Исследование нормативного обеспечения и практик реализации инициативного бюджетирования (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)
Работа сделана на примере муниципальных образований Пермского края.
Проведен анализ данных за 2017-2021 годы.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИКИ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РОССИИ И ПЕРМСКОМ КРАЕ 8
1.1. Определение, сущность и особенности реализации практики ИБ 8
1.2. Особенности нормативно-правовой базы ИБ 10
1.3. Основные элементы практик и управления качеством ИБ в Пермском крае 14
2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИК ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ 22
2.1. Анализ статистики муниципальных и краевых конкурсных комиссий в Пермском крае 22
2.2. Анализ качества проектов ИБ в Пермском крае 24
2.3 Основные проблемы нормативно-правовых аспектов практики реализации проектов ИБ в Пермском крае 27
3. ПРОЕКТ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИК ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Участие населения в вопросах управления федеральным, а в особенности региональным бюджетом представляет огромную важность для осуществления прямой демократии на территории Российской Федерации.
Согласно главе 8 Конституции Российской Федерации, на территории страны гражданам гарантирована реализация местного самоуправления . Условия для его развития чётко определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который предусматривает активное участие населения в решении вопросов местного назначения и определяет формы непосредственного участия . В последствии Федеральным законом от 20.07.2020 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2021 года вводится дополнительная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления – инициативные проекты .
С целью совершенствования прямой демократии, в России, наряду с другими европейскими государствами, с 2007 года реализуются практики инициативного (партисипаторного) бюджетирования . В свою очередь, практика инициативного бюджетирования – это практика, направленная на создание общественных групп с инициативами по улучшению качества условий жизни, а также регулирование экономической и социальной деятельности местных органов власти. Таким образом, в течение осуществления программы граждане, вовлекаясь в процессы экономической деятельности органов власти, приобретают доверие к своему государству, что повышает их активность в политически значимых процессах страны и формирует демократическое общество в полном его значении.
Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире растёт потребность на расширении прав граждан в политической деятельности, в связи с чем появляются новые программы по повышению вовлеченности населения в различные государственные процессы (экономические, социальные), среди которых наиболее эффективная и активно процветающая – программа поддержки местных инициатив, в том числе практики, реализующиеся на её основе – практики инициативного бюджетирования. Более того, актуальность работы подкрепляется слабой теоретической и практической базой, на основе чего повышается необходимость в проведении анализа нормативно-правовых аспектов практики. Пермский край имеет довольно значительные перспективы развития данной практики, в связи с чем появляется всё больше аспектов, требующих уточнения.
Данная практика отличается низкой степенью разработанности вследствие своей новизны. Она ещё не имеет достаточной теоретической базы, которая может способствовать более детальному изучению правовых основ регулирования и качественной реализации практики. Среди авторов, активно исследующих перспективы и особенности данной практики можно отметить научные труды Вагина В.В , Хачатрян Г.Н и Шульги И . В их работах можно найти определение и исследование теоретических аспектов практики, но, к сожалению, данные материалы не дают полноты теоретической и, в частности, практической базы. В связи с чем, эти научные исследования не эффективны в применении в процессе реализации практики.
Цель работы: изучение нормативно-правовых аспектов регулирования и реализации практики инициативного бюджетирования в Пермском крае, и на основе их проблем и особенностей сформировать проект по улучшению качества проектов на уровне субъекта.
Объект исследования – практики инициативного бюджетирования. Предмет исследования – нормативное обеспечение проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность практики инициативного бюджетирования, проанализировав особенности правовой базы инициативного бюджетирования в Российской Федерации;
- рассмотреть критерии оценки проектов, представленные в Пермском крае, на их основе выделить наиболее значимые, и провести анализ региональной правовой базы;
- из статистических данных муниципальных и краевых комиссий выделить ключевые проблемы проектов, определить качество проектов в крае;
- представить проект по повышению качества практик на основе усовершенствования нормативно-правовой базы.
Основанием исследования стала научная работа В. В. Вагина и Н. А. Шаповаловой «Особенности нормативно-правового регулирования инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации» . В данной статье приведен подробный анализ особенностей правовой базы инициативных проектов в регионах, в том числе, в ней же упоминается Пермский край как один из 4 субъектов, в которых практика закреплена на уровне законодательства. Однако, в работе не представлен детальный анализ законодательства Пермского края, вследствие чего определяется необходимость в исследовании нормативных особенностей правовой базы инициативного бюджетирования в субъекте.
Методы исследования:
- изучение сущности и структуры ИБ в системе реализации программы поддержки местных инициатив;
- анализ государственных нормативно-правовых актов в области осуществления практик ИБ;
- анализ нормативного обеспечения в данной области в Пермском крае;
- исследование документации по реализации практики в регионе в периоде с 2017 по 2021 года;
- анализ статистики конкурсных комиссий по проектам ИБ;
Курсовая работа выполнена, основываясь на статистических данных Министерства территориального развития Пермского края, а также официальных документов, представляющие настоящее законодательство Федерации , в частности, субъекта, по вопросам политики реализации инициативных проектов .
Научная новизна данной курсовой работы заключается в развитии методологии правового и экономического регулирования местного и регионального бюджета, в частности, в определении особенностей нормативной базы такого вида регулирования, как инициативные проекты. Данная практика ещё только набирает популярность и не имеет достаточной теоретической базы, поэтому настоящая курсовая работа представляет особую научную ценность.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в процессе деятельности региональных и местных органов власти, в регулировании деятельности конкурсных комиссий, а также уполномоченных по осуществлению инициативных проектов в субъекте.
Следовательно, в данной курсовой работе содержатся одна теоретическая и две практические части. В теоретической части первой главы определяется сущность и структура организации практики инициативного бюджетирования, исследуются особенности реализации в стране и в субъекте, а также определена федеральная нормативная база в области инициативных проектов. В практической части главы второй настоящей работы производится анализ нормативного обеспечения практики ИБ в субъекте, а также анализ документации Министерства территориального развития Пермского края по вопросам ИБ в период с 2017 по 2021 гг. и исследование статистики, основанной на этих данных. В третьей главе представлен проект по совершенствованию деятельности органов власти в области инициативных проектов с помощью улучшения качества нормативно-правовой базы субъекта.
Исследование нормативного обеспечения и практик реализации инициативного бюджетирования в Пермском крае позволило сделать следующие выводы.
Для повышения качества проектов ИБ в муниципальных образованиях Пермского края необходимо совершенствование нормативно-правовой базы в области инициативных проектов, что подробно прописано в проекте настоящей работы. В частности, совершенствование пункта о финансировании и софинансировании проектов, так как в законе Пермского края об ИБ предусмотрена возможность привлекать к участию финансовые ресурсы местного бюджета муниципалитетов. Самим Правительством Пермского края отмечена необходимость регулирования и разделения инициатив в вопросе софинансирования проектов, крайне важно обратить внимание на участие средств бюджета органов власти муниципального образования.
Кроме того, особое значение имеет создание устойчивой единой методологической базы сопровождению ИБ с привлечением научно-исследовательских и образовательных учреждений, коммерческих и некоммерческих организации, проектных центров. В законе Пермского края об ИБ также предусмотрена возможность консультационного сопровождения инициативных проектов, но пока слабо реализуется.
Особенно важно повышать качество проектов инициативного бюджетирования посредством обнародования и выведения информации о реализации проектов в СМИ, местные медиа-каналы и Интернет. В данный момент можно наблюдать расхождение между требованием по информированию граждан, прописанным в законе и отсутствием соответствующих действий в реальности.
В ходе исследования цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены. В курсовой работе широко раскрыта сущность практики ИБ, рассмотрены особенности нормативной правовой федеральной базы, также проанализирована региональная правовая база, качество предоставляемых проектов и их оценки, и сформулирован проект по повышению качества проектов посредством усовершенствования НПА настоящего закона Пермского края «Об реализации практик».
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // [Электронный ресурс] Официальный сайт Конституционного суда Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 20.07.2020 № 236-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.
4. Решение Пермской городской думы от 26.03.2019 N 64 (ред. от 17.11.2020) «Об утверждении положения об участии граждан в осуществлении местного самоуправления в г.Перми» // [Электронный ресурс] Официальный сайт Пермской городской думы.
5. Порядок предоставления субсидий на софинансирование проектов инициативного бюджетирования: Постановление Правительства Пермского края от 10.01.2017 № 6-п // Официальный сайт губернатора и Правительства Пермского края
6. Закон Пермского края N 654-ПК «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае» от 19.05.2016 // [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации.
7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 20.07.2020 // [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации.
8. Доклад Министерства финансов Российской Федерации «О лучшей практике развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях» // [Электронный ресурс] Официальный сайт Министерства финансов РФ.
9. Распределение субсидии на софинансирование проектов инициативного бюджетирования на 2021 год: Постановление Правительства Пермского края от 01.12.2020 № 915-п // [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации.
10. Состав краевой конкурсной комиссии инициативного бюджетирования: Распоряжение Правительства Пермского края от 02.11.2021 N 321-рп // [Электронный ресурс] Официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края.
11. Критерии, по которым проекты инициативного бюджетирования не набрали максимальное количество баллов // официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края – 2017.
12. Протокол заседания краевой конкурсной комиссии инициативного бюджетирования от 05.12.2017 г. // официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края.
13. Протокол заседания краевой конкурсной комиссии инициативного бюджетирования от 11.05.2017 г. // официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края.
14. Протокол заседания краевой конкурсной комиссии инициативного бюджетирования от 23.11.2017 г. // официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края.
15. Протокол заседания краевой конкурсной комиссии инициативного бюджетирования от 29.11.2017 г. // официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края.
16. Протокол № 1 заседания краевой конкурсной комиссии инициативного бюджетирования от 16.11.2018 г. // официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края.
17. Протокол № 2 заседания краевой конкурсной комиссии инициативного бюджетирования от 22.11.2018 г. // официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края.
18. Протокол № 3 заседания краевой конкурсной комиссии инициативного бюджетирования от 14.12.2018 г. // официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края.
19. Протокол заседания краевой конкурсной комиссии инициативного бюджетирования от 22.10.2019 г. // официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края.
20. Протокол заседания краевой конкурсной комиссии инициативного бюджетирования от 20.11.2019 г. // официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края.
21. Протокол заседания краевой конкурсной комиссии инициативного бюджетирования от 13.11.2020 г. // официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края.
22. Перечень проектов инициативного бюджетирования, которые не победили в конкурсе 2021 г. от 03.12.2020 // официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края.
23. Протокол заседания краевой комиссии от 16.11.2021 г. (итоги краевого конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования) // официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края.
24. Перечень проектов инициативного бюджетирования, которые не победили в конкурсе 2022 г. от 02.12.2021 // официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края.
25. Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации (утв. Минфином России) - 2020.
26. Постановление Правительства ПК от 31.10.2018 г. № 646-п «Об утверждении порядка предоставления субсидии из бюджета ПК бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов ПК на реализацию муниципальных программ» // официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края.
27. В. В. Вагин, Е. А. Тимохина, и соавт. 25 Вопросов об инициативном бюджетировании: учебное пособие // Москва: Издательские технологии, 2017. - 46 с.
28. В. В. Вагин, Н. В. Гаврилова, Н. А. Шаповалова. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития // Финансовый журнал. – 2015. - №4. – С. 94-103.
29. В. В. Вагин, Н. А. Шаповалова. Особенности нормативно-правового регулирования инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2021. – Т.8. - №3. – С. 34-53.
30. Д. А. Смирнов. Финансово-правовое регулирование инициативного бюджетирования в субъектах РФ // Правовая политика и правовая жизнь. – 2021. – №1. – С. 148-155.
31. Хачатрян Г.Н., Шульга И.Е., Сухова А.С. Практики партисипаторного бюджетирования в больших городах / Под общей ред. Шульги И.Е. // М.: «Алекс». - 2020. – 106 с.
32. Хачатрян Г.Н., И.Шульга, С.Гридин, А.Сухова. Операционное руководство практики инициативного бюджетирования: пример Программы поддержки местных инициатив //– М.: «Алекс». – 2016. – 88 с.
33. В. В. Вагин. Теоретические аспекты развития инициативного бюджетирования в России // Финансовый журнал. – 2016. - №3. – с.105-114.
34. Красильщиков Г.Г., Троицкая Е.А., Марасанова И.В. Реализация проектов инициативного бюджетирования: практика информационного сопровождения //Вопросы управления. - 2018. - №3. – с.70-77.
35. Вагин В.В., Н.В Гаврилова, Н.А. Шаповалова. Инициативное бюджетирование: Международный контекст Российской версии // Финансовый журнал. - 2015. - №3. – с.117-122.
36. Симонова Е.В. Доверие органам местного самоуправления и участие граждан в региональных практиках инициативного бюджетирования: характер взаимосвязи (на примере Тверской области) // Научный результат. Социология и управление. - 2017. - №1. – с.26-37.
37. Колесник Е.А. Инициативное бюджетирование как фактор развития местных сообществ // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. - №5. – вып.57. – с.42-47.
38. В. В. Вагин, К. В. Поминова, и соавт. 50 вопросов об инициативном бюджетировании: учебное пособие // Москва: Филинъ, 2018. — 86 с.
39. Гребенникова А.А, Мокеев М.М. Методические рекомендации по работе с жителями при подготовке инициативного проекта: учебное пособие // Ассоциация «Совет муниципальных образований Саратовской области», 2021. – 44 с.