Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме изучения самореализации молодёжи, занимающейся разными видами волонтерской деятельности 8
1.1. Понятие самореализации личности 8
1.2. Особенности самореализации молодежи в современных социокультурных условиях 16
1.3. Теоретические основы и психологическая специфика волонтерской деятельности 23
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Эмпирическое исследование показателей личностной самореализации молодежи, занимающейся разными видами волонтерской деятельности 43
2.1. Описание процедуры и методов исследования 43
2.2. Анализ результатов исследования различий в показателях личностной самореализации молодежи, занимающейся разными видами волонтерской деятельности 47
Выводы 64
Заключение 68
Список используемых источников 71
Приложение 76
Актуальность темы исследования определена текущими тенденциями развития современного общества. Последние десятилетия происходит множество политических, культурных, а также социально-экономических изменений. Трансформация базовых принципов функционирования общества приводит к модификации жизнедеятельности человека, что укореняет значительный интерес к проблеме ценностно-нормативных характеристик современного общества, вопросам социокультурного влияния на жизнедеятельность различных возрастных и социально-демографических групп, проблеме самореализации личности в новой социокультурной среде. В современном обществе и культуре отмечается острая необходимость повышения социокультурной роли волонтерской деятельности как важнейшей сферы социализации и полноценной самореализации молодежи.
Степень научной разработанности проблемы. Изучением самореализации занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Г.М. Андреева, Н.В. Кленова, Н.Н. Михайлов, А.В. Меренков, Е.Н. Петрова, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Скворцов, В.В. Столин, М.Н. Руткевич К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Бьюдженталь; В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом.
Проблему исследования составил рост актуальности темы и недостаток комплексных психологических исследований по вопросу показателей личностной самореализации молодежи; в частности молодежи, занимающейся разными видами волонтерской деятельности.
Цель исследования: изучение показателей личностной самореализации молодежи, занимающейся разными видами волонтерской деятельности, с целью использования полученных диагностических данных в работе психолога для разработки рекомендаций по повышению уровня самореализации молодежи.
Объект исследования: показатели личностной самореализации.
Предмет: показатели личностной самореализации молодежи, занимающейся разными видами волонтерской деятельности.
Гипотеза: существуют качественные различия в показателях личностной самореализации молодежи, занимающейся событийно-культурной и социальной-экологической волонтерской деятельностью.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Провести анализ отечественных и зарубежных теоретических и эмпиричеких данных по проблеме исследования самореализации молодежи, занимающейся разными видами волонтерской деятельности.
2. Определить теоретические основы самореализации и волонтерской деятельности.
3. Рассмотреть психологическую специфику самореализации и волонтерства: понятие, виды, формы.
4. Провести психолого-диагностическое исследование, направленное на изучение специфики самореализации молодежи, занимающейся разными видами волонтерской деятельности.
5. Провести анализ и интерпретацию результатов исследования.
6. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение....
В данной работе изучались показатели личностной самореализации молодежи, занимающейся разными видами волонтерской деятельности.
Исследование проходило на базе волонтерских организаций при ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», отделения ВОД «Волонтеры-медики» Пензенской области, Союза православной молодёжи земли Пензенской и студенческого межприходского объединения «Татьянин день|2501Пенза». Всего в исследовании приняли участие 98 человек - волонтёров, занимающихся различными видами волонтёрства в возрасте от 16 до 30 лет (их средняя продолжительность работы 2-3 года). Из них 65 человек женского пола, 33 - мужского пола.
Теоретико-методологической основой работы являются теоретические положения, связанные с ценностными ориентациями личности, включенной в волонтерскую деятельность (работы следующих зарубежных и отечественных психологов: Шепетун Ю.В., Шекова Е.А., Суворов А.В., Субботинский Е.В., Сикорская Л.Е., Яницкий М.С., Потапова Н.А., Паршина Ю.В., Кудринская Л.А., Кейсельман В.Р., Дарли М, Бэтсок К.Д. и др.); теоретические положения о роли волонтерской деятельности, как значимого фактора социализации, рассмотренные в работах Азаровой Е.С., Алещенко C.B., Вандышевой Л.В., Решетникова О.В., Тетерского С.В. и др.; исследования жизненного пути личности в работах Абульхановой-Славской К.А., Березина Т.Н., Бочкарева Л.П., Головаха Е.И., Грибакин А.В., Резник Ю.М., Сохань JI.B.).; теоретические положения о самореализации личности, как феномена культуры, в исследованиях Брылева Л.Г., Кебина Н.А., Лайпанова Ф.К., Шамолина Р.В. и др.; теоретические положения о личностной и социальной идентификации в работах Ядова В.А., Столина В.В., Кона И. С.
На основании теоретического анализа литературы можно сказать, что современное общество, как никогда динамично, трансформируется и меняется. Одно забывается, сменив себя новыми взглядами, приоритетами, профессиями, ценностями, нравами и пр.
Социокультурная ситуация оказывает влияние и на научное знание. Сегодняшний темп жизни требует от человека высокой способности к адаптации. Такое положение дел может невольно заставить человека сомневаться в фундаментальных ценностях, в обществе, в государстве, в вере, да и в самом себе. И сейчас больше, чем обычно актуальна тема самореализации личности.
Особенно остро стоит данный вопрос для молодёжи, как наиболее динамичной части общества. Самореализация, как одна и основополагающих характеристик личности, занимает особое место в исследованиях психологов, социологов и др. ученых.
Изучение молодых людей в последние годы возросло, но чаще рассматривались отдельные характеристики, однако мало комплексных исследований самореализации молодёжи. Это отчасти можно объяснить тем, что нет единого взгляда на явление самореализации. Сложность единого определения объясняется тем, что у каждого индивида свои социокультурные факторы, своя среда. Однако, рассмотрение самореализации с позиции социокультурного подхода дает возможность объективной оценке данного явления.
Мы сделали акцент на самореализации молодёжи, занимающейся волонтёрской деятельность, рассмотрели аспекты добровольческой деятельности.
Добровольческое движение, по сути, является квинтэссенцией человечности в любом обществе. Имея множество направлений, не ограничиваясь узкими категориями, волонтерство очень подвижно, реагирует на актуальные проблемы и потребности общества...
1. Азарнова, А. Г. Метод ролевой игры в тренинге / А. Г. Азарнова. - СПб.: Речь, 2011. - 347 с.
2. Азарова, Е. С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук (19.00.01) / Азарова Елена Станиславовна; РГСУ. - Кемерово, 2008. - 25 с.
3. Альтруизм и его роль в профессиональной деятельности социального работника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.altru.ni/content /view/179/39(дата обращения 21.09.2020).
4. Бархаев, А. Б. Социально-психологические условия вовлечения волонтеров в деятельность общественных организаций: автореф. дис. канд. психол. наук (19.00.05) / Бархаев Александр Борисович; РГСУ. - М., 2010. - 24 с.
5. Батаршев, A. B. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи / A. B. Батаршев. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
6. Беленький, Д. Б. Психолого-педагогические аспекты волонтерской деятельности учащихся / Д. Б. Беленький. - М.: Смысл, 2010. - 32 с.
7. Бодренкова, Г. П. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни: Метод. рекомендации / Г. П. Бодренкова С. Е. Караваешников. - М., 2011. - 30 с.
8. Богданова, Е. В. Подготовка будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности / Е. В.Богданова // Идеи и идеалы. - 2010. - № 1 (3). - С. 27-35.
9. Бурлачук, Л. Ф. Справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб..: Питер, 2009. - 687 с.
10. Волонтерская программа «Шаг навстречу» в Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vcgs.narod.nl/index .html(дата обращения 12.08.2020).
11. Волонтеры МУ ЦПППН «Доверие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.clean-noyabrsk.ru.museum.htmL/volont03.html(дата обращения 21.09.2020).
12. Волочков, A. A. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности / А. А. Волочков, Е. Г. Ермоленко // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 2. - С. 17-23.
13. Всемирная декларация добровольчества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.cap.ru(дата обращения 23.10.2020).
14. Выступления пленарного заседания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.inpgo/site/?text=l82(дата обращения 18.10.2020).
15. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 147-156....(45)