КОРРЕКЦИЯ МОТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
|
Введение 3
Глава I. Проблема развития моторных функций у детей с нарушениями речи по данным литературы
1.1. Развитие движений в онтогенезе.
Связь моторных и речевых функций 5
1.2. Нарушения речи у детей дошкольного возраста 6
1.3. Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и
произвольного поведения у детей с нарушениями речи 9
Глава II. Экспериментальное изучение речевых и моторных функций у детей с нарушениями речи
2.1. Организация, содержание, методики обследования речи и моторики детей 13
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 17
Глава III. Коррекционная работа по развитию моторики детей дошкольного возраста с нарушениями речи
3.1. Упражнения и приемы развития моторных функций у детей с нарушениями речи 20
3.2. Развитие двигательных навыков на логопедических занятиях 24
3.3. Контрольный эксперимент 35
Заключение 38
Список литературы 39
Глава I. Проблема развития моторных функций у детей с нарушениями речи по данным литературы
1.1. Развитие движений в онтогенезе.
Связь моторных и речевых функций 5
1.2. Нарушения речи у детей дошкольного возраста 6
1.3. Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и
произвольного поведения у детей с нарушениями речи 9
Глава II. Экспериментальное изучение речевых и моторных функций у детей с нарушениями речи
2.1. Организация, содержание, методики обследования речи и моторики детей 13
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 17
Глава III. Коррекционная работа по развитию моторики детей дошкольного возраста с нарушениями речи
3.1. Упражнения и приемы развития моторных функций у детей с нарушениями речи 20
3.2. Развитие двигательных навыков на логопедических занятиях 24
3.3. Контрольный эксперимент 35
Заключение 38
Список литературы 39
Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита мелкая моторика рук, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.
Исследованиями многих учёных показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики.
Специальными исследованиями у большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности, затрудняет овладение письмом и рядом других навыков.
Таким образом, актуальность изучения роли и функций психомоторики в структуре целостной индивидуальности обусловлена ее интегрирующим значением в жизнедеятельности человека.
Целью данного исследования является разработка системы упражнений по развитию моторных функций детей дошкольного возраста с нарушениями речи и определение эффективности ее использования.
Объектом исследования являются особенности речевых и моторных функций у детей с нарушениями речи.
Предметом исследования является разработка системы упражнений по развитию моторики детей данной категории.
Учитывая цель, объект, предмет исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1. Изучение логопедической, психологической и методической литературы по данной теме;
2. Подбор материала и проведение изучения особенностей
моторных функций детей с нарушениями речи;
3. Разработка системы упражнений для развития моторики детей;
4. Определение эффективности проведенного обучения.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме;
• констатирующий эксперимент;
• формирующий эксперимент;
• контрольный эксперимент;
• сравнительный анализ полученных данных.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что целенаправленное использование системы упражнений по развитию моторных функций способствует развитию речевой, общей моторики и речи в целом.
Исследованиями многих учёных показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики.
Специальными исследованиями у большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности, затрудняет овладение письмом и рядом других навыков.
Таким образом, актуальность изучения роли и функций психомоторики в структуре целостной индивидуальности обусловлена ее интегрирующим значением в жизнедеятельности человека.
Целью данного исследования является разработка системы упражнений по развитию моторных функций детей дошкольного возраста с нарушениями речи и определение эффективности ее использования.
Объектом исследования являются особенности речевых и моторных функций у детей с нарушениями речи.
Предметом исследования является разработка системы упражнений по развитию моторики детей данной категории.
Учитывая цель, объект, предмет исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1. Изучение логопедической, психологической и методической литературы по данной теме;
2. Подбор материала и проведение изучения особенностей
моторных функций детей с нарушениями речи;
3. Разработка системы упражнений для развития моторики детей;
4. Определение эффективности проведенного обучения.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме;
• констатирующий эксперимент;
• формирующий эксперимент;
• контрольный эксперимент;
• сравнительный анализ полученных данных.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что целенаправленное использование системы упражнений по развитию моторных функций способствует развитию речевой, общей моторики и речи в целом.
Исследование было ориентировано на выявление особенностей моторных функций у детей с нарушениями речи. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития речи и моторных функций старших дошкольников. Данная проблема имеет теоретическое обоснование и представляет актуальность до сегодняшнего дня.
В литературе отмечается, что нарушения речи могут быть различной степени выраженности. В синдроме нарушений у детей с общим недоразвитием речи наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения моторики.
В специальной литературе, посвященной проблеме ОНР, вопросы общего моторного развития, характер формирования двигательных навыков освещены фрагментарно. Чаще констатируется факт недостаточности общей моторики, отмечаются нарушения объема, точности, координации выполняемых движений.
В нашей работе мы сделали попытку исследования артикуляционной, мелкой и общей моторики детей. Выявленные нами нарушения привели к необходимости проведения специальной работы по развитию моторики у детей дошкольного возраста с ОНР. Нами была разработана система упражнений, направленная на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики и проведено обучение. Сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового эксперимента доказал эффективность применяемых приемов, что привело к значительному улучшению звукопроизносительной стороны речи детей данной категории.
В литературе отмечается, что нарушения речи могут быть различной степени выраженности. В синдроме нарушений у детей с общим недоразвитием речи наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения моторики.
В специальной литературе, посвященной проблеме ОНР, вопросы общего моторного развития, характер формирования двигательных навыков освещены фрагментарно. Чаще констатируется факт недостаточности общей моторики, отмечаются нарушения объема, точности, координации выполняемых движений.
В нашей работе мы сделали попытку исследования артикуляционной, мелкой и общей моторики детей. Выявленные нами нарушения привели к необходимости проведения специальной работы по развитию моторики у детей дошкольного возраста с ОНР. Нами была разработана система упражнений, направленная на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики и проведено обучение. Сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового эксперимента доказал эффективность применяемых приемов, что привело к значительному улучшению звукопроизносительной стороны речи детей данной категории.
Подобные работы
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
МОТОРНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие связных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования полисенсорного восприятия
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ ДЛЯ
КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С
РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ НА ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКЦИЯ МОТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИСЕНСОРНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



