РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ понятия «безопасное поведение на дороге детей дошкольного
возраста» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности становления безопасного
поведения на дороге детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Педагогические условия развития навыков безопасного поведения на
дороге у детей старшего дошкольного возраста средствами интерактивной среды 18
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГОПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ 25
2.1. Организация педагогического исследования по выявлению особенностей навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста 25
2.1. Выявление уровня сформированное™ навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста 30
2.1. Развитие навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста средствами интерактивной среды 35
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ понятия «безопасное поведение на дороге детей дошкольного
возраста» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности становления безопасного
поведения на дороге детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Педагогические условия развития навыков безопасного поведения на
дороге у детей старшего дошкольного возраста средствами интерактивной среды 18
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГОПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ 25
2.1. Организация педагогического исследования по выявлению особенностей навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста 25
2.1. Выявление уровня сформированное™ навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста 30
2.1. Развитие навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста средствами интерактивной среды 35
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
В наше время люди все чаще приобретают дорожно-транспортную технику и есть водители, которые не соблюдают правила дорожного движения, что приводит к дорожно-транспортному происшествию с участием детей, т.к. не у всех детей дошкольного возраста сформировано безопасное поведение на дороге, подтверждение этому можем увидеть в статистике погибших и пострадавших в дорожно-транспортном происшествии за 2019 год на дорогах России с участием детей. Чаще всего детей сбивают на пешеходных переходах в случае, если те переходят дорогу неправильно. Всего зафиксировано 15 860 дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали несовершеннолетние. Количество детей, погибших в дорожно-транспортном происшествии составляет 164 человека.
В соответствии с требованиями статьи 29 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке». Для реализации этого требования в дошкольном учреждении должна быть материально-техническая база обучения, наличие учебных, методических, наглядных, электронных и других образовательных пособий, подготовленности педагогических кадров образовательных учреждений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что обучение дошкольников безопасному участию в дорожном движении относится к образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие детей», оно направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению в дорожном
совершенствование системы знаний, умений и, навыков, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте.
Проблему безопасного поведения на дороге изучали в отечественной педагогике и накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н. Авдеевой, Н. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, А. В. Гостюшиным, М. М Котик, О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгиной, и др.
Такие исследователи как П. Лич и П. Статмэн отмечают, что обучение безопасности нужно начинать с дошкольного возраста, так как дети любят правила и целиком поддерживают их. Если ребенок заметил, что взрослый нарушает или пытается нарушить правила безопасности, то мгновенно реагирует на это. Тем самым становится союзником со взрослым в обучении правилам безопасности.
Francisco Alonso также отмечает, что следует принять во внимание дошкольный возраст, т.к. в поведении детей наблюдается неосторожность, незнание норм, а также сенсорный и когнитивный дефицит.
Однако несмотря на проработанность данного вопроса в педагогической науке и апробации методов и приёмов работы с дошкольниками по основам формирования правил дорожного движения, данная проблема остается по-прежнему актуальной и требует поиска эффективных методов взаимодействия с детьми по данной теме.
На данный момент мы можем наблюдать стремительное развитие интерактивных технологий и их активное внедрение во все образовательные учреждения. Дошкольные учреждения не стали исключением, и они обеспечивают взаимодействие детей дошкольного возраста с информационно-коммуникативными технологиями, через создание интерактивной среды, посредством взрослого.
...
В соответствии с требованиями статьи 29 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке». Для реализации этого требования в дошкольном учреждении должна быть материально-техническая база обучения, наличие учебных, методических, наглядных, электронных и других образовательных пособий, подготовленности педагогических кадров образовательных учреждений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что обучение дошкольников безопасному участию в дорожном движении относится к образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие детей», оно направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению в дорожном
совершенствование системы знаний, умений и, навыков, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте.
Проблему безопасного поведения на дороге изучали в отечественной педагогике и накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н. Авдеевой, Н. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, А. В. Гостюшиным, М. М Котик, О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгиной, и др.
Такие исследователи как П. Лич и П. Статмэн отмечают, что обучение безопасности нужно начинать с дошкольного возраста, так как дети любят правила и целиком поддерживают их. Если ребенок заметил, что взрослый нарушает или пытается нарушить правила безопасности, то мгновенно реагирует на это. Тем самым становится союзником со взрослым в обучении правилам безопасности.
Francisco Alonso также отмечает, что следует принять во внимание дошкольный возраст, т.к. в поведении детей наблюдается неосторожность, незнание норм, а также сенсорный и когнитивный дефицит.
Однако несмотря на проработанность данного вопроса в педагогической науке и апробации методов и приёмов работы с дошкольниками по основам формирования правил дорожного движения, данная проблема остается по-прежнему актуальной и требует поиска эффективных методов взаимодействия с детьми по данной теме.
На данный момент мы можем наблюдать стремительное развитие интерактивных технологий и их активное внедрение во все образовательные учреждения. Дошкольные учреждения не стали исключением, и они обеспечивают взаимодействие детей дошкольного возраста с информационно-коммуникативными технологиями, через создание интерактивной среды, посредством взрослого.
...
Дети дошкольного возраста часто подвергаются опасности на дороге, поэтому мы решили изучить данную проблему и разработать средство интерактивной среды, для развития навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.
Проведя анализ научной литературы, мы смогли изучить безопасное поведение на дороге под разными аспектами:
• поведение;
• безопасное поведение;
• безопасность личности;
• общественная безопасность;
• культура личной безопасности;
• безопасность жизнедеятельности;
• культура здорового и безопасного образа жизни человека.
Данные аспекты помогли нам в определении своего рабочего понятия безопасного поведения на дороге.
Безопасное поведение на дороге - это осознанное поведение всех участников дорожного движения, направленное на предотвращение появления ситуаций, угрожающих жизни человека, а также способность защитить себя, соблюдая общие правила и нормы поведения.
Также мы проанализировали компоненты безопасного поведения человека по И.А. Щеголеву, который выделяет их как: предвидение опасности; уклонение от опасности; преодоление опасности. И проанализировали компоненты безопасного поведения Марчук Н.Ю., которая выделяет их как: ценностно-мотивационный; когнитивный; деятельный; рефлексивный и креативный.
Данный анализ критериев поможет нам в дальнейшем с выявлением своих критериев сформированности навыков безопасного поведения на дороге у детей.
Следующим этапом мы изучили возрастные психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста и выяснили, что их безопасное поведение на дороге зависит от особенностей психофизиологического развития. Также выделили слова А.В. Гостюшина, который считает, что нельзя забывать, про детей детского сада, входящих в «группу риска», которые могут находиться в каждой группе. Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные.
Также на безопасное поведение на дороге детей дошкольного возраста влияет целый ряд факторов:
1. Ограниченные возможности детей до 8 лет в распознании источников звука, откуда доносится шум и его направлении;
2. Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого;
3. Внимание ребенка сосредоточено на данной деятельности, не замечая происходящее вокруг;
4. Трудность в принятии быстрого и адекватного решения.
Таким образом, можно сказать, что при развитии навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, а также ряд фактов влияния на безопасное поведение детей, включая детей «группы риска», иначе проделанная работа будет малоэффективна. Т.к. ребенок не сможет усвоить весь предлагаемый ему материал и не воспользуется им в жизненных ситуациях, что приведет к негативным последствиям.
Как актуальное средство для развития навыков безопасного поведения мы выделили интерактивную среду. Изучив научную литературу об интерактивной среде, мы выделили следующий алгоритм взаимодействия ребенка дошкольного возраста с интерактивной средой:
1. Осознание ребенком собственного дефицита знаний о безопасном поведении на дороге в ходе прочтения рассказов, беседы со взрослым, ответов на вопросы;
...
Проведя анализ научной литературы, мы смогли изучить безопасное поведение на дороге под разными аспектами:
• поведение;
• безопасное поведение;
• безопасность личности;
• общественная безопасность;
• культура личной безопасности;
• безопасность жизнедеятельности;
• культура здорового и безопасного образа жизни человека.
Данные аспекты помогли нам в определении своего рабочего понятия безопасного поведения на дороге.
Безопасное поведение на дороге - это осознанное поведение всех участников дорожного движения, направленное на предотвращение появления ситуаций, угрожающих жизни человека, а также способность защитить себя, соблюдая общие правила и нормы поведения.
Также мы проанализировали компоненты безопасного поведения человека по И.А. Щеголеву, который выделяет их как: предвидение опасности; уклонение от опасности; преодоление опасности. И проанализировали компоненты безопасного поведения Марчук Н.Ю., которая выделяет их как: ценностно-мотивационный; когнитивный; деятельный; рефлексивный и креативный.
Данный анализ критериев поможет нам в дальнейшем с выявлением своих критериев сформированности навыков безопасного поведения на дороге у детей.
Следующим этапом мы изучили возрастные психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста и выяснили, что их безопасное поведение на дороге зависит от особенностей психофизиологического развития. Также выделили слова А.В. Гостюшина, который считает, что нельзя забывать, про детей детского сада, входящих в «группу риска», которые могут находиться в каждой группе. Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные.
Также на безопасное поведение на дороге детей дошкольного возраста влияет целый ряд факторов:
1. Ограниченные возможности детей до 8 лет в распознании источников звука, откуда доносится шум и его направлении;
2. Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого;
3. Внимание ребенка сосредоточено на данной деятельности, не замечая происходящее вокруг;
4. Трудность в принятии быстрого и адекватного решения.
Таким образом, можно сказать, что при развитии навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, а также ряд фактов влияния на безопасное поведение детей, включая детей «группы риска», иначе проделанная работа будет малоэффективна. Т.к. ребенок не сможет усвоить весь предлагаемый ему материал и не воспользуется им в жизненных ситуациях, что приведет к негативным последствиям.
Как актуальное средство для развития навыков безопасного поведения мы выделили интерактивную среду. Изучив научную литературу об интерактивной среде, мы выделили следующий алгоритм взаимодействия ребенка дошкольного возраста с интерактивной средой:
1. Осознание ребенком собственного дефицита знаний о безопасном поведении на дороге в ходе прочтения рассказов, беседы со взрослым, ответов на вопросы;
...
Подобные работы
- ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Формирование здорового образа жизни студентов через организацию клуба здоровья
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018





