Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эстетическое воспитание учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии

Работа №16247

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

этика и эстетика

Объем работы75
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
810
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА 6
1.1 Роль эстетического и трудового воспитания в формировании
гармоничной личности в современном социуме 6
1.2 Анализ содержания обучения учащихся 5-7 классов технологии
кулинарии в образовательной области «Технология» 20
1.3 Педагогические условия организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся 5-7 класса на занятиях технологии
кулинарии 32
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ КУЛИНАРИИ 52
2.1.1 Этнокультурные компоненты эстетического воспитания учащихся СОШ Республики Тыва в праздновании «Шагаа» и традиционная новогодняя пища
у тувинцев 52
2.1.2 Национальный праздник тувинского народа «Шагаа» в средних
образовательных школах Республики Тыва 58
2.2 Организация процесса эстетического воспитания на занятиях технологии
кулинарии 60
2.3 Дидактическое обеспечение процесса эстетического воспитания
учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии 71
2.4 Методика проведения процесса эстетического воспитания учащихся на занятиях технологии кулинарии и результаты экспериментальной
работы 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы. В условиях современного общества эстетическое воспитание, как одно из средств формирования всесторонне развитой гармоничной личности, занимает все более значительное место в парадигме отечественного образования и воспитания молодежи. Проблема эстетического воспитания является одной из важнейших социально- педагогических проблем, связанных с формированием общей культуры общества XXI века. Эстетическое воспитание значимо тем, что обеспечивает личностно-ценностную ориентацию личности в системе, материального и духовного наследия народа, развитие ее эстетического отношения к окружающему природному и предметному миру. Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всесторонне развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру - это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.
Педагогической наукой доказано, что важнейшее формирующее воздействие на ребенка оказывает приобщение его к самостоятельной эстетической деятельности. В образовательной области «Технология» данная деятельность основывается на монистической связи художественных и трудовых аспектов. Следовательно, эстетическая деятельность является важнейшим средством эстетического воспитания. В ней, на основе взаимодействия категорий эстетики и технологии осуществляется ценностно - ориентированная, предметно-преобразующая деятельность, в процессе которой, с одной стороны, создаются полезные и красивые вещи, обладающие художественным качеством, а с другой стороны - формируется эстетический вкус, взгляды и убежденность.
Педагогическая наука уделяет должное внимание эстетическому воспитанию и образованию в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.Ж. Овчинниковой, Д.Б. Эльконина, Б.Т.Лихачева, Г.П.Давыдова, Л.В.Соколова, Джуринский А.Н.
К сожалению, в настоящее время в практике школы недостаточно уделяется внимание эстетическому воспитанию учащихся в трудовой подготовке. Школьники практически не готовятся к решению комплексных эстетико-технологических задач.
Недостатки эстетического воспитания наносят ущерб формированию нравственно-эстетической установки личности как ценности. Это отрицательно сказывается на подготовке учащихся к жизни и самореализации в системе создания материальных и духовных ценностей, на развитии отечественного материального производства цивилизованного бизнеса, современного сервиса.
Низкая культура эстетического воспитания будущих производителей материальных ценностей и услуг обуславливает их социальную неготовность к созданию изделий, обладающих высокой художественной ценностью и способных конкурировать с лучшими зарубежными образцами. Это и побудило нас к выбору темы квалификационной работы: «Эстетической воспитание учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии».
Объект исследования: процесс и результат обучения учащихся 5-7 классов в образовательной области «Технология».
Предмет исследовании: содержание, формы и методы эстетического воспитания учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии.
Цель работы: экспериментальная проверка процесса эстетического воспитания учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогические и методические научные труды.
2. Выявить потенциальные возможности эстетического воспитания в содержании учебных программ в образовательной области «Технология».
3. Раскрыть методику и результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии.
Гипотеза: процесс эстетического воспитания учащихся 5-7 классов в
образовательной области «Технология - кулинария» будет более эффективным, если:
- будут раскрыты и обоснованы социально-педагогические проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения в образовательной области «Технология»;
- будет обоснована и реализована методика эстетического воспитания учащихся 5-7 классов в образовательной области «Технология - кулинария».
Методы исследования: исследование выполнялось разнообразными, принятыми в педагогической науке методами. В их числе: изучение научных работ, изучение документации, анкетирование.
Методической и теоретической основой исследования являются:
теоретический и системно-деятельный подход к формированию и развитию гармоничной личности, роли трудового обучения, производственного труда в ее становлении как социального субъекта.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Экспериментальной базой является средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Каа-Хема Кызылского района Республики Тыва.
Практическая значимость квалификационной работы состоит в разработке и внедрении в практику средней общеобразовательной школы № 1 п.г.т. Каа-Хема, авторской программы обучения учащихся в образовательной области «Технология», утвержденной директором этой школы Куулар Екатериной Доржуевной.
Практическая ценность - работа имеет практическую ценность для учителей технологии общеобразовательных учреждений, а также может послужить основой для разработки творческих проектов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эстетическое воспитание является нравственной основой образования в целом, важнейшей формой приобщения школьников к общечеловеческим ценностям, их социализации как личности. В результате проведенных исследований по теме курсовой работы было установлено, что проектная деятельность влияет на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий, способствует экономическому и социальному росту страны в целом, развивая творческие способности, технологическое мышление, эстетическую культуру и трудолюбие.
На основании проделанной работы по исследованию эстетического воспитания учащихся 5-7 классов в школе № 1 п.г.т. Каа-Хема по технологии кулинарии как социально-педагогической проблемы; рассмотрение педагогических основ методики теоретической полготовки учащихся, анализа содержания данной подготовки, места и значения в ней теоретических знаний; определения педагогических условий организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся; разработки и внедрения в процесс обучения методики теоретической подготовки учащихся с дидактическим обеспечением познавательного процесса; можно утверждать, что все поставленные задачи решены, цель достигнута, но, на наш взгляд, в сельских школах недостаточно уделяется внимание эстетическому воспитанию в процессе технологической подготовки.
Учащиеся практически не готовятся к решению комплексных эстетико¬технологических задач, это не позволяет сформировать у них личностные нравственно-эстетические установки на труд, его процесс, результаты.
Работая над развитием эстетического воспитания у детей на уроках технологии, у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству. И если мы хотим видеть своих детей эстетически развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Таким образом, мы выявили что, эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
-формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;
-формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
-развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
-развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту на занятиях, дома, в быте, на кухне;
развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
На уроках дети ждут новых интересных заданий, и сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всесторонне развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру - это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.
На этих занятиях учащиеся получают знания о культуре поведения,. Узнают об источниках многих пищевых продуктов.
Школьники знакомятся со значением сервировки стола, с их видами, их краткой характеристикой, способами определения качества и красоты. Учащиеся узнают правила приготовления блюд, правила их подачи, способы сервировки стола и о правилах правильного поведения за столом.



1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение. 1980. - С. 144.
2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа. 1980. С. 368.
3. Атутов П.Р. Связь трудового обучения с основами наук. - М.: Просвещение. 1988. - С. 128.
4. Атутов П.Р., Поляков В.А., Андриянов П.Н., Байдалинова Э.А. и др. Дидактика технологического образования: книга для учителя. Часть I. /под ред. Атутова - Москва: ИОСОРАО. 1988. - С. 176.
5. Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном сознании - М.: Вопросы философии. 173 - № 6 - С. 33 - 46.
6. Ахматов А.Ф. Педагогическое руководство производительным трудом // Советская педагогика. 1985. № 6 - С. 18.
7. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников - М.: Педагогика.
1981. С. 192.
8. Батышев С.Я. Задачи и системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. - М.: АПО., 1983. С. 91.
9. Блауберг Ч.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода - М.: Просвещение. 1988. С. 28.
10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика. 1989. С. 192.
11. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М., 1959. С. 95.
12. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение.
1982. С. 31.
13. Галустов Р.А. Особенности подготовки учителя трудового обучения сельской школы. Автореферат дисс.канд.пед.наук. - М.: 1986. - С. 16.
14. Гартвиг А.Ф. «Ручной труд, как метод обучения и воспитания в семье и школе». - Москва. 1912. С. 15-26.
15. Гришин Д.М., Панарина Г.П., Прокопенко В.И. Конспективный курс педагогики. Издание 2-е исправленное и дополненное. Учебное пособие. - Калуга. 1997.
16. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 2 / Под ред. П.Р. Атутова. - М.: ИОСОРАО. 1997. - С. 230.
17. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 2 / Под ред. П.Р. Атутова. - М.: ИОСОРАО. 1998. - С. 230.
18. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Джуринский. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 216с.
19. Заречная Л.П. Проблемы подготовки учителя обслуживающего труда в перспективе развития педагогического образования. - Славянск-на- Кубани. 1998. С. 181.
20. Заречная Л.П. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда. Славянск-на-Кубани. 1998. С. 366-500.
21. Зарецкая И.И. Связь эстетического и нравственного воспитания будущих молодых рабочих. Москва. 1981. Высшая школа. С. 23.
22. Зверев И.Д. Межпредметные и внутрипредметные связи - важный фактор осуществления воспитания и обучения. // Советская педагогика. 1982. № 2. С. 71-83.
23. Иванович К.А. О подготовке учителя общетехнических дисциплин для средней общеобразовательной школы. - М.: Изд. АПН РСФСР. - 1962. - С. 3-36.
24. Кардашев В.П. Ручной труд. Руководство к самостоятельному выполнению работ по металлу, дереву, картону, бумаги, глине, плетению, ткачеству, электротехнике, изготовлению инструмента и отделке готовых
работ. - Изд. 2-е исправленное и дополненное. - М.: Работник просвещения. 1930.
25. Кулинария / Под ред. Бруннек Н.И., Морозовой И.Н. - М.: Агропромиздат, 1985. С. 315.
26. Кулинария / Под ред. И.М. Скурихина. - М.: Агропромиздат, 1990. С. 218. 31.
27. Ликтан В.Т., Дамба Н.Ч. Блюда тувинской кухни. Уч. - метод. пособие по дисциплине «Технология приготовления пищи» для специальности 050502 «Технология предпринимательство». Кызыл - 2009.
28. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев - М.: Просвещение. - 2005. - 176 с.
29. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания / Б. Т. Лихачев. - М.: Педагогика. -2002.
30. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебн. Пособие для студентов пед. Заведений и слушателей ИПК и ФПК - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999.- 523 с.
31. Макаренко, А. С. Воспитание в школе / А. С. Макаренко. - М.: Просвещение. - 2006. - 255 с.
32. Методика обучения технологии / Под ред. В.Д. Симоненко - Брянск,
1998.
33. Новикова Е.Г., Ладода К.С., Бренц М.Я. Питание детей. - М.: Медицина, 1983. С. 223.
34. Новоженов Ю.М. Любителям кулинарного искусства. - М.: Высшая школа. С. 97.
35. Неменский, Б. М. О проблемах эстетического воспитания / Б. М. Неменский - М.: Просвещение. - 2007.
36. Ондар А.Д. Реализация этнокультурных интересов обучающихся в условиях внедрения ФГОС. с.67
37. Педагогика / Под ред. Кабанского Ю.К. - М.: Просвещение, 1988. С.
38. Педагогика / Под ред. Лихачева Б.Т. - М.: Просвещение, 1980, С.
318.
39. Педагогика / Под ред. Харламова И.Ф. - М.: Просвещение, 1981. С.
296.
40. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов-на-Дону: Феникс. 1998. С. 544.
41. Педагогика наших дней / Под ред. Амонашвили Ш.А., Шаталова
B. Ф., Лысенкова С.И. - Краснодар, 1989. С. 416.
42. Педагогика / Под ред. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агенство, 1996. С. 606.
43. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. Давыдова В.В. - Т. 1, Москва, 1993. С. 618.
44. Савин Н.В. Педагогика. - М.: Просвещение, 1972. С. 303.
45. Салаты. Холодные закуски. / Под ред. Н.Н. Ставицкой. - Ярославль: Экономика. 1971. С. 24.
46. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. - М.: Просвещение, 1995. С. 715.
47. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - Москва, 1980.
C. 436.
48. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. С. 224.
49. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 1999. С. 295.
50. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. - М.: Сов.энциклопедия, 1983. С. 1600.
51. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Российское педагогическое агенство, 1997. С. 174.
52. Технология приготовления пищи. / Под ред. Ковалева Н.И. - М.: Просвещение, 1999. С. 531.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ