (дата обращения: 07.02.2023).
8. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38 (с изм. и доп. от 05.12.2022). - [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-плюс». URL.: https://clck.ru/bNGs6 (дата обращения: 07.02.2023).
II. Монографии по теме исследования
9. Андреюк, В.А. Опыт работы врача-психотерапевта с детьми, прошедшими этап сюжетно-ролевой игры развития психики в условиях виртуального пространства (компьютерных игр) / В.А. Андреюк // Практическая медицина. - 2009. - № 6(38). - С. 106-107.
10. Балабанова, Е.С. Социально-экономическая зависимость: теория, история и современность / Е.С. Балабанова. - М.: Когито-Центр, 2010. - 51 с.
11. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 2021. - 382 с.
12. Воронов, Д.И. Социально-психологические детерминанты компьютерной зависимости и ее профилактика средствами физической рекреации и психокоррекции / Д.И. Воронов. - Спб.: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2016. - 23 с.
13. Глинский, Я.И. Девиантология / Я.И. Глинский. - СПб.: Изд-во Р. Асланова, 2003. - 520 с.
14. Гринсон, Р. Техника и практика психоанализа / Р. Гринсон. - М.: Когито-Центр, 2010. - 447 с.
15. Гришина, А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте / А.В. Гришина. - Ниж. Новгород: Нижегор. гос. пед. ун-т, 2011. - 26 с...43