Изучение связи эмпатии и коммуникативных особенностей младших подростков - воспитанников детского дома
|
Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Коммуникативные особенности подростков. Основные трудности в
коммуникативной деятельности 6
1.2. Понятие эмпатии и ее формирование 25
1.3. Влияние условий проживания в детском доме на формирование
личности подростка 33
Выводы по 1 главе 51
Глава 2. Эмпирическое исследование связи эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома
2.1. Описание процедуры и методов исследования 53
2.2. Анализ результатов диагностики эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома 60
2.3. Изучение связи эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома 71
Выводы 78
Заключение 81
Список используемых источников 82
Приложение
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Коммуникативные особенности подростков. Основные трудности в
коммуникативной деятельности 6
1.2. Понятие эмпатии и ее формирование 25
1.3. Влияние условий проживания в детском доме на формирование
личности подростка 33
Выводы по 1 главе 51
Глава 2. Эмпирическое исследование связи эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома
2.1. Описание процедуры и методов исследования 53
2.2. Анализ результатов диагностики эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома 60
2.3. Изучение связи эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома 71
Выводы 78
Заключение 81
Список используемых источников 82
Приложение
Забота о личности ребенка, особенно подростка, его развитии и социализации - основная задача современного общества. Создание практики воспитания, развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой актуальную проблему современной психологии. Для этого необходимо изучение личностных особенностей детей-сирот, обусловленных социальной ситуацией развития в условиях детского дома.
Изучению специфики развития детей, воспитывающихся в учреждениях социально-педагогической поддержки, посвящено большое количество исследований (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Л.И. Авдеева). Изучены и показаны сферы общения воспитанников детского дома с взрослыми и сверстниками (И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова). Специфические особенности условий жизни детей в детском доме (замкнутость пространства, изолированность от широкого социума, ограниченность предметного мира, жесткие режимные требования) описаны Г.В. Семьей, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульгой. Рассмотрены факторы, влияющие на личностное развитие воспитанников детского дома: родительская депривация (Т.Н. Счастная, Е.Т. Соколова), нарушение привязанностей (Дж. Боулби), отсутствие психологической защищенности (Г.В. Семья). Такие особенности личности детей-сирот, как замедленный темп психического развития, трудности во взаимоотношениях, поверхностность чувств, повышенная тревожность, конфликтность, эгоцентризм, трудности в усвоении учебного материала описаны в работах Л.И. Божович, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульги.
Несмотря на это, анализ психологических исследований показывает, что психологические особенности личности младших подростков, воспитанников детского дома, изучены недостаточно.
В подростковом возрасте проявляется более острая необходимость в межличностном общении, чем в другие периоды. Общение становится самоцелью, в которой подростки реализуют свои интересы, формируют представления о себе и об окружающем мире. Оно оказывает огромное влияние на становление личности подростка. Общение - это не только обмен информацией, но и взаимодействие, взаимовлияние. При этом в систему отношений к другим людям включена эмпатия, как эмоциональная составляющая коммуникативных способностей. В основе развития эмпатии, усвоения нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребенка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями. В связи с этим, можно отметить, что подростки-сироты лишены этой возможности, и этот факт может сказаться на формировании их коммуникативных способностей. Следовательно, особое значение приобретает проблема исследования связи эмпатии и коммуникативных особенностей у воспитанников детского дома.
Цель исследования - изучение связи эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома, для использования полученных данных в консультативной практике педагога- психолога по вопросам развития подростков в детских домах и школах- интернатах и для разработки модели психокоррекционной работы с подростками, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.
Объектом исследования являются социально-психологические характеристики личности подростков, воспитанников детского дома.
Предмет исследования - связь эмпатии и коммуникативных особенностей подростков, воспитанников детского дома.
Гипотеза исследования: существует связь между некоторыми показателями эмпатии и коммуникативными особенностями подростков, воспитанников детского дома.
В соответствии с целями и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать данные теоретических и практических исследований по проблеме изучения эмпатии и коммуникативных особенностей младших подростков в зарубежной и отечественной психологии.
2. Провести диагностическое исследование связи эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома.
3 Проанализировать результаты диагностики и проинтерпретировать выявленные связи между некоторыми показателями эмпатии и коммуникативными особенностями подростков, воспитанников детского дома.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В качестве основного метода был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. Методика исследования уровня эмпатийных тенденций И.М. Юсупова.
2. Тест-опросник коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю.З. Гильбуха.
3. Опросник «Общение в конфликтной ситуации» К. Томаса.
4. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-1).
5. Методика диагностики мотивов аффилиации А. Мехрабиана.
В процессе обработки данных были использованы методы математической статистики - корреляционный анализ (коэффициент корреляции r-Пирсона).
В исследовании принимали участие 30 воспитанников ГКОУ «Детский дом №2 г. Саратова» в возрасте 10-12 лет.
Изучению специфики развития детей, воспитывающихся в учреждениях социально-педагогической поддержки, посвящено большое количество исследований (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Л.И. Авдеева). Изучены и показаны сферы общения воспитанников детского дома с взрослыми и сверстниками (И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова). Специфические особенности условий жизни детей в детском доме (замкнутость пространства, изолированность от широкого социума, ограниченность предметного мира, жесткие режимные требования) описаны Г.В. Семьей, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульгой. Рассмотрены факторы, влияющие на личностное развитие воспитанников детского дома: родительская депривация (Т.Н. Счастная, Е.Т. Соколова), нарушение привязанностей (Дж. Боулби), отсутствие психологической защищенности (Г.В. Семья). Такие особенности личности детей-сирот, как замедленный темп психического развития, трудности во взаимоотношениях, поверхностность чувств, повышенная тревожность, конфликтность, эгоцентризм, трудности в усвоении учебного материала описаны в работах Л.И. Божович, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульги.
Несмотря на это, анализ психологических исследований показывает, что психологические особенности личности младших подростков, воспитанников детского дома, изучены недостаточно.
В подростковом возрасте проявляется более острая необходимость в межличностном общении, чем в другие периоды. Общение становится самоцелью, в которой подростки реализуют свои интересы, формируют представления о себе и об окружающем мире. Оно оказывает огромное влияние на становление личности подростка. Общение - это не только обмен информацией, но и взаимодействие, взаимовлияние. При этом в систему отношений к другим людям включена эмпатия, как эмоциональная составляющая коммуникативных способностей. В основе развития эмпатии, усвоения нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребенка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями. В связи с этим, можно отметить, что подростки-сироты лишены этой возможности, и этот факт может сказаться на формировании их коммуникативных способностей. Следовательно, особое значение приобретает проблема исследования связи эмпатии и коммуникативных особенностей у воспитанников детского дома.
Цель исследования - изучение связи эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома, для использования полученных данных в консультативной практике педагога- психолога по вопросам развития подростков в детских домах и школах- интернатах и для разработки модели психокоррекционной работы с подростками, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.
Объектом исследования являются социально-психологические характеристики личности подростков, воспитанников детского дома.
Предмет исследования - связь эмпатии и коммуникативных особенностей подростков, воспитанников детского дома.
Гипотеза исследования: существует связь между некоторыми показателями эмпатии и коммуникативными особенностями подростков, воспитанников детского дома.
В соответствии с целями и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать данные теоретических и практических исследований по проблеме изучения эмпатии и коммуникативных особенностей младших подростков в зарубежной и отечественной психологии.
2. Провести диагностическое исследование связи эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома.
3 Проанализировать результаты диагностики и проинтерпретировать выявленные связи между некоторыми показателями эмпатии и коммуникативными особенностями подростков, воспитанников детского дома.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В качестве основного метода был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. Методика исследования уровня эмпатийных тенденций И.М. Юсупова.
2. Тест-опросник коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю.З. Гильбуха.
3. Опросник «Общение в конфликтной ситуации» К. Томаса.
4. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-1).
5. Методика диагностики мотивов аффилиации А. Мехрабиана.
В процессе обработки данных были использованы методы математической статистики - корреляционный анализ (коэффициент корреляции r-Пирсона).
В исследовании принимали участие 30 воспитанников ГКОУ «Детский дом №2 г. Саратова» в возрасте 10-12 лет.
Создание практики воспитания, развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей представляет собой актуальную проблему современной психологии. Для этого необходимо изучение личностных особенностей детей-сирот, обусловленных социальной ситуацией развития в условиях детского дома. Кроме того, анализ различных исследований показывает, что у большинства детей, воспитывающихся в детском доме, имеются различные нарушения, у них проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, однако совместной деятельности, внеситуативному общению, беседе с взрослыми они предпочитают непосредственный физический контакт. Для них также характерны отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения - вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. Особое значение данные проблемы приобретают в подростковом возрасте, когда ведущим видом деятельности становится общение. Именно поэтому важно изучать данную проблему.
Полученные в исследовании данные о связи коммуникативных особенностей и эмпатии расширяют и углубляют современные представления об особенностях воспитания младших подростков. Проведенное исследование позволяет построить адекватную модель психокоррекционной работы с подростками, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома. Выявленная связь эмпатии и коммуникативных особенностей младших подростков может учитываться в диагностической и психокоррекционной работе психологической службы школ, детских домов и школ-интернатов. Также результаты исследования позволяют сформулировать психолого-педагогические рекомендации для педагогов, психологов и воспитателей детского дома по работе с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Полученные в исследовании данные о связи коммуникативных особенностей и эмпатии расширяют и углубляют современные представления об особенностях воспитания младших подростков. Проведенное исследование позволяет построить адекватную модель психокоррекционной работы с подростками, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома. Выявленная связь эмпатии и коммуникативных особенностей младших подростков может учитываться в диагностической и психокоррекционной работе психологической службы школ, детских домов и школ-интернатов. Также результаты исследования позволяют сформулировать психолого-педагогические рекомендации для педагогов, психологов и воспитателей детского дома по работе с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Подобные работы
- «Изучение связи эмпатии и коммуникативных особенностей младших подростков - воспитанников детского дома»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование социально-психологического климата подросткового коллектива на основе гендерных стереотипов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Формирование профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017



