Различия в родительском стиле воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях
|
Введение 3
Глава 1. Анализ научных источников по проблеме исследования
1.1. Семья, ее функции и структура 7
1.2. Особенности российской современной семьи 14
1.3. Типы семейного воспитания 25
1.4. Старшее поколение в системе семейных отношений 42
Глава 2. Изучение различий в родительском стиле воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях
2.1. Описание процедуры и методов исследования 47
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 51
Выводы 67
Заключение 70
Список используемых источников 72
Приложение 1 76
Приложение 2 80
Глава 1. Анализ научных источников по проблеме исследования
1.1. Семья, ее функции и структура 7
1.2. Особенности российской современной семьи 14
1.3. Типы семейного воспитания 25
1.4. Старшее поколение в системе семейных отношений 42
Глава 2. Изучение различий в родительском стиле воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях
2.1. Описание процедуры и методов исследования 47
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 51
Выводы 67
Заключение 70
Список используемых источников 72
Приложение 1 76
Приложение 2 80
Внимание исследователей к семейной тематике обусловлено значительной трансформацией института семьи, происходящей под влиянием изменившихся условий жизни общества. Сегодня, в условиях перехода общества к новым формам социального устройства, существует острая необходимость в изучении семейных отношений для прогнозировании дальнейшего развития институтов семьи и брака. Какие бы изменения ни происходили в обществе, семья всегда будет важнейшей средой формирования личности, главным институтом воспитания.
Проблемы семьи и семейных отношений нуждаются в дифференцированном подходе к их изучению, поскольку могут быть связаны как с внутренней напряженностью в семье, так и с изменением социально-экономических отношений в обществе.
В разных исследованиях семьи подразделяются по различным типологическим признакам, в зависимости от оцениваемых параметров. В зависимости от структуры родственных связей выделяют такие виды семей, как нуклеарная и расширенная (полинуклеарная).
Нуклеарная семья состоит из родителей и их детей; расширенная представлена двумя и более поколениями семей. Первый тип семьи является наиболее типичным для общества. Существует мнение, что нуклеарная семья менее эффективна, так как в ней исчезают важные аспекты развития личности ребенка вне постоянной связи с более старшим поколением.
В нуклеарной семье все внимание и забота, и сама суть отношений между супругами сосредоточены только друг на друге: муж и жена, родители и дети. Взаимоотношения формируются непосредственно между родителями и детьми. Многопоколенная семья отличается от нуклеарной семьи связью между разными поколениями. В такой семье все родственники находятся в едином пространстве.
Расширенные, многопоколенные семьи существовали повсеместно с давних времен. У восточных народов до сих пор считается необходимым проживать единой семьей, представленной несколькими поколениями. На территории России существование таких семей чаще связано с проблемами в сфере жилья и невозможностью отделения молодых людей от родителей.
Наряду с разного рода особенностями многопоколенная семья часто сталкивается с рядом трудностей. В ней нередко присутствуют проблемы, связанные с вопросами воспитания детей. Разные по возрасту поколения имеют отличное друг от друга понимание о целях и методах воспитания, что часто приводит к конфликтам. У семей, живущих под одной крышей, возможно замещение ролей, что не всегда положительно сказывается на внутрисемейных отношениях и на результатах как совместной, так и индивидуальной деятельности членов такой семьи. В расширенных семьях существует большая вероятность успешного налаживания бытовых вопросов, решения финансовых вопросов, но минусом является сниженная возможность выработки у молодого поколения собственного жизненного опыта.
Нуклеарная семья также как и многопоколенная, имеет свои преимущества и свои проблемы. К основным преимуществам относится свобода принятия решений по важным для супружеских и детско- родительских отношений вопросам. В нуклеарной семье супруги сами принимают решение о главенствующей роли кого-либо из них. К недостаткам или рискам нуклеарной семьи можно отнести утрату семейных традиций, ценностей. У детей, растущих в многопоколенной семье больше возможностей для получения опыта общения и взаимодействия с людьми разных возрастов.
Взаимодействие в многопоколенной семье - один из наиболее непростых вопросов. Ключевым моментом здесь является взаимное уважение всех членов семьи друг к другу, способность искать компромисс, на основе которого у каждого поколения сохраняется возможность руководствоваться личными предпочтениями, убеждениями и мнением.
Отметим, что изучение взаимоотношений в этих двух типах семей чаще направлено на выявление различий между родительским и прародительским стилем воспитания детей. Гораздо меньше исследований, результаты которых проясняют особенности родительских позиций, связанных со структурой семьи. На наш взгляд, изучение различий в стилях родительского воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях может не только выявить проблемы воспитания детей в семьях с разной структурой, но и указать на основные пути преодоления этих проблем.
Целью исследования стало изучение различий в родительском стиле воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях для использования диагностических данных в работе педагога-психолога по проблемам семейных и детско-родительских отношений.
Объект исследования - стили родительского воспитания.
Предмет исследования - различия в родительском стиле воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях.
Гипотеза: существуют различия в родительском стиле воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях, которые проявляются в показателях требований и запретов, предъявляемых к ребенку; степени удовлетворения его потребностей; эмоционального контакта с ним и последовательности родительских позиций.
Для реализации цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научные данные по проблеме семьи, ее функциям. Изучить вопрос типологии семьи, связанной с ее структурой. Выделить особенности современной российской семьи.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения различий в родительском стиле воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях.
3. Сформировать выборку исследования и провести диагностические процедуры.
4. Проанализировать полученные диагностические данные, интерпретировать результаты, сформулировать выводы.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
- методика АСВ (анализ семейного воспитания) Э.Г. Эйдемиллера;
- методика PARI (parental attitude research instrument) Е. Шефер, Р. Белл;
- Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи А.И. Баркан.
Для обработки эмпирических данных были использованы методы математической статистики Т-критерий Стьюдента и угловое преобразование Фишера.
В исследовании приняли участие 27 женщин, воспитывающих детей младшего школьного возраста. Из них 9 человек проживает в полинуклеарных семьях, 18 - в нуклеарных.
Проблемы семьи и семейных отношений нуждаются в дифференцированном подходе к их изучению, поскольку могут быть связаны как с внутренней напряженностью в семье, так и с изменением социально-экономических отношений в обществе.
В разных исследованиях семьи подразделяются по различным типологическим признакам, в зависимости от оцениваемых параметров. В зависимости от структуры родственных связей выделяют такие виды семей, как нуклеарная и расширенная (полинуклеарная).
Нуклеарная семья состоит из родителей и их детей; расширенная представлена двумя и более поколениями семей. Первый тип семьи является наиболее типичным для общества. Существует мнение, что нуклеарная семья менее эффективна, так как в ней исчезают важные аспекты развития личности ребенка вне постоянной связи с более старшим поколением.
В нуклеарной семье все внимание и забота, и сама суть отношений между супругами сосредоточены только друг на друге: муж и жена, родители и дети. Взаимоотношения формируются непосредственно между родителями и детьми. Многопоколенная семья отличается от нуклеарной семьи связью между разными поколениями. В такой семье все родственники находятся в едином пространстве.
Расширенные, многопоколенные семьи существовали повсеместно с давних времен. У восточных народов до сих пор считается необходимым проживать единой семьей, представленной несколькими поколениями. На территории России существование таких семей чаще связано с проблемами в сфере жилья и невозможностью отделения молодых людей от родителей.
Наряду с разного рода особенностями многопоколенная семья часто сталкивается с рядом трудностей. В ней нередко присутствуют проблемы, связанные с вопросами воспитания детей. Разные по возрасту поколения имеют отличное друг от друга понимание о целях и методах воспитания, что часто приводит к конфликтам. У семей, живущих под одной крышей, возможно замещение ролей, что не всегда положительно сказывается на внутрисемейных отношениях и на результатах как совместной, так и индивидуальной деятельности членов такой семьи. В расширенных семьях существует большая вероятность успешного налаживания бытовых вопросов, решения финансовых вопросов, но минусом является сниженная возможность выработки у молодого поколения собственного жизненного опыта.
Нуклеарная семья также как и многопоколенная, имеет свои преимущества и свои проблемы. К основным преимуществам относится свобода принятия решений по важным для супружеских и детско- родительских отношений вопросам. В нуклеарной семье супруги сами принимают решение о главенствующей роли кого-либо из них. К недостаткам или рискам нуклеарной семьи можно отнести утрату семейных традиций, ценностей. У детей, растущих в многопоколенной семье больше возможностей для получения опыта общения и взаимодействия с людьми разных возрастов.
Взаимодействие в многопоколенной семье - один из наиболее непростых вопросов. Ключевым моментом здесь является взаимное уважение всех членов семьи друг к другу, способность искать компромисс, на основе которого у каждого поколения сохраняется возможность руководствоваться личными предпочтениями, убеждениями и мнением.
Отметим, что изучение взаимоотношений в этих двух типах семей чаще направлено на выявление различий между родительским и прародительским стилем воспитания детей. Гораздо меньше исследований, результаты которых проясняют особенности родительских позиций, связанных со структурой семьи. На наш взгляд, изучение различий в стилях родительского воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях может не только выявить проблемы воспитания детей в семьях с разной структурой, но и указать на основные пути преодоления этих проблем.
Целью исследования стало изучение различий в родительском стиле воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях для использования диагностических данных в работе педагога-психолога по проблемам семейных и детско-родительских отношений.
Объект исследования - стили родительского воспитания.
Предмет исследования - различия в родительском стиле воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях.
Гипотеза: существуют различия в родительском стиле воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях, которые проявляются в показателях требований и запретов, предъявляемых к ребенку; степени удовлетворения его потребностей; эмоционального контакта с ним и последовательности родительских позиций.
Для реализации цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научные данные по проблеме семьи, ее функциям. Изучить вопрос типологии семьи, связанной с ее структурой. Выделить особенности современной российской семьи.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения различий в родительском стиле воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях.
3. Сформировать выборку исследования и провести диагностические процедуры.
4. Проанализировать полученные диагностические данные, интерпретировать результаты, сформулировать выводы.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
- методика АСВ (анализ семейного воспитания) Э.Г. Эйдемиллера;
- методика PARI (parental attitude research instrument) Е. Шефер, Р. Белл;
- Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи А.И. Баркан.
Для обработки эмпирических данных были использованы методы математической статистики Т-критерий Стьюдента и угловое преобразование Фишера.
В исследовании приняли участие 27 женщин, воспитывающих детей младшего школьного возраста. Из них 9 человек проживает в полинуклеарных семьях, 18 - в нуклеарных.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней определяется социальная ситуация развития и формируется «зона ближайшего развития», семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Ведущая роль родителей реализуется в процессе общения, создающего необходимые предпосылки и условия, обеспечивающие развитие ребенка.
Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Во взаимодействии с ними происходит становление психики детей и их личностное развитие. Именно родители формируют основы представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
О том, что стили родительского воспитания по- разному влияют на формирование и развитие личности ребенка, мы находим подтверждение в работах А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, А.В. Петровского, Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса и многих других.
Многие негативные и неадаптивные черты характера и поведения ребенка формируются в результате нарушений родительского воспитания. В психолого-педагогических исследованиях выделено множество форм неправильного воспитания, которые сказываются на развитии ребенка: гипопротекция и гиперпротекция, чрезмерность требований, воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, попустительство, минимальность запретов и т.д.
На поведение родителей в отношении ребенка, т.е. на стиль семейного воспитания, влияет много факторов. К ним относятся: характер супружеских отношений, влияние прародительской семьи, личностные особенности родителей и т.д. В данной работе рассмотрено влияние состава семьи (нуклеарных и полинуклеарных) на воспитательную тактику и стратегию родителей.
В результате проведенного исследования было установлено, что частота нарушений воспитания и интенсивность их проявлений выше в полинуклеарных семьях.
Различия в родительских стилях воспитания в полинуклеарных семьях связаны с распределением в них «зон влияния» родителей и прародителей. А в нуклеарных семьях различия в типах нарушений воспитания связаны непосредственно с личностью родителя, его воспитательными установками и уровнем педагогической компетентности.
В семье, где частыми являются конфликты между старшими, ребенку невольно приходится занимать ту или иную сторону - родителей или прародителей. Однако, при гармоничных отношениях между родителями и прародителями, расширенный состав семьи дает ребенку возможность усвоить гораздо больше образцов поведения, учит находить свое место среди представителей разных поколений.
Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Во взаимодействии с ними происходит становление психики детей и их личностное развитие. Именно родители формируют основы представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
О том, что стили родительского воспитания по- разному влияют на формирование и развитие личности ребенка, мы находим подтверждение в работах А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, А.В. Петровского, Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса и многих других.
Многие негативные и неадаптивные черты характера и поведения ребенка формируются в результате нарушений родительского воспитания. В психолого-педагогических исследованиях выделено множество форм неправильного воспитания, которые сказываются на развитии ребенка: гипопротекция и гиперпротекция, чрезмерность требований, воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, попустительство, минимальность запретов и т.д.
На поведение родителей в отношении ребенка, т.е. на стиль семейного воспитания, влияет много факторов. К ним относятся: характер супружеских отношений, влияние прародительской семьи, личностные особенности родителей и т.д. В данной работе рассмотрено влияние состава семьи (нуклеарных и полинуклеарных) на воспитательную тактику и стратегию родителей.
В результате проведенного исследования было установлено, что частота нарушений воспитания и интенсивность их проявлений выше в полинуклеарных семьях.
Различия в родительских стилях воспитания в полинуклеарных семьях связаны с распределением в них «зон влияния» родителей и прародителей. А в нуклеарных семьях различия в типах нарушений воспитания связаны непосредственно с личностью родителя, его воспитательными установками и уровнем педагогической компетентности.
В семье, где частыми являются конфликты между старшими, ребенку невольно приходится занимать ту или иную сторону - родителей или прародителей. Однако, при гармоничных отношениях между родителями и прародителями, расширенный состав семьи дает ребенку возможность усвоить гораздо больше образцов поведения, учит находить свое место среди представителей разных поколений.
Подобные работы
- «Различия в родительском стиле воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Изучение типов нарушений в стилях семейного воспитания у работающих и не работающих матерей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Характеристики коммуникативной сферы младших школьников, занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Характеристики коммуникативной сферы младших школьников, занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - «Различия в показателях эмоционально-волевой и коммуникативной
сфер младших школьников с разной сиблинговой позицией»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



