Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Коммуникативные особенности подростков. Основные трудности в
коммуникативной деятельности 6
1.2. Понятие эмпатии и ее формирование 25
1.3. Влияние условий проживания в детском доме на формирование
личности подростка 33
Выводы по 1 главе 51
Глава 2. Эмпирическое исследование связи эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома
2.1. Описание процедуры и методов исследования 53
2.2. Анализ результатов диагностики эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома 60
2.3. Изучение связи эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома 71
Выводы 78
Заключение 81
Список используемых источников 82
Приложение
Забота о личности ребенка, особенно подростка, его развитии и социализации - основная задача современного общества. Создание практики воспитания, развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой актуальную проблему современной психологии. Для этого необходимо изучение личностных особенностей детей-сирот, обусловленных социальной ситуацией развития в условиях детского дома.
Изучению специфики развития детей, воспитывающихся в учреждениях социально-педагогической поддержки, посвящено большое количество исследований (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Л.И. Авдеева). Изучены и показаны сферы общения воспитанников детского дома с взрослыми и сверстниками (И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова). Специфические особенности условий жизни детей в детском доме (замкнутость пространства, изолированность от широкого социума, ограниченность предметного мира, жесткие режимные требования) описаны Г.В. Семьей, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульгой. Рассмотрены факторы, влияющие на личностное развитие воспитанников детского дома: родительская депривация (Т.Н. Счастная, Е.Т. Соколова), нарушение привязанностей (Дж. Боулби), отсутствие психологической защищенности (Г.В. Семья). Такие особенности личности детей-сирот, как замедленный темп психического развития, трудности во взаимоотношениях, поверхностность чувств, повышенная тревожность, конфликтность, эгоцентризм, трудности в усвоении учебного материала описаны в работах Л.И. Божович, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульги.
Несмотря на это, анализ психологических исследований показывает, что психологические особенности личности младших подростков, воспитанников детского дома, изучены недостаточно.
В подростковом возрасте проявляется более острая необходимость в межличностном общении, чем в другие периоды. Общение становится самоцелью, в которой подростки реализуют свои интересы, формируют представления о себе и об окружающем мире. Оно оказывает огромное влияние на становление личности подростка. Общение - это не только обмен информацией, но и взаимодействие, взаимовлияние. При этом в систему отношений к другим людям включена эмпатия, как эмоциональная составляющая коммуникативных способностей. В основе развития эмпатии, усвоения нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребенка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями. В связи с этим, можно отметить, что подростки-сироты лишены этой возможности, и этот факт может сказаться на формировании их коммуникативных способностей. Следовательно, особое значение приобретает проблема исследования связи эмпатии и коммуникативных особенностей у воспитанников детского дома.
Цель исследования - изучение связи эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома, для использования полученных данных в консультативной практике педагога- психолога по вопросам развития подростков в детских домах и школах- интернатах и для разработки модели психокоррекционной работы с подростками, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.
Объектом исследования являются социально-психологические характеристики личности подростков, воспитанников детского дома.
Предмет исследования - связь эмпатии и коммуникативных особенностей подростков, воспитанников детского дома.
Гипотеза исследования: существует связь между некоторыми показателями эмпатии и коммуникативными особенностями подростков, воспитанников детского дома.
В соответствии с целями и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать данные теоретических и практических исследований по проблеме изучения эмпатии и коммуникативных особенностей младших подростков в зарубежной и отечественной психологии.
2. Провести диагностическое исследование связи эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома.
3 Проанализировать результаты диагностики и проинтерпретировать выявленные связи между некоторыми показателями эмпатии и коммуникативными особенностями подростков, воспитанников детского дома.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В качестве основного метода был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. Методика исследования уровня эмпатийных тенденций И.М. Юсупова.
2. Тест-опросник коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю.З. Гильбуха.
3. Опросник «Общение в конфликтной ситуации» К. Томаса.
4. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-1).
5. Методика диагностики мотивов аффилиации А. Мехрабиана.
В процессе обработки данных были использованы методы математической статистики - корреляционный анализ (коэффициент корреляции r-Пирсона).
В исследовании принимали участие 30 воспитанников ГКОУ «Детский дом №2 г. Саратова» в возрасте 10-12 лет.
Создание практики воспитания, развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей представляет собой актуальную проблему современной психологии. Для этого необходимо изучение личностных особенностей детей-сирот, обусловленных социальной ситуацией развития в условиях детского дома. Кроме того, анализ различных исследований показывает, что у большинства детей, воспитывающихся в детском доме, имеются различные нарушения, у них проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, однако совместной деятельности, внеситуативному общению, беседе с взрослыми они предпочитают непосредственный физический контакт. Для них также характерны отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения - вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. Особое значение данные проблемы приобретают в подростковом возрасте, когда ведущим видом деятельности становится общение. Именно поэтому важно изучать данную проблему.
Полученные в исследовании данные о связи коммуникативных особенностей и эмпатии расширяют и углубляют современные представления об особенностях воспитания младших подростков. Проведенное исследование позволяет построить адекватную модель психокоррекционной работы с подростками, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома. Выявленная связь эмпатии и коммуникативных особенностей младших подростков может учитываться в диагностической и психокоррекционной работе психологической службы школ, детских домов и школ-интернатов. Также результаты исследования позволяют сформулировать психолого-педагогические рекомендации для педагогов, психологов и воспитателей детского дома по работе с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
1. Адлер А. Понять природу человека. - СПб.: Аст-Пресс, 1997. - 102 с.
2. Аналитический материал о негосударственных образовательных учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования. - 1999. - № 8. - С. 25.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 368 с.
4. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: Аст-Пресс, 1999. - 429 с.
5. Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни. - М.: МГУ, 1982. - 230 с.
6. Беляева Л.А., Гриднева Т.Г. Особенности проявления коммуникативных способностей подростков в условиях детского дома // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2012. - №11 (126). - С. 192-197.
7. Бенкевич О.Н. Это горькое слово приют // Хибинский вестник 28 мая,1999.
8. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 2000. - 420 с.
9. Битянова М.Н. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
10. Битянова М.Р. Социальная психология. - [Электронный ресурс] -http://psychlib.ru/mgppu/Bsp-2001/Bsp-576.htm
11. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная
психологическая академия, 1995. - 328 с.
12. Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996. - 256 с.
13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 399 с.
14. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 1968. - 287 с.
15. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. - М.: Издательский центр «Академия»,
2001. -325 с.
16. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Эльконина Д.Б., Драгуновой Т.В. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
17. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. - М., 1997. - 245 с.
18. Гейхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА, 1997. - 272 с.
19. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. - М.:
Просвещение, 1990. - 144 с.
20. Григорьева Т.Г., Линская Л.3., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. - М.: Совершенство, 1997. - 114 с.
21. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. - Свердловск: Издательство Уральского университета, 1986. - 65 с.
22. Дмитриева С.А. К вопросу о психологической коррекции эмоционального состояния и межличностных отношений в среде воспитанников детского дома // Диагностика, коррекция, оздоровление в системе специального образования. - Красноярск, 2003. - С. 83-88.
23. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1967.
24. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия / Монография. - М. Издательство «Перо», 2014. - 185 с.
25. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967. - 156 с.
26. Ершов А.А. Внутригрупповые конфликты // Общение как предмет теоретических, и прикладных исследований. - Л.: Магма, 1973. - С. 59-60.
27. Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник ОГУ. - 2002. - № 7. - С. 54-65.
28. Иванова Н. Край сирот // Социальная защита. - 1997. - №1. - С. 15.
29. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных
отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
30. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков // Вопросы психологии. - 1983. - №3. - С. 40-45.
31. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 410 с.
32. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: Книга для учителя. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 304 с.
33. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
34. Комик Л.Ю. Особенности эмпатии у современного подростка
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Psihologia/9_93548.doc.htm
35. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
36. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 252 с.
37. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. - Нижний Новгород, 1999.
38. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный
интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. / Под ред. A.A. Крылова. - СПб., 1995. - 158 с.
39. Куровский В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). -
2011. - №10. - С. 141-144.
40. Лабунская В.А., Мецджерицкая Ю.А., Креус К.Д. Психология затрудненного общения: Теория, методы диагностики, коррекция. - М: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
41. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Академия, Смысл, 2008. - 368 с.
42. Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М, 1978. - 132 с.
43. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 112 с.
44. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2000. - 260 с.
45. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2012. - 392 с.
46. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - СПб: СПбГУП, 2010. - 533 с.
47. Петровский В.А. Личность в психологии: Парадигмы
субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
48. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей
общения. - М.: Высшая школа, 2007. - 217 с.
49. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
50. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.
51. Психологические тесты / под ред. Карелина А.А. - М.: ЭКСМО, 2001. - Т.2. - С. 69-77.
52. Психологическое изучение детей в школе интернате /Под ред. Л.И. Божович. - М., 1960. - 208 с.
53. Психология общения. - Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2008. - 267 с.
54. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Педагогика, 1989. - 240 с.
55. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
56. Станкин М.И. Психология общения. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
57. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 320 с.
58. Стрелкова Л.И. Творческое воображение: эмоции и ребенок: Методические рекомендации // Обруч. - 1996. - № 4. - С. 24-27.
59. Тест-опросник коммуникативных умений Л. Михельсона в
адаптации Ю.З. Гильбуха - [Электронный ресурс]
http: //chernmmc.edusite.ru/DswMedia/gil -bux_opro snikkom_umeniypodr. pdf
60. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. -1985. - № 1. - С. 16.
61. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
62. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 288 с.
63. Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
64. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995. - 288 с.
65. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. - СПб.: Изд-во Санкт- Петербург. ун-та, 2005. - 628 с.
66. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 68.
67. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты). - СПб., 1995. - 252 с.