ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
1.1. Связная речь и ее формирование в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 11
1.3. Особенности формирования связной речи у детей с общим
недоразвитием речи 18
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 23
2.2. Анализ результатов экспериментальных данных 26
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ
ПАТОЛОГИЕЙ
3.1. Цель, задачи и содержание формирующего эксперимента 30
3.2. Анализ результатов данных контрольного изучения 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Связная речь является одним из важнейших компонентов речи в дошкольном возрасте. Именно благодаря хорошему навыку связной речи, ребенок может общаться со взрослыми и сверстника, узнавать новую информацию задавая вопросы, и делиться уже полученными знаниями. Кроме того, связная речь очень важна для успешного обучения в школе, ведь именно владея связной речью, ребенок сможет давать полные, связные по смыслу, грамотные ответы на поставленные вопросы.
Для детей с общим недоразвитием речи, овладение связной речью представляет определенные трудности, потому что кроме нарушений речи, у них нарушены и другие психические процессы, такие как внимание, память и мышление, что является большим препятствием в овладении связной речью.
Целью нашей работы является изучение особенностей связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и разработка серии упражнений, игр и занятий, направленных на ее формирование, и, изучив данный вопрос, мы смогли прийти к некоторым выводам.
Исходя из поставленных нами задач, был проведен анализ работ педагогов, психологов и логопедов, посвященных проблеме формирования связной речи у детей с ОНР, показали, что в настоящее время проблема развития связной речи: ее звуковая сторона, словарный состав, грамматический строй у детей и т.д. привлекает внимание многих специалистов. У детей данной категории наблюдается значительное отставание в развитии связной речи и ее компонентов, в отличии от нормально развивающихся сверстников, того же возраста.
Нами была подобрана модифицированная методика изучения связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи, которая помогает выявить не только уровень развития речи, но и выявить уровень развития связной речи в частности.
За основу были взяты две методики: медока изучения связной речи О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой. Они имеют схожую структуру, также, как и многие другие методики изучения данного вопроса.
Данная методика предлагает качественное изучения связной речи, на основе заданий по составления связных фразовых высказываний или рассказ с наглядной опорой и без нее. На каждом последующем этапе изучения, задания становится сложнее для детей.
Проведенное нами исследование показало следующее.
По итогам всех трех заданий, можно сделать вывод о том, что у большинства детей с общим недоразвитием речи (III уровня речевого развития) средний уровень речевого развития, это составляет 56% детей. Дети со средним уровнем речевого развития умеют слушать и понимать речь, участвуют в общении чаще всего не по собственной инициативе, при описании допускают незначительные ошибки и паузы, у таких детей небольшой лексический словарный запас, обычно используют не связные фразы, описывая что-либо, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом. Остальная часть детей, 44%, малоактивны в общении с взрослым и сверстниками, не умеют сосредотачивать внимание, плохо излагают свои мысли по уведенному и воспринятому, маленький словарный запас, дети прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний...
Связная речь является одним из важнейших компонентов речи в дошкольном возрасте. Именно благодаря хорошему навыку связной речи, ребенок может общаться со взрослыми и сверстника, узнавать новую информацию задавая вопросы, и делиться уже полученными знаниями. Кроме того, связная речь очень важна для успешного обучения в школе, ведь именно владея связной речью, ребенок сможет давать полные, связные по смыслу, грамотные ответы на поставленные вопросы.
Для детей с общим недоразвитием речи, овладение связной речью представляет определенные трудности, потому что кроме нарушений речи, у них нарушены и другие психические процессы, такие как внимание, память и мышление, что является большим препятствием в овладении связной речью.
Целью нашей работы является изучение особенностей связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и разработка серии упражнений, игр и занятий, направленных на ее формирование, и, изучив данный вопрос, мы смогли прийти к некоторым выводам.
Исходя из поставленных нами задач, был проведен анализ работ педагогов, психологов и логопедов, посвященных проблеме формирования связной речи у детей с ОНР, показали, что в настоящее время проблема развития связной речи: ее звуковая сторона, словарный состав, грамматический строй у детей и т.д. привлекает внимание многих специалистов. У детей данной категории наблюдается значительное отставание в развитии связной речи и ее компонентов, в отличии от нормально развивающихся сверстников, того же возраста.
Нами была подобрана модифицированная методика изучения связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи, которая помогает выявить не только уровень развития речи, но и выявить уровень развития связной речи в частности.
За основу были взяты две методики: медока изучения связной речи О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой. Они имеют схожую структуру, также, как и многие другие методики изучения данного вопроса.
Данная методика предлагает качественное изучения связной речи, на основе заданий по составления связных фразовых высказываний или рассказ с наглядной опорой и без нее. На каждом последующем этапе изучения, задания становится сложнее для детей.
Проведенное нами исследование показало следующее.
По итогам всех трех заданий, можно сделать вывод о том, что у большинства детей с общим недоразвитием речи (III уровня речевого развития) средний уровень речевого развития, это составляет 56% детей. Дети со средним уровнем речевого развития умеют слушать и понимать речь, участвуют в общении чаще всего не по собственной инициативе, при описании допускают незначительные ошибки и паузы, у таких детей небольшой лексический словарный запас, обычно используют не связные фразы, описывая что-либо, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом. Остальная часть детей, 44%, малоактивны в общении с взрослым и сверстниками, не умеют сосредотачивать внимание, плохо излагают свои мысли по уведенному и воспринятому, маленький словарный запас, дети прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний...
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Книголюб, 2004. - 56 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
4. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи
дошкольников / Т.В. Волосовец.- М.: В. Секачев, 2002. - 256 с.
5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.
[Электронный ресурс]:- М., 1999. - Режим
доступа: https:ZZpedlib.ru/Books/1Z0162/index.shtml
7. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань,2003. - 656с.
8. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.- М.: Секачев В.Ю.. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. - 128 с.
9. Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 1. - С. 18-23.
10. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 28-34.
11. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского
сада / В.В. Гербова. [Электронный ресурс]:- М., 1983. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/03/01/gerbova-v-v- razvitie-rechi-v-detskom-sadu-srednyaya-gruppa
12. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев.
[Электронный ресурс]: - М., 1991. - Режим
доступа: https: //vk.com/wall204499715 5 5
13. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
14. Глухов, В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов // Дефектология. - №6. - 1990. - С. 31-34.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников /
Л.Н. Ефименкова.[Электронный ресурс]:- М., 1990, - Режим
доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0383/1 0383-1.shtml...49