РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПО ФИЗИКЕ И АСТРОНОМИИ В ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ 7
1.1. Дидактические принципы обучения и их реализация с помощью
видеоматериалов 7
1.2. Методические требования, предъявляемые к использованию
учебных видеоматериалов на современном уроке 13
1.3. Специфические возможности учебных видеоматериалов 19
ГЛАВА II. ПРОГРАММНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ И ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВИДЕОМОНТАЖА 24
2.1. Обзор средств видеомонтажа, их преимуществ и недостатков .... 24
2.2. Основные инструменты видеомонтажа на примере Sony Vegas Pro 13 27
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ АВТОРСКИХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПО ФИЗИКЕ И АСТРОНОМИИ 37
3.1. Концепция виртуальной учебной видеоэкскурсии 37
3.2. Обзор приёмов видеосъёмки и видеомонтажа для создания
учебных мини-видеоэкскурсий по физике 39
3.3. Обзорная видеоэкскурсия по залам занимательной физики и астрономии 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ 7
1.1. Дидактические принципы обучения и их реализация с помощью
видеоматериалов 7
1.2. Методические требования, предъявляемые к использованию
учебных видеоматериалов на современном уроке 13
1.3. Специфические возможности учебных видеоматериалов 19
ГЛАВА II. ПРОГРАММНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ И ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВИДЕОМОНТАЖА 24
2.1. Обзор средств видеомонтажа, их преимуществ и недостатков .... 24
2.2. Основные инструменты видеомонтажа на примере Sony Vegas Pro 13 27
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ АВТОРСКИХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПО ФИЗИКЕ И АСТРОНОМИИ 37
3.1. Концепция виртуальной учебной видеоэкскурсии 37
3.2. Обзор приёмов видеосъёмки и видеомонтажа для создания
учебных мини-видеоэкскурсий по физике 39
3.3. Обзорная видеоэкскурсия по залам занимательной физики и астрономии 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Вследствие бурного роста уровня научно-технических достижений человечества привычный для нас окружающий мир стремительно меняется, причём со всё возрастающей скоростью. Одновременно с этим процессом уходят в прошлое и многие некогда центральные способы получения человеком информации, их место занимают новые аналоги. К традиционным газетам, фильмам и наружной рекламе прибавилось множество визуальных источников, воздействующих на сознание с экранов компьютеров, планшетов, смартфонов, информационных табло, банкоматов, терминалов и прочих мультимедийных устройств. Современный человек погружён в информационную сеть, передвигается от одного канала информации к другому, считывает её с разных носителей. Визуальность играет ведущую роль в восприятии этой информационной сети, где сознание запрограммировано на постоянное схватывание, переработку и передачу разнообразной информации [1].
Обозначенные перемены сказываются без исключения на всех сферах деятельности человека, в том числе и на образовании. Задача современного учителя здесь сводится не к тому, чтобы противостоять изменениям в классическом учебном процессе путём ограничения внедрения инновационных подходов с целью сделать его архаичным и единообразным, а к тому, чтобы идти в ногу со временем и постоянно совершенствовать методы передачи информации, основываясь на возможностях актуальных технических средств.
Умение добывать новые знания и использовать их в собственной деятельности свойственно не только обучающимся, но и педагогам, так как образование - процесс непрерывный, и продолжается он на протяжении всей жизни человека. Основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский писал: «Учитель лишь до тех пор остаётся учителем, пока сам учится. Как только он перестаёт учиться, он перестаёт быть учителем» [2].
Для обогащения учебного процесса, придания ему новизны, разнообразия и наглядности, педагог может воспользоваться возможностями такого средства передачи информации, как видео. Популярность этой электронной технологии формирования, записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения подвижного изображения, основанной на принципах телевидения, в современном мире сложно переоценить, особенно в среде подрастающего поколения. Охват всего потенциала видеороликов позволит учителю не только привлечь внимание обучающихся, «уставших» от теоретических знаний, но и значительно расширить их представление о том или ином объекте или явлении.
Особенно актуально применение учебных видеоматериалов при изучении естественных наук об окружающем мире, где визуальное наблюдение играет едва ли не решающую роль в процессе анализа, понимания и запоминания предлагаемого педагогом материала. Так, при обучении физике - науке, изучающей простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства и законы движения объектов материального мира, - перед учителем возникает ряд трудностей, связанных с ограниченностью демонстрационных возможностей классических методов, таких как физический эксперимент, лабораторная ра-бота или схематичное изображение того или иного процесса. Динамическое изображение, сопровождаемое звуковой дорожкой, многократно усиливает наглядную составляющую занятия, будь то обычный школьный урок, обзор-ная экскурсия или же любая иная форма обучения [3].
Дидактическую силу видеозаписи в учебном процессе отечественные педагоги раскрыли ещё в советское время. Так, в 30-е годы XX века по заказу Народного комиссариата просвещения РСФСР в нынешних Москве и Санкт- Петербурге были созданы Центральная студия научно-популярных и учебных фильмов («Центрнаучфильм») и Ленинградская студия научно-популярных и учебных фильмов («Леннаучифильм») (см. рис. 1). За десятилетия деятельности на базе упомянутых учреждений были созданы тысячи учебных полнометражных и короткометражных учебных фильмов, в том числе по физике и астрономии. Посредством примитивной графики и записей с натуральными экспериментами авторам удалось внедрить науку в массы, объясняя даже простым обывателям чрезвычайно сложные процессы и явления на примере упрощенных моделей.
По таким признакам, как доступность широкому зрителю и информативность, советское видеонаследие даже в XXI веке составит серьёзную конкуренцию любому современному аналогу. Однако популярность учебных медиаматериалов прошлого сейчас мала настолько, что возникает необходимость в их обновлении, а также в создании подробного алгоритма действий для учителя, следуя которому каждый педагог сможет собственноручно создать видеоролик и успешно применить его на практике.
Объектом исследования магистерской диссертации являются учебные видеоматериалы по физике и астрономии, предметом исследования - использование учебных видеоматериалов по физике и астрономии в образовательном процессе.
Цель магистерской диссертации: разработка учебных видеоматериалов по физике и астрономии, а также методических рекомендаций по созданию и использованию учебных видеоматериалов по физике и астрономии.
Задачи магистерской диссертации:
• сделать обзор научной и учебно-методической литературы по данной тематике;
• выявить методические особенности использования учебных видеоматериалов по физике и астрономии в школе;
• определить перечень программ для видеомонтажа, которые могут быть использованы учителем физики и астрономии в его педагогической деятельности; провести их сравнительный анализ, выделить оптимальную и составить для учителя описание-инструкцию по работе с ней;
• описать алгоритм создания авторских видеоматериалов по физике и астрономии на примере видеоэкскурсий.
Обозначенные перемены сказываются без исключения на всех сферах деятельности человека, в том числе и на образовании. Задача современного учителя здесь сводится не к тому, чтобы противостоять изменениям в классическом учебном процессе путём ограничения внедрения инновационных подходов с целью сделать его архаичным и единообразным, а к тому, чтобы идти в ногу со временем и постоянно совершенствовать методы передачи информации, основываясь на возможностях актуальных технических средств.
Умение добывать новые знания и использовать их в собственной деятельности свойственно не только обучающимся, но и педагогам, так как образование - процесс непрерывный, и продолжается он на протяжении всей жизни человека. Основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский писал: «Учитель лишь до тех пор остаётся учителем, пока сам учится. Как только он перестаёт учиться, он перестаёт быть учителем» [2].
Для обогащения учебного процесса, придания ему новизны, разнообразия и наглядности, педагог может воспользоваться возможностями такого средства передачи информации, как видео. Популярность этой электронной технологии формирования, записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения подвижного изображения, основанной на принципах телевидения, в современном мире сложно переоценить, особенно в среде подрастающего поколения. Охват всего потенциала видеороликов позволит учителю не только привлечь внимание обучающихся, «уставших» от теоретических знаний, но и значительно расширить их представление о том или ином объекте или явлении.
Особенно актуально применение учебных видеоматериалов при изучении естественных наук об окружающем мире, где визуальное наблюдение играет едва ли не решающую роль в процессе анализа, понимания и запоминания предлагаемого педагогом материала. Так, при обучении физике - науке, изучающей простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства и законы движения объектов материального мира, - перед учителем возникает ряд трудностей, связанных с ограниченностью демонстрационных возможностей классических методов, таких как физический эксперимент, лабораторная ра-бота или схематичное изображение того или иного процесса. Динамическое изображение, сопровождаемое звуковой дорожкой, многократно усиливает наглядную составляющую занятия, будь то обычный школьный урок, обзор-ная экскурсия или же любая иная форма обучения [3].
Дидактическую силу видеозаписи в учебном процессе отечественные педагоги раскрыли ещё в советское время. Так, в 30-е годы XX века по заказу Народного комиссариата просвещения РСФСР в нынешних Москве и Санкт- Петербурге были созданы Центральная студия научно-популярных и учебных фильмов («Центрнаучфильм») и Ленинградская студия научно-популярных и учебных фильмов («Леннаучифильм») (см. рис. 1). За десятилетия деятельности на базе упомянутых учреждений были созданы тысячи учебных полнометражных и короткометражных учебных фильмов, в том числе по физике и астрономии. Посредством примитивной графики и записей с натуральными экспериментами авторам удалось внедрить науку в массы, объясняя даже простым обывателям чрезвычайно сложные процессы и явления на примере упрощенных моделей.
По таким признакам, как доступность широкому зрителю и информативность, советское видеонаследие даже в XXI веке составит серьёзную конкуренцию любому современному аналогу. Однако популярность учебных медиаматериалов прошлого сейчас мала настолько, что возникает необходимость в их обновлении, а также в создании подробного алгоритма действий для учителя, следуя которому каждый педагог сможет собственноручно создать видеоролик и успешно применить его на практике.
Объектом исследования магистерской диссертации являются учебные видеоматериалы по физике и астрономии, предметом исследования - использование учебных видеоматериалов по физике и астрономии в образовательном процессе.
Цель магистерской диссертации: разработка учебных видеоматериалов по физике и астрономии, а также методических рекомендаций по созданию и использованию учебных видеоматериалов по физике и астрономии.
Задачи магистерской диссертации:
• сделать обзор научной и учебно-методической литературы по данной тематике;
• выявить методические особенности использования учебных видеоматериалов по физике и астрономии в школе;
• определить перечень программ для видеомонтажа, которые могут быть использованы учителем физики и астрономии в его педагогической деятельности; провести их сравнительный анализ, выделить оптимальную и составить для учителя описание-инструкцию по работе с ней;
• описать алгоритм создания авторских видеоматериалов по физике и астрономии на примере видеоэкскурсий.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи, а именно:
• сделан обзор научной и учебно-методической литературы по данной тематике;
• выявлены методические особенности использования учебных видеоматериалов по физике и астрономии в школе;
• определён перечень программ для видеомонтажа, которые могут быть использованы учителем физики и астрономии в его педагогической деятельности; проведён их сравнительный анализ, выделена оптимальная для использования программа, составлена инструкция по работе с ней;
• описан алгоритм создания авторских видеоматериалов по физике и астрономии на примере видеоэкскурсий.
Популяризация науки - одна из важнейших задач педагога в образовательном процессе. Она может решаться различным образом, в том числе и посредством интернет-взаимодействия с обучающимися через мобильные устройства (смартфоны, планшеты и т п.), без которых уже трудно представить себе современное поколение школьников. Конечно, о вредном воздействии гаджетов хорошо известно, но, несомненно, будет лучше, если эти устройства будут использоваться в образовательных целях, чем на бессмысленное и даже негативное времяпрепровождение. В этом смысле образовательный видеоконтент послужит хорошей альтернативой спам-информации.
В заключение отметим, что описанные в магистерской диссертации экспонаты с присвоенными им QR-кодами выставлены в Музее занимательных наук Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета. Концепция видеоэкскурсии доказала свою эффективность на практике - коды регулярно привлекают внимание посетителей. Обзорная видеоэкскурсия по занимательным залам музея демонстрируется абитуриентам, подающим документы в приёмную комиссию ПГУ, для их привлечения на факультет физико-математических и естественных наук.
В процессе работы над магистерской диссертацией по материалам исследования было опубликовано две статьи в изданиях РИНЦ. Проект на тему «Интерактивные реальные и виртуальные экскурсионные маршруты как инновационная форма организации образовательной деятельности по физике и астрономии на базе «Музея занимательных наук» Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета» удостоен ректорского гранта в 2021 году.
• сделан обзор научной и учебно-методической литературы по данной тематике;
• выявлены методические особенности использования учебных видеоматериалов по физике и астрономии в школе;
• определён перечень программ для видеомонтажа, которые могут быть использованы учителем физики и астрономии в его педагогической деятельности; проведён их сравнительный анализ, выделена оптимальная для использования программа, составлена инструкция по работе с ней;
• описан алгоритм создания авторских видеоматериалов по физике и астрономии на примере видеоэкскурсий.
Популяризация науки - одна из важнейших задач педагога в образовательном процессе. Она может решаться различным образом, в том числе и посредством интернет-взаимодействия с обучающимися через мобильные устройства (смартфоны, планшеты и т п.), без которых уже трудно представить себе современное поколение школьников. Конечно, о вредном воздействии гаджетов хорошо известно, но, несомненно, будет лучше, если эти устройства будут использоваться в образовательных целях, чем на бессмысленное и даже негативное времяпрепровождение. В этом смысле образовательный видеоконтент послужит хорошей альтернативой спам-информации.
В заключение отметим, что описанные в магистерской диссертации экспонаты с присвоенными им QR-кодами выставлены в Музее занимательных наук Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета. Концепция видеоэкскурсии доказала свою эффективность на практике - коды регулярно привлекают внимание посетителей. Обзорная видеоэкскурсия по занимательным залам музея демонстрируется абитуриентам, подающим документы в приёмную комиссию ПГУ, для их привлечения на факультет физико-математических и естественных наук.
В процессе работы над магистерской диссертацией по материалам исследования было опубликовано две статьи в изданиях РИНЦ. Проект на тему «Интерактивные реальные и виртуальные экскурсионные маршруты как инновационная форма организации образовательной деятельности по физике и астрономии на базе «Музея занимательных наук» Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета» удостоен ректорского гранта в 2021 году.
Подобные работы
- «РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ
ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПО ФИЗИКЕ И АСТРОНОМИИ В ШКОЛЕ»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - КОМПЛЕКС ВИДЕОРОЛИКОВ ПО ПОДГОТОВКЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕОХОСТИНГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ОБЪЯСНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



