Эстетическое воспитание учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА 6
1.1 Роль эстетического и трудового воспитания в формировании
гармоничной личности в современном социуме 6
1.2 Анализ содержания обучения учащихся 5-7 классов технологии
кулинарии в образовательной области «Технология» 20
1.3 Педагогические условия организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся 5-7 класса на занятиях технологии
кулинарии 32
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ КУЛИНАРИИ 52
2.1.1 Этнокультурные компоненты эстетического воспитания учащихся СОШ Республики Тыва в праздновании «Шагаа» и традиционная новогодняя пища
у тувинцев 52
2.1.2 Национальный праздник тувинского народа «Шагаа» в средних
образовательных школах Республики Тыва 58
2.2 Организация процесса эстетического воспитания на занятиях технологии
кулинарии 60
2.3 Дидактическое обеспечение процесса эстетического воспитания
учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии 71
2.4 Методика проведения процесса эстетического воспитания учащихся на занятиях технологии кулинарии и результаты экспериментальной
работы 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА 6
1.1 Роль эстетического и трудового воспитания в формировании
гармоничной личности в современном социуме 6
1.2 Анализ содержания обучения учащихся 5-7 классов технологии
кулинарии в образовательной области «Технология» 20
1.3 Педагогические условия организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся 5-7 класса на занятиях технологии
кулинарии 32
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ КУЛИНАРИИ 52
2.1.1 Этнокультурные компоненты эстетического воспитания учащихся СОШ Республики Тыва в праздновании «Шагаа» и традиционная новогодняя пища
у тувинцев 52
2.1.2 Национальный праздник тувинского народа «Шагаа» в средних
образовательных школах Республики Тыва 58
2.2 Организация процесса эстетического воспитания на занятиях технологии
кулинарии 60
2.3 Дидактическое обеспечение процесса эстетического воспитания
учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии 71
2.4 Методика проведения процесса эстетического воспитания учащихся на занятиях технологии кулинарии и результаты экспериментальной
работы 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. В условиях современного общества эстетическое воспитание, как одно из средств формирования всесторонне развитой гармоничной личности, занимает все более значительное место в парадигме отечественного образования и воспитания молодежи. Проблема эстетического воспитания является одной из важнейших социально- педагогических проблем, связанных с формированием общей культуры общества XXI века. Эстетическое воспитание значимо тем, что обеспечивает личностно-ценностную ориентацию личности в системе, материального и духовного наследия народа, развитие ее эстетического отношения к окружающему природному и предметному миру. Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всесторонне развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру - это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.
Педагогической наукой доказано, что важнейшее формирующее воздействие на ребенка оказывает приобщение его к самостоятельной эстетической деятельности. В образовательной области «Технология» данная деятельность основывается на монистической связи художественных и трудовых аспектов. Следовательно, эстетическая деятельность является важнейшим средством эстетического воспитания. В ней, на основе взаимодействия категорий эстетики и технологии осуществляется ценностно - ориентированная, предметно-преобразующая деятельность, в процессе которой, с одной стороны, создаются полезные и красивые вещи, обладающие художественным качеством, а с другой стороны - формируется эстетический вкус, взгляды и убежденность.
Педагогическая наука уделяет должное внимание эстетическому воспитанию и образованию в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.Ж. Овчинниковой, Д.Б. Эльконина, Б.Т.Лихачева, Г.П.Давыдова, Л.В.Соколова, Джуринский А.Н.
К сожалению, в настоящее время в практике школы недостаточно уделяется внимание эстетическому воспитанию учащихся в трудовой подготовке. Школьники практически не готовятся к решению комплексных эстетико-технологических задач.
Недостатки эстетического воспитания наносят ущерб формированию нравственно-эстетической установки личности как ценности. Это отрицательно сказывается на подготовке учащихся к жизни и самореализации в системе создания материальных и духовных ценностей, на развитии отечественного материального производства цивилизованного бизнеса, современного сервиса.
Низкая культура эстетического воспитания будущих производителей материальных ценностей и услуг обуславливает их социальную неготовность к созданию изделий, обладающих высокой художественной ценностью и способных конкурировать с лучшими зарубежными образцами. Это и побудило нас к выбору темы квалификационной работы: «Эстетической воспитание учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии».
Объект исследования: процесс и результат обучения учащихся 5-7 классов в образовательной области «Технология».
Предмет исследовании: содержание, формы и методы эстетического воспитания учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии.
Цель работы: экспериментальная проверка процесса эстетического воспитания учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогические и методические научные труды.
2. Выявить потенциальные возможности эстетического воспитания в содержании учебных программ в образовательной области «Технология».
3. Раскрыть методику и результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии.
Гипотеза: процесс эстетического воспитания учащихся 5-7 классов в
образовательной области «Технология - кулинария» будет более эффективным, если:
- будут раскрыты и обоснованы социально-педагогические проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения в образовательной области «Технология»;
- будет обоснована и реализована методика эстетического воспитания учащихся 5-7 классов в образовательной области «Технология - кулинария».
Методы исследования: исследование выполнялось разнообразными, принятыми в педагогической науке методами. В их числе: изучение научных работ, изучение документации, анкетирование.
Методической и теоретической основой исследования являются:
теоретический и системно-деятельный подход к формированию и развитию гармоничной личности, роли трудового обучения, производственного труда в ее становлении как социального субъекта.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Экспериментальной базой является средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Каа-Хема Кызылского района Республики Тыва.
Практическая значимость квалификационной работы состоит в разработке и внедрении в практику средней общеобразовательной школы № 1 п.г.т. Каа-Хема, авторской программы обучения учащихся в образовательной области «Технология», утвержденной директором этой школы Куулар Екатериной Доржуевной.
Практическая ценность - работа имеет практическую ценность для учителей технологии общеобразовательных учреждений, а также может послужить основой для разработки творческих проектов.
Педагогической наукой доказано, что важнейшее формирующее воздействие на ребенка оказывает приобщение его к самостоятельной эстетической деятельности. В образовательной области «Технология» данная деятельность основывается на монистической связи художественных и трудовых аспектов. Следовательно, эстетическая деятельность является важнейшим средством эстетического воспитания. В ней, на основе взаимодействия категорий эстетики и технологии осуществляется ценностно - ориентированная, предметно-преобразующая деятельность, в процессе которой, с одной стороны, создаются полезные и красивые вещи, обладающие художественным качеством, а с другой стороны - формируется эстетический вкус, взгляды и убежденность.
Педагогическая наука уделяет должное внимание эстетическому воспитанию и образованию в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.Ж. Овчинниковой, Д.Б. Эльконина, Б.Т.Лихачева, Г.П.Давыдова, Л.В.Соколова, Джуринский А.Н.
К сожалению, в настоящее время в практике школы недостаточно уделяется внимание эстетическому воспитанию учащихся в трудовой подготовке. Школьники практически не готовятся к решению комплексных эстетико-технологических задач.
Недостатки эстетического воспитания наносят ущерб формированию нравственно-эстетической установки личности как ценности. Это отрицательно сказывается на подготовке учащихся к жизни и самореализации в системе создания материальных и духовных ценностей, на развитии отечественного материального производства цивилизованного бизнеса, современного сервиса.
Низкая культура эстетического воспитания будущих производителей материальных ценностей и услуг обуславливает их социальную неготовность к созданию изделий, обладающих высокой художественной ценностью и способных конкурировать с лучшими зарубежными образцами. Это и побудило нас к выбору темы квалификационной работы: «Эстетической воспитание учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии».
Объект исследования: процесс и результат обучения учащихся 5-7 классов в образовательной области «Технология».
Предмет исследовании: содержание, формы и методы эстетического воспитания учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии.
Цель работы: экспериментальная проверка процесса эстетического воспитания учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогические и методические научные труды.
2. Выявить потенциальные возможности эстетического воспитания в содержании учебных программ в образовательной области «Технология».
3. Раскрыть методику и результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии.
Гипотеза: процесс эстетического воспитания учащихся 5-7 классов в
образовательной области «Технология - кулинария» будет более эффективным, если:
- будут раскрыты и обоснованы социально-педагогические проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения в образовательной области «Технология»;
- будет обоснована и реализована методика эстетического воспитания учащихся 5-7 классов в образовательной области «Технология - кулинария».
Методы исследования: исследование выполнялось разнообразными, принятыми в педагогической науке методами. В их числе: изучение научных работ, изучение документации, анкетирование.
Методической и теоретической основой исследования являются:
теоретический и системно-деятельный подход к формированию и развитию гармоничной личности, роли трудового обучения, производственного труда в ее становлении как социального субъекта.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Экспериментальной базой является средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Каа-Хема Кызылского района Республики Тыва.
Практическая значимость квалификационной работы состоит в разработке и внедрении в практику средней общеобразовательной школы № 1 п.г.т. Каа-Хема, авторской программы обучения учащихся в образовательной области «Технология», утвержденной директором этой школы Куулар Екатериной Доржуевной.
Практическая ценность - работа имеет практическую ценность для учителей технологии общеобразовательных учреждений, а также может послужить основой для разработки творческих проектов.
Эстетическое воспитание является нравственной основой образования в целом, важнейшей формой приобщения школьников к общечеловеческим ценностям, их социализации как личности. В результате проведенных исследований по теме курсовой работы было установлено, что проектная деятельность влияет на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий, способствует экономическому и социальному росту страны в целом, развивая творческие способности, технологическое мышление, эстетическую культуру и трудолюбие.
На основании проделанной работы по исследованию эстетического воспитания учащихся 5-7 классов в школе № 1 п.г.т. Каа-Хема по технологии кулинарии как социально-педагогической проблемы; рассмотрение педагогических основ методики теоретической полготовки учащихся, анализа содержания данной подготовки, места и значения в ней теоретических знаний; определения педагогических условий организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся; разработки и внедрения в процесс обучения методики теоретической подготовки учащихся с дидактическим обеспечением познавательного процесса; можно утверждать, что все поставленные задачи решены, цель достигнута, но, на наш взгляд, в сельских школах недостаточно уделяется внимание эстетическому воспитанию в процессе технологической подготовки.
Учащиеся практически не готовятся к решению комплексных эстетико¬технологических задач, это не позволяет сформировать у них личностные нравственно-эстетические установки на труд, его процесс, результаты.
Работая над развитием эстетического воспитания у детей на уроках технологии, у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству. И если мы хотим видеть своих детей эстетически развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Таким образом, мы выявили что, эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
-формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;
-формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
-развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
-развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту на занятиях, дома, в быте, на кухне;
развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
На уроках дети ждут новых интересных заданий, и сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всесторонне развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру - это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.
На этих занятиях учащиеся получают знания о культуре поведения,. Узнают об источниках многих пищевых продуктов.
Школьники знакомятся со значением сервировки стола, с их видами, их краткой характеристикой, способами определения качества и красоты. Учащиеся узнают правила приготовления блюд, правила их подачи, способы сервировки стола и о правилах правильного поведения за столом.
На основании проделанной работы по исследованию эстетического воспитания учащихся 5-7 классов в школе № 1 п.г.т. Каа-Хема по технологии кулинарии как социально-педагогической проблемы; рассмотрение педагогических основ методики теоретической полготовки учащихся, анализа содержания данной подготовки, места и значения в ней теоретических знаний; определения педагогических условий организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся; разработки и внедрения в процесс обучения методики теоретической подготовки учащихся с дидактическим обеспечением познавательного процесса; можно утверждать, что все поставленные задачи решены, цель достигнута, но, на наш взгляд, в сельских школах недостаточно уделяется внимание эстетическому воспитанию в процессе технологической подготовки.
Учащиеся практически не готовятся к решению комплексных эстетико¬технологических задач, это не позволяет сформировать у них личностные нравственно-эстетические установки на труд, его процесс, результаты.
Работая над развитием эстетического воспитания у детей на уроках технологии, у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству. И если мы хотим видеть своих детей эстетически развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Таким образом, мы выявили что, эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
-формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;
-формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
-развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
-развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту на занятиях, дома, в быте, на кухне;
развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
На уроках дети ждут новых интересных заданий, и сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всесторонне развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру - это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.
На этих занятиях учащиеся получают знания о культуре поведения,. Узнают об источниках многих пищевых продуктов.
Школьники знакомятся со значением сервировки стола, с их видами, их краткой характеристикой, способами определения качества и красоты. Учащиеся узнают правила приготовления блюд, правила их подачи, способы сервировки стола и о правилах правильного поведения за столом.



