Введение 3
1 Первые теории поля в лингвистике 6
1.1 Виды полей и их структура 6
1.2 Особенности фразеосемантических полей в лингвистике и подходы
в их изучении 10
1.3 Фразеологизмы как единицы функционально-фразеологического
поля 14
Выводы по главе 1 18
2 Обучение лексике на старшем этапе с использованием результатов анализа ФСП «Поведение человека» в английском
языке 20
2.1 ФСП «Поведение человека» в английском
языке 20
2.2 Особенности формирования лексического навыка у обучающихся
на старшем этапе 26
2.3 Модуль упражнений по теме «Проблемы межличностного
общения» 30
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Библиографический список 49
Приложение А 54
Приложение Б 55
Приложение В 56
Приложение Г 57
Приложение Д 58
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучаемое макрополе с фразеологическими единицами, репрезентирующими поведенческие особенности личности, является одними из ядерных полей языковой картины мира практически во всех языках, и вместе с тем, в каждом языке имеют национально-культурную специфику. Более того, нами не было обнаружено проводимого ранее комплексного анализа ФЕ с компонентом ложь/обман, тщеславие и безразличие, изучаемых в рамках фразеосемантического поля на материале английского языка, что, также, указывает на необходимость дополнительного изучения данной области фразеологического фонда английского языка.
Объектом исследования является ФСП, включающее
фразеологические единицы со значением лжи / обмана, тщеславия и безразличия в английском языке.
Предметом исследования является структура и содержание фразеосемантических микрополей «ложь/обман», «тщеславие» и «безразличие», составляющих макрополе «поведение человека».
Цель данной работы заключается в проведении анализа корпуса фразеологических единиц, формирующих фразеосемантические микрополя и разработка на его основе модуля упражнений по теме «Проблемы межличностного общения», направленного на совершенствование лексического навыка у обучающихся в старшем школьном звене.
Для достижения указанной цели, нами были определены следующие задачи:
- изучить работы ведущих специалистов отечественной и зарубежной лингвистики в области фразеологии;
- рассмотреть теоретические основы формирования ФСП;
- провести отбор корпуса ФЕ с идентифицирующим компонентом ложь/обман, тщеславие и безразличие;
- предложить классификацию единиц поля с точки зрения их включения в ядро, ближнюю и дальнюю периферию поля;
- изучить особенности формирования лексического навыка у обучающихся на старшем этапе;
- разработать модуль упражнений по теме «Проблемы межличностного общения», направленный на совершенствование лексического навыка и развитие коммуникативной компетенции старших школьников.
Теоретической базой исследования послужили труды Г.С.Щура, А.И. Дьяконова, А.В. Бондарко, З.Н. Вердиевой, В.В. Виноградова, Л.М. Васильева.
Материалом для исследования послужили английские фразеологизмы, отобранные методом сплошной выборки из энциклопедических, толковых, фразеологических, идеографических и синонимических словарей, сборников поговорок и крылатых выражений, справочников русского и английского языков. Общий объем проанализированного материала на английском языке представлен 269 фразеологическими единицами.
При работе над данным исследованием использовались следующие методы: метод лингвистического описания, метод сплошной выборки, метод моделирования семантических полей, приём количественного учёта.
Практическая значимость работы определяется возможностями использования ее результатов при сопоставительном изучении фразеологического состава родственных языков, в переводческой практике, при создании двуязычных фразеологических словарей, смешанных и идеографических словарей, в материалах которых можно будет наглядно продемонстрировать все богатство и разнообразие ФЕ, репрезентирующих поведенческие особенности. Более того, разработанный модуль упражнений может быть использован как дополнительный материал на уроках английского языка при изучении тем, посвященных проблемам молодежи и особенностям межличностной коммуникации.
...
Цель настоящей работы заключалась в проведении анализа корпуса фразеологических единиц, формирующих фразеосемантическое поле «поведение человека» и разработка на его основе модуля упражнений по теме «Проблемы межличностного общения», направленного на совершенствование лексического навыка у обучающихся в старшем школьном звене. Для достижения данной цели перед нами был поставлен ряд задач.
При решении задачи изучения работ ведущих специалистов отечественной и зарубежной лингвистики в области теории поля было рассмотрено 8 подходов по определению концепции полевого принципа системной организации языковых явлений. Более того, были изучены такие виды полей, как: номинативно-функциональное, функционально
семантическое и фразеосемантическое поле. Цель данного исследования предполагает подробное изучение фразеосемантического поля. Таким образом, нами были выделены его специфические черты, особенности организации ФЕ внутри поля и принципы, исходя из которых единицы поля включаются в ядерную и околоядерную зоны, ближнюю и дальнюю периферии.
В практической части работы представлены фразеосемантические микрополя «ложь/обман», «тщеславие» и «безразличие» как составные части макрополя «поведение человека». Установленные в настоящем исследовании структурные особенности ФСП «поведение человека» и специфика его микрополей были выявлены на основе отобранного корпуса фразеологизмов с идентифицирующим компонентом в размере 269 единиц, однако, нами был сделан вывод о том, выявленные характеристики микрополей не могут носить исчерпывающий характер. Исследованное поле рассматривается как открытое образование, которое способно расширять свои границы за счет вхождения в него новых элементов.
Задача по распределению единиц поля с точки зрения их включения в ядро, околоядеруню зону, ближнюю и дальнюю периферии поля была решена путем организации всего объема ФЕ во фразеосемантические группы. Данные группы содержат ядерные единицы, которые занимают центральное положение в поле и имеют максимальную концентрацию специфических признаков и ФЕ, которые характеризуются угасанием этих признаков пропорционально удалению от ядра поля.
Таким образом, микрополе «ложь/обман» имеет в своем ядре ФСГ «лгать» 24%, ФСГ «ложь» 20%, ФСГ «вводить в заблуждение» 18%. К дальней периферии относятся ФСГ «держать в неведении» 8% и «реакция на ложь» 7%. Микрополе «тщеславие» включает в ядро ФЕ с общим значением привлечения внимания 22% и назывные ФЕ, описывающие людей, как «выскочка» 20%, а дальняя периферия объединяет 2 ФСГ: «лезть вон из кожи» 11% и «стараться изо всех сил» 7%. Ядро микрополя «безразличие» объединяет ФСГ со значением выражения безразличия к происходящему, выражение пренебрежения 27% и ФСГ со значением «отстраняться, избегать» 24%. ФСГ речевого выражения безразличия составляет дальнюю периферию микрополя и насчитывает 3% от общего числа ФЕ, репрезентирующих данный концепт.
Последние две задачи носили методический характер. Первая из них заключалась в изучении особенностей формирования лексического навыка у обучающихся на старшем этапе. Данная задача была решена посредством изучения теоретического материала о значимости процесса обучения лексике, о возрастных и психических особенностях обучаемых в старшей школе и специфике этапов работы с лексическим материалом.
...
1 Абакумова Н.Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск: Томский государственный университет, 2010. 368 с.
2 Арсентьева Е.Ф. Сопоставительный анализ фразеологических единиц. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. 126 с.
3 Баженова Н.Г. Возможности духовного и нравственного воспитания учащихся в учебном процессе // Иностранные языки в школе. 2013. №3. С. 59 - 63.
4 Беляева Е.И. К проблеме лексико-грамматических полей в языке: автореф. дис.к.ф.н.: 23.05.12. Воронеж, 2012 .22 с.
5 Бондарко А.В. Грамматическая категория - функционально-семантическое поле - грамматическое единство: электрон.журн.2009. №3. С. 46-52. [Электронный ресурс]. URL: www.slavie.or.kr/Journals/files/volume4/bondarko (дата обращения: 12.03.2017).
6 Буланкина Н. Мотивационная готовность учителя к реализации ФГОС в
условиях современной информационно-образовательной среды: науч.- метод.жур.: Просвещение. Иностранные языки. 2016. №15.С.62-63.
[Электронный ресурс]. URL: http: //
iyazyki.prosv.ru/2016/10/motivationalreadinessteacher (дата обращения: 02. 10. 16).
7 Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2013. 142 - 146 с.
8 Васильев Л.М. Теория семантических полей//Вопросы языкознания. - М. - 1971. №5. С. 45- 46.
9 Вердиева З.Н. Семантические поля в современном английском языке.М.: Высшая школа.,1986. 120-123 с.
10 Виноградов В. В. Лексикология и лексикография: Избранные труды. - М.: Наука, 1977. 140- 161 с.
11 Волкова Е.В. Клубное объединение как среда формирования межкультурной компетенции у старшеклассников // Иностранные языки в школе. 2011. №6. С. 69 - 72.
12 Воронцов А.Б.. Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. М.: ОИРО, 2010. 64 с.
13 Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2005. 336 с.
14 Гусева Т.К. Требования к профессиональной компетентности педагога в свете основных положений ФГОС ВПО нового поколения // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4.С. 66-68.
15 Дьяконов, А. И. Понятие «поле» в лингвистике, особенности полевой структуры сферы «англицизмы в русском языке» // Сибирский филологический журнал. 2012. № 1. С. 198 - 210.
... всего 39 источников