Введение 4
1 Теоретические и методологические основы управления развитием
агропромышленного комплекса 11
1.1 Концептуальный подход к управлению развитием АПК 11
1.2 Зарубежный опыт управления устойчивым агропромышленным комплексом 23
2 Управление территориальной организацией производства продукции
агропромышленного комплекса Пензенской области 50
2.1 Оценка территориальной организации производства основных
сельскохозяйственных культур в восточной зоне региона 50
2.2 Управление развитием продуктового подкомплекса в Пензенской области 57
2.3 Развитие размещения сельскохозяйственных культур 73
3 Обоснование перспективных направлений устойчивого развития
агропромышленного комплекса 91
3.1 Управление устойчивым развитием агропромышленного комплекса в
контексте 4-й промышленной революции 91
3.2 Методические подходы к оптимизации производственных параметров
крестьянских (фермерских) хозяйств 101
Заключение 108
Список использованных источников 109
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. С 2014 года в российской экономике сложилась принципиально новая ситуация. Почти одновременно с интеграцией отечественного рынка с мировым хозяйством Россия по политическим соображениям получила внешние политические вызовы со стороны западных партнеров и сегодня вынуждена развиваться в условиях экономических санкций и антисанкций [11].
Самым незащищенным в этих условиях опять оказался агропродовольственный сектор, уровень развития которого за рубежом, даже в ситуации российского эмбарго импортных продуктов питания, способствует продовольственной и, в конечном счете, национальной безопасности этих стран. В России осознание такой необходимости пришло только в 2006 году, когда сельское хозяйство было признано приоритетом национальной экономики, принят закон о его развитии. Тогда же сельское хозяйство, наконец-то, стало рассматриваться безальтернативной сферой экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг по обеспечению населения продовольствием и промышленности сырьем, содействию устойчивому развитию сельских территорий. Согласно Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства» [4], одной из целей государственной аграрной политики стало повышение конкурентоспособности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В последнее десятилетие наблюдается активизация аграрной политики в отношении развития сельскохозяйственного производства [20]. Об этом свидетельствует признание отрасли на правовом и общественном уровне. Современное аграрное законодательство стало прозрачным и последовательным в решении проблем сельского хозяйства [12]. Определяются не только цели и приоритеты экономического развития, но и необходимые ресурсы. Осуществляются попытки контроля за достижением планируемых индикаторов, эффективностью использования аграрного потенциала и бюджетных средств [23,24].
Претерпело изменение государственное регулирование отрасли, развеялись иллюзии достаточности рыночных источников для успешного функционирования отрасли. В политических кругах произошел переход от декларирования необходимости государственной поддержки до усиления мер бюджетного субсидирования, увеличения бюджетных источников финансирования в несколько раз по сравнению с девяностыми годами.
Проблема на наш взгляд состоит в том, что действующая национальная аграрная политика оказалась не готовой к внешним вызовам. Причины здесь кроются разные. Общеизвестно, что производственные мощности сельскохозяйственных предприятий за годы реформ были разрушены, земли сельско-хозяйственного назначения заброшены, трудовые ресурсы мигрированы в городские округа [10].
До сегодняшнего момента пока не удалось полностью обеспечить поступательное развитие аграрной экономики и достичь необходимых объемов сельскохозяйственного производства. Это понимают и наши западные конкуренты, а потому продовольствие все больше становится инструментом политического воздействия на экономику России.
Решение проблемы обеспечения продовольственной независимости становится для аграрной отрасли экономики все сложнее и затратнее. Анализ первопричин возникшего системного кризиса в сельском хозяйстве, про-явившегося в низкой рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, а иногда и в их убыточной деятельности, указывает, прежде всего, на неэквивалентный межотраслевой обмен не в пользу отрасли [75]. В результате не удалось обеспечить достойный уровень заработной платы в аграрной сфере, сформировать условия для построения приемлемой для сельского хозяйства системы кредитования. В первом случае в зонах с менее благоприятными природно-климатическими условиями из отрасли ушла наиболее активная часть сельского трудоспособного населения [71]. Во втором случае при низкой прибыли и сложности получения кредитов на модернизацию и внедрение инноваций оказалось невозможно производить конкурентоспособную продукцию. Объявленный правительством курс на обеспечение продовольственной независимости государства путем импортозамещения отечественной конкурентоспособной продукцией потребует для его реализации и формирования соответствующих макроэкономических условий [5].
Научная новизна связана с тем, что в работе представлена региональная система непрерывного профессионального образования гражданский госслужащих в качестве фактора их социально-профессионального развития и обеспечения эффективной деятельности органов государственного управления [76].
Теоретической и методологической основой исследования явились теоретические концепции перечисленных классиков социологии, труды современных отечественных и зарубежных социологов и других ученых по проблемам системы профессионального развития и обучения государственных гражданских служащих, управления персоналом, а также соответствующие положения теории управления.
Теоретические основы становления и функционирования государственной службы как таковой разработаны в трудах Г.В. Атаманчука, И.А. Базилевского, А.Н. Ершова, В.А. Кобзаненко, Б.М. Лазарева, В.И. Лукьяненко, Б.В. Лытова, В.В. Маркина, Д.М. Овсянко, Е.В. Охотского, А.В. Пикулькина, Ю.Н. Старилова, Н. Шувалова. Анализу государственной службы как социального института и особенностей ее функционирования в современном российском обществе посвящены работы Г.П. Зинченко, Ю.А. Розенбаума, Н.В. Романовского и др. В трудах отечественных ученых часто уделяется внимание региональной государственной службе - В.Г. Игнатов, В.Д. Лысенко, А.В. Понеделков, А.М. Старостин.
Среди отечественных ученых многообразные аспекты развития, становления, анализа, совершенствования системы профессионального образования рассматриваются в трудах Х. Бекова, Ю.Г. Волкова, Л. Гохберга, В. Егорова, Н. Ковалева, С.Ю. Наумова, Е.В. Масленниковой, Л.И. Найденовой. Работы А.П. Егоршина, Г.А. Гуленкова, Л. Калашниковой, А. Модина, О. Петрова, С.Д. Резника посвящены различным аспектам обучения, в том числе и системе повышения квалификации и переподготовке.
В отечественной социологии накоплен достаточный опыт изучения количественного и качественного состава государственных служащих (работы В.Э. Бойкова, О.В. Крыштановской, С.О. Майборовой, В.А. Мальцева, Ю.В. Хуторянского, К. Эварда). Работы Б.Н. Габричидзе, А.А. Деркача, А.В. Дмитриева, А.Г. Киселева, А.И. Кравченко, Г.В. Осипова, Ж.Т. Тощенко посвящены вопросам профессионализма, становлению личности профессионала, а работы Е.В. Ереминой, В.А. Иглина, А.Я. Кибанова, В.И. Коланда, А.А. Пиддэ, С.В. Шекшни - специфики карьеры госслужащих, ее содержания, видам, целям, ценностям.
Для исследования роли и места социальных групп в обществе важное значение имеет теория социальной мобильности и социальной стратификации, которая подробно рассматривается в трудах П.А. Сорокина, М. Вебера, В.Ф. Анурина, Л.А. Беляевой, Т.И. Заславской, В.В. Радаева, Н.М. Римашевской.
Исследование социальных структур и отношений между ними, системы групповых и индивидуальных установок рассмотрены в работах П. Бурдье. Особое значение для нашей работы имели положения о социальном поле и социальных агентах и понятие «символический капитал», обозначающий потенциальный фактор доступа к власти в будущем.
В работах отечественных исследователей, В.В. Герасимовой, В.А. Дятлова, В.И. Матирко, В.В. Травина, В.И. Шкатуллы раскрываются различные аспекты становления и развития, проблем функционирования кадровой поли-тик в современной российской государственной службе. А.С. Гусева, Б.В. Лытов, В.А. Сулемов, Е.В. Охотский и др. В своем творчестве уделили внимание профессиональному развитию государственных гражданских служащих.
Несмотря на наличие литературы по общим проблемам управления и развития государственной гражданской службы и ее персонала, следует от-метить, что работ, специально анализирующих непрерывное профессиональное образование и социально-профессиональное развитие госслужащих, в том числе и на региональном уровне, немного. Именно непрерывное профессиональное образование и социально-экономическое развитие госслужащих, их функционирование и изменение, содержание еще не были предметом специального исследования.
В связи с вышесказанным цель бакалаврской работы состоит в анализе непрерывного профессионального образования (подготовка, переподготовка, повышение квалификации и самообразование) государственных гражданских служащих на уровне региона как основы для их социально¬профессионального развития госслужащих и обеспечения деятельности органов государственного управления.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- проанализировать процесс профессионального образования государственных гражданских служащих с позиций институционального подхода (институциональные нормы, социальные функции, статусы и роли);
- исследовать структуру системы непрерывного профессионального образования государственных гражданских служащих в регионе с позиций институционального подхода;
- выявить и исследовать происшедшие изменения в социально - профессиональной группе госслужащих регионального уровня по критериям: уровень образования, социально-демографические характеристики (пол, возраст), опыт работы (стаж), карьерный рост;
- проанализировать социальную мотивацию государственных гражданских служащих по их отношению к непрерывному профессиональному образованию и развитию;
- определить каким образом непрерывное профессиональное образование воздействует на социально-профессиональное развитие госслужащего и исследовать его показатели;
- выявить специфику карьерного процесса госслужащих на региональном уровне;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование системы непрерывного профессионального образования государственных гражданских служащих в регионе.
Объектом исследования являются государственные гражданские служащие как социально-профессиональная группа.
В качестве предмета исследования выступают система непрерывного профессионального образования как фактор социально-профессионального развития государственных гражданских служащих.
В процессе работы над работой применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ социально-профессионального развития государственных гражданских служащих.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Пензенской области.
Эмпирической базой исследования послужили данные общегосударственной и региональной статистики, а также результаты социологических исследований, в том числе проведенных с участием диссертанта: экспертных опросов государственных гражданских служащих Пензенской области (в том числе выпускников специальности ГМУ), работающих в органах государственной власти. Автором осуществлен также вторичный анализ результатов социологических исследований по данной проблематике, опубликованных в периодической печати.
Бакалаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Таким образом, сегодня в нашей стране формируется принципиально новая социально-экономическая реальность в развитии аграрного сектора, которая не укладывается в рамки действующей национальной аграрной политики. Выбранный путь экономического роста агропромышленных пред-приятий через систему финансовых институтов показал свою несостоятельность в отношении вопросов продовольственной проблемы России в целом и регионов в частности. Создание условий для импортозамещения продовольствия отечественной продукцией невозможно с использованием инструментов денежно-кредитной политики.
Известно, что магистральный путь развития сельского хозяйства лежит через модернизацию и обновление производственных мощностей товаропроизводителей [7]. В современных рыночных условиях и при действующих формах государственной поддержки большинство хозяйств не может решить проблему расширенного воспроизводства, а без их ресурсов усилить производственную программу по выпуску сельскохозяйственной продукции проблематично. Очевидно, нужны новые государственные подходы для обеспечения поступательного развития аграрной экономики.
Как отмечают современные классики экономической аграрной науки, нужно радикальное обновление, а не корректировка или «совершенствование» проводимой аграрной политики [16], требуется «разработка новой актуализированной аграрной политики, новой экономической модели функционирования АПК» [13]. Это вызывает необходимость кардинальных преобразований в подходах к формированию и реализации агропродовольственной политики, требует радикальных обновлений теоретической и методологической базы планирования и прогнозирования аграрной экономики.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] Дата обновления: 25.01.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 05.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
3. Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 29.07.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
4. О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
5. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 05.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
7. О развитии сельского хозяйства: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.07.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
8. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 [Электронный ресурс] Дата обновления: 10.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
9. О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве: постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2000 г. № 927 [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.02.2005. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
10. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 717 [Электронный ресурс] Дата обновления:
10.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
11. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] Дата обновления: 10.02.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
12. Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 г. № 2136-р [Электронный ресурс] Дата обновления: 13.01.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
13. О поддержке агропромышленного комплекса Пензенской области: закон Пензенской области от 02.11.2004 г. № 668- ЗПО [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru(дата обращения 6.09.2017)
14. О Стратегии социально- экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года): закон Пензенской области от 04.09.2007 г. № 1367-ЗПО [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru(дата обращения 12.06.2017)
15. Акимова Т.А. Экономика устойчивого развития: учебное пособие / Т.А. Акимова, Ю.Н. Мосейкин. - М.: «Экономика», 2009. - 430 с.
16. Алексунин В.А. Маркетинг: учебник / В.А. Алексунин. - М.: «Дашков и К°», 2009. - 216 с.
17. Атюкова О.К. Агентства по развитию предпринимательства в сельских муниципальных образованиях как институты раз- вития сельских территорий / О.К. Атюкова // Экономика сельско- хозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2009. - № 7. - С. 63-65.
18. Атюкова О.К. Устойчивость развития сельских территорий / О.К. Атюкова // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 9. - С. 59-61.
19. Бамбаева Н.Я. Методика разработки и реализации стратегического плана социально-экономического развития территории / Н.Я. Бамбаева, А.С. Борзова // Региональная экономика: теория и практика. - 2006. - № 7. - С. 20-24.
20. Барышников Н. О дифференцированном подходе к государственной поддержке / Н. Барышников, Д. Самыгин // Экономист. - 2008. - № 2. - С. 64-68.
21. Богдановский В. Занятость в системе критериев выделения де-прессивных сельских территорий / В. Богдановский // Международный сель-скохозяйственный журнал. - 2010. - № 1. - С. 10-12.
22. Бойцов А. Обеспечить устойчивое развитие сельских территорий / А. Бойцов // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 4. - С. 25-29.
23. Большой экономический словарь / под редакцией А.Н. Азрилияна. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 1997. - 864 с.
24. Бородин А. Экономические механизмы устойчивого развития / А. Бородин // Экономист. - 2005. - № 4. - С. 63-72.
25. Боткин О.И. Основные факторы конкурентных позиций сельских муниципальных образований районов / О.И. Боткин, А.И. Сутыгина // Проблемы региональной экономики. - 2009. - № 3/4. - С. 272-277.
26. Войтюк М. Несельскохозяйственная деятельность на сельских территориях / М. Войтюк // АПК: экономика, управление. - 2006. - № 8. -С.38-40 .
27. Гам В.И. Устойчивое развитие / В.И. Гам // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2007. - № 2. - С. 24-27.
28. Годин А.М. Маркетинг: учебник / А.М. Годин. - М.: «Дашков и К°», 2009. - 652 с.
29. Горностаева Ж.В. Сельские территории: современное со- стояние и моделирование перспектив развития / Ж.В. Горностаева, Т.А. Забазнова, И.В. Кундрат // Экономические науки. - 2009. - № 9. - С. 110-115.
30. Гриценко Г. Стратегия развития экономики сельского муниципального района / Г. Гриценко // АПК: экономика, управление. - 2007. - № 10. - С. 21-23.
31. Гришин И. Концепция устойчивого развития в контексте глобализации / И. Гришин // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 6. - С. 66-79. 167
32. Гудашев В.А. Инвестирование в АПК региона (теория, методология, практика) / В.А. Гудашев. - М.: ГНУ ВНИЭТУСХ, 2005. - 320 с.
33. Гусейнова Л.А. Приоритеты устойчивого развития России: качество жизни и экологичность сознания / Л.А. Гусейнова // Качество. Инновации. Образование. - 2006. - № 5. - С. 5-8.
34. Гущин Н. Основные направления развития сельских территорий в регионе / Н. Гущин // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2007. - № 2. - С. 50-51.
35. Дармограй О. Методология определения уровня социально-экономического развития сельских муниципальных образований / О. Дармограй // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 6. - С. 63-68.
36. Денисов В. Долгосрочная стратегия социально- экономического развития региона необходима / В. Денисов, О. Асмус // АПК: экономика, управление. - 2008. - № 3. - С. 30-32.
37. Долгушкин Н. Национальные проекты как механизм устойчивого развития сельских территорий / Н. Долгушкин // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2007. - № 1. - С. 17-22.
38. Дорджиева О. Повышать инвестиционную привлекательность сельских территорий / О. Дорджиева // АПК: экономика, управление. - 2009.-№ 8. - С. 83-87.
39. Доронина О. Обзор материалов ООН по вопросам окружающей среды и устойчивого развития / О. Доронина // ЭКО- Синформ. - 2005. - № 9.-С. 3-64.
40. Дукмас А. Актуальные проблемы социально- экономического развития села / А. Дукмас // Международный сельскохозяйственный журнал.
-2006. - № 5. - С. 41-43. 168
41. Дукмас А. Концепция устойчивого развития сельских территорий и приоритеты в её реализации / А. Дукмас, О. Акупиян // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. - № 3. - С. 63-71.
42. Ефимова Е.В. Оценка состояния устойчивости сельских территорий Псковской области / Е.В. Ефимова // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук. - 2008. - № 4. - С. 18-20.
43. Жданов С.П. Государственная политика развития сельских территорий / С.П. Жданов // АПК: экономика, управление. - 2005. - № 12. - С. 4-10.
44. Желясков А.Л. Оценка социально-экономического потенциала сельских территорий при формировании системы поселений / А.Л. Желясков, А.Н. Поносов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 6. - С. 50-51.
45. Забазнова Т.А. Развитие бизнеса на сельских территориях (на основе SWOT-анализа) / Т.А. Забазнова, Е.Г. Попкова // Экономические науки.
- 2009. - № 2. - С. 174-178.
46. Кликич Л.М. Устойчивое развитие сельских территорий: проблемы и пути решения / Л.М. Кликич // Экономика и управление. - 2009. - № 2. - С. 89-93.
47. Коптюг В.А. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России / В.А. Коптюг // Экология и жизнь. - 2007. - № 3. - С. 10-13.
48. Корбут Л. Малый несельскохозяйственный бизнес на селе / Л. Корбут // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 2. - С. 40-44.
49. Коробейников Д.А. Роль кредитной кооперации в обеспечении устойчивости развития сельских территорий / Д.А. Коробейников, В.Б. Репников // Финансы и кредит. - 2008. - № 10. - С. 14-22.
50. Кривокора Ю.Н. Диверсификация деятельности сельско- хозяйственных предприятий - основа устойчивого развития сельских территорий / Ю.Н. Кривокора, Н.Н. Шведова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2009. - № 5. - С. 35-38.
51. Кузнецова Е. Стратегическая концепция устойчивого развития экономики / Е. Кузнецова // Проблемы теории и практики управления. -
2007.- № 6. - С. 35-43.
52. Курепина Н. Социально-экономический кризис сельской местности / Н. Крупенина, Ю. Богзыко // Экономист. - 2009. - № 6. - С. 74-80. 170
53. Личко К. Прогнозирование и планирование в АПК / К. Личко, М. Романюк // Экономика сельского хозяйства России. - 2009. - № 4. - С. 44-56.
54. Ломакин А.А. Прогноз численности сельского населения Пензенской области и разработка социальных стандартов по его обслуживанию / А.А. Ломакин // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2011. - №3. - С. 22-24.
55. Ломакин А.А. Разработка и реализация инновационных проектов для достижения устойчивого развития сельских территорий Пензенской области / А.А. Ломакин // Рыночная интеграция в агропродовольственном сек-торе: тенденции, проблемы, государственное регулирование. - М.: «Энциклопедия российских деревень», 2010. - С. 202-204.
56. Ломакин А.А. Устойчивое развитие сельских территорий в контексте глобальных проблем современности / А.А. Ломакин // Глобальные проблемы современности: действительность и прогнозы: материалы докладов Международной научно- практической конференции студентов и аспирантов. - Казань: «Познание», 2008. -С. 34-35.
57. Лысенко Д.В. Экономический анализ: учебник / Д.В. Лысенко. - М.: «Проспект», 2007. - 376 с.
58. Мартынов А.С. Прогнозируем социально-экономическое развитие регионов: принцип вариантности прогнозов социально- экономического развития регионов / А.С. Мартынов // Российское предпринимательство. - 2009. - № 12. - С. 163-167.
59. Межонова Н.В. Типология сельской местности как инструмент региональной политики / Н.В. Межонова // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 2. - С. 81-84. 171
60. Меренкова И. Взаимосвязь развития сельской территории и аграрного сектора / И. Меренкова // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2009. - № 3. - С. 22-23.
61. Меренкова И.Н. Концептуальные основы управления устойчивым развитием сельских территорий региона / И.Н. Меренкова, О.Ю. Савенкова // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 41. - С. 64 - 69.
62. Мерзлов А. Особенности устойчивого развития сельских территорий в европейских странах / А. Мерзлов, А. Филиппова // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2005. - № 3. - С. 14-17.
63. Мерзлов А. Пилотные проекты устойчивого развития сельских территорий / А. Мерзлов, В. Козлов // Экономика сельского хозяйства Рос-сии. - 2006. - № 1. - С. 21.
64. Мерзлов А. Разработка программ развития сельских территорий в Германии / А. Мерзлов, Н. Леонова // АПК: экономика, управление. - 2009.- № 1. - С. 87-90.
65. Минина Е.Л. Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий / Е.Л. Минина // Журнал российского права. - 2009. - № 12. - С. 31-37.
66. Некрасов Е.В. Проблемы стратегического управления устойчивым развитием сельских территорий / Е.В. Некрасова // Менеджмент: теория и практика. - 2007. - № 1/2 - С. 192-198.
67. Непарко М. Новые направления развития сельских территорий / М. Непарко // АПК: экономика, управление. - 2007. - № 7. - С. 19-21.
68. Нечаева И. Социокультурное значение сельских территорий / И. Нечаева // Экономика сельского хозяйства России. - 2009. - № 2. - С. 71-75. 172
69. Николаев М. Необходим национальный проект возрождения российского села / М. Николаев // Экономика сельского хозяйства России. - 2009. - № 9. - С. 19-23.
70. Новиков В. Тенденции формирования социально- демографического потенциала молодёжи сельских территорий России на современном этапе / В. Новиков // Социальная политика и социальное партнерство. - 2009. - № 4. - С. 68-73.
71. Овчинцева Л.А. Вовлечение населения в устойчивое развитие сельских территорий / Л.А. Овчинцева // Сельская бедность: причины и пути преодоления. - М.: «Энциклопедия российских деревень», 2004. - С. 342-347.
72. Овчинцева Л.А. Формирование национальной концепции устойчивого сельского развития в Российской Федерации / Л.А. Овчинцева // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2009. - Т. 106. - С. 205-214.
73. Огарков А.П. Главный приоритет в устойчивом развитии сельских территорий / А.П. Огарков // Экономика сельского хозяйства России. -
2009. - № 7. - С. 67-72.
74. Организация инновационного развития сельского бизнеса в регионе / Под общей научной редакцией В.В. Козлова. - М.: «Росинформагротех», 2007. - 292 с.
75. Орловская С.К. Аграрный потенциал и проблемы выживания российского крестьянства / С.К. Орловская, А.А. Рубин- штейн // Аграрная Россия. - 2008. - № 1. - С. 28-32.
76. Палаткин И. Дифференциация сельских территорий по уровню развития / И. Палаткин // АПК: экономика, управление. - 2008. - № 5. - С. 40-42.
77. Панков Б.П. Методы регулирования сельского рынка труда / Б.П. Панков, В.Я. Малахова // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2010. - С. 8-11.
78. Панков Б.П. Рынок труда на селе и его регулирование / Б.П. Панков. - М.: АгриПресс, 2007. - 267 с. 173
79. Панков Б.П. Система социальной защиты сельского населения на рынке труда / Б.П. Панков, О.В. Федотова. - М.: Компания Спутник+, 2008 - 135 с.
80. Руткевич М.Н. Философское значение концепции устойчивого развития / М.Н. Руткевич // Вопросы философии. - 2002. - № 11. - С. 24-35.
81. Салий В.В. Методика оценки конкурентоспособности сельских территорий / В.В. Салий, Н.Л. Теренина // Маркетинг в России и за рубежом.
-2007. - № 3. - С. 96-101. 174
82. Сёмин А. Программа «Уральская деревня»: цели, проблемы и механизм реализации / А. Сёмин // АПК: экономика, управление. - 2008. - № 3.-С. 25-29.
83. Скрынник Е.Б. Устойчивое развитие сельских территорий - важнейшая цель государственной агропродовольственной политики Российской Федерации / Е.Б. Скрынник //АПК: экономика, управление. - 2009. - № 11. - С. 3-17.
84. Смагин Б.И. Освоенность территории региона: теоретические и практические аспекты / Б.И. Смагин, С.К. Неуймин. - Мичуринск: Издательство Мичуринского государственного аграрного университета, 2007. - 124 с.
85. Старченко В. Инновационные проекты развития сельских территорий / В. Старченко // Экономика сельского хозяйства России. - 2009. - № 4. - С. 57-61.
86. Татаркин А. Стратегия сбалансированного планирования регионального развития / А. Татаркин, О. Козлова // Общество и экономика. -
2008.- № 5. - С. 88-100. 175
87. Торопов Д. Комплексный подход к решению задач социально-экономического развития сельских территорий / Д. Торопов // Экономист. - 2008. - № 12. - С. 27-33.
88. Третьякова Л.А. Организационно-экономические основы сельского предпринимательства / Л.А. Третьякова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 1. - С. 91-93.
89. Тронина М. Совершенствование системы территориального развития / М. Тронина, П. Черданцев // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2008. - № 5. - С. 28-29.
90. Тусков А.А. Формирование и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом специализации (на материалах Пензенской области) Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Пензенская государственная сельскохозяйственная академия. Пенза, 2004
91. Тусков А. А., Юдина Е. С., Куликов М. В., Неделько С. И. Экономико-математическое моделирование устойчивого развития агропромышленного комплекса Пензенской области // Московский экономический журнал. 2016. №3. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://qje.su/ekonomika-apk/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2016-43/?print=pdf
92. Устойчивое развитие сельских территорий: региональный аспект: науч. труды ВИАПИ им. А.А. Никонова / Под общ. ред. А.В. Петрикова. - Вып. 25. - М.: ЭРД, 2009. - 272 с.
93. Ушачев И. Концепция снижения сельской бедности / И. Ушачёв, Л. Бондаренко // АПК: экономика, управление. - 2007. - № 1. - С. 2-13.
94. Ушачев И.Г. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства России / И.Г. Ушачёв // Экономика 176 сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2009. - № 3. - С. 1-9.