Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста средствами 1еатралнзованной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Мелкая моторика и ее значение в жизни человека 8
1.2. Особенности развития мелкой моторики рук у детей младшего
дошкольного возраста 12
1.3. Характеристика театрализованной деятельности и ее роль в
развитии детей младшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Изучение уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего
дошкольного возраста 26
2.2. Содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей
младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 33
2.3. Результаты апробации системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Мелкая моторика и ее значение в жизни человека 8
1.2. Особенности развития мелкой моторики рук у детей младшего
дошкольного возраста 12
1.3. Характеристика театрализованной деятельности и ее роль в
развитии детей младшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Изучение уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего
дошкольного возраста 26
2.2. Содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей
младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 33
2.3. Результаты апробации системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [5].
Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития зрения, осязания, формирования кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.
Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений [6].
В педагогической практике развитию мелкой моторики уделяется внимание уже в первом полугодии жизни, когда младенцу предлагаются игры различной степени сложности в зависимости от возраста. Прежде всего, создаются условия для различных действий с предметами: схватывание, ощупывание, бросание. Эта линия продолжается и в раннем детстве, благодаря играм с автодидактическими игрушками, особенности которых побуждают детей выполнять различные ручные движения: втыкание, нанизывание, продевание, растегивание, застегивание, а также развитию элементарных игровых действий с сюжетными игрушками [11].
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга [29].
Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т. к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действий по показу взрослого.
Еще в древности игрушки детям делали из доступных в скромном быту материалов. Поскольку больше времени с детьми проводили матери, которые занимались ткачеством, шитьем и прядением, они и кукол делали из ткани, ниток. Практически не используя иголку, лоскутки скручивали особым образом, а в нужных местах для прочности обматывали нитками.
Доступная в быту - глина - также использовалась детьми в игре. Маленькому ребенку давали кусочек этого природного материала, чтобы он помял его в руках, придав форму путем тонкой, ловкой, слаженной работы пальцев. Более грубая по фактуре глина покорялась детям постарше, из нее делали посуду и игрушки [20].
Таким образом, еще с древних времен пальчиковые игрушки служили развитию детского творчества, были предметом детских забав и игр.
Уникальным средством, позволяющим включать в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой - затрагивать «мир образов», является театр. Он позволяет соблюсти более плавный переход от умения оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников - игру [17].
Театрализованная деятельность способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Данный вид деятельности знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения.
В педагогической практике современного детского сада применяется систематизированный план по внедрению разнообразных театров в работу с детьми, в основу которых положен принцип постоянного наращивания трудности в театрализованных играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение. Четко обозначены направления работы в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности дошкольников, что позволят развивать мелкую моторику пальцев рук, речевые способности детей, коммуникабельность, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности, делает обучение интересным, содержательным, ненавязчивым [13].
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной нами темы исследования.
Объект исследования - развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников.
Предмет исследования - театрализованная деятельность как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования - определить эффективность использования театрализованной деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) охарактеризовать особенности развития мелкой моторики рук у младших дошкольников и влияние на этот процесс театрализованной деятельности;
3) провести диагностическое исследование исходных уровней развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
4) определить содержание работы по развитию мелкой моторики рук у младших дошкольников на основе использования театрализованной деятельности и провести ее апробацию;
5) определить эффективность проведенной работы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
- I этап (май-август 2022 г.) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
- II этап (сентябрь 2022 г.) предполагал проведение диагностики по выявлению исходного уровня сформированности мелкой моторики рук у младших дошкольников;
- III этап (сентябрь 2022 г. - март 2023 г.) включал формирующий эксперимент, направленный на определение и апробацию на практике содержания работы по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников на основе использования в этом процессе театрализованной деятельности;
- IV этап (апрель 2023 г.) предусматривал повторную диагностику и определение эффективности предложенной работы в развитии мелкой моторики рук младших дошкольников.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что использование театрализованной деятельности способствует более эффективному развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) теоретический анализ литературы;
2) педагогический эксперимент;
3) анализ продуктов деятельности детей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды таких исследователей как, Н.А. Берштейна, М.С. Воронцовой, Л.С. Выготского, М.П. Денисовой, И.М. Сеченова, Н.Л. Фигурина, Н.М. Щелованова, Д.Б. Эльконина и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе ДОО.
База исследования - МБДОУ д/с №1 с. Русский Камешкир Пензенской области.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [5].
Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития зрения, осязания, формирования кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.
Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений [6].
В педагогической практике развитию мелкой моторики уделяется внимание уже в первом полугодии жизни, когда младенцу предлагаются игры различной степени сложности в зависимости от возраста. Прежде всего, создаются условия для различных действий с предметами: схватывание, ощупывание, бросание. Эта линия продолжается и в раннем детстве, благодаря играм с автодидактическими игрушками, особенности которых побуждают детей выполнять различные ручные движения: втыкание, нанизывание, продевание, растегивание, застегивание, а также развитию элементарных игровых действий с сюжетными игрушками [11].
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга [29].
Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т. к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действий по показу взрослого.
Еще в древности игрушки детям делали из доступных в скромном быту материалов. Поскольку больше времени с детьми проводили матери, которые занимались ткачеством, шитьем и прядением, они и кукол делали из ткани, ниток. Практически не используя иголку, лоскутки скручивали особым образом, а в нужных местах для прочности обматывали нитками.
Доступная в быту - глина - также использовалась детьми в игре. Маленькому ребенку давали кусочек этого природного материала, чтобы он помял его в руках, придав форму путем тонкой, ловкой, слаженной работы пальцев. Более грубая по фактуре глина покорялась детям постарше, из нее делали посуду и игрушки [20].
Таким образом, еще с древних времен пальчиковые игрушки служили развитию детского творчества, были предметом детских забав и игр.
Уникальным средством, позволяющим включать в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой - затрагивать «мир образов», является театр. Он позволяет соблюсти более плавный переход от умения оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников - игру [17].
Театрализованная деятельность способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Данный вид деятельности знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения.
В педагогической практике современного детского сада применяется систематизированный план по внедрению разнообразных театров в работу с детьми, в основу которых положен принцип постоянного наращивания трудности в театрализованных играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение. Четко обозначены направления работы в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности дошкольников, что позволят развивать мелкую моторику пальцев рук, речевые способности детей, коммуникабельность, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности, делает обучение интересным, содержательным, ненавязчивым [13].
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной нами темы исследования.
Объект исследования - развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников.
Предмет исследования - театрализованная деятельность как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования - определить эффективность использования театрализованной деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) охарактеризовать особенности развития мелкой моторики рук у младших дошкольников и влияние на этот процесс театрализованной деятельности;
3) провести диагностическое исследование исходных уровней развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
4) определить содержание работы по развитию мелкой моторики рук у младших дошкольников на основе использования театрализованной деятельности и провести ее апробацию;
5) определить эффективность проведенной работы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
- I этап (май-август 2022 г.) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
- II этап (сентябрь 2022 г.) предполагал проведение диагностики по выявлению исходного уровня сформированности мелкой моторики рук у младших дошкольников;
- III этап (сентябрь 2022 г. - март 2023 г.) включал формирующий эксперимент, направленный на определение и апробацию на практике содержания работы по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников на основе использования в этом процессе театрализованной деятельности;
- IV этап (апрель 2023 г.) предусматривал повторную диагностику и определение эффективности предложенной работы в развитии мелкой моторики рук младших дошкольников.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что использование театрализованной деятельности способствует более эффективному развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) теоретический анализ литературы;
2) педагогический эксперимент;
3) анализ продуктов деятельности детей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды таких исследователей как, Н.А. Берштейна, М.С. Воронцовой, Л.С. Выготского, М.П. Денисовой, И.М. Сеченова, Н.Л. Фигурина, Н.М. Щелованова, Д.Б. Эльконина и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе ДОО.
База исследования - МБДОУ д/с №1 с. Русский Камешкир Пензенской области.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В младшем дошкольном возрасте может обнаруживаться недостаточность таких двигательных качеств, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость, а также недоразвитие пальцевого праксиса. Может отмечаться общая моторная неловкость, нарушение ручной моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения новых движений.
Поэтому так важно уделять внимание развитию мелкой моторики рук у младших дошкольников в образовательном процессе ДОО.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Для выявления уровня развития мелкой моторики применяются различные диагностические методы, часть из которых была использована нами в данной работе. Это позволило нам составить представление о характере мелкомоторных функций у наблюдаемой группы детей и на основании результатов обследования определить содержание работы с ними по данному направлению.
Во второй главе описывается педагогический эксперимент по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, который был проведен на базе МБДОУ д/с №1 с. Русский Камешкир Пензенской области. В исследовании принимали участие 24 ребенка младшего дошкольного возраста (3-4 года): 12 дошкольников вошли в состав экспериментальной группы (ЭГ), 12 малышей - в состав контрольной (КГ).
Экспериментальную работу мы начали с констатирующего эксперимента. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил отметить, что в ЭГ и КГ развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста находится в основном на среднем и низком уровнях.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента данных на следующем этапе был осуществлен формирующий эксперимент. Он был направлен на проверку эффективности работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с помощью теотрализованной деятельности.
Основным направлением работы на формирующем этапе эксперимента являлась театрализованная деятельность с детьми, основанная на использовании различного вида детских театров: кукольный, на фланелеграфе, плоскостной, настольный и др. В работе с детьми нами были использованы разные формы организации деятельности: ООД;
дидактические игры и упражнения, с использованием разнообразного материала; этюды; пальчиковая гимнастика; сюжетно-ролевые игры и др. Вся работа велась нами в рамках специально разработанного проекта «В гостях у сказки».
Результаты проведенной контрольной диагностики показали, что у детей ЭГ низкого уровня развития мелкой моторики рук не выявлено. Высокий уровень развития мелкой моторики рук составил 42%. По сравнению с констатирующим этапом эксперимента дети проявляли большую самостоятельность и правильность выполнения в использованных нами методиках. В КГ, где проводилась работа по развитию мелкой моторики рук с использованием традиционной методики, показатели также изменились, но не так значительно.
Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы с использованием театрализованной деятельности привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Полученные результаты исследования дают основание сделать обобщенный вывод о том, что цель исследования достигнута. Вместе с тем исследование выявило ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено.
Поэтому так важно уделять внимание развитию мелкой моторики рук у младших дошкольников в образовательном процессе ДОО.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Для выявления уровня развития мелкой моторики применяются различные диагностические методы, часть из которых была использована нами в данной работе. Это позволило нам составить представление о характере мелкомоторных функций у наблюдаемой группы детей и на основании результатов обследования определить содержание работы с ними по данному направлению.
Во второй главе описывается педагогический эксперимент по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, который был проведен на базе МБДОУ д/с №1 с. Русский Камешкир Пензенской области. В исследовании принимали участие 24 ребенка младшего дошкольного возраста (3-4 года): 12 дошкольников вошли в состав экспериментальной группы (ЭГ), 12 малышей - в состав контрольной (КГ).
Экспериментальную работу мы начали с констатирующего эксперимента. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил отметить, что в ЭГ и КГ развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста находится в основном на среднем и низком уровнях.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента данных на следующем этапе был осуществлен формирующий эксперимент. Он был направлен на проверку эффективности работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с помощью теотрализованной деятельности.
Основным направлением работы на формирующем этапе эксперимента являлась театрализованная деятельность с детьми, основанная на использовании различного вида детских театров: кукольный, на фланелеграфе, плоскостной, настольный и др. В работе с детьми нами были использованы разные формы организации деятельности: ООД;
дидактические игры и упражнения, с использованием разнообразного материала; этюды; пальчиковая гимнастика; сюжетно-ролевые игры и др. Вся работа велась нами в рамках специально разработанного проекта «В гостях у сказки».
Результаты проведенной контрольной диагностики показали, что у детей ЭГ низкого уровня развития мелкой моторики рук не выявлено. Высокий уровень развития мелкой моторики рук составил 42%. По сравнению с констатирующим этапом эксперимента дети проявляли большую самостоятельность и правильность выполнения в использованных нами методиках. В КГ, где проводилась работа по развитию мелкой моторики рук с использованием традиционной методики, показатели также изменились, но не так значительно.
Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы с использованием театрализованной деятельности привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Полученные результаты исследования дают основание сделать обобщенный вывод о том, что цель исследования достигнута. Вместе с тем исследование выявило ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено.



