Управление развитием агропромышленного комплекса в Пензенской области
|
Введение 4
1 Теоретические и методологические основы управления развитием
агропромышленного комплекса 11
1.1 Концептуальный подход к управлению развитием АПК 11
1.2 Зарубежный опыт управления устойчивым агропромышленным комплексом 23
2 Управление территориальной организацией производства продукции
агропромышленного комплекса Пензенской области 50
2.1 Оценка территориальной организации производства основных
сельскохозяйственных культур в восточной зоне региона 50
2.2 Управление развитием продуктового подкомплекса в Пензенской области 57
2.3 Развитие размещения сельскохозяйственных культур 73
3 Обоснование перспективных направлений устойчивого развития
агропромышленного комплекса 91
3.1 Управление устойчивым развитием агропромышленного комплекса в
контексте 4-й промышленной революции 91
3.2 Методические подходы к оптимизации производственных параметров
крестьянских (фермерских) хозяйств 101
Заключение 108
Список использованных источников 109
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 Теоретические и методологические основы управления развитием
агропромышленного комплекса 11
1.1 Концептуальный подход к управлению развитием АПК 11
1.2 Зарубежный опыт управления устойчивым агропромышленным комплексом 23
2 Управление территориальной организацией производства продукции
агропромышленного комплекса Пензенской области 50
2.1 Оценка территориальной организации производства основных
сельскохозяйственных культур в восточной зоне региона 50
2.2 Управление развитием продуктового подкомплекса в Пензенской области 57
2.3 Развитие размещения сельскохозяйственных культур 73
3 Обоснование перспективных направлений устойчивого развития
агропромышленного комплекса 91
3.1 Управление устойчивым развитием агропромышленного комплекса в
контексте 4-й промышленной революции 91
3.2 Методические подходы к оптимизации производственных параметров
крестьянских (фермерских) хозяйств 101
Заключение 108
Список использованных источников 109
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. С 2014 года в российской экономике сложилась принципиально новая ситуация. Почти одновременно с интеграцией отечественного рынка с мировым хозяйством Россия по политическим соображениям получила внешние политические вызовы со стороны западных партнеров и сегодня вынуждена развиваться в условиях экономических санкций и антисанкций [11].
Самым незащищенным в этих условиях опять оказался агропродовольственный сектор, уровень развития которого за рубежом, даже в ситуации российского эмбарго импортных продуктов питания, способствует продовольственной и, в конечном счете, национальной безопасности этих стран. В России осознание такой необходимости пришло только в 2006 году, когда сельское хозяйство было признано приоритетом национальной экономики, принят закон о его развитии. Тогда же сельское хозяйство, наконец-то, стало рассматриваться безальтернативной сферой экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг по обеспечению населения продовольствием и промышленности сырьем, содействию устойчивому развитию сельских территорий. Согласно Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства» [4], одной из целей государственной аграрной политики стало повышение конкурентоспособности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В последнее десятилетие наблюдается активизация аграрной политики в отношении развития сельскохозяйственного производства [20]. Об этом свидетельствует признание отрасли на правовом и общественном уровне. Современное аграрное законодательство стало прозрачным и последовательным в решении проблем сельского хозяйства [12]. Определяются не только цели и приоритеты экономического развития, но и необходимые ресурсы. Осуществляются попытки контроля за достижением планируемых индикаторов, эффективностью использования аграрного потенциала и бюджетных средств [23,24].
Претерпело изменение государственное регулирование отрасли, развеялись иллюзии достаточности рыночных источников для успешного функционирования отрасли. В политических кругах произошел переход от декларирования необходимости государственной поддержки до усиления мер бюджетного субсидирования, увеличения бюджетных источников финансирования в несколько раз по сравнению с девяностыми годами.
Проблема на наш взгляд состоит в том, что действующая национальная аграрная политика оказалась не готовой к внешним вызовам. Причины здесь кроются разные. Общеизвестно, что производственные мощности сельскохозяйственных предприятий за годы реформ были разрушены, земли сельско-хозяйственного назначения заброшены, трудовые ресурсы мигрированы в городские округа [10].
До сегодняшнего момента пока не удалось полностью обеспечить поступательное развитие аграрной экономики и достичь необходимых объемов сельскохозяйственного производства. Это понимают и наши западные конкуренты, а потому продовольствие все больше становится инструментом политического воздействия на экономику России.
Решение проблемы обеспечения продовольственной независимости становится для аграрной отрасли экономики все сложнее и затратнее. Анализ первопричин возникшего системного кризиса в сельском хозяйстве, про-явившегося в низкой рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, а иногда и в их убыточной деятельности, указывает, прежде всего, на неэквивалентный межотраслевой обмен не в пользу отрасли [75]. В результате не удалось обеспечить достойный уровень заработной платы в аграрной сфере, сформировать условия для построения приемлемой для сельского хозяйства системы кредитования. В первом случае в зонах с менее благоприятными природно-климатическими условиями из отрасли ушла наиболее активная часть сельского трудоспособного населения [71]. Во втором случае при низкой прибыли и сложности получения кредитов на модернизацию и внедрение инноваций оказалось невозможно производить конкурентоспособную продукцию. Объявленный правительством курс на обеспечение продовольственной независимости государства путем импортозамещения отечественной конкурентоспособной продукцией потребует для его реализации и формирования соответствующих макроэкономических условий [5].
Научная новизна связана с тем, что в работе представлена региональная система непрерывного профессионального образования гражданский госслужащих в качестве фактора их социально-профессионального развития и обеспечения эффективной деятельности органов государственного управления [76].
Теоретической и методологической основой исследования явились теоретические концепции перечисленных классиков социологии, труды современных отечественных и зарубежных социологов и других ученых по проблемам системы профессионального развития и обучения государственных гражданских служащих, управления персоналом, а также соответствующие положения теории управления.
Теоретические основы становления и функционирования государственной службы как таковой разработаны в трудах Г.В. Атаманчука, И.А. Базилевского, А.Н. Ершова, В.А. Кобзаненко, Б.М. Лазарева, В.И. Лукьяненко, Б.В. Лытова, В.В. Маркина, Д.М. Овсянко, Е.В. Охотского, А.В. Пикулькина, Ю.Н. Старилова, Н. Шувалова. Анализу государственной службы как социального института и особенностей ее функционирования в современном российском обществе посвящены работы Г.П. Зинченко, Ю.А. Розенбаума, Н.В. Романовского и др. В трудах отечественных ученых часто уделяется внимание региональной государственной службе - В.Г. Игнатов, В.Д. Лысенко, А.В. Понеделков, А.М. Старостин.
Среди отечественных ученых многообразные аспекты развития, становления, анализа, совершенствования системы профессионального образования рассматриваются в трудах Х. Бекова, Ю.Г. Волкова, Л. Гохберга, В. Егорова, Н. Ковалева, С.Ю. Наумова, Е.В. Масленниковой, Л.И. Найденовой. Работы А.П. Егоршина, Г.А. Гуленкова, Л. Калашниковой, А. Модина, О. Петрова, С.Д. Резника посвящены различным аспектам обучения, в том числе и системе повышения квалификации и переподготовке.
В отечественной социологии накоплен достаточный опыт изучения количественного и качественного состава государственных служащих (работы В.Э. Бойкова, О.В. Крыштановской, С.О. Майборовой, В.А. Мальцева, Ю.В. Хуторянского, К. Эварда). Работы Б.Н. Габричидзе, А.А. Деркача, А.В. Дмитриева, А.Г. Киселева, А.И. Кравченко, Г.В. Осипова, Ж.Т. Тощенко посвящены вопросам профессионализма, становлению личности профессионала, а работы Е.В. Ереминой, В.А. Иглина, А.Я. Кибанова, В.И. Коланда, А.А. Пиддэ, С.В. Шекшни - специфики карьеры госслужащих, ее содержания, видам, целям, ценностям.
Для исследования роли и места социальных групп в обществе важное значение имеет теория социальной мобильности и социальной стратификации, которая подробно рассматривается в трудах П.А. Сорокина, М. Вебера, В.Ф. Анурина, Л.А. Беляевой, Т.И. Заславской, В.В. Радаева, Н.М. Римашевской.
Исследование социальных структур и отношений между ними, системы групповых и индивидуальных установок рассмотрены в работах П. Бурдье. Особое значение для нашей работы имели положения о социальном поле и социальных агентах и понятие «символический капитал», обозначающий потенциальный фактор доступа к власти в будущем.
В работах отечественных исследователей, В.В. Герасимовой, В.А. Дятлова, В.И. Матирко, В.В. Травина, В.И. Шкатуллы раскрываются различные аспекты становления и развития, проблем функционирования кадровой поли-тик в современной российской государственной службе. А.С. Гусева, Б.В. Лытов, В.А. Сулемов, Е.В. Охотский и др. В своем творчестве уделили внимание профессиональному развитию государственных гражданских служащих.
Несмотря на наличие литературы по общим проблемам управления и развития государственной гражданской службы и ее персонала, следует от-метить, что работ, специально анализирующих непрерывное профессиональное образование и социально-профессиональное развитие госслужащих, в том числе и на региональном уровне, немного. Именно непрерывное профессиональное образование и социально-экономическое развитие госслужащих, их функционирование и изменение, содержание еще не были предметом специального исследования.
В связи с вышесказанным цель бакалаврской работы состоит в анализе непрерывного профессионального образования (подготовка, переподготовка, повышение квалификации и самообразование) государственных гражданских служащих на уровне региона как основы для их социально¬профессионального развития госслужащих и обеспечения деятельности органов государственного управления.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- проанализировать процесс профессионального образования государственных гражданских служащих с позиций институционального подхода (институциональные нормы, социальные функции, статусы и роли);
- исследовать структуру системы непрерывного профессионального образования государственных гражданских служащих в регионе с позиций институционального подхода;
- выявить и исследовать происшедшие изменения в социально - профессиональной группе госслужащих регионального уровня по критериям: уровень образования, социально-демографические характеристики (пол, возраст), опыт работы (стаж), карьерный рост;
- проанализировать социальную мотивацию государственных гражданских служащих по их отношению к непрерывному профессиональному образованию и развитию;
- определить каким образом непрерывное профессиональное образование воздействует на социально-профессиональное развитие госслужащего и исследовать его показатели;
- выявить специфику карьерного процесса госслужащих на региональном уровне;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование системы непрерывного профессионального образования государственных гражданских служащих в регионе.
Объектом исследования являются государственные гражданские служащие как социально-профессиональная группа.
В качестве предмета исследования выступают система непрерывного профессионального образования как фактор социально-профессионального развития государственных гражданских служащих.
В процессе работы над работой применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ социально-профессионального развития государственных гражданских служащих.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Пензенской области.
Эмпирической базой исследования послужили данные общегосударственной и региональной статистики, а также результаты социологических исследований, в том числе проведенных с участием диссертанта: экспертных опросов государственных гражданских служащих Пензенской области (в том числе выпускников специальности ГМУ), работающих в органах государственной власти. Автором осуществлен также вторичный анализ результатов социологических исследований по данной проблематике, опубликованных в периодической печати.
Бакалаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Самым незащищенным в этих условиях опять оказался агропродовольственный сектор, уровень развития которого за рубежом, даже в ситуации российского эмбарго импортных продуктов питания, способствует продовольственной и, в конечном счете, национальной безопасности этих стран. В России осознание такой необходимости пришло только в 2006 году, когда сельское хозяйство было признано приоритетом национальной экономики, принят закон о его развитии. Тогда же сельское хозяйство, наконец-то, стало рассматриваться безальтернативной сферой экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг по обеспечению населения продовольствием и промышленности сырьем, содействию устойчивому развитию сельских территорий. Согласно Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства» [4], одной из целей государственной аграрной политики стало повышение конкурентоспособности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В последнее десятилетие наблюдается активизация аграрной политики в отношении развития сельскохозяйственного производства [20]. Об этом свидетельствует признание отрасли на правовом и общественном уровне. Современное аграрное законодательство стало прозрачным и последовательным в решении проблем сельского хозяйства [12]. Определяются не только цели и приоритеты экономического развития, но и необходимые ресурсы. Осуществляются попытки контроля за достижением планируемых индикаторов, эффективностью использования аграрного потенциала и бюджетных средств [23,24].
Претерпело изменение государственное регулирование отрасли, развеялись иллюзии достаточности рыночных источников для успешного функционирования отрасли. В политических кругах произошел переход от декларирования необходимости государственной поддержки до усиления мер бюджетного субсидирования, увеличения бюджетных источников финансирования в несколько раз по сравнению с девяностыми годами.
Проблема на наш взгляд состоит в том, что действующая национальная аграрная политика оказалась не готовой к внешним вызовам. Причины здесь кроются разные. Общеизвестно, что производственные мощности сельскохозяйственных предприятий за годы реформ были разрушены, земли сельско-хозяйственного назначения заброшены, трудовые ресурсы мигрированы в городские округа [10].
До сегодняшнего момента пока не удалось полностью обеспечить поступательное развитие аграрной экономики и достичь необходимых объемов сельскохозяйственного производства. Это понимают и наши западные конкуренты, а потому продовольствие все больше становится инструментом политического воздействия на экономику России.
Решение проблемы обеспечения продовольственной независимости становится для аграрной отрасли экономики все сложнее и затратнее. Анализ первопричин возникшего системного кризиса в сельском хозяйстве, про-явившегося в низкой рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, а иногда и в их убыточной деятельности, указывает, прежде всего, на неэквивалентный межотраслевой обмен не в пользу отрасли [75]. В результате не удалось обеспечить достойный уровень заработной платы в аграрной сфере, сформировать условия для построения приемлемой для сельского хозяйства системы кредитования. В первом случае в зонах с менее благоприятными природно-климатическими условиями из отрасли ушла наиболее активная часть сельского трудоспособного населения [71]. Во втором случае при низкой прибыли и сложности получения кредитов на модернизацию и внедрение инноваций оказалось невозможно производить конкурентоспособную продукцию. Объявленный правительством курс на обеспечение продовольственной независимости государства путем импортозамещения отечественной конкурентоспособной продукцией потребует для его реализации и формирования соответствующих макроэкономических условий [5].
Научная новизна связана с тем, что в работе представлена региональная система непрерывного профессионального образования гражданский госслужащих в качестве фактора их социально-профессионального развития и обеспечения эффективной деятельности органов государственного управления [76].
Теоретической и методологической основой исследования явились теоретические концепции перечисленных классиков социологии, труды современных отечественных и зарубежных социологов и других ученых по проблемам системы профессионального развития и обучения государственных гражданских служащих, управления персоналом, а также соответствующие положения теории управления.
Теоретические основы становления и функционирования государственной службы как таковой разработаны в трудах Г.В. Атаманчука, И.А. Базилевского, А.Н. Ершова, В.А. Кобзаненко, Б.М. Лазарева, В.И. Лукьяненко, Б.В. Лытова, В.В. Маркина, Д.М. Овсянко, Е.В. Охотского, А.В. Пикулькина, Ю.Н. Старилова, Н. Шувалова. Анализу государственной службы как социального института и особенностей ее функционирования в современном российском обществе посвящены работы Г.П. Зинченко, Ю.А. Розенбаума, Н.В. Романовского и др. В трудах отечественных ученых часто уделяется внимание региональной государственной службе - В.Г. Игнатов, В.Д. Лысенко, А.В. Понеделков, А.М. Старостин.
Среди отечественных ученых многообразные аспекты развития, становления, анализа, совершенствования системы профессионального образования рассматриваются в трудах Х. Бекова, Ю.Г. Волкова, Л. Гохберга, В. Егорова, Н. Ковалева, С.Ю. Наумова, Е.В. Масленниковой, Л.И. Найденовой. Работы А.П. Егоршина, Г.А. Гуленкова, Л. Калашниковой, А. Модина, О. Петрова, С.Д. Резника посвящены различным аспектам обучения, в том числе и системе повышения квалификации и переподготовке.
В отечественной социологии накоплен достаточный опыт изучения количественного и качественного состава государственных служащих (работы В.Э. Бойкова, О.В. Крыштановской, С.О. Майборовой, В.А. Мальцева, Ю.В. Хуторянского, К. Эварда). Работы Б.Н. Габричидзе, А.А. Деркача, А.В. Дмитриева, А.Г. Киселева, А.И. Кравченко, Г.В. Осипова, Ж.Т. Тощенко посвящены вопросам профессионализма, становлению личности профессионала, а работы Е.В. Ереминой, В.А. Иглина, А.Я. Кибанова, В.И. Коланда, А.А. Пиддэ, С.В. Шекшни - специфики карьеры госслужащих, ее содержания, видам, целям, ценностям.
Для исследования роли и места социальных групп в обществе важное значение имеет теория социальной мобильности и социальной стратификации, которая подробно рассматривается в трудах П.А. Сорокина, М. Вебера, В.Ф. Анурина, Л.А. Беляевой, Т.И. Заславской, В.В. Радаева, Н.М. Римашевской.
Исследование социальных структур и отношений между ними, системы групповых и индивидуальных установок рассмотрены в работах П. Бурдье. Особое значение для нашей работы имели положения о социальном поле и социальных агентах и понятие «символический капитал», обозначающий потенциальный фактор доступа к власти в будущем.
В работах отечественных исследователей, В.В. Герасимовой, В.А. Дятлова, В.И. Матирко, В.В. Травина, В.И. Шкатуллы раскрываются различные аспекты становления и развития, проблем функционирования кадровой поли-тик в современной российской государственной службе. А.С. Гусева, Б.В. Лытов, В.А. Сулемов, Е.В. Охотский и др. В своем творчестве уделили внимание профессиональному развитию государственных гражданских служащих.
Несмотря на наличие литературы по общим проблемам управления и развития государственной гражданской службы и ее персонала, следует от-метить, что работ, специально анализирующих непрерывное профессиональное образование и социально-профессиональное развитие госслужащих, в том числе и на региональном уровне, немного. Именно непрерывное профессиональное образование и социально-экономическое развитие госслужащих, их функционирование и изменение, содержание еще не были предметом специального исследования.
В связи с вышесказанным цель бакалаврской работы состоит в анализе непрерывного профессионального образования (подготовка, переподготовка, повышение квалификации и самообразование) государственных гражданских служащих на уровне региона как основы для их социально¬профессионального развития госслужащих и обеспечения деятельности органов государственного управления.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- проанализировать процесс профессионального образования государственных гражданских служащих с позиций институционального подхода (институциональные нормы, социальные функции, статусы и роли);
- исследовать структуру системы непрерывного профессионального образования государственных гражданских служащих в регионе с позиций институционального подхода;
- выявить и исследовать происшедшие изменения в социально - профессиональной группе госслужащих регионального уровня по критериям: уровень образования, социально-демографические характеристики (пол, возраст), опыт работы (стаж), карьерный рост;
- проанализировать социальную мотивацию государственных гражданских служащих по их отношению к непрерывному профессиональному образованию и развитию;
- определить каким образом непрерывное профессиональное образование воздействует на социально-профессиональное развитие госслужащего и исследовать его показатели;
- выявить специфику карьерного процесса госслужащих на региональном уровне;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование системы непрерывного профессионального образования государственных гражданских служащих в регионе.
Объектом исследования являются государственные гражданские служащие как социально-профессиональная группа.
В качестве предмета исследования выступают система непрерывного профессионального образования как фактор социально-профессионального развития государственных гражданских служащих.
В процессе работы над работой применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ социально-профессионального развития государственных гражданских служащих.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Пензенской области.
Эмпирической базой исследования послужили данные общегосударственной и региональной статистики, а также результаты социологических исследований, в том числе проведенных с участием диссертанта: экспертных опросов государственных гражданских служащих Пензенской области (в том числе выпускников специальности ГМУ), работающих в органах государственной власти. Автором осуществлен также вторичный анализ результатов социологических исследований по данной проблематике, опубликованных в периодической печати.
Бакалаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Таким образом, сегодня в нашей стране формируется принципиально новая социально-экономическая реальность в развитии аграрного сектора, которая не укладывается в рамки действующей национальной аграрной политики. Выбранный путь экономического роста агропромышленных пред-приятий через систему финансовых институтов показал свою несостоятельность в отношении вопросов продовольственной проблемы России в целом и регионов в частности. Создание условий для импортозамещения продовольствия отечественной продукцией невозможно с использованием инструментов денежно-кредитной политики.
Известно, что магистральный путь развития сельского хозяйства лежит через модернизацию и обновление производственных мощностей товаропроизводителей [7]. В современных рыночных условиях и при действующих формах государственной поддержки большинство хозяйств не может решить проблему расширенного воспроизводства, а без их ресурсов усилить производственную программу по выпуску сельскохозяйственной продукции проблематично. Очевидно, нужны новые государственные подходы для обеспечения поступательного развития аграрной экономики.
Как отмечают современные классики экономической аграрной науки, нужно радикальное обновление, а не корректировка или «совершенствование» проводимой аграрной политики [16], требуется «разработка новой актуализированной аграрной политики, новой экономической модели функционирования АПК» [13]. Это вызывает необходимость кардинальных преобразований в подходах к формированию и реализации агропродовольственной политики, требует радикальных обновлений теоретической и методологической базы планирования и прогнозирования аграрной экономики.
Известно, что магистральный путь развития сельского хозяйства лежит через модернизацию и обновление производственных мощностей товаропроизводителей [7]. В современных рыночных условиях и при действующих формах государственной поддержки большинство хозяйств не может решить проблему расширенного воспроизводства, а без их ресурсов усилить производственную программу по выпуску сельскохозяйственной продукции проблематично. Очевидно, нужны новые государственные подходы для обеспечения поступательного развития аграрной экономики.
Как отмечают современные классики экономической аграрной науки, нужно радикальное обновление, а не корректировка или «совершенствование» проводимой аграрной политики [16], требуется «разработка новой актуализированной аграрной политики, новой экономической модели функционирования АПК» [13]. Это вызывает необходимость кардинальных преобразований в подходах к формированию и реализации агропродовольственной политики, требует радикальных обновлений теоретической и методологической базы планирования и прогнозирования аграрной экономики.
Подобные работы
- Государственное регулирование и стимулирование развития
агропромышленного комплекса в Пензенской области
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Формирование и развитие ресурсного потенциала регионального агропромышленного комплекса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - «Управление развитием агропромышленного комплекса в Пензенской области»
Магистерская диссертация, агрономия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Региональные механизмы поддержки несырьевого экспорта (на примере Пензенской области
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Агропромышленный комплекс Красноярского края: анализ состояния отрасли и государственная поддержка
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Управление развитием предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса в муниципальном районе
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Развитие малого предпринимательства в Пензенской области на современном этапе
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Деятельность Администрации Каменского района Пензенской области по социально-экономическому развитию муниципалитета
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Анализ эффективности инвестиций в проектах АПК региона (Управленческий анализ и диагностика предпринимательской деятельности в АПК, Дальневосточный государственный аграрный университет)
Курсовые работы, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024



