Модернизация системы высшего профессионального образования в Пензенской области
|
Введение 3
1 Становление и развитие образования в современной
России 7
1.1 История реформирования российского образования 7
1.2 Управление образовательной системой Российской
Федерации 22
2 Современное состояние системы высшего профессионального
образования Пензенской области 44
2.1 Развитие рынка образовательных услуг в Пензенской области в
условиях модернизации высшей школы 44
2.2 Подготовка специалистов в Пензенском государственном
университете 59
3 Предложения по развитию образовательных услуг 72
Заключение 77
Список использованных источников 81
Приложения 92
1 Становление и развитие образования в современной
России 7
1.1 История реформирования российского образования 7
1.2 Управление образовательной системой Российской
Федерации 22
2 Современное состояние системы высшего профессионального
образования Пензенской области 44
2.1 Развитие рынка образовательных услуг в Пензенской области в
условиях модернизации высшей школы 44
2.2 Подготовка специалистов в Пензенском государственном
университете 59
3 Предложения по развитию образовательных услуг 72
Заключение 77
Список использованных источников 81
Приложения 92
Актуальность темы определяется тем, что последние два с лишним десятилетия российское образование находится в процессе реформирования, основные результаты которого в обществе трактуются неоднозначно. С одной стороны, трансформации в образовательной системе, включая все составляющие её элементы, воспринимаются как здоровая модернизация, но с другой стороны, - как болезненные изменения, идущие в разрез с действительностью.
Российское участие в мировых интеграционных процессах, в том числе и образовательных, присоединение к Болонскому процессу и его реализация на территории государства порождает множество дискуссий. Есть и сторонники новой системы, провозглашающие дальнейшее распространение европейских стандартов, но есть и критики, категорично настроенные в отношении изменений и превращение России в некий «придаток Европейского Союза» [15, с.166].
Противоречивое состояние, в котором пребывает не только образовательная система, но и страна в целом, актуализирует проблему адекватности проводимых реформ относительно социальных реалий России.
Научная новизна связана с тем, что в работе представлена региональная система высшего профессионального образования, был проведён комплексный анализ деятельности крупных образовательных учреждений Пензенской области, оказывающих услуги по получению высшего образования, и их влияния на рынок образовательных услуг региона.
Степень научной разработанности темы. Образовательная проблематика вызывает интерес у учёных из разных научных областей. В этой связи было написано большое количество научных трудов, которые отчасти легли в основу написания данной выпускной квалификационной работы (далее- ВКР)...
Российское участие в мировых интеграционных процессах, в том числе и образовательных, присоединение к Болонскому процессу и его реализация на территории государства порождает множество дискуссий. Есть и сторонники новой системы, провозглашающие дальнейшее распространение европейских стандартов, но есть и критики, категорично настроенные в отношении изменений и превращение России в некий «придаток Европейского Союза» [15, с.166].
Противоречивое состояние, в котором пребывает не только образовательная система, но и страна в целом, актуализирует проблему адекватности проводимых реформ относительно социальных реалий России.
Научная новизна связана с тем, что в работе представлена региональная система высшего профессионального образования, был проведён комплексный анализ деятельности крупных образовательных учреждений Пензенской области, оказывающих услуги по получению высшего образования, и их влияния на рынок образовательных услуг региона.
Степень научной разработанности темы. Образовательная проблематика вызывает интерес у учёных из разных научных областей. В этой связи было написано большое количество научных трудов, которые отчасти легли в основу написания данной выпускной квалификационной работы (далее- ВКР)...
В связи с многочисленными кризисными трансформациями структуры рынка образовательных услуг Российской Федерации давно назрела необходимость поиска комплексных решений по сохранению и повышению конкурентоспособности отечественной системы высшего профессионального образования.
Анализ истории реформирования советского образования показал, что переход к принципиально новой системе породил ряд некоторых проблем в образовательной системе России, вместе с тем усугубив уже имеющиеся недостатки: коммерциализацию, имитацию модернизации высшего
образования, усиление бюрократизации в вузах, снижение ценности академических свобод. С одной стороны, данные тенденции связаны с проявлением общих закономерностей и логики рыночной трансформации, с другой стороны, сказались характерные для 90-х годов кризисные явления и недостатки государственного регулирования.
На сегодняшний момент, государство предпринимает попытки воздействия на характер модернизации высшего образования в нужном русле. Исследование современных изменений, происходящих в сфере образования, показало, что в последнее время в данной отрасли было принято значительное количество нормативно-правовых положений. Но работа по приведению регионального законодательства об образовании в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», сопровождается рядом проблем, среди которых путаница в системе нормативных правовых актов является основной.
Никогда еще за всю российскую историю высшсс образование не было таким доступным, никогда в стране не было такого количества высших учебных заведений и такого количества студентов. В настоящее время наблюдается активизация Министерства образования РФ по реформированию образования, а также проведение мероприятий по снижению рисков «образовательного пузыря» посредством сокращения вузов и филиалов через ряд мониторингов. За период с 2007/08 по 2013/14 гг. произошло снижение доли государственных образовательных организаций высшего образования с 61,8% до 59,6%. Но на данный момент эти действия не принесли ожидаемых результатов.
На основе статистических данных о профессиональной деятельности высших учебных заведений Пензенской области были построены графики динамики развития основных показателей высшего образования, демонстрирующие сущность кризисной ситуации, с которой столкнулось российское высшее образование: сложности с трудоустройством
выпускников вузов, несогласованность количества выпускников некоторых профессий и заявленного работодателями спроса на эти профессии, не соответствие уровня образования уровню знаний, умений и навыков, необходимых для участия в конкретном процессе труда.
Существует сильный структурный перекос: перевыпуск специалистов направления «Экономики и управления» и дефицит почти по всем остальным направлениям, особенно это касается «Естественные науки», «Информационная безопасность», «Физико-математические науки», «Защита окружающей среды», «Здравоохранение». Вузы вынуждены тратить финансовые, кадровые и методические ресурсы на обучение специалистов, невостребованных на рынке труда, то есть в убыток.
Данная проблема представляется исключительно сложной, поскольку требует существенных изменений всех уровней образовательной системы от школы до педагогического вуза (подготовка учителей), а также смены вектора государственной образовательной и культурной политики. Конкурентоспособность высшего профессионального образования в России достижима при условии постоянных усилий общественности и внимательной отработке содержательной стороны образовательной системы [58].
Анализ истории реформирования советского образования показал, что переход к принципиально новой системе породил ряд некоторых проблем в образовательной системе России, вместе с тем усугубив уже имеющиеся недостатки: коммерциализацию, имитацию модернизации высшего
образования, усиление бюрократизации в вузах, снижение ценности академических свобод. С одной стороны, данные тенденции связаны с проявлением общих закономерностей и логики рыночной трансформации, с другой стороны, сказались характерные для 90-х годов кризисные явления и недостатки государственного регулирования.
На сегодняшний момент, государство предпринимает попытки воздействия на характер модернизации высшего образования в нужном русле. Исследование современных изменений, происходящих в сфере образования, показало, что в последнее время в данной отрасли было принято значительное количество нормативно-правовых положений. Но работа по приведению регионального законодательства об образовании в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», сопровождается рядом проблем, среди которых путаница в системе нормативных правовых актов является основной.
Никогда еще за всю российскую историю высшсс образование не было таким доступным, никогда в стране не было такого количества высших учебных заведений и такого количества студентов. В настоящее время наблюдается активизация Министерства образования РФ по реформированию образования, а также проведение мероприятий по снижению рисков «образовательного пузыря» посредством сокращения вузов и филиалов через ряд мониторингов. За период с 2007/08 по 2013/14 гг. произошло снижение доли государственных образовательных организаций высшего образования с 61,8% до 59,6%. Но на данный момент эти действия не принесли ожидаемых результатов.
На основе статистических данных о профессиональной деятельности высших учебных заведений Пензенской области были построены графики динамики развития основных показателей высшего образования, демонстрирующие сущность кризисной ситуации, с которой столкнулось российское высшее образование: сложности с трудоустройством
выпускников вузов, несогласованность количества выпускников некоторых профессий и заявленного работодателями спроса на эти профессии, не соответствие уровня образования уровню знаний, умений и навыков, необходимых для участия в конкретном процессе труда.
Существует сильный структурный перекос: перевыпуск специалистов направления «Экономики и управления» и дефицит почти по всем остальным направлениям, особенно это касается «Естественные науки», «Информационная безопасность», «Физико-математические науки», «Защита окружающей среды», «Здравоохранение». Вузы вынуждены тратить финансовые, кадровые и методические ресурсы на обучение специалистов, невостребованных на рынке труда, то есть в убыток.
Данная проблема представляется исключительно сложной, поскольку требует существенных изменений всех уровней образовательной системы от школы до педагогического вуза (подготовка учителей), а также смены вектора государственной образовательной и культурной политики. Конкурентоспособность высшего профессионального образования в России достижима при условии постоянных усилий общественности и внимательной отработке содержательной стороны образовательной системы [58].
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - Реализация государственной политики в сфере высшего образования в Пензенском государственном университете
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Управление образованием в Пензенской области
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2016 - Региональная политика в сфере дошкольного образования на примере Пензенской области
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Направления модернизации системы дошкольного образования в Пензенской области
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Реализация государственной политики в сфере образования в Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2015 - Народное образование Пензенской области в 1946 - 1950 гг
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «НИЖНЕКАМСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017



