ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
|
Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 7
1.1 Понятие финансовой грамотности 7
1.2 Основные компоненты финансовой грамотности 13
1.3 Отечественная и зарубежная практика повышения уровня финансовой
грамотности 18
Глава 2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ МБОУ «КИЯЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» 27
2.1 Общая характеристика МБОУ «Кияйская СШ» 27
2.2 Образовательные модели формирования 32
финансовой грамотности школьников 32
2.3 Учебный курс «Основы финансовой грамотности» 38
Глава 3.АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 48
3.1 Условия реализации учебного курса «Основы финансовой
грамотности» 48
3.2 Анализ результатов апробации 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 7
1.1 Понятие финансовой грамотности 7
1.2 Основные компоненты финансовой грамотности 13
1.3 Отечественная и зарубежная практика повышения уровня финансовой
грамотности 18
Глава 2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ МБОУ «КИЯЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» 27
2.1 Общая характеристика МБОУ «Кияйская СШ» 27
2.2 Образовательные модели формирования 32
финансовой грамотности школьников 32
2.3 Учебный курс «Основы финансовой грамотности» 38
Глава 3.АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 48
3.1 Условия реализации учебного курса «Основы финансовой
грамотности» 48
3.2 Анализ результатов апробации 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Быстрые изменения финансовой стороны экономической сферы российского общества определяют рост потребности в повышении финансовой грамотности населения. Финансовая грамотность человека, с одной стороны, определяет умение достигать личного финансового успеха и обеспечивать финансовое благополучие себе и своей семье, а вследствие этого возможность реализации жизненных перспектив человека, с другой стороны, закладывает основу стабильного развития экономики страны в целом.
Проблема повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации образовалась в условиях кризиса, который развивался на протяжении 2014-2016 гг. Кризис характеризовался резким дефицитом финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, вызванного экономическими санкциями Запада против нашей страны, падения цен на нефть [27]. В сложной экономической ситуации резко обозначился большой ряд проблем российской финансовой сферы как чисто экономического, так и социального характера: нестабильность, непрозрачность финансовой
системы Российской Федерации, высокие темпы инфляции, недостаток знаний и навыков в области финансов у большой части населения [39].
Для того чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию, была принята «Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации» в 2017 г. Документ рассчитан до 2023 г. и нацелен на то, чтобы увеличить численность финансово образованных граждан [37]. Это первый стратегический документ большого масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, обеспечивающий координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками - Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес-сообществом, педагогическим сообществом.
Дополнительную актуальность исследованию придает его прикладная направленность, ориентация на решение конкретных практических задач по подъему уровня финансовой грамотности общества.
Деятельность российской школы по воспитанию экономически грамотного человека осложняется тем, что традиционное содержание школьного образования не соответствует жизни в условиях переходной экономики. Это противоречие может быть разрешено, если школа будет готовить экономически грамотных, свободных, инициативных, высоконравственных граждан, которые способны жить и работать в быстро меняющемся мире. Это является сутью «социального запроса», предъявляемого современным обществом к школе [6].
Следовательно, возникает необходимость поиска путей усиления экономической составляющей школьного образования, апробирования новых форм, методов, средств формирования финансовой грамотности, выявления факторов и условий успешности этого процесса.
Вопрос формирования финансовой грамотности подрастающего поколения в новых условиях социально-экономического развития России становится важной стратегической проблемой системы образования.
Значимость этой проблемы и ее актуальность определили выбор темы исследования.
Цель исследования - разработать учебный курс по повышению финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательной школы.
Объект исследования - Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Кияйская средняя школа».
Предмет исследования - процесс формирования финансовой грамотности обучающихся.
...
Проблема повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации образовалась в условиях кризиса, который развивался на протяжении 2014-2016 гг. Кризис характеризовался резким дефицитом финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, вызванного экономическими санкциями Запада против нашей страны, падения цен на нефть [27]. В сложной экономической ситуации резко обозначился большой ряд проблем российской финансовой сферы как чисто экономического, так и социального характера: нестабильность, непрозрачность финансовой
системы Российской Федерации, высокие темпы инфляции, недостаток знаний и навыков в области финансов у большой части населения [39].
Для того чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию, была принята «Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации» в 2017 г. Документ рассчитан до 2023 г. и нацелен на то, чтобы увеличить численность финансово образованных граждан [37]. Это первый стратегический документ большого масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, обеспечивающий координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками - Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес-сообществом, педагогическим сообществом.
Дополнительную актуальность исследованию придает его прикладная направленность, ориентация на решение конкретных практических задач по подъему уровня финансовой грамотности общества.
Деятельность российской школы по воспитанию экономически грамотного человека осложняется тем, что традиционное содержание школьного образования не соответствует жизни в условиях переходной экономики. Это противоречие может быть разрешено, если школа будет готовить экономически грамотных, свободных, инициативных, высоконравственных граждан, которые способны жить и работать в быстро меняющемся мире. Это является сутью «социального запроса», предъявляемого современным обществом к школе [6].
Следовательно, возникает необходимость поиска путей усиления экономической составляющей школьного образования, апробирования новых форм, методов, средств формирования финансовой грамотности, выявления факторов и условий успешности этого процесса.
Вопрос формирования финансовой грамотности подрастающего поколения в новых условиях социально-экономического развития России становится важной стратегической проблемой системы образования.
Значимость этой проблемы и ее актуальность определили выбор темы исследования.
Цель исследования - разработать учебный курс по повышению финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательной школы.
Объект исследования - Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Кияйская средняя школа».
Предмет исследования - процесс формирования финансовой грамотности обучающихся.
...
В ходе написания работы была проанализирована научная, педагогическая и методическая литература по проблеме формирования финансовой грамотности обучающихся.
Анализ литературы показал, что финансовая грамотность позволяет эффективно и осознанно управлять финансами, что имеет важное значение в повседневной жизни. Само понятие финансовой грамотности является сложным и многоаспектным.
Согласно Проекту «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» выделены основные девять компонентов финансовой грамотности: доходы и расходы, финансовое планирование и бюджет, личные сбережения, кредитование, инвестирование, страхование, риски и финансовая безопасность, защита прав потребителей, общие знания экономики и азы финансовой арифметики. Также были определены методологические подходы к формированию финансовой грамотности. К ним относятся: компетентностный, личностно-деятельностный,
контекстный, практико-ориентированный, интегративный, субъектный подходы.
Одной из сфер внедрения проектов по формированию финансовой грамотности является система образования. Сегодня проводится множество мероприятий по данной теме: семинары, факультативы, конкурсы, классные часты и т.д. Все эти мероприятия позволяют заложить основы финансовой грамотности.
В результате анализа деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кияйская средняя школа» были выявлены основные проблемы:
- низкий уровень финансовой грамотности обучающихся;
- недостаточная мотивация обучающихся к самореализации;
- недостаточная подготовка педагогического состава в сфере финансовой грамотности.
В ходе работы над данной темой была разработана программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 7 класса. Цель данного курса - познакомить школьников с базовыми экономическими понятиями и законами.
На основе выявленных критериев результативности данного курса, можно сделать следующие выводы:
- повысился уровень мотивации обучающихся;
- за счет повышения мотивации к обучению произошло повышение качества знаний обучающихся практически по всем предметам;
- выросло количество участников школьных и районных олимпиад экономической направленности;
- возросло количество педагогов, прошедших повышение квалификации в области финансовой грамотности.
В результате, цель и задачи магистерской диссертации реализованы. Теоретические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при дальнейшей реализации развития финансовой грамотности обучающихся в общеобразовательных учреждения.
Таким образом, вопрос формирования финансовой грамотности остается сегодня особенно важным. Для его решения необходимо внедрять курсы по формированию финансовой грамотности в образовательный процесс основной школы. Только в результате активной систематической работы по данному вопросу общая финансовая грамотность населения России начнет расти.
Анализ литературы показал, что финансовая грамотность позволяет эффективно и осознанно управлять финансами, что имеет важное значение в повседневной жизни. Само понятие финансовой грамотности является сложным и многоаспектным.
Согласно Проекту «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» выделены основные девять компонентов финансовой грамотности: доходы и расходы, финансовое планирование и бюджет, личные сбережения, кредитование, инвестирование, страхование, риски и финансовая безопасность, защита прав потребителей, общие знания экономики и азы финансовой арифметики. Также были определены методологические подходы к формированию финансовой грамотности. К ним относятся: компетентностный, личностно-деятельностный,
контекстный, практико-ориентированный, интегративный, субъектный подходы.
Одной из сфер внедрения проектов по формированию финансовой грамотности является система образования. Сегодня проводится множество мероприятий по данной теме: семинары, факультативы, конкурсы, классные часты и т.д. Все эти мероприятия позволяют заложить основы финансовой грамотности.
В результате анализа деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кияйская средняя школа» были выявлены основные проблемы:
- низкий уровень финансовой грамотности обучающихся;
- недостаточная мотивация обучающихся к самореализации;
- недостаточная подготовка педагогического состава в сфере финансовой грамотности.
В ходе работы над данной темой была разработана программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 7 класса. Цель данного курса - познакомить школьников с базовыми экономическими понятиями и законами.
На основе выявленных критериев результативности данного курса, можно сделать следующие выводы:
- повысился уровень мотивации обучающихся;
- за счет повышения мотивации к обучению произошло повышение качества знаний обучающихся практически по всем предметам;
- выросло количество участников школьных и районных олимпиад экономической направленности;
- возросло количество педагогов, прошедших повышение квалификации в области финансовой грамотности.
В результате, цель и задачи магистерской диссертации реализованы. Теоретические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при дальнейшей реализации развития финансовой грамотности обучающихся в общеобразовательных учреждения.
Таким образом, вопрос формирования финансовой грамотности остается сегодня особенно важным. Для его решения необходимо внедрять курсы по формированию финансовой грамотности в образовательный процесс основной школы. Только в результате активной систематической работы по данному вопросу общая финансовая грамотность населения России начнет расти.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2023 - Кейс-метод как средство формирования финансовой грамотности обучающихся при изучении хозяйства России
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Формирование экономической компетентности будущих педагогов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Формирование экономической культуры у школьников в процессе внеклассной работы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В
УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2025 - Организационно-педагогические условия создания Бизнес-школы: от исследования рынка к эффективному продвижению
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Формирование готовности школьников к выбору профессии средствами дисциплины «Технология»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020





